Особо охраняемые территории России
план-конспект урока по географии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Уровень образования учащихся: 8 класс
Учитель географии – Иванова С.С.
Тема урока: Особо охраняемые территории России.
Цели урока:
- Образовательные:
- Сформировать основные понятия «Биологические ресурсы», «Растительные ресурсы и ресурсы животного мира», «Заповедник», «Национальный парк».
- Познакомиться и узнать: Какова роль живых организмов в жизни Земли, Какова роль растительного и животного мира в жизни человека.
- Закрепить полученные знания.
- Развивающие:
- Формировать познавательный интерес.
- Расширять кругозор учащихся,
- Совершенствовать умение работать с печатным текстом.
- Воспитательные:
- Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
- Воспитывать чувство сострадания к братьям нашим меньшим, проявлять заботу о растениях и животных.
- Воспитывать ответственность за выполнение работы
Задачи урока:
- усвоение знаний, навыков, представлений.
- сформировать представление о биологических ресурсах .
- сформировать умение называть роль растительного и животного мира в жизни человека.
- сформировать знания о заповедниках, национальных парках, заказниках как о особоохраняемых территориях России
Форма обучения: Классно-урочная
Форма учебной работы: Фронтальная работа
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид занятий учащихся: теоритическое занятие.
Основной метод:объяснительно-иллюстративный.
Время работы: 40 минут
Планируемый результат:
- учебно-познавательная компетенция:
- Знать: о заповедниках, национальных парках, заказниках – как о особоохраняемых территориях России.
- Уметь:называть роль растительного и животного мира.
Оборудование:
- атлас с животным и растительным миром
- карта России
Межпредметные связи:
- биология
- ботаника
- экология
Внутрипредметные связи:
- Природные условия и ресурсы.
План урока:
- Организационный момент (2 минуты)
- Начало урока (приветствие) – 1 минута
- Проверка отсутствующих – 1 минута.
- Цели урока
- Проверка домашнего задания.
- Основная часть урока (34 минут)
- Проверка домашнего задания.
- Объяснение новой темы, постановка целей урока.
- Закрепление полученного материала.
- Подведение итогов урока (4 минуты)
- Домашнее задание
- Выставление оценок.
- Заключительное слово учителя.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1)Приветствие,
2) Проверка отсутствующих.
3)Цели урока:
1. Проверка домашнего задания.
2. Объяснение новой темы.
3.Закрепление полученного материала.
4. Подведение итогов урока.
4)Урок начинается с проверки домашнего задания по & 20 «Растительный и животный мир России». Ученикам предстояло в письменном виде ответить на 4 вопроса.
Проверка домашнего задания: фронтальный опрос класса.
1 вопрос: Что богаче по видовому составу – растительный или животный мир России? Ответ ученика. По видовому составу богаче животный мир, так как в стране насчитывается до 130 тыс. животных, а растений всего 18 тыс.
Далее ученик поясняет, почему животный мир богаче. Больше всего – насекомых, 90 тыс. видов. Многочисленны рыбы, их более 1450 видов. Земноводных и пресмыкающихся – 160 видов. Птиц – 710, а млекопитающих в нашей стране обитает около 350 видов. А растений всего около тысячи, деревьев около 500.
2 вопрос: Что влияет на размещение растительности?
Ответ ученика.В размещение представителей различных видов растений прослеживаются закономерности, обусловленные, прежде всего широтной зональностью и высотной поясностью.
3 вопрос. Назовите основные типы растительности нашей страны?
Ответ ученика.Основные типы растительности включают растительность арктических пустынь, тундр, лесов, степей, пустынь.
4 вопрос. Как приспособлены животные к жизни в безлесных зонах? В лесных?
Ответ ученика.
II.Основная часть урока.
2) Объяснение новой темы
Тема сегодняшнего урока: & 21. БИОЛГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. ОСОБООХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ.
Цель нашего занятия:
- Сформировать основные понятия «Биологические ресурсы», «Растительные ресурсы и ресурсы животного мира», «Заповедник», «Национальный парк».
- Познакомиться и узнать: Какова роль живых организмов в жизни Земли, Какова роль растительного и животного мира в жизни человека.
- Закрепить полученные знания.
Вопрос к классу: Как вы думаете, какова роль живых организмов в жизни Земли, давайте подумаем? (Ответы учеников).
Далее вместе с учителем, ученики записывают в тетрадь основные тезисы:
1.растительность влияет на климат:
2. растения обогащают почву органическими остатками, улучшают её плодородие.
3.деревья, кустарники и травы защищают почву от эрозии
4. лесные посадки создают преграду движущимся пескам.
5. многие животные – земляные черви, роющие грызуны – активно участвуют в почвообразовании.
6. большие скопления органических остатков становятся биоматериалом, слагающим горные породы.
7. есть животные, которые переносят семена и плоды растений, помогая их распространению.
Вывод: организмы на Земле – это один из наиболее сложных и ярких компонентов, определяющий облик почти всех географических ландшафтов.
Учитель: Роль растительного и животного мира в жизни человека трудно переоценить. Освоение людьми природных ресурсов началось с освоения ресурсов биологических.
Биологические ресурсы – это растительные и животные организмы, используемые человеком в различных целях. (Учащиеся записывают в тетрадь).
Биологические ресурсы
Растительные ресурсы Ресурсы животного мира.
(Учащиеся записываю в тетрадь).
