Интегрированный урок по истории и географии пот теме "Сибирь: прошлое и настоящее"
план-конспект урока по истории на тему

Плотникова Галина Евгеньевна
Урок способствует развитию интереса к исследовательской деятельности, обобщить и систематизировать ранее полученные знания по истории и географии; совершенствует умения и навыки работы с исторической и географической картой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                   Интегрированный урок по истории и географии.

       ТЕМА: « Сибирь: прошлое и настоящее»

Цели урока:

- изучив дополнительную литературу и документы, охарактеризовать процесс освоения Сибири и роль Сибирского региона в экономике страны сегодня;

- способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности, обобщить и систематизировать ранее полученные знания по истории и географии;

- совершенствовать умения и навыки работы с исторической и географической картой.

Задачи урока:

1.    Повторить и закрепить материал по истории исследования и освоения Сибири.

2. Углубить знания об этнических особенностях населения региона, быта и хозяйственной деятельности человека в данных природных условиях;

3. Продолжить развитие общеучебных умений и навыков в условиях интерактивных форм обучения;

4. Способствовать содержанием урока воспитанию патриотических чувств  к своей стране, ее народу, культуре и традициям, воспитанию экологической культуры школьников.

Методы:

-частично- поисковый;

- исследовательский;

-интерактивные виды деятельности.

Средства обучения:

- мультимедийный проектор.экран;

- компьютерные презентации;

- карты: « Физическая карта России», « Россия в 16 веке»

- карточки - задания;

- атласы по географии;

-дополнительная литература:

Форма организации учебной деятельности: работа учащихся в малых группах по методике сотрудничества.

Ход урока

- Здравствуйте, дети и гости! Сегодня ребята, мы проведем с вами урок- исследование.

И вести его будут: учитель истории и учитель географии.

(Географ)   Читает стих:    ( показ слайдов о Сибири, играет музыка)

   А за Уралом - Зауралье,

  А там уже - иная даль!

  Край, где несметный клад заложен,

  Под слоем - слой мощней вдвойне.

  Иной еще не потревожен,

  Как донный слой на глубине.

                     А. Твардовский. «За далью даль».

                                Ребята! О каком регионе России идет речь?

На экране высвечивается « Физическая карта России; Азиатская часть России»

 (Географ) Этот край называется Сибирью и делится на три части:

Западная Сибирь, Средняя  Сибирь и  Северо - Восточная Сибирь.

(Историк) - Teмa нашего урока: « Сибирь: прошлое и настоящее».

          Ребята, главная цель нашего урока- обобщить и закрепить ранее полученные знания по данной теме, проведя необходимую исследовательскую работу.

Перед нами стоят следу (обращает внимание детей на экран)

(Географ) Ребята, сегодня на уроке мы будем работать в группах.  Каждая группа получила инструктивную карточку с заданием. Но часть исследовательской работы вы провели ранее на уроках истории и географии, а сегодня мы завершаем 2-ой этап нашей исследовательской деятельности.

Дети работают по карточкам.

( на экране слайд с темами для каждой группы)

1- я гр.  Население Сибири

2· я гр.  Хозяйственное освоение Сибири

3- я гр.  Роль казачества в освоении Сибири

4- я гр.  Походы Ермака и присоединение Сибири к российскому государству

5- я гр. Сибирь сегодня

( Во время работы в группах дети подходят к картам, обращаются к учителю с вопросами) на подготовку 8-мин. В ходе подготовки на экране демонстрируется слайд- шоу с видами Сибири.

(Историк) - Освоение Сибири открыло в истории нашей Родины одну из самых интересных и ярких страниц, наполненных примерами стойкости, терпения, мужества. Валентин Распутин в своей книге о Сибири говорит, что это слово так и не расшифровано, точное этимологическое значение его не найдено. Ученые придерживаются двух точек зрения:

        Сибирь происходит от монгольского « шибир», что в переводе означает-«лесная чаща»;

       Название связано с именем сабиров или сипиров - народа, возможно, населявшего  Прииртышье.

