"Рынок труда и занятость населения России".
методическая разработка по географии (9 класс) по теме
Урок географии в 9 классе с использованием развивающих и личностно-ориентированных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rynok_truda.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК № 20
Учитель географии
Пивоварова Людмила Анатольевна – учитель высшей категории
« Рынок труда и занятость населения России »
ЦЕЛИ : Сформировать представление о рынке труда, причинах
безработицы, о требованиях к современному работнику, дать
понятие о « трудовых ресурсах» и « экономически активном
населении »; способствовать профессиональному самоопределению
учащихся.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ. Ориентация учащихся на выбор будущей профессии – важной ценности для самоопределения человека в жизни. Знакомство с современными требованиями рынка труда и качествам работника.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ. Ориентация подростков на выбор общественных ценностей в будущей профессиональной деятельности: материальное благополучие, интерес, престиж, желание приносить пользу людям.
РАЗВИВАЮЩАЯ. Формирование умения оценивать, выбирать по значимости профессии профессиональные области, выражать свое отношение к различным профессиям: развитие умения определять требования к качествам личности.
Организационная форма обучения: УРОК
Научные подходы:
Краеведческий. ( Вопросы для обсуждения основываются на предпочтениях выбора профессиональной деятельности в г. Санкт-Петербурге), аксиологический.
Технология обучения:
-Личностно-ориентированный (выражение личного мнения учащегося)
-Развивающий (задачи носят проблемный характер, не имеют однозначных решений)
Оборудование:
Политико-административная карта, слайды, таблицы
ХОД УРОКА:
Учащимся предлагается опережающее домашнее задание.
Какая профессиональная область для Вас наиболее значима и интересна?
Варианты ответов:
- Медицина(врач, медицинская сестра, фармацевт)
- Образование (учитель, воспитатель)
- Транспорт (шофер, машинист, летчик, стюардесса)
- Экономика (экономист, бухгалтер, банковский служащий )
- Наука (биология, математика и т.д.)
- Техника (инженер, программист)
- Творчество (артист, музыкант, художник, танцор)
- Спорт (тренер, спортсмен )
- Торговля (продавец, менеджер)
10-Строительство(маляр, каменщик, прораб)
11-Туризм (экскурсовод, туроператор)
12 – другое
Следующий вопрос : « Почему Вы выбираете эту область ?»
А – работа в этой области модна и престижна
Б – работа приносит пользу людям
В – она обеспечивает мне материальное благополучие
Г – эта работа доставляет мне удовольствие
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания:
- Сравните занятия и расселите сельских жителей в природных зонах
России (в тундре, лесной и степной зонах)
- Проанализируйте проблемы деревень России : « обезлюдение » деревень, « старение», безработица, преобладание мужчин, пьянство и т.д.
Их причины и пути решения проблем.
- Изучение нового материала. Учитель предлагает ученикам определить цель урока для себя.
Близится время, когда вы будите выбирать профессию, искать работу, и столкнетесь с ситуацией на рынке труда России.
Что же вам нужно знать о рынке труда?
1.Трудовые ресурсы. Россия-это часть населения в возрасте от 16 лет до 59 включительно мужчины и до 54 женщины относятся к трудовому населению, способному работать, т.е. трудовые ресурсы. Если вы работаете в летний период, то вы тоже относитесь к трудовым ресурсам. Рассмотрим схему трудоспособного населения и трудовых ресурсов (Показ слайда).
Запись в тетрадь.
1)Трудоспособное население
2)Трудовые ресурсы
3)Рынок труда
2.Безработица и дефицит работников.
В 70-х годах был огромный спрос на рабочую силу. Сейчас, особенно в средних и малых городах, трудно найти подходящую работу.
Рассмотрим схему на странице…и выясним, как зависит спрос на рабочую силу от оплаты труда.
1.При низкой оплате труда: Работодатель может набрать больше дешевых работников, а работник не имеет большого желания трудиться за низкую заработную плату. В результате много свободных мест, высокий спрос на рабочую силу, т.е. дефицит работников.
2.При высокой оплате, работодатель должен обходиться малым количеством работников. Рабочих мест мало, а предложение высокое. Ситуация безработицы.
Далее учитель предлагает заполнить таблицу (1) и построить столбиковую диаграмму «Значимость профессий в 9 «а» классе, на основе цифровых данных, обработанных учителем или сильным учеником»
Таблица 1.
Значимость профессий в 9 «а» классе
Место | Профессиональная область | Значимость профессиональной области |
Количество выборов в % | ||
1. |
После того, как на столбиковой диаграмме будут четко просматриваться наиболее и наименее значимые профессиональные области, учитель приводит данные, отражающие отношение к выбранной профессии.
Таблица 2.
Отношения к профессиональной области
Место | Профессиональная область | Отношение к профессиональной области |
Количество выборов в % | ||
1. |
Далее идет дискуссия на основе полученных данных.
Вопросы для обсуждения:
1.Сегодня в России какие профессии наиболее востребованы?(Заранее взять данные в бюро трудоустройства)
2.Каковы причины востребованности этих профессий?
3. Каковы требования к работнику определенной профессии и в общем?
В ходе дискуссии выделяются категории по которым можно получить желаемую работу (Образование, знание ПК, иностранных языков, качество личности, коммуникабельность, исполнительность)
Далее ученики заполняют таблицу (3)
Таблица 3.
Мои личностные качества и будущая профессия
Качество личности, предъявляемые, по-моему, в выбранной профессии | Какие мои качества будут способствовать выбранной профессии | Какие мои качества препятствуют выбранной профессии |
- Рефлексия
Ученики должны ответить, достигнуты ли на уроке цель, которую они
поставили в начале урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме "Рынок труда и занятость населения"
Данную презентацию можно использовать как дополнение к устному рассказу учителя и схемам в учебнике 9 класса....
Разработка урока географии в 9 классе по теме Рынок труда и занятость населения
Урок с элементами технологии проблемного обучения в системе ЛОО способствует формированию универсальных учебных действий через системно-деятельностный подход. форма организации обучения - дискуссия, п...
урок географии Рынок труда и занятость населения
Категориальный аппарат усвоения: рынок труда; трудовые ресурсы; трудоспособный возраст; экономически активное население; безработица, география безработицы, зависимость безработицы от структуры хозяйс...
Урок с использованием РНС "Занятость населения России"
Цели: познакомить с основными занятиями населенияЗнание: знать основные понятия, характеризующие занятость населенияПонимание: : понимать значимость всех видов занятостиПрименение: выявлять проблемы и...
Разработка урока по географии 9 класса на тему:"Рынок труда и занятость населения"
Задачи: 1. Сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику; 2. Дать понятие о «трудовых ресурсах» и «экономически активном населении»; 3. С...
Конспект урока по географии в 9 классе "Рынок труда и занятость населения России"
Подробный конспект урока в 9 классе по ФГОС...
Конспект урока по обществознанию для 9 класса по теме "Рынок труда и занятость населения"
Конспект урока по обществознанию для 9 класса по теме "Рунок труда и занятость населения"...