Учитель: Далее мы рассмотрим, как человек использует их в своей жизни.
Растительные ресурсы – это леса, луга, пастбища, травы, кустарники, ягоды и т.д.
Растительные ресурсы:
- растительный мир даёт человеку пищу, корма, топливо, сырьё;
- плоды растений: ягоды, орехи, фрукты;
- получение из трав и кустарников лекарственных растений;
- луга, пастбища, сенокосы – прекрасная кормовая база для животноводства;
- леса дают древесину – строительную и поделочную, химическое сырьё. (Учащиеся записываю в тетрадь).
Учитель: Ресурсы животного мира – это прежде всего охотничье-промысловые ресурсы.
Вопрос к классу: Как вы думаете, что относят к охотничье-промысловым ресурсам? (Ответы учащихся).
Охотничий промысел – это один из наиболее древних занятий человека.
Человек научился получать различные продукты животного мира:
- пушнина. Пушные звери РФ – белка, песец, лиса, заяц-беляк, куница, выдра, бобр, соболь. На зверофермах разводят – норку, ондатру;
- шкура, мясо;
- продукты охотничьих промыслов используются для изготовления удобрений, лекарств;
- пища (рябчики, куропатки, тетерева были издавна деликатесными блюдами русской кухни). (Учащиеся записывают в тетрадь).
Учитель: Растительность и животный мир очень сильно страдают от хозяйственной деятельности человека – вырубка лесов под строительство дорог, домов, незаконная охота и рыбалка, браконьерство. Ещё в прошлом веке в результате охотничьих промыслов практически были истреблены европейский зубр, кавказский олень, тасманский волк, яванский тигр и т.д. (Показаны картинки с животными на ноутбуке).Для защиты отдельных видов растений и животных от полного уничтожения стали создаваться заповедники.
Заповедники – особо охраняемые территории (акватории), исключённые из любой хозяйственной деятельности ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов, а также отдельных видов растений и животных. В России насчитывается 110 заповедников. (Учащиеся записывают в тетрадь).
Учитель: В 1919 году был учреждён первый советский заповедник – Астраханский. Он расположен в дельте Волги. (Учащиеся записывают в тетрадь). В заповеднике охраняются редкие породы осетровых рыб, водоплавающие птицы, редкие растения – лотос, водяной орех (занесены в Красную книгу). (Показаны фотографии лотоса и водяного ореха).
В заповедниках чаще всего охраняется весь природный комплекс. Но особенное внимание уделяют редким и исчезающим видам растений и животных, а также уникальным природным образованиям (природным уникумам), таким как, например водопад Кивач в одноимённом заповеднике, озеро Байкал, Ленские столбы и т.д.
Учитель: Кроме заповедников, существуют другие особоохраняемые природные территории - национальные парки.
Национальный парк –это особо охраняемая территория и акватория с малонарушенными комплексами и уникальными природными и антропогенными объектами. В России насчитывается 46 национальных парков. (Учащиеся записывают в тетрадь.).
Учитель: Следует понимать разницу между заповедниками и националами парками. Заповедники и национальные парки - это особо охраняемые территории, но национальные парки сочетают в себе задачи охраны природы и кратковременного посещения с целью отдыха и туризма, строго контролируемого. В заповедниках исключена любая деятельность человека, только мониторинг всех природных процессов.
3)Закрепление нового материала.
Учитель: 1.Какова роль растительных и животных ресурсов в жизни человека?
2.Что такое биологические ресурсы?
3. Какую роль играют заповедники и национальные парки в охране природы.
III. Подведение итогов урока.
1) Домашнее задание - & 20, ответить письменно на вопросы 1-3, читать конспект.
2) Выставление оценок за урок.
3)Заключительное слово учителя: Спасибо, урок окончен. Всем успешной работы.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/25/picture-70510.jpg)
Особо охраняемые территории
В России еще много пространства, не затронутого активной хозяйственной деятельностью и сохранившего естественные природные комплексы, которые благотворно влияют на экологические процессы не тол...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/25/picture-70510.jpg)
Особо охраняемые территории
В России еще много пространства, не затронутого активной хозяйственной деятельностью и сохранившего естественные природные комплексы, которые благотворно влияют на экологические процессы не тол...
Презентация "Особо охраняемые территории Автозаводского района"
Презентация к уроку или внеклассному мероприятию по теме "Особо охраняемые территории Автозаводского района", которую можно применять в курсах географии, географического краеведения. В презентации рас...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/22/picture-168389-1356195273.jpg)
Открытый урок география России 8 класс "Особо охраняемые территории России"
Открытый урок по географии России 8 класс "Особо охраняемые территории России",с сообщениями учеников о разных формах охраняемых территорий в виде презентаций....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/05/picture-467738-1407261496.jpg)
Технологическая карта открытого урока географии в 8 классе «Особо охраняемые территории России», урок № 38
УМКУчебник «Географии России. Природа. Население. Хозяйство». 8 класс. Авторы: Дронов В.П., И.И.Баринова, В.Я.Ром. М., «Дрофа», 2016.Тема урока «Особо охраняем...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/29/picture-4252-1698559449.jpg)
Интерактивный плакат "Особо охраняемые территории России"
Предлагаю три интерактивных плакта (Кроноцкий заповедник, Природные столбы, Заповедное Подлеморье). Ребята, наводя на QR могут перейти к плакату и используя кликабельные ссылки познакомиться с охраняе...