Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения.
статья по русскому языку по теме

Моисеева Людмила Леонидовна

Выступление на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyst_mo.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Моисеевой Людмилы Леонидовны,

учителя русского языка и литературы

ГБОУ Республики Марий Эл

«Звениговская санаторная школа-интернат»

Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения.

Цель современного образования – развитие тех способностей личности, которые нужны ей самой и обществу, включение её в социально – ценностную активность; обеспечение возможностей эффективного самообразования, становление личностных смыслов, моральных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию и саморазвитие ребёнка.  В соответствии с этой целью мною была создана собственная методическая система учителя.  Я считаю, что  методическая система учителя – это «совокупность связанных между собой, взаимодействующих элементов»:

-цели;

-методического стиля учителя;

-особенностей организации учебной деятельности учащихся.

Тема методической системы:

Развитие  учащихся в процессе творчества и сотрудничества.

Цель: создание условий для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

1.Развитие самостоятельности, умения использовать внутренний потенциал для решения реальных проблем;

2.Создание образовательных ситуаций для повышения внутренней мотивации к обучению (т.к. высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей);

3.Формирование моральных способностей детей, которые являются основополагающим фактором становления демократического общества, безопасного сосуществования людей, их продуктивной деятельности для достижения поставленных целей.

     Успешность воспитания нравственно-ценной мотивации и развития потенциальных возможностей учащихся зависит от создания особых взаимоотношений между мной и учениками.

Мои педагогические принципы:

-педагогический гуманизм (принятие всех учащихся, доверие к ним, уверенность в их способностях, соблюдение их интересов);

-эмпатическое понимание учеников, которое предполагает стремление и умение «чувствовать другого как себя»;

-сотрудничество-установка на доверительное общение с детьми, постепенное превращение учеников в соавторов учебного процесса;

-диалогизм - умение слушать ребёнка, интересоваться его мнением, вести межличностный диалог на основе равноправия, доверия, взаимного уважения;

-принцип индивидуальности (создание условий для формирования индивидуальности личности учащихся;

-принцип выбора (педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора).

   Реализация этих принципов внесла  изменения в мой методический  стиль. Условия  достижения положительных результатов возможны лишь при наличии

-самообладания, собранности учителя;

-спокойной манеры держаться в сочетании с доброжелательностью;

-последовательности и постоянства в предъявлении требований;

-терпимости;

-создания на уроке атмосферы сотворчества.

  Я стремлюсь, чтобы отношения между мной и учениками строились на взаимопонимании и взаимоуважении, чтобы ученик не боялся высказывать свою точку зрения, мог самостоятельно открывать новое, привлекая уже известное, мог свободно участвовать в сотворчестве учителя и класса.

    Достижение целей обучения, по моему мнению, возможно лишь при изменении подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Общая моя установка – не давать знаний в готовом виде. В своей работе я использую технологию личностно-ориентированного обучения, поэтому при планировании процесса обучения обращаю внимание на разнообразие видов и соотношение репродуктивной и творческой деятельности школьников, чтобы новые знания и способы деятельности открывали ученики, опираясь на имеющиеся знания и опыт. Ученик сам исследует изучение какого-либо правила, темы, и они становятся для него личностно значимыми. Он как бы сам «творит» научное знание. Поиск научного знания осуществляется в форме диалога учителя, ученика и какого-либо источника получения знаний. Роль учителя в данном случае – роль дирижёра. Таким образом, при развивающей системе обучения использую дидактические принципы педагогики сотрудничества.

     Ведущей формой обучения является комбинированный урок, который становится развивающим, так как конструируется мною на основе следующих принципов:

1.Самостоятельность учащихся в ходе урока;

2.Самоорганизация учащихся;

3.Создание на уроке «ситуации успеха»;

4.Развитие личности;

5.Формирование коллективизма;

6.Принцип ролевого участия;

7. Принцип ответственности;

8. Принцип психологического обеспечения.

