Развитие самостоятельности учащихся в процессе реализации практических методов обучения географии
статья по географии по теме

Евдакова Лариса Геннадиевна

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.                                                                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossypi.docx123.31 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельности учащихся в процессе реализации практических методов обучения географии

Ученик на уроке – не пассивный исполнитель, а активный участник.

Введение

 Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.                                                                             Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Для развития творческих способностей учащихся необходимо развивать их способности к анализу, к содержательным обобщениям, установлению причинно-следственных связей, к действиям в уме, раскрытию логики рассуждений, их стремление к самостоятельному решению различных задач, нестандартным объяснениям различных явлений.
Творческое мышление отличается самостоятельностью, богатством и разнообразием мыслительной деятельности. Надо учить школьников не только давать ответ на поставленный вопрос, но и раскрывать логику рассуждений, приведших к данному выводу.
При самостоятельной, творческой деятельности в процессе решения учебных задач знания накапливаются и развиваются.
Обучить творчеству как самостоятельному виду деятельности - это новая, неповторимая задача. И путей решения их как минимум столько же, сколько и задач, а подчас и значительно больше, так как многие задачи могут иметь не одно решение.
Виды самостоятельной работы, используемые на уроках географии

Наше время, перенасыщенное  всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет  особые  требования к образованию.  Мы должны не только дать знания детям и научить думать, анализировать,  отбирать необходимую  информацию. В настоящее время все понимают важность проблемы усвоения знаний и развития школьников в процессе обучения.
Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах школ  сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии.  Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют иных подходов в организации учебного процесса.
       Уровень сложности материала достаточно высок, и его форсированное изучение традиционными методами препятствует действительному усвоению знаний и овладению необходимыми умениями. Одной из причин снижения эффективности образовательного процесса является и однообразие учебной деятельности учащихся.
    Знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся. Обучение детей определяет характер их психического развития.                                                                                                                                Продуманная работа учителя должна создать условия для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, приблизить школьника к его главной цели – формированию умения  учиться, развитию познавательной и творческой активности, живому осмыслению географии, овладению содержанием предмета, развитию в себе качеств, необходимых для творческого отношения к жизни.
Сегодня очень важным для общества является воспитание людей инициативных, творческих, смелых в принятии решений. Для того чтобы воспитать такую личность необходимо развивать у своих учащихся способность к самостоятельному мышлению.
Содержание географического образования в настоящее время должно привести к существенным изменениям в методике преподавания географии. Эти изменения затронули весь учебный процесс: цели, методы, формы и средства обучения.
       Современный этап педагогической практики это переход от информационно - объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
В течение нескольких лет на уроках географии я применяю элементы технологии развивающего обучения.
Ведущим методологическим принципом его является не пассивное восприятие информации, а настоящее исследование того или иного вопроса с разных точек зрения.
    Развивающее обучение включает в себя и формирование самостоятельной познавательной деятельности, которое возможно при наличии системы обучения учащихся самостоятельному добыванию знаний.  Достичь этого удается в результате целенаправленного формирования приемов учебной работы. Усвоенные приемы становятся важным средством самостоятельного приобретения новых знаний не только в условиях внутриклассного учебного процесса, но и вне класса и даже вне школы - в библиотеке, сети Интернет
Можно выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность учащегося в учебной деятельности:

  1. поисковая постановка учебных задач, требующая не простого восприятия учебного материала, а активной мыслительной деятельности;
  2. роль учителя на уроке сводится к направляющей и организующей функциям;
  3. систематический контроль за развитием навыков самостоятельной работы путем устных и письменных разноуровневых заданий.


Система самостоятельных и практических работ по географии, их роль в усилении и направленности школьной географии

Вся система самостоятельных и практических работ по географии направлена на реализацию концепции углубленного географического образования учащихся как одно из составляющих модели учебно-воспитательного процесса гимназии в целом, предполагает решение одной из важнейших задач - интеллектуального развития личности ребенка.

Основная цель географии как науки - формирование у школьников географической картины единого мира, как составной части ноосферы, убеждение учащихся в необходимости установления и развития международного сотрудничества, формирование у них сознания необходимости усвоения моральных ценностей человечества, норм и правил цивилизованного общества.

Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

  1. Формирование географического мышления школьников, развитие свободно и творчески мыслящей личности.
  2. Передача учащимся всей суммы системных знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире.
  3. Формирование у школьников представления о целостности окружающего мира при его территориальном, социально-экономическом и природном разнообразии.
  4. Формирование географической, картографической, геоэкологической и социально-экономической грамотности - важной составляющей культуры каждого человека.

