Урок 11 класса по теме "Индия"
план-конспект урока (география, 11 класс) по теме

Вилесова Лариса Евгеньевна

Географическая специфика страны Индия, ее уникальность, неповторимость и противоречивость

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon indiya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индия

Цели и задачи: выявить географическую специфику страны, рассмотреть развитие ее экономики, подчеркнуть уникальность, неповторимость и противоречивость страны, отметить неиспользованный экономический и политический потенциал страны и ее уровень торгово-партнерских отношений.

Оборудование: политкарта мира, иллюстрации достопримечательностей, диск-урок, мультимедиопроектор.

Тип урока: по дидактическим целям - изучение нового материала, по характеру познавательной деятельности учащихся - урок-лекция.

Структура урока

План

1.   Краткая историческая справка страны.

  1. Размер территории.
  2. Особенности ЭГП и ПГП, их значение.
  3. Форма правления и территориальное устройство.
  4. Природные условия и ресурсы.
  5. Население. Демографическая политика, проблемы.
  6. Отрасли специализации, роль Индии в регионе и мире.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Лекция учителя по плану с применением мультимедиопроектора.

1. От реки Инд, на хинди и урду синдх – «река». В долине этой реки возникли первые крупные государства – вторая половина I тыс. до н.э. Индия являлась колонией Великобритании XIX – первая половина XX в.в. Провозглашена независимость 1950 г. Визитка страны: родина шахмат, десятичной системы счисления, учения йоги.

2. Площадь – 3288 тыс. км2. Протяженность с севера на юг – 3200 км, с запада на восток – 2900 км. Протяженность сухопутной границы – 14 103 км (4 место в мире), в 2,5 раза длиннее морской.

3. Форма правления – республика. Форма территориального устройства – федеративная - 25 штатов (национально-этнические).  Флаг: оранжевый - отречение, покорность; белый – свет, правда, простота; зелёный – связь с землей и природой в центре древний буддистский знак – «чакра» - в виде колеса с 24 спицами – атрибут бога Вишну, символ Солнца.

4. Национальный праздник – День республики – 26. 01. 1950 г. Глава государства – президент Авул Пакир Джайнулабидин Абдул Калам (25.07.2002). Избирается коллегией избирателей, состоящей из обеих палат парламента и законодательных органов штатов на 5 срок. Законодательный орган – двухпалатный парламент. Состоит из Совета штатов (не более 250 мест, из которых 12 назначаются президентом, остальные избираются от законодательных органов штатов и территорий) и Народного Собрания (545 мест, 543 избираются всеобщим голосованием, 2 назначаются президентом). Исполнительную власть осуществляется правительство во главе с премьером-министром, назначаемым президентом. Денежная единица – индийская рупия = 100 пайсам.

5. Климат: субэкваториальный, муссонный, на севере страны – тропический. Выделяют 3 сезона: жаркий и влажный (июнь – октябрь) - хариф, относительно прохладный и сухой (ноябрь – февраль) - раби, очень жаркий и сухой (март – май). Январь - +15°, +27° С, июль - +28°, +35° С. Осадки: от 100 (северо-запад) до 12 тыс. мм в год самое дождливое место на Земле склоны Шиллонга (Черрапунджи). Саванны, полупустыни, пустыни, джунгли.

6. Численность  – 1010 млн.ч. (2 место). Доля в населении мира – 16,8 %. Смертность – 10‰. Рождаемость – 29‰. ЕП – 19‰. Средняя плотность – 303 ч/кв. км. Средняя продолжительность жизни  - 55 лет. Неграмотных – 38%  (больше женщин). Городское население –250 млн. ч. (28%). Городов – 4,5 тыс.(2 место).                                      Городов миллионеров – 23 (3 место). Деревень – 600 тыс. (2 место).                                       Многонациональная – 150 народов  (1 место).  Мужское преобладание – 94‰

Госязык – хинди, английский. Религия – 83% исповедуют индуизм, мусульмане – 14%, христиане – 2,4%, буддисты – 0,7%. Средняя продолжительность жизни: мужчины – 62 г., женщины - 63 г., уровень рождаемости на 1000 ч. – 25, уровень смертности на 1000 ч. – 8,8. Состав: индо – арии – 72%, дравиды – 25%,  монголоиды – 3%. Ранний возраст вступления в брак: мальчики с 11 лет, девочки – с 9 лет. Более 9/10 браков организуются родителями. И нередки случаи, когда жених и невеста в первый раз видят друг друга на свадьбе. В 1995 г. свыше половины детей в возрасте до 5 лет недоедали. Численность людей, живущих менее чем на 1 долл. в день, в Индии превышает 500 млн. Таким образом, 2/5 бедняков мира живут в Индии. Бродяги составляют почти 7% население страны (а ведь это 70 млн. ч.). При этом 150 – 250 млн. ч. живут на уровне среднего американца и выше. В среднем житель Индии потребляет всего 1,5 – 2 кг мяса в год.

7. ВВП на душу население – 400$. Число занятых в н/х – 410 млн. ч. (2 место).   По размерам хозяйства ВВП = 2,5 трлн $. С/х производство – 270 млрд. $ (2 место).                           Промышленное производство – 275 млрд.$. Длина ж/д. – 5,9 тыс. км (4 место). Длина автодорог – 3350 тыс. км (2 место).                      