     Наряду с традиционными методами обучения широко применяю инновационные. Например, метод проекта, относящийся к технологии проблемного обучения. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. Используются различные формы самостоятельной деятельности: исследование, изучение литературы, анализ произведения, подбор иллюстраций. Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное задание, слабым – по их реальным возможностям.

Ещё одним методом обучения, предполагающим развитие творческой самостоятельности учащихся, является игра: игры – соревнования, дебаты, литературные суды, викторины, дискуссии, конференции. Игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу ребёнка, социальные навыки поведения, творческие способности, а самое главное, познавательный интерес к предмету.

     Игра имеет огромное положительное влияние на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей. В процессе игры ребёнок способен выполнить такой объём умственной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации, это позволяет каждому ученику включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения.

    Включить учащихся в процесс самостоятельного решения проблемных задач помогает мне исследовательский метод, являющийся составной частью проблемного обучения. Исследовательский метод

-формирует многие черты творческой личности;

-даёт возможность применить свои знания в новых ситуациях;

-является условием формирования интереса к изучаемому предмету.

   На разных этапах обучения я отбираю и современные средства обучения: книги (в бумажной и электронной форме), сетевые учебные материалы, видеоматериалы, электронные тренажёры, электронные библиотеки.

Смена парадигмы образования от традиционной к личностно- ориентированной требует инновационного подхода и к контрольно-оценочной деятельности на уроке. Я считаю, что активизация внутреннего потенциала личности во многом обуславливается применением индивидуальных эталонов оценки достижений. Индивидуальная нормативная ориентация сводится к применению в работе специфических для каждого ученика эталонов: результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлым результатами, и тем самым выявляется динамика его интеллектуального развития. Основной критерий – индивидуальный, личностный. Я верю в возможность развития потенциальных способностей каждого учащегося на индивидуальном для ребёнка уровне и считаю своим профессиональным долгом способствовать этому на каждом уроке, создавая для учащихся ситуацию успеха.

   Проанализировав свою методическую систему, я выделяю основные её функции:

-гносеологическую (направленную на познание образовательного процесса, на изучение конкретных технологий, на осознание основных идей педагогики);

-гуманистическую (направленную на утверждение в педагогическом процессе личности ребёнка);

-проектировочную (направленную на технологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса);

-нормативную (обеспечивающую целенаправленную деятельность по реализации образовательного стандарта);

-рефлексивную (создающую условия для развития рефлексии).

   В завершение подчеркну, что стратегия учителя, создающего развивающую атмосферу на уроке, заключается не только в использовании новых методик и технологий обучения, но и в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда интеллектуальное напряжение и любая деятельность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и совершенствовании, а жизнь окрашивается радостью познания. Но эта цель достижима только при условии активной творческой деятельности самого учителя. Он сам должен придумывать, открывать и изобретать.

Список  литературы:

Амонашвили Ш.А. Основания педагогики сотрудничества.// Новое педагогическое мышление / Под ред. A.B. Перовского. М.: Педагогика, 1989.
 Культура современного урока /под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Роспедагентство, 1997.

Лизинский  В.М. Приемы и формы в учебной деятельности /В.М. Лизинский . - М.: Центр  Пед. поиск . 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения сочинениям разных жанров

"Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы "лилось из-под пера". Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит, " -  утверждал Л.Н.Толстой. ...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения русскому языку

В работе освещаются следующие вопросы:1.Понятие творчества.2.Компоненты творческих способностей.3.Условия развития творческих способностей.4.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русског...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения русскому языку

В работе освещаются следующие вопросы:1.Понятие творчества.2.Компоненты творческих способностей.3.Условия развития творческих способностей.4.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русског...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения английскому языку через проектную деятельность.

Актуальный педагогический опыт.содержит диагностики, технологию, разработки уроков с применением проектной технологии....

Статья "Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранному языку посредством ИКТ, через проектную деятельность"

Статья в районный сборник. Научно-практическая конференция. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранном у языку посредством ИКТ, через проектную деятельность....