Урок - главная форма организации учебно-познавательной деятельности. Он должен быть направлен на формирование у каждого ученика устойчивых навыков в применении изученного материала на формирование их мировоззрения, установление взаимосвязей с другими предметами, свободное владение языком предмета, для описания процессов и явлений. С целью активизации познавательной деятельности на уроках используем разные формы работы:

  1. индивидуальную,
  2. коллективную,
  3. фронтальную.

Так как в содержании школьного курса географии много познавательного материала, то это требует организации активных форм обучения. По темам: «Экологические проблемы регионов России», «Вулканы и землетрясения», «Политическая карта мира») мною проводятся семинары, дискуссии, игры, мультимедийные и дистанционные занятия, которые позволяют научить применять полученные знания, отстаивать свою точку зрения, формировать нестандартное мышление.

Организация учебного процесса предполагает взаимодействие различных видов познавательной деятельности: репродуктивный, репродуктивно-образовательный и продуктивной при ведущей роли. Формирование познавательной самостоятельной деятельности возможно при наличии системы обучения учащихся самостоятельному добыванию знаний. Достичь этого удается в результате целенаправленного формирования приемов учебной работы. Усвоенные приемы становятся важным средством самостоятельного приобретения новых знаний не только в условиях внутриклассного учебного процесса, но и вне класса и даже вне школы - в библиотеке, сети Интернет, турпоходах на спецкурсах.

Учебный процесс определяется в первую очередь его содержанием. Наибольшие трудности возникают у учащихся при усвоении теоретических знаний, выполнении самостоятельных работ, поэтому мне хотелось бы остановиться на теоретических вопросах, касающихся самостоятельных работ.

В своей работе со школьниками дифференцированно использую различные виды самостоятельных работ

Одной из важнейших задач самостоятельных работ является обучение учащихся использованию различных источников знаний. Поэтому перечисленные выше основные источники географических знаний и определяют виды используемых в обучении географии самостоятельных работ.

Мною задействован следующий арсенал видов самостоятельных работ: 

  1. различного рода наблюдения, чаще всего на учебных экскурсиях;
  2. работа со школьным учебником (прием и составление плана, рассказ по плану;
  3. ответы на вопросы, связь текста с иллюстрациями, составление вопросов к иллюстрациям);
  4. установление взаимосвязей и причин явлений;
  5. задание на пути формирования какого-либо понятия (индуктивный или дедуктивный) и т. д.

Тем не менее, несмотря на эрудированный и сравнительно интеллектуальный состав школьников нашей гимназии наиболее трудными приемами самостоятельной работы у многих учащихся являются: выявление состава знаний, пути формирования понятий, работа с учебником, картами и контурными картами одновременно,

Самостоятельная работа всех учащихся (за редкими единичными исключениями объективного или субъективного характера) с разнообразными средствами обучения и на уроке, и при домашней подготовке позволяет ставить и решать:

  1. образовательные задачи (формирование системы географических знаний умений и навыков),
  2. воспитательные задачи (формирование самостоятельности, навыков учебного труда)
  3. развивающие задачи (формирование некоторых приемов умственной деятельности).

Одной из главных задач самостоятельных работ является обучение учащихся использованию различных источников знаний, поэтому перечисленные выше основные источники географических знаний определяют виды используемых в общении географии самостоятельных работ.

Для работы с каждым источником знаний используется несколько разновидностей заданий, отражающих различные приемы работы учащихся. Остановимся на нескольких видах самостоятельных работ: наблюдение, работа с географической картой, с учебником.

Наблюдение - один из видов самостоятельных работ. Географические экскурсии являются одним из видов наблюдений. На экскурсии ребята учатся работать с различными приборами.

Предлагаю виды самостоятельной работы на экскурсии по заданиям учителя:

  1. охарактеризовать данный участок местности: с помощью нивелира измерить превышение одной части местности над другой;
  2. изучить горные породы, которыми сложена данная местность, взять их образцы;
  3. охарактеризовать растительность данного участка;
  4. изобразить участок местности на рисунке;
  5. выяснить причины изменения рельефа данной местности;
  6. как используется и охраняется данный участок человеком.

В ходе наблюдений учащиеся овладевают следующими приемами работы:

  1. фиксируют и обрабатывают наблюдение,
  2. устанавливают взаимосвязи между явлениями,
  3. работают с географическими приборами, соотносят горизонтали на рисунке и на местности с последующим вычерчиванием.

Самостоятельная работа с географической картой имеет большое значение для развития познавательной активности школьников. Например, рассмотрим прием определения географического положения реки при изучении темы "Гидросфера" в курсе 6-го класса.

