Путешествие по рекам Мурманской области. Решение уравнений
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
Школа является сельской малокомплектной, поэтому урок спланирован для разновозростного класса 6-9. Особенностью организации работы в таком классе является отказ от традиционной структуры урока. Для учащихся 8-9 классов это урок обобщения и систематизации знаний по теме "Уравнение", для учащихся 6-7 классов - урок открытия нового знания. Учащиеся 6 класса знакомы с понятием линейного уравнения, правилами равносильных преобразований и могут расширить знания о линейных уравнениях. Учащиеся 7 класса закончили изучение темы "Разложение на множители различными способами" и готовы к изучению способов решения неполных квадратных уравнений. На уроке используется ИКТ : презентация учителя, информационные минипроекты учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_matematike_reshenie_uravneniy_esikova_l.i._ushakova_m.b.zip | 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ И ХОД УРОКА
Название этапа урока | Слайды презентации | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||
І. Организационный момент. Постановка цели. Мотивация. |
| Мы живем в небольшом поселке энергетиков, расположенном на берегу реки Паз. Сейчас мы совершим заочное путешествие по рекам Мурманской области, на которых построены ГЭС и созданы водохранилища. Эти реки - с быстрым течением, небольшими водопадами, порогами, поэтому путешествие по ним – нелегкое дело. В ходе путешествия мы повторим тему «Уравнения», вспомним основные понятия и способы решения простейших уравнений и чуть-чуть заглянем вперед. | ||||||||||||||||
ІІ. Актуализа-ция знаний. 1)включе-ние внимания и мышления 2)повторе-ние правил нахожде-ния неизв. компонен-тов и правил равносиль-ных преобра-зований. | Представьте, что вы сегодня не только ученики, но и члены трех экипажей, отправляющихся в путешествие. Проверим готовность к путешествию: Отгадайте число (слайд№3). Путешествие будет проведено по этапам. На 1 этапе повторим решение простейших уравнений и расшифруем с помощью ключа названия первой реки и озер-водохранилищ. Устная работа: Назовите неизвестный компонент в уравнении, напомните правило его нахождения и решите уравнение (слайд№4). Фронтальная работа с двумя группами, 3 группа работает самостоятельно, выписывая ответы на черновик. С помощью ключа (на слайде 4 появляется таблица) расшифруйте названия реки и водохранилищ.
Найдите на карте р. Ниву, она протекает в западной части Кольского полуострова, водохранилищами являются озера Имандра и Пиренга. На ней сооружен каскад Нивских ГЭС. Учитель показывает расположение реки на карте, оценивает работу групп. | Решают логическую задачу. Ответ: 8. Устно отвечают. Предполагаемый ответ: В уравнении неизвестен множитель. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель. Корень уравнения – 1,5. Расшифровывают слова: р. Нива, оз. Имандра и Пиренга. Смотрят слайд№5. Ученики находят в атласах р. Ниву. | ||||||||||||||||
ІІІ. Систематизация и обобщение знаний 1) основные понятия. 2) линейные уравнения 3) квадратные уравнения IV. Расширение знаний V. Применение знаний | Следующий этап путешествия – теоретический. Что такое уравнение? Что называется корнем уравнения? Как сделать проверку в уравнении? (слайд №6). Кто и когда придумал 1 уравнение? Исторический экскурс (приложение 1). Сегодня мы повторим методы решения целых рациональных (или простейших) уравнений. К простейшим уравнениям относятся линейные и квадратные. Какие уравнения называются линейными? О способах решения линейных уравнений расскажут семиклассники. Какие уравнения называются квадратными? Перечислите виды квадратных уравнений. Устное задание. Найдите корни уравнений: x²—2x=0 x²+4x=0 3x²=0 x²—16=0 x²+25=0 –2x²–x=0 x²–2x+1=0 x²+4x+4=0. Работа по группам. 