Особо охраняемые территории России
план-конспект урока по географии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Уровень образования учащихся: 8 класс
Учитель географии – Иванова С.С.
Тема урока: Особо охраняемые территории России.
Цели урока:
- Образовательные:
- Сформировать основные понятия «Биологические ресурсы», «Растительные ресурсы и ресурсы животного мира», «Заповедник», «Национальный парк».
- Познакомиться и узнать: Какова роль живых организмов в жизни Земли, Какова роль растительного и животного мира в жизни человека.
- Закрепить полученные знания.
- Развивающие:
- Формировать познавательный интерес.
- Расширять кругозор учащихся,
- Совершенствовать умение работать с печатным текстом.
- Воспитательные:
- Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
- Воспитывать чувство сострадания к братьям нашим меньшим, проявлять заботу о растениях и животных.
- Воспитывать ответственность за выполнение работы
Задачи урока:
- усвоение знаний, навыков, представлений.
- сформировать представление о биологических ресурсах .
- сформировать умение называть роль растительного и животного мира в жизни человека.
- сформировать знания о заповедниках, национальных парках, заказниках как о особоохраняемых территориях России
Форма обучения: Классно-урочная
Форма учебной работы: Фронтальная работа
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид занятий учащихся: теоритическое занятие.
Основной метод:объяснительно-иллюстративный.
Время работы: 40 минут
Планируемый результат:
- учебно-познавательная компетенция:
- Знать: о заповедниках, национальных парках, заказниках – как о особоохраняемых территориях России.
- Уметь:называть роль растительного и животного мира.
Оборудование:
- атлас с животным и растительным миром
- карта России
Межпредметные связи:
- биология
- ботаника
- экология
Внутрипредметные связи:
- Природные условия и ресурсы.
План урока:
- Организационный момент (2 минуты)
- Начало урока (приветствие) – 1 минута
- Проверка отсутствующих – 1 минута.
- Цели урока
- Проверка домашнего задания.
- Основная часть урока (34 минут)
- Проверка домашнего задания.
- Объяснение новой темы, постановка целей урока.
- Закрепление полученного материала.
- Подведение итогов урока (4 минуты)
- Домашнее задание
- Выставление оценок.
- Заключительное слово учителя.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1)Приветствие,
2) Проверка отсутствующих.
3)Цели урока:
1. Проверка домашнего задания.
2. Объяснение новой темы.
3.Закрепление полученного материала.
4. Подведение итогов урока.
4)Урок начинается с проверки домашнего задания по & 20 «Растительный и животный мир России». Ученикам предстояло в письменном виде ответить на 4 вопроса.
Проверка домашнего задания: фронтальный опрос класса.
1 вопрос: Что богаче по видовому составу – растительный или животный мир России? Ответ ученика. По видовому составу богаче животный мир, так как в стране насчитывается до 130 тыс. животных, а растений всего 18 тыс.
Далее ученик поясняет, почему животный мир богаче. Больше всего – насекомых, 90 тыс. видов. Многочисленны рыбы, их более 1450 видов. Земноводных и пресмыкающихся – 160 видов. Птиц – 710, а млекопитающих в нашей стране обитает около 350 видов. А растений всего около тысячи, деревьев около 500.
2 вопрос: Что влияет на размещение растительности?
Ответ ученика.В размещение представителей различных видов растений прослеживаются закономерности, обусловленные, прежде всего широтной зональностью и высотной поясностью.
3 вопрос. Назовите основные типы растительности нашей страны?
Ответ ученика.Основные типы растительности включают растительность арктических пустынь, тундр, лесов, степей, пустынь.
4 вопрос. Как приспособлены животные к жизни в безлесных зонах? В лесных?
Ответ ученика.
II.Основная часть урока.
2) Объяснение новой темы
Тема сегодняшнего урока: & 21. БИОЛГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. ОСОБООХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ.
Цель нашего занятия:
- Сформировать основные понятия «Биологические ресурсы», «Растительные ресурсы и ресурсы животного мира», «Заповедник», «Национальный парк».
- Познакомиться и узнать: Какова роль живых организмов в жизни Земли, Какова роль растительного и животного мира в жизни человека.
- Закрепить полученные знания.
Вопрос к классу: Как вы думаете, какова роль живых организмов в жизни Земли, давайте подумаем? (Ответы учеников).
Далее вместе с учителем, ученики записывают в тетрадь основные тезисы:
1.растительность влияет на климат:
2. растения обогащают почву органическими остатками, улучшают её плодородие.
3.деревья, кустарники и травы защищают почву от эрозии
4. лесные посадки создают преграду движущимся пескам.
5. многие животные – земляные черви, роющие грызуны – активно участвуют в почвообразовании.
6. большие скопления органических остатков становятся биоматериалом, слагающим горные породы.
7. есть животные, которые переносят семена и плоды растений, помогая их распространению.
Вывод: организмы на Земле – это один из наиболее сложных и ярких компонентов, определяющий облик почти всех географических ландшафтов.
Учитель: Роль растительного и животного мира в жизни человека трудно переоценить. Освоение людьми природных ресурсов началось с освоения ресурсов биологических.
Биологические ресурсы – это растительные и животные организмы, используемые человеком в различных целях. (Учащиеся записывают в тетрадь).
Биологические ресурсы
Растительные ресурсы Ресурсы животного мира.