Как бы то ни было, но распространение названия Сибирь на всю территорию Северной Азии было связано с русским продвижением на Урал с конца 16 века.

(Географ-) А теперь, ребята, мы предлагаем заслушать вашу информацию по карточкам заданиям.

1-я группа. «Информация о культурологических особенностях коренных народов Сибири.»

 Слайд - Таблица  «Народы Сибири»

 1). До прихода казаков в Западной Сибири веками жили народы севера-самодийцы, (ненцы,селькупы), манси, ханты, эвенки, якуты.

Они охотились, ловли рыбу и кочевали с оленями,  что позволяло сохранять пастбища, которые восстанавливались только через 10- 15 . Медленно растут растения тундры. Слишком  короткое и прохладное лето. Жили охотники и рыбаки в двух типах жилища: юрта – землянка- неглубокая четырехугольная яма, над которой 2-3 венца сруба,сверху крыша утепленная  землей. Бревенчатая избушка имеет одно- два окна. Льдины служили стеклом зимой. Жилище согревали печью- (чувал) с трубою.

  2).С помощью лука селькупы охотились на белку, гусей и уток.  Хранилось продовольствие в лабазах - небольших амбарчиках на стойках (защита от зверья и мышей) Пищей служила соленая рыба и вяленая юкола. Из сушеной рыбы получали муку - порсу. Отходы (рыбьи внутренности и  головы,  кости) не выбрасывали, а топили из них жир. Из желчных пузырей топили желчь и использовали ее для обработки замши. Из пузырей осетров варили клей, который использовался для изготовления ценного орудия охоты- лука, а также при изготовлении лыж. Из шкурок рыбы шили мешки. В  которых  хранили продукты.

   3). Слайд «Верхняя одежда» - « гуся» (наружняя рубашка мехом наружу, носившаяся в холодную погоду и «малица» (нижняя рубашка мехом внутрь), сапоги ( пины), чулки ( чижи), шьются из шкур оленя. Шкурами же покрывали переносное жилище- чум, ярангу. В степных районах юга Сибири буряты, хакасы, алтайцы занимались разведением скота и овец, коневодством. Жилищем служила юрта.

  В конце 12- начале 13 в.- Захват Южной Сибири татаро- монголами, а к концу 15 -16в.-расселение в южной тайге племен сибирских татар, образование ханств -Тюмень, Сибирь на Иртыше,

( Географ)- На протяжении многих лет  русские люди открывали новые земли, обживали их и преображали своим трудом, отстаивали с оружием в руках в борьбе с коренными народами,

В итоге русскими были заселены и освоены огромные пространства, а некогда пустующие земли стали не только неотъемлемой частью нашей страны, но и ее важнейшими промышленными и сельскохозяйственными районами.

2-я группа « Хозяйственное освоение Сибири»

 ( слайд « карта Сибири»)

   Первые русские переселенцы оседали в Сибири прежде всего по берегам ее крупнейших рек. Реки служили главными, а часто и единственными дорогами, давали важнейший источник существования- рыбу.

(слайд « Природные ресурсы Сибири»)

   1). Междуречья также осваивались, в основном охотниками за пушным зверем. Вплоть до 17 века благодаря усилиям промыслового населения Сибири Россия зaнимала 1-е место в мире по добыче и вывозу за рубеж дорогих мехов-« мягкого золота». Главным промысловым районом являлась Восточная Сибирь. Западная уступала ей не только в количестве, но и в качестве соболя. Почему? Потому что, чем суровее климата, тем пышнее становится мех зверей, а к востоку от Енисея морозы сильнее. Со временем запасы соболя истощались. В конце 17 века вышли царские указы, вообще запрещавшие русским промышлять в Сибири соболя. Они, впрочем, никогда полностью не выполнялись. И, несмотря на истребление большей части соболиного поголовья, охота на пушного зверя оставалась в Сибири одним из важнейших занятий переселенцев.