Первый уровень усвоения знаний. 

Ученики усваивают и воспроизводят готовую информацию, т.е. вместе с учителем! дети описывают реку и записывают в тетрадь (объяснительно-иллюстрированный; метод).

Второй уровень усвоения знаний. 

Ученики применяют знания и умения по образцу в знакомой учебной ситуации, т.е. дети уже вместе с учителем работали по описанию по физической карте РФ, а теперь им дается задание самостоятельно определить географическое положение другой реки по плану (это репродуктивный метод).

План.

1. Название (назвать и показать реку).

2. Географическое положение:

а. на материке (на каком материке и в какой его части, между какими меридианами и параллелями);

b. относительно других объектов (положение относительно форм рельефа; где начинается, в каком направлении течет, куда впадает; примерная длина, к бассейну какой реки относится).

Третий уровень усвоения знаний. 

Ученики творчески применяют знания и умения в новой ситуации, т.е. также самостоятельно по плану, но уже не по физической карте РФ, и по физической карте полушария (это частично поисковый или исследовательский метод).

Таким образом, дети от совместной работы с учителем переходят к самостоятельной работе.

Итак, работа с географическими картами является сильным стимулятором умственного развития, воображения, памяти, логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять, проводить операции индукции и дедукции, анализа, синтеза, обобщения итак далее.

Работа со школьным учебником. 

Еще одним средством максимальной активизации школьников с целью понимания содержания состава знаний является школьный учебник. Правильная организация работы с учебником географии служит не только целям приобретения новых знаний и закрепления их, но и целям формирования у учащихся умения самостоятельно работать с книгой, географическим текстом. Это умение очень важно, так как является важнейшим средством самообразования.

Некоторые самостоятельные работы по учебнику:

1 .Самостоятельная работа по выявлению состава знаний с целью формирования понятия Состав знаний включает: факты - понятия - явления – процессы

  1. задания на нахождение и выявление из текста части состава знаний (процессы и явления)
  2. задания на пути формирования понятия (дедуктивный - от определения понятия к его изложению, индуктивный - от изложения содержания понятия к его определению)
  3. задания на установление взаимосвязей и причин явлений.

Таким образом, самостоятельную работу по выявлению состава знаний с целью формирования понятия можно проводить различными способами. В процессе такой работы ребята научатся выбирать из текста основные понятия, устанавливать взаимосвязи, выявлять черты сходства и различия географических понятий

2. Самостоятельная работа на выписывание из текста фактов, подтверждающих, например, географические закономерности, отрицательное и положительное воздействие человека на природу и т.д.

Каждый отдельный блок географических знаний («Рельеф», «Климат» и т.д.) должен включать тренировочные и итоговые практические и самостоятельные работы. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Без продуманной системы практических и самостоятельных работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы знаний и умений могут остаться незакрепленные знания, которые превращаются в мертвый груз и быстро забываются. 

     Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств.
Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознание устной информации, чтение, разбор и осмысление текстов, и критический анализ.
Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться.
В-третьих,  именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только  изучение книги, ведение записей, а, прежде всего ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.
    В своей работе я стараюсь предложить детям различные виды самостоятельных работ. При отборе самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания наиболее важное значение имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности.

         Для развития творческих способностей учащихся необходимо развивать их способности к анализу, к содержательным обобщениям, установлению причинно-следственных связей, к действиям в уме, раскрытию логики рассуждений, их стремление к самостоятельному решению различных задач, нестандартным объяснениям различных явлений.

Творческое мышление отличается самостоятельностью, богатством и разнообразием мыслительной деятельности. Надо учить школьников не только давать ответ на поставленный вопрос, но и раскрывать логику рассуждений, приведших к данному выводу.

При самостоятельной, творческой деятельности в процессе решения учебных задач знания накапливаются и развиваются.

Обучить творчеству как самостоятельному виду деятельности - это новая, неповторимая задача. И путей решения их как минимум столько же, сколько и задач, а подчас и значительно больше, так как многие задачи могут иметь не одно решение.

Виды самостоятельной работы, используемые на уроках географии

Типичные

виды самостоятельной работы

Цели (дидактические, развивающие, воспитательные)

Источники

и средства самостоятель

ной деятельности

Характер деятель

ности

Примеры

Работа с книгой

Усвоение новых знаний .

Закрепление новых знаний.

Формирование учебных умений.

Развитие мышления, речевой деятельности. Воспитание культуры умственного труда. Воспитание познавательных интересов.