1 и 2 группам предлагается тест, с помощью которого они узнают название второго пункта путешествия (приложение 2). Цель теста: проверить умение решать простейшие уравнения, повторить правила. 8-9 кл. продолжают работу по теме «Квадратные уравнения». К этому уроку вам надо было подготовить сообщение об одном из способов решения квадратного уравнения и сопроводить его слайдом. Графический способ красив и несложен, но дает ли он точные решения? В каких случаях его лучше применять? Мы повторили разные способы решения квадратных уравнений, возможны и другие методы. Есть еще одно интересное свойство квадратных уравнений. Я предлагаю вашей группе исследовательское задание: открыть новое свойство. Для этого заполните таблицу, установите закономерность и сделайте вывод. Проверяем выполнение теста в 1 и 2 группах. Какое слово вы получили? Топозеро – водохранилище следующей реки. Название реки позже расшифрует старшая группа. Следующее задание 1 и 2 группе: каждому ученику 7 класса предлагаю почувствовать себя в роли учителя. Вам надо объяснить шести-классникам способ решения линейного уравнения при условии, если а=0. Работа учителя с 3 группой. Заметили ли вы закономерность? Чему равна сумма коэффициентов? Чему равен 1 корень? 2? К какому выводу можно прийти? Это свойство можно применять для устного решения уравнений. Решите уравнения на карточке, затем расположите корни, не равные 1, в порядке возрастания и расшифруйте название реки с помощью координатной прямой. ¸¸ Учитель показывает следующий слайд № 12. Ковда, истоком которой служит Топозеро, течет с юга на север (находим на карте). На ней находится каскад 3 электростанций. Мы благополучно преодолели сложный этап нашего путешествия (учитель оценивает работу учащихся). Физкультминутка: энергизатор « Ладони». А сейчас давайте подумаем: зачем нужны уравнения? Действительно, уравнения могут служить математическими моделями реальных ситуаций, практических задач и помогают решать эти задачи. На следующем этапе нашего путешествия мы будем применять наши знания для решения задач. Здесь вас ждет сюрприз. Мы переносимся на нашу родную реку Паз (слайд № 13). Давайте еще раз полюбуемся фотографиями уголков нашего поселка и выполним следующее задание. Решите задачу о реке Паз (слайд №14). Проверьте свое решение с помощью следующего слайда (№ 15). Пока 3 группа продолжает работать с более сложной задачей, остальным раздаются конверты, в которых по 9 бумажных лодочек с линейными уравнениями и по 9 парусов с ответами. Каждому ответу соответствует буква (приложение 4). Предлагается прикрепить на магнитную доску лодочки с соответствующими парусами и расшифровать финское название реки Паз. Учитель подводит итоги этого этапа. | Учащиеся отвечают на вопросы. Ответы появляются на слайде. Слушают историческую справку. Ученик дает определение линейного уравнения и рассматривает 3 случая решения. Отвечают ученики 8-9 классов. Опорные схемы ответов на слайде № 6 и на карточках в каждой группе. Объясняют решения квадратных уравнений. 1 и 2 группы работают с тестами (разрешено внутригрупповое общение). Ученики 8-9 кл. рассказывают о решении кв. уравнений по формулам и графическим способом (слайды № 7-9). Предполагаемый ответ: Графический способ можно применять для нахождения приближенных значений корней или количества корней.
Ученики 8-9 кл. представляют информационные проекты: решение с помощью теоремы Виета, выделением квадрата двучлена(слайд № 10-11).
Группе 8-9 кл. предлагается заполнить таблицу.