  2). Пушному  промыслу сопутствовала охота на 'мясную дичь и всякого лесного зверя. Лесные продукты пользовались большим и постоянным  спросом почти у всех переселенцев. Потому что многие из них добывали зверей и птиц не только для собственного пропитания, но и на продажу. Леса Сибири богаты лекарственными травами, и с 1665 -1696 годов издаются царские указы о сборе этого ценного сырья.

(слайд) Богатства рек Сибири 

В огромном количестве честве в сибирских реках водилаась рыба: таймень, форель, язь. Hа озерах- окунь, щука, карась, сазан. Рыба добывалась не только для потребления, но и для продажи,

(слайд) Герб Тобольска, виды города.

Столицей Сибири в 17 веке стал город Тобольск.

(Историк) История казачества неотделима от истории России. На протяжении многих столетий казачий пояс надежно защищал рубежи Российского государства. Казачеству принадлежит важнейшее место и в освоении Сибири. История Сибири неразрывно связана с казачеством, начиная от Ермака и заканчивая казачьими станицами в степных областях Южной Сибири, в Забайкалье, Приамурье и Уссурийском кpaе.  Сибирь была освоена и закреплена за Россией русскими казаками.

3-я группа « Роль казачества в освоении Сибири»

 1). Казачество в России являлось особым сословием, которое не только занималось земледелием, но и несло военную службу: казачьи войска охраняли границу, участвовали в военных кампаниях. Земельное наделение предполагало обязательную военную службу. За счет доходов со своего хозяйства казак должен был полностью «собираться» на военную службу - приобретать обмундирование, боевое снаряжение, содержать коня, чтобы при военной тревоге быть готовым выступить в поход.

  2). Казаки были потомственными воинами, из поколения в поколение передававшими навыки особой казацкой тактики, владения оружием. Новорожденному казаку дарили стрелу, пулю и ружье.  Когда младенцу исполнялось 40 дней, ему надевали саблю, сажали на коня. В 3 года маленькие-казаки уже ездили по двору на коне, в 5 лет скакали по степи и стреляли из лука.

  3).   Казацкое войско отличалось маневренностью, годилось для внезапных нападений, партизанской войны. В походах,  переходя на новые земли, казаки устанавливали связь с местными коренными жителями, осушествляли с ними мирные отношения через торговлю, а местами и насильственную колонизацию и захват, для чего строили «станы» - временные поселения, которые со временем разрастались до более крупных и постоянных поселений, называвшимися «станицами», становившиеся со временем опорными укрепленными пунктами· «острогами». Как правило, они возникали по берегам рек, что способствовало более быстрому и дальнему проникновению в новые неизвестные территории. Из таких поселений-укреплений разрастались будущие города - опорные базы дальнейшего расселения и закрепления территорий. Таким образом, к середине 19в. В России уже существовало 9 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское - в европейской части, Уральское, Сибирское, Забайкальское и Амурское - на востоке с крепостями и острогами: Тюменским (1586 г.) Тоболъским (1987г.), Енисейским (1618Г.) Красноярским (1628 г.), Якутским (l632 г.), Охотским (1648 Г.).

(Историк )- Мы знаем о Колумбе почти все: откуда он родом, когда и сколько совершил путешествий, а вот о Ермаке Тимофеевиче -одни версии и догадки. И все же подвиг Ермака не забыт.

4 группа « Походы Ермака и присоединение Сибири к Российскому государству»

   1). В легендах и песнях прославлено имя покорителя Сибири Ермака Тимофеевича. Ермак воспет поэтом К. Ф. Рылеевым, стихотворение которого «Смерть Ермака» стало народной песней. В Тобольске поставлен памятник этому легендарному казаку, другой воздвигнут в начале хх в. в Новочеркасске. В честь Ермака назван ледокол.