        Индия создала одну из самых передовых в мире атомных программ, при этом в сельской местности в качестве топлива еще очень широко используются кизяк и хворост. В 1974 г. Индия самостоятельно осуществила ядерную реакцию. В мае 1998 г. в пустыне Тар были проведены испытания индийской атомной бомбы – взорваны 5 ядерных боезарядов, в том числе 1 термоядерный. В начале 2002 г. ядерный арсенал страны насчитывал около 150 боезарядов. В апреле 1975 г. с космодрома Капустин Яр был запущен в космос 1 индийский искусственный спутник, а в 1980 г. – индийская космическая ракета. 19 апреля 2001 г. был введен в эксплуатацию индийский космодром Шрихарикота. Космический центр Индии находится в Бангалоре (штат Карнатака).

       Сегодня каждый второй программист в мире – индиец; они пишут свыше 30% всего программного обеспечения. В 2000 г. было создано программной продукции на 6,5 млрд. долл., в том числе экспортировано на 2,5 млрд. долл. (59% купили США, 22% - Европа).

1 место: производство чая, арахиса, джута, сахарного тростника, поголовья КРС. Выпуск кинофильмов (750 в год).

2 место: выращивание риса, производство х/б ткани.

3 место: добыча угля, производство хлопокволокна, шелка, выращивание пшеницы, хлопка, табака.

        Ганг – священная река, которая протекала на небесах, и люди долго просили бога Брахму напоить водами реки иссушенную землю и очистить их от грехов. Праведной жизнью добились снисхождения, и река спустилась на землю. Поэтому Ганг для индусов – это кусочек неба, омовение в его водах означает обретение небесного блаженства. Вместе с Брахмапутрой Ганг ежегодно приносит в Бенгальский залив 1200 км3 воды. Это вдвое больше стока самой крупной реки России – Енисея. Умершие сжигаются на берегу реки, и их пепел развеивается над ней. Считается, что в это время их души уносятся в рай. Микробы холеры погибают в Ганге в течение 3-4 часов. Бактерицидная способность «священной влаги» - это следствие присутствия в ней радиоактивных элементов, бактериофагов – вирусов бактерий, способных их разрушать. Присутствует в воде ничтожное количество висмута-214 – продукта радиоактивного распада урана. Поэтому разлагание в ней органических веществ происходит в 25 раз быстрее, чем в любой другой реке Индии. При этом в верховье более половины выбросов полностью разлагается в течение часа, и вода необыкновенно быстро вновь насыщается кислородом.

           Сари – это прямоугольный кусок материи метровой ширины и 5-6-метровой длины. Сари не шьют, а им оборачиваются вокруг пояса, оставляя несколько складок спереди. Другой конец сари прикрывает верхнюю часть туловища. Нередко у 1 крыла носа укрепляют драгоценный камушек в оправе – пхули (эту моду позаимствовала и европейская молодежь). По тому, какие украшения на женщине, можно определить, замужем она или нет. Замужняя носит поте – бусы из мелких бусинок с медной или золотой трубочкой посредине, чура – стеклянные браслетки, а в некоторых случаях асарфи – кольцо с припаянной к нему золотой монетой. Синдуром – красным порошком – посыпается пробор в волосах невесты. Женщины – индуски украшают себе лоб тикой – цветным, обычно красным, пятнышком, означающим Божье благословение. Тику красного цвета могут носить девушки и женщины любого возраста, но только не вдовы. Красный цвет – цвет крови – символизирует полнокровную жизнь, жизнь же вдовы в индуистской традиции не считается полноценной.

           Индийцы не способны ездить тихо, не сигналя и соблюдая какое-то подобие ПДД. Более того, на каждом грузовике сзади висит призыв сигналить, что с большим удовольствием делают все без исключения водители. Сигналят они беспрерывно, без всякой видимой причины, просто выражая свое хорошее настроение.

           В соответствии с индуистской легендой мир был создан танцующим богом Шивой. Своим божественным танцем Шива уничтожил враждебных ему демонов, и с тех пор боги всегда танцевали. Движения совершаются главным образом верхней частью туловища, спиралевидно и прыжками. Существует 24 типа движений 1 кистью, 13 типов движений 2 кистями, 10 типов движений рукой, 5 типов движений для грудной клетки и по 5 типов движений для торса, живота и бедер. Есть типы движений для шеи и бровей, а также 36 типов взглядов, выражающих разные эмоциональные состояния.

           Неофициальный символ страны – Тадж – Махал – воспетый поэтами знак любви шаха Джахана к жене Мумтаз Махал.

          Золотой храм, расположенный в штате Пенджаб. Построен храм в центре озера Амритсар («бассей с нектаром»). Согласно легендам сам Будда провел здесь некоторое время. Купание в озере – непременный атрибут обряда очищения. В храме хранится бесценное сокровище Индии – Священная книга сикхов. напротив храма расположено помещение, где каждый может поспать и поесть совершенно бесплатно.

3. Итоги урока.

Домашнее задание: § 4, стр. 224-230, дополнительный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающие уроки "Класс Птицы", "Класс Млекопитающие"

В презентации основной целью является - закрепить и углубить знания учащихся 7 класса по теме "Класс Птицы". Я предлагаю выполнить тестовые задания, ответить на фотовопросы викторины, к вопросу подобр...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных.

Цель  урока: дать общую, полную характеристику класса Земноводных, особенности их происхождения, строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных, имеющих определенные приспособления к...

Тесты по биологии к урокам "Класс Птицы" , "Класс Млекопитающие".

Тесты  содержат  задания с выбором одного правильного  ответа , задания  на  соответствии. Задания соответствуют  программным  требованиям. Материал  можно...

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

урок "Класс Птицы" 7 класс

Ознакомить учащихся с особенностями организации класса Птицы в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания;Сформировать знания учащихся о местообитании, внешнем и внутреннем строении тела пт...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...