(Учащиеся записываю в тетрадь).
Учитель: Далее мы рассмотрим, как человек использует их в своей жизни.
Растительные ресурсы – это леса, луга, пастбища, травы, кустарники, ягоды и т.д.
Растительные ресурсы:
- растительный мир даёт человеку пищу, корма, топливо, сырьё;
- плоды растений: ягоды, орехи, фрукты;
- получение из трав и кустарников лекарственных растений;
- луга, пастбища, сенокосы – прекрасная кормовая база для животноводства;
- леса дают древесину – строительную и поделочную, химическое сырьё. (Учащиеся записываю в тетрадь).
Учитель: Ресурсы животного мира – это прежде всего охотничье-промысловые ресурсы.
Вопрос к классу: Как вы думаете, что относят к охотничье-промысловым ресурсам? (Ответы учащихся).
Охотничий промысел – это один из наиболее древних занятий человека.
Человек научился получать различные продукты животного мира:
- пушнина. Пушные звери РФ – белка, песец, лиса, заяц-беляк, куница, выдра, бобр, соболь. На зверофермах разводят – норку, ондатру;
- шкура, мясо;
- продукты охотничьих промыслов используются для изготовления удобрений, лекарств;
- пища (рябчики, куропатки, тетерева были издавна деликатесными блюдами русской кухни). (Учащиеся записывают в тетрадь).
Учитель: Растительность и животный мир очень сильно страдают от хозяйственной деятельности человека – вырубка лесов под строительство дорог, домов, незаконная охота и рыбалка, браконьерство. Ещё в прошлом веке в результате охотничьих промыслов практически были истреблены европейский зубр, кавказский олень, тасманский волк, яванский тигр и т.д. (Показаны картинки с животными на ноутбуке).Для защиты отдельных видов растений и животных от полного уничтожения стали создаваться заповедники.
Заповедники – особо охраняемые территории (акватории), исключённые из любой хозяйственной деятельности ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов, а также отдельных видов растений и животных. В России насчитывается 110 заповедников. (Учащиеся записывают в тетрадь).
Учитель: В 1919 году был учреждён первый советский заповедник – Астраханский. Он расположен в дельте Волги. (Учащиеся записывают в тетрадь). В заповеднике охраняются редкие породы осетровых рыб, водоплавающие птицы, редкие растения – лотос, водяной орех (занесены в Красную книгу). (Показаны фотографии лотоса и водяного ореха).
В заповедниках чаще всего охраняется весь природный комплекс. Но особенное внимание уделяют редким и исчезающим видам растений и животных, а также уникальным природным образованиям (природным уникумам), таким как, например водопад Кивач в одноимённом заповеднике, озеро Байкал, Ленские столбы и т.д.
Учитель: Кроме заповедников, существуют другие особоохраняемые природные территории - национальные парки.
Национальный парк –это особо охраняемая территория и акватория с малонарушенными комплексами и уникальными природными и антропогенными объектами. В России насчитывается 46 национальных парков. (Учащиеся записывают в тетрадь.).
Учитель: Следует понимать разницу между заповедниками и националами парками. Заповедники и национальные парки - это особо охраняемые территории, но национальные парки сочетают в себе задачи охраны природы и кратковременного посещения с целью отдыха и туризма, строго контролируемого. В заповедниках исключена любая деятельность человека, только мониторинг всех природных процессов.
3)Закрепление нового материала.
Учитель: 1.Какова роль растительных и животных ресурсов в жизни человека?
2.Что такое биологические ресурсы?
3. Какую роль играют заповедники и национальные парки в охране природы.
III. Подведение итогов урока.
1) Домашнее задание - & 20, ответить письменно на вопросы 1-3, читать конспект.
2) Выставление оценок за урок.
3)Заключительное слово учителя: Спасибо, урок окончен. Всем успешной работы.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особо охраняемые территории
В России еще много пространства, не затронутого активной хозяйственной деятельностью и сохранившего естественные природные комплексы, которые благотворно влияют на экологические процессы не тол...
Особо охраняемые территории
В России еще много пространства, не затронутого активной хозяйственной деятельностью и сохранившего естественные природные комплексы, которые благотворно влияют на экологические процессы не тол...
Презентация "Особо охраняемые территории Автозаводского района"
Презентация к уроку или внеклассному мероприятию по теме "Особо охраняемые территории Автозаводского района", которую можно применять в курсах географии, географического краеведения. В презентации рас...
Открытый урок география России 8 класс "Особо охраняемые территории России"
Открытый урок по географии России 8 класс "Особо охраняемые территории России",с сообщениями учеников о разных формах охраняемых территорий в виде презентаций....
Викторина по особо охраняемым территориям СПб
Викторина по особо охраняемым территориям СПб...
Технологическая карта открытого урока географии в 8 классе «Особо охраняемые территории России», урок № 38
УМКУчебник «Географии России. Природа. Население. Хозяйство». 8 класс. Авторы: Дронов В.П., И.И.Баринова, В.Я.Ром. М., «Дрофа», 2016.Тема урока «Особо охраняем...
Интерактивный плакат "Особо охраняемые территории России"
Предлагаю три интерактивных плакта (Кроноцкий заповедник, Природные столбы, Заповедное Подлеморье). Ребята, наводя на QR могут перейти к плакату и используя кликабельные ссылки познакомиться с охраняе...