  До нас дошли некоторые сведения о происхождении Ермака. Дед его, Афанасий I'ригорьвич Аленин, был посадским человеком города Суздаля. В трудные годы он переехал во Владимир, где нанялся в ямщики. Дети Аленина - Родион и Тимофей ушли на реку Чусовую к Строгановым и гоняли струги по реке, а затем проводили караваны судов к Астрахани. Тимофей Афанасьевч ушел от Строгановых на Дон, а сын его, Василий Тимофеевич, по прозванию Ермак, уже во главе ватаги казаков пришел с Дона на Волгу, а затем в Зауралье, где был принят вместе со своим отрядом на службу к Строгановым.  История не сохранила облика Ермака. Есть только описание, приведённое в Кунгурской летописи: «Велъями мужественен, и разумен и зрачен, плосколиц, черен бородой и власы прикудрив, возраст средний и плоск и плечист».

  2).  А знаменитый русский историк Карамзин в своей «Истории государства Российского» указывает, что завоеватель Сибири был малым и сильным и чистым, и до избрания его атаманом станицы Качалинской занимал должность артельного кашевара. Отсюда и прозвище Василия Тимофеевича Аленина - «Ермак» (котел).

 Получив от Строгановых снаряжение и боеприпасы, Ермак и его казаки свой первый поход против войск сибирского хана совершили в сентябре 1578 г. в верховьях реки Сылвы. В результате этого похода было установлено, что военное могущество Сибирского ханства слишком преувеличено. Ермак также увидел, что многие племена враждебно относятся к самому хану Кучуму.

 3).  Выступив в сентябре 1578 г. с отрядом в 1650 человек, тремя пушками и 300 пищалями, Ермак начал второй поход в глубь Сибири. Но и хан Кучум не дремал. Он усиленно готовился к встрече с Ермаком. Столица ханства Кашлык (Искер), расположенная в 17 километрах от Тобольска, была дополнительно укреплена каменными и деревянными оборонительными сооружениями. 23-25 октября 1582 г. на мысе Подчуваш у Иртыша Ермак в трехдневном упорном бою разбил главные силы Кучума, который с остатками войска бежал в Ишимские степи. 26 октября Ермак занял столицу ханства. С вестью о большой победе 011 направил гонцов к царю.

Царь, принял послов и узнав от него о победе над Кучумом, одарил казаков. Вместе с подарками Иван Грозный направил для Ермака кольчугу.

  В последующие годы Ермак разбил остатки ханских войск, причем захватил в плен и Маметкула. Под контролем Ермака оказались многие районы по Иртышу и Оби. Коренные сибирские племена заключили мирные соглашения с Ермаком.

  4).  Татары, остяки и вогулы снабжали его отряд продовольствием. Оданако, Кучум все еще сохранял значительные военные силы.

  6 августа 1585 г. он неожиданно ночью, напал на небольшой (50 казаков) передовой отряд Ермака и уничтожил его. Ермак Тимофеевич, раненый в бою, чтобы не попасть в руки врага, пытался переплыть приток Иртыша (реку Вагаю) в полном вооружении, но из-за тяжелой кольчуги и ранения не смог этого сделать и утонул.

  Как установлено, тело Ермака через восемь дней было обнаружено на Иртыше.Тобольский служивый человек Семен Ремизов в своей книге приводит данные о месте захоронения Ермака. В ней указывается, что Ермак был захоронен в красивом и привольном месте, на высоком берегу Иртыша недалеко от Баншевских юрт в роще квадратной формы размером 250 х250 м.

 5).  А что же стало с кольчугой, подаренной царем? Вначале она досталась хану Кучуму который преподнес ее в дар Остятскому святилищу Белогорье. Оттуда она была изъята местным князьком. Русский отряд, завершивший дело, начатое Ермаком, отобрал кольчугу у этого князька и отправил ее в Тобольск, а затем она была отправлена в Москву. Сегодня ее можно увидеть среди экспонатов Оружейной палаты.

 (Географ) - Простой, будничный труд преображал Сибирь прошлую, и он же является основой освоения Сибири в наши дни.

 5-я группа « Сибирь сегодня»

  1).  В 13 и особенно в 19 веке пошел поток поселенцев на юг - началось сельскохозяйственное освоение земель юга Сибири. Коренной перелом в заселении региона произошел с постройкой Транссибирской магистрали. В результате русские стали преобладающим по численности народом Сибири.