Учебники, справочники, документы, художественные произведения, научно-популярная литература

Репродуктивный, поисковый, творческий

Найдите определение:

Климат –

Погода –

Напишите климатообразующие факторы:

______________________

Что такое солнечная радиация?

______________________

Работа с картой

Усвоение новых знаний. Закрепление и применение знаний.

Физические, политические и экономические карты. Контурные карты по истории, географии.

Репродуктивный, поисковый, творческий

См Приложение 1.

Заполнение таблиц

Обобщение и систематизация знаний. Развитие логических умений: сравнивать, выделять главное, приводить доказательства.

Изложение учителя, учебники, пособия, справочники, карты, рабочие тетради

См. Приложение 2.

Решение задач

Применение знаний. Формирование предметных умений и навыков. Развитие логического мышления. Формирование навыков самоконтроля. Воспитание воли, настойчивости, трудолюбия.

Учебники, сборники задач, карточки, программированные материалы, практический опыт.

Репродуктивный, поисковый, творческий.

См. Приложение 3

Сочинения

Применение знаний. Развитие творческих возможностей и самостоятельности учащихся. Воспитание нравственных чувств и представлений у учащихся. Воспитание эстетических взглядов, вкусов, суждений.

Художественные произведения, фильмы, спектакли, радио и телепередачи, журналы, газеты, наблюдения, общественно полезный труд

Поисковый, творческий

«Жизнь ледника»

«Самое теплое море России»

«Что в имени твоем, Байкал».

Доклады

Получение новых знаний. Формирование умений и навыков. Развитие самостоятельности учащихся

Книги, журналы, газеты, радио- и телепередачи, выставки, опыты, наблюдения, общественно полезный труд.

Поисковый, творческий

«Растительные ресурсы и человек»

«Заповедники России»

«Красная книга России»

Самостоятельные работы на основе наблюдений

Приобретение новых знаний. Закрепление знаний. Развитие наблюдательности

Учебные фильмы, телепередачи, экскурсии, демонстрационный эксперимент

Репродуктивный, поисковый, творческий

Экскурсия: «Природа Русской равнины»

«Уровень, падение, уклон, питание и режим реки Истры»

Данный вид работы имеет следующие особенности:
1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.
Например: при изучении в 8-ом классе раздела «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» учащимся предлагается выполнить рабочий практикум.
«Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых».
Ход работы:

  1. Сопоставив физическую и тектоническую карты, определите, на каких участках земной коры расположены предложенные формы рельефа. 
  2. Выясните, какие полезные ископаемые расположены на этих формах рельефа.
  3. По результатам исследований заполните таблицу: 

Формы рельефа

Тектонические структуры

Полезные ископаемые

Восточно-Европейская равнина

Восточно-Европейская платформа

Нефть, уголь, железная руда, соли

Западно-Сибирская равнина

 

 

Среднесибирское плоскогорье

 

 

Горы Хибины

 

 

Алданское нагорье

 

 

Горы Урала

 

 

Горы Кавказа

 

 

Срединный хребет

 

 

  1. Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых, связи между полезными ископаемыми, тектоническими структурами и рельефом. 

2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.
Например:  
Самостоятельная работа для учащихся 7 класса по окончанию изучения темы «Северная Америка». (Приложение 1)

3. На первых парах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (работа в контурной карте, выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.
Например:
1) работа с контурной картой в 6-ом классе. (Приложение 2)
2) Тема урока: «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки». 
1.
Самостоятельное добывание знаний.
   Задание: Используя учебник, физическую карту и карту «Строение земной коры», дополните текст, вставьте пропущенные слова.
В основе Южной Америки находится _______________ плита. Складчатые горные пояса у южных материков лежат на _________________.  Горы Анды образовались в зоне взаимодействия ______________ и _______________ литосферных плит. В рельефе Южной Америки выделяются ___ части. Восток занят _______________, а на западе ______________. Наиболее крупные низменные равнины - _____________, ____________, _______________. Они соответствуют прогибам _______________. Приподнятым участкам платформы - щитам - соответствуют ______________ и _____________ нагорья. Западная часть материка - результат взаимодействия двух _________________.  ____________ плита подвигается под ______________. Край континентальной плиты ____________ в складки. Огромные запасы рудных полезных ископаемых принадлежат к тектоническим структурам ______________ пояса и ____________ платформы. Они представлены такими полезными ископаемыми, как _________________. Впадинам платформы соответствуют месторождения ________________. Наивысшая точка Южной Америки - ____________________.  В настоящее время Анды продолжают _____________. Это одна из активнейших тектонических зон Земли. Здесь расположены как ____________ так и ________________ вулканы. Наиболее значительные из вулканов - _______________ и ___________________.