Ответ учащихся 1,2 групп: Топозеро. Ребята 1 и 2 групп работают в парах: - сначала ученик-консультант решает типовые уравнения с проговариванием вслух алгоритма, - затем ученик 6 кл. решает 2-3 уравнения комментированием (можно пользоваться опорным конспектом). Задание на карточке-консультанте (приложение №3). Предполагаемые ответы: - сумма коэффициентов во всех уравнениях равна 0. -первый корень равен 1, второй с/а. Вывод: если в квадратном уравнении сумма коэффициентов равна 0, то один из корней равен 1, а второй с/а. Ученики старшей группы решают уравнения: x²+14x–15=0 x²–4x+3=0 5x²–x+4=0 x²+25x–26=0 –20x²+17x+3=0 Ответ: Ковда. Предполагаемый ответ: для решения задач. 1 и 2 группы решают первую задачу на слайде, 3 группа – вторую (для решения 2 задачи необходимо по карте определить направление течения реки Паз, истоком которой является финское озеро Инари). 6-7 классы решают уравнения на «лодочках». Группа, которая быстрее справилась, выкладывает слово на магнитной доске: ПАТСОЙОКИ. 8-9 кл. проверяют решение задачи по слайду. | ||||||||||||||||
VI. Открытие нового знания. | Последний этап нашего путешествия – р. Воронья (слайд №16), ее водохранилище – Ловозеро (находим на карте). Посмотрите на фотографию, какие высокие пороги! Сейчас вас ждет спецзадание. Старшеклассники выступят в роли учителей: будут объяснять решение уравнений нового типа, а затем всем ученикам 6-8 кл. надо будет самостоятельно решить аналогичное уравнение у доски. Итак, чему вы научились? Покажите решение нового для вас вида уравнения. Пока ребята работают у доски, девятиклассникам предлагается выполнить задание по классификации рациональных уравнений: вставить в пустые окна схемы прямоугольники с видами уравнений. | Работа в трех группах. Девятиклассники объясняют ученикам 8 кл. решение биквадратного уравнения; группе 7 кл. – решение неполных квадратных уравнений разложением на множители. Шестиклассники выполняют индивидуальное задание по выбору (на «4», на «5») на отработку навыков решения линейных уравнений (карточка-консультант). Ученики 6-8 классов решают по одному уравнению у доски. 6 кл.—1 группа 1 вариант (x–2)–(x–7)=2 2 вариант 3x–0¸5=x+2x– ½ 3 вариант 3(x+1)=3x–5 7кл.—2 группа 1 вариант 3x²+6x=0 2 вариант x²+6x+9=0 3 вариант 9x²–12x+4=0 8 класс 1вариант х4–17x²+16=0 2 вариант х4–26x2+25=0. Предполагаемый ответ: | ||||||||||||||||
VII. Домашнее задание. | Учитель оценивает работу, ориентирует в домашнем задании каждую группу. 1 группе: решить по 2 уравнения из № 133, 137, 138 по выбору; 2 группе: придумать и решить по 3 уравнения вида ax²+bx=0 и ax²+bx+c=0 при условии, что квадратный трехчлен является квадратом двучлена. 3 группе: решить одно из квадратных уравнений 4-5 способами а) x²–6x+8=0, б) x²–7x+10=0 и придумать 3 уравнения, которые можно решить с помощью нового свойства. | |||||||||||||||||
VIII. Итоги урока. Рефлексия. | Наше путешествие подошло к концу. В Мурманской области есть еще 2 реки, на которых расположены электростанции. Это Тулома, исток – Нотозеро, и Териберка, берущая начало из цепи озер в центре Кольского полуострова (показывает на карте). Чем мы занимались на уроке? Что нового узнали? Сегодня мы повторили способы решения целых рациональных уравнений. Главная задача при решении любого уравнения - свести его к простейшему с помощью равносильных преобразований. Какой этап был самым трудным? Посмотрите на слайд № 17. Какой рисунок соответствует вашему настроению в конце урока? Вы еще только в начале плавания по водам математического царства уравнений. Счастливого вам плавания! | Ответы учащихся. Ответы учащихся. Приложение 5 (презентация) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первые итоги введения ФГОС НОО из опыта работы школы № 279 г.Гаджиево Мурманской области
Сегодня новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) уже легли в основу образовательного процесса первой ступени в каждой российской...
Урок в 6 классе. Тема: "Внутренние воды Мурманской области"
P { margin-bottom: 0.21cm; } Мероприятие: Декада педагогического мастерства. ГОБОУ МСКОШИ. 11.04.2013 (открытый урок 6 «а» класс)Тема: Внутренние воды Мурманской области. 6 класс...
уникумы Мурманской области
презентация...
Путешествие по рекам Мурманской области. Решение уравнений.
Школа является сельской малокомплектной, поэтому урок спланирован для разновозрастного класса 6- 9 (всего 11 учащихся). Особенностью организации работы в таком классе является ...
Презентация "Города Мурманской области" с методическим сопровождением
Данная разработка «Города Мурманской области» может быть использована для изучения географии своего края в 9-х классах. Разработка включает в себя следующие материалы:1....
Конспект урока "Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки. Их происхождение, условия залегания и использования. Реки Тульской области".
Цели: Образовательная:· Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как о виде «Внутренних вод» ...
Урок-путешествие "Остров сокровищ" по теме: "Решение уравнений". 6 класс
Математика 6 класс. Урок-путешествие "Остров сокровищ" по теме: "Решение уравнений" к учебнику С.М. Никольского и др....