Активизация познавательной деятельности учащихся через игровые технологии.
занимательные факты по географии по теме

Стекленёва Светлана Юрьевна

Раскрывается  значение игровой технологии для развития познавательного интереса у учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon steklenyova.igrovye.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

© С.Ю. Стекленёва

МОУ «СОШ р.п. Духовницкое Саратовской области»

р.п. Духовницкое, Саратовская область

Окружающий нас мир с каждым днём становится всё более непредсказуемым, динамичным, требующим от человека поисковой активности. Желание новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты поведения детей.

 Игровая деятельность присуща практически абсолютно всем людям, независимо от возраста. В ходе игры педагог имеет возможность в увлекательной форме предложить детям тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса, выработать у детей умение сосредотачиваться, самостоятельно мыслить, развивать внимание и стремление к знаниям. Если в среднем звене преобладают такие игры, как игры – путешествия, игры – сказки, то в старших классах на лидирующие позиции выходят ролевые игры, связанные с видами деятельности, разнообразными общественными сферами, подготавливающие учащихся к будущей самостоятельной жизни.

Как повысить интерес учащихся к изучению школьных дисциплин? Этот вопрос волнует многих учителей.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более новым и глубоким знаниям. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов обучения школьников. И задача педагога, в развитии познавательного интереса у учащихся, состоит не в том, чтобы быть экскурсоводом в путешествии знаний, а в том, чтобы быть консультантом, помощником.

Любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано её стимулирование. Стимулировать – значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию.

В школе я активно применяю различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространёнными являются: соревнование, познавательная игра, учебная дискуссия, поощрение. Согласитесь, что детям в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, первенству, самоутверждению. Действительно, переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъём бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперёд.

На мой взгляд, если информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, то у школьников возникает желание изучать географию и после звонка с урока. Хорошо организованные и интересно проведённые уроки помогают обобщить знания детей, проявить их инициативу и самостоятельность, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Совместная творческая работа сближает учащихся и учителей, способствует формированию настоящего коллектива единомышленников.

Главный стимул учиться – неизвестность. Смысл учебного процесса – не передача суммы знаний, а сама личность школьника. Неизвестность манит. Неизвестность – это мотивировка движения. Школьники не получают готового знания, они сами, ошибаясь, упираясь в тупик, блуждая, идут к нему. Момент напряжения, сбора сведений, поиска ответов может продолжаться очень долго. Но рано или поздно, к решительным и настойчивым приходит удача.

В настоящее время для практики обучения географии характерно сочетание традиционных и новых педагогических технологий. Я думаю, что в настоящее время, игровые методики приобрели большую популярность и отличаются разнообразием. Игра может рассматриваться с разных позиций:

- как форма активного обучения (нестандартный урок);

- как форма организации учебной деятельности;

- как новая технология обучения.

Игровые технологии помогут учителям формировать у учащихся интерес к предмету, расширить их кругозор, вселить уверенность в свои силы, и возможно, преуспеть в играх, что в свою очередь может привести к успехам в учёбе и жизни.

Новые возможности проведения игр оказывают компьютеры. В них можно заложить не только разнообразную информацию в виде текста, картосхем, статистического материала, но и наглядно моделировать изучаемые процессы и явления, обрабатывать информацию, подводить итоги. Это значительно облегчает работу учителя по подготовке игры, и оценке её результатов, сделает деятельность учащихся более содержательной и приблизит её к реальной жизни.

Практика работы в школе № 90 города Самары и МОУ «СОШ р.п. Духовницкое Саратовской области» убеждает в том, что даже небольшие изменения в организации учебной деятельности – создание проблемной ситуации, введение игровых моментов благотворно влияют на учеников.

Без интереса к предмету, без умения добывать новые знания школьники быстро могут потерять мотивацию в образовательном процессе, снизится их внимательность, а как следствие и успеваемость. На мой взгляд, в таких условиях важной задачей становится привитие школьникам интереса к изучаемому предмету. Одним из методов достижения данной цели является применение на уроках игровых технологий.

Например, каждый урок я провожу с географической разминки – «Дата - Событие». Ученики пришли на урок. Записывая дату на доске, школьники  вспоминают различные события данного времени, но  которые происходили в разные годы. Практикую и умения показывать  по географической карте страны или  природные ландшафты, где произошли данные события. К следующему уроку, ученики самостоятельно готовятся к выступлению, так как дата урока им уже известна из  школьного расписания.

 На уроках географии использую различные источники информации: учебники, атласы, глобус, справочники. Источником информации является и компьютер. Открываются новые возможности: создание презентаций, слайд – шоу, игры, интерактивное моделирование физических объектов, электронные карты, тестовый контроль.

Считаю рациональным выводить на экран планы характеристик, описаний, планы практических работ, таблицы, справочные материалы.

На уроках – практикумах учащиеся совершенствуют свои умения составлять карты, заполнять таблицы, работать со статистическими материалами. Большое внимание уделяю тому, какой вклад вносят учащиеся в создание презентаций. Поэтому стараюсь превратить эту работу в творческий процесс с элементами проектной деятельности. В этом случае, на мой взгляд, у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках.

На уроках для развития познавательной деятельности учащихся использую карты - мозаики. Карты – мозаики представляют собой географические как тематические, так и контурные карты, выполненные на картонной основе. Главная цель работы с такими картами – заинтересовать учащихся, повысить мотивацию деятельности, вызвать желание работать с картой.

Использование карт – мозаик позволяет отработать знание географической номенклатуры, при этом можно использовать самые разнообразные формы самостоятельной деятельности: индивидуальные, парные, групповые. По моему мнению, преимуществ у данной формы работы несколько. Прежде всего, возрастает интерес к предмету, учащиеся во много раз быстрее усваивают правильно номенклатуру, возникает элемент соревнования в знании географической карты. Вот такая самостоятельная деятельность школьников может перейти на качественно иной, творческий уровень. От сбора готовых карт постепенно ученики переходят к самостоятельному составлению карт – мозаик. При оценке работ учащихся учитываю сложность выполняемого задания, степень самостоятельности и оформления.

В школе ученик проводит значительную часть своей жизни. На уроке в большей степени осуществляется его познание: создаётся фундамент образования, происходит воспитание, общение, развивается его творческая индивидуальность, формируется личность. Таким образом, истоки становления человека начинаются с урока в школе. И поэтому к уроку необходимо подходить не как к застывшей форме организации обучения, а как к источнику развития детей, раскрытию их способностей и возможностей в обучении.

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот поэтому в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Литература

  1. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотворчества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 – 144 с.
  2. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии: Методическое пособие для учителя по освоению и использованию педагогической технологии «ИСУД» - дидактического ресурса личностно-ориентированного образовательного процесса. – 2-е изд. – М.: «5 за знания», 2007. – 128 с.
  3. Подунов Л.С. Слагаемые мастерства педагога. М.: ДОСААФ, 1990. – 96 с.
  4. Сиротин В.И. Сборник заданий и упражнений по географии. 6 – 10 кл. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 265 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме:"Активизация познавательной деятельности учащихся через синтез педагогических технологий"

Данный опыт предоставляет конкретные пути реализации основополагающих документов в области образования:•         Концепция модернизации российского образо...

Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка

В данном  материале, отправленом на конкурс методических разработок и исследовательских работ по методике В.Ф.Шаталова, представлен опыт работы с опорными конспектами...

Методика. Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся через развитие внимания и памяти на уроках географии"

В статье дается материал ,который дает основание применть принципы и моменты с методической точки зрения ,как применять методы и приемы,чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся на урока...

Заметки при чтении конкурсной работы В. И. Ивановой «Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка», критические и дружеские

Статья не критическая в общепринятом значении слова критический. Это просто заметки-размышления по ходу чтения конкурсной работы Валентины Ивановны. В одном случае я позволяю не согласиться с авторско...

Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"

Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"...

Обобщение педагогического опыта по теме"Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания".

Цель работы: создание условий для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и развитии их ключевых компетенции на основе использования современных педагогических технологий и методов об...

Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."

Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для  активизации познавательной деятельности учащихся.    Задачи опыта: Раскрыт...