РЕКИ ОБЛАСТИ
методическая разработка по географии по теме

Татаркина Татьяна Викторовна

 Научить выявлять наиболее актуальные экологические проблемы, а также применять экологические знания в хозяйственной практике людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_reki_rossii.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 36»

РЕКИ ОБЛАСТИ

Разработка занятия

Татаркиной Т.В.,

учителя географии

по элективному курсу

«Экология родного края»

в 9 классе

Г. Старый Оскол

2011 г

Тема: Реки области.

Цели:

  1. Образовательные – учащиеся знакомится с главными речными системами. Распределение рек по бассейнам океанов. Падением, уклоном, годовым стоком, питанием, режимом рек.
  2. Развивающие – учащиеся учатся самостоятельно определять по картам речные системы, водоразделы.
  3. Воспитательные – воспитывать чувство гордости за природу своего края.

Задачи: научить выявлять наиболее актуальные экологические проблемы. Применять экологические знания в хозяйственной практике людей.

Оборудование: настенная физическая карта Белгородской области, географические атласы, контурные карты, распечатки задания, рабочие тетради, учебник, справочный материал.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний:

Стихотворение зачитывает учитель

Течет река из далека…

Течет река.., течет река…

Как хорошо, когда река

И широка, и глубока !

Над ней – пышнее облака,

Свежей дыханье ветерка,

Стройней и выше лес над ней,

И луг прибрежный зеленей..

- Как вы догадались поговорим мы сегодня о реках. Тема нашего занятия «Реки области». Сегодня мы дадим общее понятие внутренним водам и начнем разговор с главной части внутренних вод нашей страны – реках:

- Вода – один из важнейших видов ресурсов. Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале

- В хозяйстве человек использует главным образом пресную воду. Реки имеют значение как источники промышленного, сельскохозяйственного и бытового водоснабжения. Их лесистые берега используются в качестве основных рек реакционных зон области. На многих реках созданы пруды. Реки располагают некоторыми  энергетическими возможностями. Мы изучаем воды региона для того, чтобы оценить их как природное богатство и незаменимый жизненный ресурс, и наметить меры по их рациональному использованию и охране.

- Какие виды внутренних вод вы знаете?

На доске схема:

                                              Внутренние воды



реки

ледники

подземные

воды

озера

болота

мерзлота

искусственные водоемы

- какие виды внутренних вод не характерны для Белгородской области? (зачеркнуть)

- Какими водами Белгородчина бедна? (подчеркнуть)

- Как называются указанные части реки?

Далее раздаются карточки с рисунком. Проводится словарная работа о частях реки.

        После беседы лекция с элементами практических работ.

        Обучающимся предлагается найти на карте учебника «Гидрографическая сеть» основные реки области и подписать их на контурной карте в «Рабочей тетради» стр. 9.

        На доске таблица:

        Внутренние воды Белгородской области и их характеристика

Название реки

Длина реки, км

Бассейн реки (длина, ширина)

Источники загрязнения

        Проблемный вопрос: Почему в области имеется густая и разветвленная сеть рек, а край наш является маловодным?        

- Где берут начало наши Белгородские реки?

        Затем класс делится на 4 группы, выполняется практическая работа.

        Учащиеся описывают реки. I группа – р. Оскол,  II – р. Ворсклу, III – р. Северский Донец, IV – р. Тихую Сосну.

Составляется характеристика реки с использованием карт, статистического материала (ход работы на экране).

  1. В какой части области протекает?
  2. Где исток?
  3. Куда впадает (бассейн океана, море)?
  4. В каком направлении течет?
  5. Падение реки.
  6. Уклон реки.
  7. Характер течения.
  8. Питание и режим реки.
  9. Притоки.

Занятие заканчивается домашним заданием. Подготовить устную характеристику рек, составить кроссворд «Реки области».

1

3

6

4

7

5

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Озера и реки Астраханской области

Презентация "Озера и реки Астраханской области" подготовлена для использования на уроке географии в 6 классе а разделе "Краеведение" . Презентация сильно сокращена из-за большого объема возникла необх...

Реки Владимирской области

Презентация к уроки по географии Владимирской области в 6 или 8 классе....

урок по теме: "Реки Ростовской области"

Разработка урока географии по теме: "Реки Ростовской области" (региональный компонент), с приложением, рабочей тетрадью (задания по водным ресурсам Ростовской области)...

Путешествие по рекам Мурманской области. Решение уравнений

Школа является сельской малокомплектной, поэтому урок спланирован для разновозростного класса 6-9. Особенностью организации работы в таком классе является отказ от традиционной структуры урока. Для уч...

Путешествие по рекам Мурманской области. Решение уравнений.

Школа является сельской малокомплектной, поэтому  урок  спланирован для разновозрастного класса  6- 9 (всего 11 учащихся). Особенностью организации  работы в таком классе является ...

Конспект урока "Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки. Их происхождение, условия залегания и использования. Реки Тульской области".

Цели: Образовательная:·         Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как  о  виде  «Внутренних вод» ...

Урок 8 класса «Реки Липецкой области»

По территорий Липецкой области протекает 125 рек длинной 10 км и более и 214 речек длинной менее 10 км. По территории Липецкой области протекают 2 реки с человеческими образами: Волга-матушка и Дон-ба...