Проблемное обучение как метод активизация умственной деятельности учащихся на уроках географии
учебно-методический материал по географии

Проблемное обучение

как метод активизация умственной деятельности учащихся

на уроках географии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnoe_obuchenie.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблемное обучение

как метод активизация умственной деятельности учащихся

на уроках географии ".

Организация учебного процесса в школе предполагает взаимодействие различных видов познавательно деятельности: репродуктивный, репродуктивно-образовательный и продуктивной при ведущей роли. Формирование познавательной деятельности возможно при наличии системы обучения учащихся самостоятельному добыванию знаний. Задача состоит в организации процесса обучения таким образом, чтобы он обеспечивал умственное развитие учащихся, т.е. сделал его  развивающим.

Важной составной системы развивающего обучения является необходимость:

    1)осознание учащихся процесса обучения;

    2)учитель должен организовать деятельность своих учеников так, чтобы они   стали активными субъектами познавательного процесса.

С целью активации учебного процесса в школе я  применяю проблемное обучение.

 Проблемное обучение — это дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной мыслительной деятельности ученика.

Сущность проблемного обучения составляют два понятия:

1. Проблемная ситуация — это состояние интеллектуального затруднения явно или смутно осознанного человеком, пути преодоления которых требуют поиска новых знаний, новых способов действия.

2. Проблема — это тот элемент проблемной ситуации, который вызывает затруднение и принимается человеком для решения.

Форма выражения проблемы:

а) проблемный вопрос (задача);

б) проблемное задание.

Проблемное обучение — это дидактический подход, основой которого являются:

  1. создание проблемных ситуаций,
  2. организация учащихся на их анализ,
  3. обучение учащихся решению проблем,
  4. формирование умения видеть и формулировать проблему.

Самостоятельная познавательная деятельность учащихся — характерный признак проблемного подхода. При этом степень самостоятельности учащихся бывает различной, в зависимости от применяемых методов обучения.

Методы проблемного обучения: I) проблемное изложение,

II) частично-поисковый (эвристическая беседа),

III) исследовательский метод.

I) Проблемное изложение — его цель — показать образец решения проблемы.

Тема: Особенности природы Урала.

Проблема: формирования природы территории как результат взаимодействия:

а) внутренних и внешних процессов,

б)  зональных и  азональных факторов,

в) антропогенных факторов.

Излагаю материал так, чтобы доказать, что современная природа Урала — результат сложного взаимодействия многообразных факторов, зачастую действующих в противоположных направлениях.

Тема: Городское и сельское население. Особенности урбанизации в России.

Проблема: Какие города лучше для жизни людей большие или малые?

В процессе изложения последовательно показываю:

  1. преимущества и недостатки каждого из типов городов с точки зрения: развития производства, занятости населения, образования и культуры.
  2. Сопоставляю ситуацию в области: экологии, транспорта, социальной среды и т.д.

Вывод в конце проблемного изложения: невозможно однозначное решение проблемы, т.к. каждый из видов городов имеет недостатки и достоинства.

Проблемное изложение даётся учащимся нелегко, поэтому целесообразно в конце урока воспроизвести систему доказательств учителя в целом или по отдельным смысловым блокам.

II) Частично- поисковый метод (эвристическая беседа) — этот метод постепенно приобщает учащихся к творческой деятельности.

С помощью чего это достигается?

  1. с помощью проблемных (или творческих заданий):

учитель — а) конструирует задание,

                    б) сообщает его учащимся,

                    в) расчленяет задание на несколько задач и вопросов,

                    г) выразительная форма этого метода — эвристическая беседа.

Учащиеся — осуществляют поисковую деятельность, но не вполне самостоятельно, а под руководством учителя.

Тема: «Почва России».

Проблемное задание: «Объясните, как повлияло древнее оледенение на почвы?»

Подвопросы:

  1.  В чём заключается деятельность ледника в северной части Русской равнины?
  2. Где почвы моложе — на севере или на юге Русской равнины?
  3. Какие почвы имеют большую мощность — более молодые или более старые?
  4.  Чем объясняется малая мощность и каменистость почв Кольского полуострова и Карелии?

В заключении опять повторяю вопрос: «Как повлияло древнее оледенение на почвы?»

Делается обобщение и вывод.

III) Исследовательский метод — приобщает школьников  к творческой деятельности.

Этот путь, по сравнению с другими, предполагает самостоятельное выполнение творческого задания.

Долговременные творческие задания:

выполняются в краеведческой работе.

1.Проект «Календарь природы Подмосковья»

2. Исследовательская работа «Погода и климат Подмосковья»

Кратковременные творческие задание:

требуют переосмысления ранее усвоенных знаний и работы с разными источниками (картами).

Виды проблемных заданий по географии.

  1. Задания, проблемный  характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи.

Знают: широта ниже — тепла больше, и наоборот.

Проблемное задание (анализ карт атласа):

«Почему же в Африке средние температуры в тропических широтах выше, чем в экваториальных?»

  1. Задания на установление многозначных примерно следственных связей:

«Какие изменения наступают в природе средней полосы России после рубки леса?»

«Какие факторы способствовали тому, что США стали ведущей державой мира?»

  1. Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать ими (ситуация антиномий — противоположных суждений, рассуждение по типу «и то и другое одновременно»).

10 класс. «Увеличилось или уменьшилось в период НТР влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?»

9 класс. «Выгодно или нет ЭГП России?»

«Используя знание по географии России, объясните, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны. Благоприятствует или затрудняет это развитие хозяйства?»

8 класс. «Какое воздействие оказывают текучие воды (реки) на рельеф разрушают или созидают?»

7 класс. «Единство и борьба противоположностей». Этот философский закон применим к работе внутренних и внешних факторов влияющих на рельеф. Как вы это понимаете?»

  1. Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например, о происхождении вечной мерзлоты, образовании лёссовых плато, изменения климатов Земли.
  2. Задания-парадоксы. (Парадокс — это неожиданность, идущая вразрез с привычным представлением).

8 класс. «Реки, текущие по европейской части России и Сибири разливаются один раз в год, а реки Средней Азии — Сырдарья, Амударья и Зеравшан — имеют два паводка — весной и летом. Как это можно объяснить?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как метод активизации познавательной деятельности учащихся

Чтобы соответствовать современным требовани­ям, выпускник школы должен глубоко усвоить ос­новные идеи современной физики, овладеть систе­мой научных понятий, уметь ориентироваться в на­учно-техн...

Методический семинар "Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка"

Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка...

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики.

      Активизация познавательной деятельности учащихся будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников школы, если будет реализовываться деятел...

Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках химии

Среди различных форм активизации учебного процесса и формировании компетентностных подходов, центральное место принадлежит проблемному обучению, цель которого «научить ученика мыслить»....

Влияние « Метода проекта» на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках географии

Реализация метода проектов перспективна при изучении географии; работа в указанных формах вызывает у учащихся интерес и является более результативной, чем на традиционных уроках....