Доклад на МО «Использование ЭОР в процессе реализации деятельностного метода обучения на уроках русского языка и литературы»
методическая разработка на тему
Роль интерактивных мультимедийных ЭОР высока при реализации проблемного деятельностного обучения русскому языку, литературе на этапе объяснения, это могут быть : виртуальные уроки, таблицы, тексты-примеры, иллюстрации и анимации, видео фрагменты, аудио записи при презентации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование электронных образовательных ресурсов в процессе реализации деятельностного метода обучения на уроках русского языка и литературы»
Преподавание есть искусство, а не ремесло – в этом самый корень учительского дела. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться – это единственно правильный курс учителя. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Учитель должен наделить ребёнка универсальными учебными действиями, то есть совокупностью навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Сегодня от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий.
В последние годы довольно много говорят о переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления - к самоуправлению. Основная установка педагога - не на познание "предмета", а на общение, взаимопонимание с учениками, на их "освобождение" для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования на уроках русского языка и литературы.
Главные цели в преподавании наших предметов — это развитие творческой, духовной личности, проблема подготовки ученика как языковой личности. Они предполагают работу с текстом, художественным словом, книгой. Поэтому возникли вопросы о целесообразности использования ЭОР на уроках, в какой степени компьютер может помочь учителю и на каких этапах урока, какие дидактические функции можно возложить на компьютер. Применяя компьютерные технологии на уроках, мы научились требовательно относиться к готовым компьютерным программам, к их месту на уроках, видеть их сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении ЭОР, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Они предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.
Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано тем, что они:
-позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
-способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
-позволяют индивидуализировать процесс обучения;
-повышают интерес к урокам русского языка и литературы;
-активизируют познавательную деятельность учащихся;
-развивают творческий потенциал учащихся;
-осовременивают урок.
Бесспорным помощником в решении этих задач являются ЭОР. Я работаю по следующим направлениям: использование готовых программных продуктов, работа с программами MS Office (Word, Power Point,), работа с ресурсами Интернет.
Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывают интерес к уроку, делают его увлекательнее.
Роль интерактивных мультимедийных ЭОР высока при реализации проблемного деятельностного обучения русскому языку, литературе на этапе объяснения, это могут быть : виртуальные уроки, таблицы, тексты-примеры, иллюстрации и анимации, видео фрагменты, аудио записи при презентации.
Часто при изучении произведений мы совершаем виртуальные экскурсии по литературным местам как видео поддержку урока литературы. Это могут быть фрагменты авторских видеофильмов, скачанных с Интернета. Используя данные ресурсы, мы посещаем Тарханы, Мелихово, пушкинскую Москву и другие места, связанные с именами русских писателей и поэтов. На уроках я использую не только материалы из интернета, но и собственные наработки «Виртуальная экскурсия на родину Л.Н.Толстого.
Также эмоциональным всплеском на уроках могут быть видеофильмы «Создание И.Тургеневым «Записок охотника»», «Гибель М.Горького», фрагменты из «Мертвых душ» Н.Гоголя.
Тестовый контроль с помощью ЭОР дает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации – можно сразу посмотреть результаты опроса. Кроме того, использование интерактивного ЭОР с компьютером и проектором позволяет учителю или одному из детей работать с ЭОР, а остальным участвовать в работе, организованной учителем. В школе компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе. Ученик, обучающийся за пультом компьютера, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. В этом проявляется главное преимущество компьютера в процессе обучения: он работает с каждым учеником в отдельности.
Индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. Это достигается за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога школьника с персональным компьютером. В зависимости от характера ответов на контрольные вопросы компьютер может предложить наводящие вопросы, подсказать или замедлить темп обучения. При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний.
С целью контроля на уроке провожу диктанты для учащихся средних классов по отрывкам из произведений разных писателей. Эти диктанты учащиеся могут проводить и дома самостоятельно. Например, по отрывку из произведения А.С.Пушкина. Работа начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка "Прослушать" главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки "Pause" и "Play" проигрывателя.
МКВСОУ Кулеватовская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при исправительной колонии №4
«Использование электронных образовательных ресурсов в процессе реализации деятельностного метода обучения на уроках русского языка и литературы»
Подготовила:
учитель русского языка и лит-ры
Кастерина Т.И.
2013-2014 уч.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы....
Статья "Технология деятельностного метода на уроках русского языка и литературы!
В данной статье рассматривается вопрос, посвященный использованию теории деятельностного метода на современных уроках русского языка, соответствующих требованиям ФГОС. Приложением к статье является ко...
выступление по теме Деятельностный метод на уроках русского языка и литературы
выступление по теме Деятельностный метод на уроках русского языка и литературы...
Доклад для выступления на педагогическом совете «Осуществление компетентно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов»
В концепции модернизации российского образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации говорится: Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универса...
Технологическая карта урока в контексте технологии деятельностного метода обучения учителя русского языка и литературы
Технологическая карта урока в контексте технологии деятельностного метода обучения учителя русского языка и литературы...
«Метод проектов как средство реализации деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы»
Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным яв...