6 класс. Гидросфера 4 урок. "Движение вод в Мировом океане"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Глазова Алина Александровна

методическая разработка урока к разделу гидросфера 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 4_urok_dvizhenie_vod_m.o.zip1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 6-м классе

«Движение вод  Мирового океана»

Цели и зада:

  1. Объяснить образование ветровых волн, цунами, приливов, отливов.
  2. Описывать строение ветровых волн.
  3. Расширить сведения учащихся о видах волн, океанических течениях приливах и отливах, географии их действия.
  4. Совершенствовать работу учащихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, дополнительной литературой).
  5. Учить применять полученные знания на уроке в нестандартной жизненной ситуации.
  6. Развивать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: Карта полушарий (физическая). Атласы. Карточки для рефлексии урока. Задания для «Географических исследований»  Тест на каждого ученика. Презентация «Движение воды в мировом океане».  Опорный конспект на каждого ученика.

Содержание урока:

  1. Организация работы на уроке /раздача карточек/

«Рефлексия и оценочная деятельность на уроке»

Фамилия, имя ученика _______________________________________________

тестирование

опорный
конспект

сообщения

«Географические
исследования»

Итоги за урок

10 баллов –

4 балла –

1 балл –

3 балла –

18 баллов –

Критерий оценки:

«5» - 16-18 баллов
«4» - 13-15 баллов
«3» - 9-12 баллова


  1. Проверка домашнего задания.
    -Какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Мировой океан
  1. Тестирование по домашнему заданию 
  1. Самый большой океан:

А)Индийский,                         Б)Тихий,         

В)Северный Ледовитый,                 Г)Атлантический

  1. Наибольшие глубины характерны для океана:
    А)Северного Ледовитого,         Б)Тихого,

В) Индийского,                         Г)Атлантического

  1. Море, практически, со всех сторон окружённого сушей:
    А)окраинное,                         Б)материковое,

В)межостровное,                 Г)внутреннее

  1. К окраинным морям не относится:
    А)Карское,                         Б)Балтийское,

В)Северное,                         Г)Аравийское

  1. Средняя солёность вод Мирового океана составляет:
    А)28‰,        Б) 35‰,                 В)37‰,                Г) 42‰
  2. Средняя температура поверхностных вод океана равна:
    А)+4º,         Б)+17º,                 В)+10º,                 Г)+20º
  3. какие океаны соединяются проливом Дрейка:
    А)Северный Ледовитый и Тихий
    Б)Атлантический и Индийский
    В)Атлантический и Тихий
    Г)Индийский и Тихий
  1. Марианская впадина является частью:
    А)Атлантического,                Б) Северного Ледовитого,

В)Тихого,                         Г)Индийского океана

9.Гвинейский залив омывает:
А)Евразию,                 Б)Австралию,

В)Африку,                 Г)Южную Америку

  1. Самый крупный остров Земли:
    А)Мадагаскар,                 Б)Новая Гвинея,

В) Гренландия,                 Г)Сахалин

  1. Проверка тестирования и запись результатов в карточку За каждый правильный ответ один балл.
  1. Изучение нового материала:
    - какие свойства воды обеспечивают возможность её движения?
    /температура и солёность/
    - о чём мы сегодня узнаем?
    /читают стр.76 «Волны в океане»
    - и так тема нашего урока:
    «Волны в океане» - зачитывают дети

    -
    Мировой океан находится в постоянном движении, наша задача познакомиться с основными видами движения воды, причинами их возникновения, географией их действия
    По ходу изучения нового материала вы должны составить
    Опорный конспект по представленному образцу 

Слайд №2        опорный конспект

И заполнить таблицу в рабочей тетради с.46.

волны

Причина возникновения

Характеристика(высота средняя и максимальная, длина, скорость распространения)

Ветровые

Цунами

Приливные

  1. Зачитывается стихотворение Н.А. Некрасова «Непонятная песня» на фоне слайда №3 или рис. 50 с.77 учебника
    ...Клокочет, бушует, волнуется море
    Сердито и грозно, седые валы
    Как вихри летают на буйном просторе
    И силятся сдвинуть крутые скалы.
    Смотрите, смотрите - как грудью, могучей
    Они, разъяренные бьют в берега!
    Но вот на средину отхлынули тучей,
    Как будто заслышав призванье врага.
    Как будто меж ними затеялась ссора -
    Ревут ураганом, громами гремят,
    Понять невозможно их чудного хора,
    Но, кажется, что-то они говорят…


    -Так что же такое
    «Волна»?

- Строение волны – слайд №4

Разновидности волн
-
ветровые волны (штиль, шторм) - слайд №5

Причины их образования (переменные ветры)

Высота ветровых волн - (работа с текстом стр.76), заполнение таблицы в тетради с.46

Описание цунами - чтение наизусть отрывка

«Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина - верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот…»

( сообщение)

-26 декабря 2004 года. Ровно 6 лет назад произошло страшное событие, которое привело к гибели 234 тысяч человек. Может быть, кто-то из вас слышал об этой трагедии и может рассказать?

- Утром 26 декабря 2004 года самое мощное за последние сорок лет землетрясение в районе острова Суматра вызвало волну высотой с двухэтажный дом, двигавшуюся со скоростью реактивного лайнера. Отсутствие надежных мер оповещения привело к фатальным последствиям для жителей прибрежных районов Индонезии, Таиланда, Шри-Ланки и Индии - погибли тысячи людей, среди которых были и туристы, отдыхающие из разных стран, в том числе и из России, приехавшие встретить наступающий Новый год.

- Ребята! А что это за волна высотой с двухэтажный дом и двигавшаяся со скоростью реактивного лайнера? (Цунами)

Цунами – огромные морские волны, возникающие в результате прибрежных или морских землетрясений. В переводе с японского цунами – волна в заливе.