2. Работа с контурной картой.  
  Задание: отметить в контурной карте географические объекты. 
Анды -  г. Аконкагуа, г.Уаскаран, г. Ильямпу, г. Чимборасо, г. Сан-Валентин;
вулканы: Руис, Котопахи, Сан-Педро.
Плоскогорья: Бразильское (г. Бандейра), Гвианское (г. Рорайма);
Низменности: Оринокская, Амазонская, Ла-Платская.

4. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.
Например: в начале работы по теме: «Австралия», ребятам раздаются индивидуальные карты «Разработка темы», задания которой они выполняют по ходу изучения материала. Оценивается работа в зависимости от количества выполненных заданий. (Приложение 3)   

5. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть.
Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.
Например: при изучении темы «Малые страны Европы» в 11 классе, можно предложить следующее задание.

Подготовьте творческий отчет, работая в группе (3-5 человек), используя различные  источники информации, по плану:

  1. нарисовать герб, флаг страны
  2. составить краткую характеристику страны
  3. отобрать материалы о стране (фотографии, графики, вырезки статей и т. д), используя ИНТЕРНЕТ
  4. подготовить рассказ об образовании молодежи в стране
  5. рассказать о культуре страны: музыке, традициях, обычаях, достопримечательностях, памятниках истории, литературы

 6. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы.

7. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала. 

Подводя итог, можно сказать, что самое трудное для учителя научиться организовывать самостоятельную деятельность классного коллектива, постепенно передавать учащимся многие свои функции и роли, и, не подавляя инициативы, руководить самостоятельной работой учащихся. Если самостоятельную работу постепенно вводить, начиная с первых занятий, то учащиеся быстро осваиваются с ней, и она становится для них привычной. Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Любой учитель, в том числе и я, постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться хороших знаний у учащихся по своему предмету и любви к нему.

Приложение 1.

Нанесите на контурную карту крупнейшие заповедники на территории РФ

Русская равнина (Кандалакшский, Дарвинский, Воронежский, Хоперский, Приокско-Террасный)

Кавказ (Кабардино-Балкарский, Северо-Осетинский, Тебердинский)

Найдите на физической карте:

Горы, разделяющие две обширные равнины, протянувшиеся с севера на юг почти на

2 000 км

_____________________________________________________________________________

Горы, расположенные на полуострове Таймыр _____________________________________

Самое восточное нагорье нашей страны___________________________________________

Крупнейший горный хребет Камчатки ____________________________________________

Обширное нагорье к северо-востоку от озера Байкал ________________________________

Горы между Алтаем и озером Байкал _____________________________________________

Приложение 2.

Сравнение циклонов и антициклонов.

Общие черты

Различия

Циклон

Антициклон

Атмосферные вихри

Определенная система

Естественные механизмы переноса воздушных масс

Влияние на погоду

Заполните таблицу.

Район

Отрасли специализации

Факторы развития

Проблемы развития

Перспективы развития

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Приложение 3.

1. Высота истока реки – 250 м., высота устья – 150 м.. Какой уклон будет иметь река при длине 350 км.? Горная она или равнинная.

2. Падение реки – 200 м., какую длину может иметь река, если известно, что она горная?

3. Почему в районе Якутска, где коэффициент  увлажнения равен 0, 42, произрастают лиственные леса, в то время как в других районах с таким коэффициентом увлажнения распространены степ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения.

Выступление на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла....

Доклад на МО «Использование ЭОР в процессе реализации деятельностного метода обучения на уроках русского языка и литературы»

Роль интерактивных мультимедийных  ЭОР высока  при реализации проблемного деятельностного обучения русскому языку, литературе  на этапе объяснения, это могут быть : виртуальные уроки, т...

Развитие самостоятельности учащихся в процессе оценивания учебной деятельности

Как нам всем известно, в связи с переходом на федеральные стандарты нового поколения акцент в образовании делается не на усвоение суммы знаний, когда учитель был транслятором, а на самостоятельную дея...

Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе реализации личностного принципа обучения географии

Каждый ребенок неповторим и уникален. Никогда не было на свете кого-то другого, похожего на него, и никогда больше не будет. Ему, пришедшему в этот мир, предоставлен шанс совершить то, чего не смог сд...

План самообразования учителя географии МКОУ Чантырская СОШ Седовой М.В. ТЕМА: «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся»

План самообразования учителя географии МКОУ Чантырская СОШСедовой М.В. ТЕМА:«Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся»...