В каждый из этапов Сибирь выполняла функции поставщика сырья и источника валюты для России. Вначале это была пушнина, затем серебро и золото, масло и зерно, уголь и сталь, а в наше время - лес и целлюлоза, нефть и газ, алюминий и никель. Причем некоторые из них исчерпаны: пушнины, серебра, золота, леса и нефти стало гораздо меньше.

 2).  Суровые климатические условия и труднодоступность многих районов, редкое население, не смотря на несметные природные богатства, являются сдерживающим фактором хозяйственного развития Восточной Сибири. Многолетняя мерзлота, распространенная на большей части территории , затрудняет строительство.  Большинство городов расположено в межгорных  котловинах, что затрудняет их продувание ветрами (и вынос дымов промышленных предприятий), создавая экологические проблемы, требующие незамедлительного решения.

  3).   Величайшая равнина мира - Западно-Сибирская низменность обладает огромными ресурсами: лесными, минеральными, агроклиматическими, почвенными и  другими. Эти богатства - основа развития хозяйства района; стратегический резерв нашей страны.

Интенсивное промышленное освоение природных богатств Западной Сибири нанесло серьезный ущерб не только природе, но и коренным народам (ненцам, ханты, манси и другим), лишив их значительной части охотничьих и рыбопромысловых угодий. Чтобы защитить традиционные виды хозяйственной деятельности и культуру этих народов, в Ханты-Мансийском автономном округе были выделены специальные территории приоритетного природопользования- родовые угодья.

  4).  Озеро Байкал- жемчужина России. Расположено оно на юге Сибири. Ни одно озеро мира не может сравниться с Байкалом по разнообразию животного и растительного мира. Байкал- )то не только важнейший стратегический резерв пресной воды, но и один из известнейших объектов всемирного природного наследия.

Заключение.

(Историк)- Ребята, мы закончили с вами исследовательскую работу по теме « Сибирь: прошлое и настоящее». Давайте поведем итоги. По сегодняшним результатам работы на уроке продолжите заполнение оценочного листа. После их обработки результаты будут объявлены на следующем уроке.

(Географ) В заключении нашего урока, я думаю уместными будут слова поэта

Стих о Сибири

Расскажи мне о Сибири·

Небо. там - светлей и шире

Там вода - морей - синей,

Расскажи мне о Сибири.

Расскажи - про Енисей.

Расскажи мне про морошку.

И чудного зверя - мошку,

Про тайгу и про форель,

Расскажи всё понемножку.

Расскажи мне, поскорей.

Расскажи про сибирячек,

Про хохлушек и казачек,

Очи ""и . углей горячей.

А "1юбовь - огня сильней.

Расскажи  мне, про казачек.

Расскажи - про всех людей.

Расскажи мне про закаты

И в порогах. перекаты,

Где свободная река,

Вся кипя. бежит куда-то

И бросается с наката.

Своевольная река

Расскажи мне о Сибири,

Где дожди дорогу смыли

И ползут автомобили

Не съезжая с колеи.

Расскажи мне о Сибири ...

Хочу поблагодарить всех учащихся за творческую и плодотворную работу, способствующую достижению целей нашего урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории и географии в 9 классе"Стратегия и тактика российских полководцев в войне 1812 года".

Интегрированный урок (история и география) для учащихся 9 классов. Урок изучения нового материала. Урок в форме беседы с элементами практической работы....

Интегрированный урок по истории и географии в 10 классе октябрь 2012 год

Интегрированный урок по истории и географии в 10 классе.Тема : Эпоха Великих географических открытий и ее влияние на формирование мирового хозяйства. Глобализация, как  завершающий этап фор...

Конспект урока музыки в 6 классе "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Экскурсия в историю создания авторской песни...

Интегрированный урок по истории и географии «Победы А.В. Суворова в истории и на карте»

Интегрированный урок истории и географии для  8 класса адаптивной школы.     Урок составлен с учётом психофизических особенностей учащихся со слуховой депривацией. Урок сопровождае...

интегрированный урок по истории и географии

Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны...