Заповедные территории России
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Никитина Елена Леонидовна

Предварительный просмотр:

Тема: «Заповедные территории России и их предназначение» (в форме устного журнала).

обобщить знания о природных ресурсах, их использование и тех изменениях в природе, которые изменяют под влиянием деятельности человека;

Определить природоохранные меры

Задача урока:

Познакомить с разнообразием заповедников

Выявить, что возникновение проблем связано с антропогенной деятельностью;

Развивать любовь к природе, окружающему миру;

Сопереживание за творимые беды;

Воспитание чувство ответственности за содеянное;

Ознакомление с правилами поведениями в природе.

Ход урока:

1 страничка журнала.

В чем проблема нашего времени? (звучит музыка, слышно пение птиц)

Как–то, собравшись с последними силами,

 Создал господь планету красивую.

 Дал ей форму шара большого,

 И посадил там деревья, цветы

 Травы невиданной красоты.

 Много животных там стало водиться:

 Змеи, слоны, черепахи и птицы.

 Вот вам подарок, люди, владейте.

 Землю вспашите, хлебом засейте.

 Всем завещаю вам я отныне –

 Вы берегите эту святыню!

 Все бы хорошо, конечно было,

 Но…цивилизация на Землю наступила.

 Вырвался на волю технический прогресс,

 Мир научный, дремлющий доселе, вдруг воскрес.

 И подарил земному населению

 Адские свои изобретения

И очень жаль, что если и мы с вами, и все человечество последний раз слышит это чириканье, прекрасное пение птиц. (Из печатных данных). В 1992 г. В Рио-де-Жанейро политические деятели и ученые более чем из 170 стран приняли ряд решений, направленных на защиту природы Земли. За время, прошедшее со дня конференции, население планет выросло на 450 млн. человек, уничтожено огромные площади лесов, усиливается парниковый эффект, появилась экологическая эмиграция (т.е эмиграция из – за разрушения природных условий обитания в результате изменения климата, опустынивание). (В словаре находим понятие «парниковый эффект», экологическая эмиграция).

Мир природы изменяется и не в лучшую сторону. Мы теряем многие виды животных и растений, изменяется облик нашей планеты в результате деятельности человека. Проблемы рационального использования природных ресурсов тесно связаны с проблемами охраны и преобразования природы.

2 страничка нашего журнала. Что значит заповедные места?

В далеком прошлом, хотя уровень организации людей намного был ниже современного, а понимание в отношении природы было намного выше. Строго соблюдались сроки охоты, сборы лесных даров. На отдельных территориях запрещалась охота, с целью поддержания уровня воспроизводства зверей.

А у нас в Ханты – Мансийском автономном округе, где проживали ханты и манси многие места становились местом религиозного культа, священными местами.

Что же такое заповедник? Биосферный заповедник. Национальные парки. Памятники природы. Время их возникновения. (Работа со словарём. Определение данных понятий)

3 страничка нашего журнала. Характеристика ряда заповедников России.

Учащиеся характеризуют выбранные заповедники, а сидящие за партой информацию отражают в тетрадь, в таблицу №        Заповедники        Место их расположения и время возникновения        Его направление, охраняемые виды

1        Кандалакшский        Самый северный, у полярного круга, побережье Берингово моря и Белого. 1838 – год образования.        Охрана - птицы гага, птичьи базары.

(можно пользоваться презентацией заповедников России).

4 страничка нашего журнала. Поведение в окружающей среде.

«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, а значит пересесть из него просто некуда»

Антуан-де Сент-Экзюпери.

Есть просто храм, есть храм науки,

 А есть еще природы храм,

 С лесами, тянущими руки

 Навстречу солнцу и ветрам.

 Всегда в любое время суток,

 Он нам открыт в жару и стынь

 Входя в него, будь сердцем чуток,

 Не оскверняй его святынь

Сергей Смирнов

На доске вывешивается сюжетные картинки о природе. Ребята комментируют их. Выводят правила поведения в окружающей среде.

5 страничка нашего журнала. Заключительная.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

 Чтобы души не стали пусты.

 Охраняются звери, охраняются земли,

 Охраняются даже цветы.

 Если я сорву цветок,

 Если ты сорвешь цветок,

 Если все: и я, и ты,

 Если мы сорвем цветы,

 Опустеют все поляны

 И не будет красоты.

 Нам жить в одной семье,

 Нам петь в одном кругу.

 Давайте сохраним ромашку на лугу,

 Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

 Не рви меня на поле,

 Я только день живу

 Дай наглядеться вволю

 На солнце и траву


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация проектов «Алтайский край – край заповедных территорий»

Краткая аннотация к методической разработке урока-презентации проектов «Алтайский край – край заповедных территорий»  Данный урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обуча...

программа элективного курса "Заповедные места России"

Программа элективного курса для обучающихся 8-9 классов, рассчитана на 68 часов (1 час в неделю), полностью разработан УМК для 8 класса, можно использовать полностью или использовать как дополнительны...

УМК к программе "Заповедные места России"

Разработки уроков для 8 класса к программе "Заповедные места России". Материал можно использовать как дополнительный для уроков географии и биологии....

"Заповедные места России" 8 класс

Урок в 8 классе, знакомящий учащихся с организацией заповедного дела в России....

Урок из цикла " Формирование территории России" Присоединение Крымского плоуострова к территории России

Урок из цикла « Формирование территории России» ( Слайд 1)Присоединение Крымского полуострова к территории РФПодготовила учитель географии МБОУ СОШ №11г. Невинномысска  Демещук Светлана Але...

Заповедные территории России.

Заповедный урок проводится в связи со 100-летием заповедной системы России....