Оценивают цунами по шестибалльной шкале, где 1 балл – волна отмечается только специальными приборами (мореографами), а 6 баллов – катастрофическое явление, когда выброшены на берег суда, повреждены волноломы, разрушены здания, перевернуты железнодорожные составы, побережье опустошено, а суша затоплена далеко от берега. Разрушительна и воздушная волна, идущая перед водяным валом. Она сносит крыши и дома, срывает двери и окна, а на людей действует как взрывная волна

География волн цунами –карта «Землетрясения» слайд №6 

- А теперь обратимся к территории России, которую постигала печальная участь «встречи» с цунами.

В России эти огромные волны (у берега они могут достигать высоты 50 м) возможны на Сахалине, Курилах и Камчатке.

Первое в России "моретрясение" было зарегистрировано на Камчатке в 1737 году. По словам очевидца, "последовали волны ужасного и несравненного трясения, потом взвилась вода на берег в вышине сажен 30, которая, нимало не стояв, сбежала в море. От сего наводнения тамошние жители совсем разорились. скончали свой живот".

Цунами подвергают опасности восточное побережье полуострова Камчатка и Курильские острова. Сильное цунами обрушилось осенью 1952 года на этот район. Волны в некоторых местах поднялись до 18 метров и двигались со скоростью 500 км/ч.

В г. Северо-Курильске утонуло несколько тысяч человек.

Физминутка.

  1. Сообщение - В 1784 г. пошёл ко дну японский корабль. Команда высадилась на коралловый риф в Тихом океане. Один из моряков, умирающий от истощения, написал на кусочке дерева историю своего путешествия, запечатал в бутылку и бросил в море. Морские течения с удивительной точностью принесли бутылку к берегу, расположенной вблизи той деревни, где родился автор записки, но, к сожалению, только через…150 лет после катастрофы, в 1935 году. 

 О каком виде движения воды говорилось в сообщении?
-
Океанические течения 

  1. Понятие - зачитывают в учебнике на стр.80
  2. Причины образования - объясняет учитель (постоянные ветры)
    слайд №7
  3. Виды течений (теплые и холодные) 
  4. География и закономерности размещения тёплых и холодных течений
    (холодные от полюсов, теплые от экватора)
    учитель дополняет об отклонениях течений в северном и южном полушариях
    К (эл. учебник)- «Поверхностные течения» и атлас стр.14-15

«Мои географические исследования»

работа с картами в группах по заданию учителя: слайд №8

Первая группа
А) Моряки
 нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода уничтожила некоторые буквы и цифры,и вместо точного указания места сохранились только следующие обрывки: 42º ш. 173º з. У остр…Нов…

Вторая группа
Б) В какой части Атлантического океана на 50º - 60º с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы? Объяснить свой ответ

Третья группа
В) Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 30º с.ш. и 70º з.д.
Лётчик в резиновой лодке долго плыл на северо-восток и был подобран на корабль
на 36º с.ш. и 50º з.д.
1.Определить место падения самолёта, путь лётчика в резиновой лодке, место встречи с кораблём.
2.Объяснить перемещение лётчика на северо-восток.

Четвертая группа
Г) На побережье Тихого океана Южной Америки находится самая засушливая пустыня мира Атакама. Как можно объяснить её образование?

  1. Значение течений
    - влияние на климат - зачитать в учебнике – стр.80

    Учитель: Следующий вид движения воды в океане -
    Приливы и отливы слайд №9 (рис.52)заполнить таблицу в тетради с.46
  1. Понятие –
  2. Причины образования - зачитать в учебнике стр. 79
  3. Высота приливов -,
  4. Использование приливов и отливов

 Итак, мы разобрали все основные виды движения воды в океане.
Вы смогли воспроизвести изученный материал в опорном конспекте?

Проверим результаты работы по видам движения воды в океане – запись результатов в карточку (2ответа - 1 балл)
- на слайде опорный конспект с правильными ответами
слайд №10



Ребята! Кто из вас не допустил ни одной ошибки?

  1. Подведение итогов за урок
    Поднимите руки те, ребята, которые получили сегодня за урок оценку «5», «4»
  2. Домашнее задание
    Составить словарь терминов по теме «Движение воды в океане»
    слайд №11 

Приложения к конспекту урока

«Движение вод в Мировом океане»


Рис.1


рис.2


рис.3


Рис.4


рис.5

 


Рис.6


рис.7

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 класс. Гидросфера 6 урок. "Контрольная работа по теме: Мировой океан»."

Контрольная работа расчитана на урок состоит из трёх частей: тестовойзадания с развёрнутым ответом и практическая работа...

Урок по геометрии, 9 класс. Тема урока: «Движение. Решение задач».

Материал относится к преподаванию математики. Урок по геометрии 9 класс по учебнику Атанасян Л.С. по теме "Движение".  Тип урока:совершенствования умений и навыков. Форма урока: групповая с...

Методическая разработка урока географии для 6 класса "Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане"

Разработка урока географии для 6 класса по теме «Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане» может быть использована учителями, работающими по программе В.П. Дронова, Л.Е....

Зачёт по теме "Гидросфера. Мировой океан" 6 класс

Зачет в 6 классе по учебнику "Землеведение", Дронов...

Опорно-логический конспект по географии "Мировой океан-часть гидросферы" в рамках ФГОС ООО (5 класс)

Данная разработка подходит для самостояетльного изучения темы, можно применить ее для работы по группам, можно индивидуально (вклеить в тетради обучающихся для повторения) по учебнику - А.А. Летягин....

План-конспект урока биологии в 6 классе Тема урока: Движение.

План-конспектурока биологии в 6 классеТема урока: Движение....