Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
- МБОУ «Балтасинская средняя общеобразовательная школа»
- Балтасинского муниципального района Республики Татарстан
- Рассмотрено и обсуждено на Согласовано: Утверждаю:
- заседании ШМО учителей естественные науки заместитель директора по УВР Директор школы
- от « 25 » августа 2012г. _________ Сабитова Л.М. _____________ Шигабутдинов И.М.
- Рук. ШМО_________ Шигапова Г.Р. 31 августа 2012 года приказ № 2012 год
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ГЕОГРАФИЯ, ПРИРОДА. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ 8 КЛАСС
- УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
- ЗАРИПОВОЙ РАМЗИИ РАМИЛОВНЫ
- 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
. Рабочая программа по географии в 8-х классах составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования:
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (редакция от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ);
- государственного образовательного стандарта (федеральный и национально – региональный компонент);
- базисного учебного плана школы;
- на основе авторской программы И.И.Бариновой и В.П.Дронова из сборника Программы для общеобразовательных учреждений География 6-11 классы Составитель Овсянникова Е.В .- 2-е изд., стереотип. –М.: Дрофа. 2009 и учебника - География. России . В 2-х к н . Кн. 1: География. Природа. Население. 8 кл.: учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений / В.П.Дронов, И. Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе; под ред. В.П.Дронов, - 10-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2009г
- требований к уровню подготовки учащихся 8 класса
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Темы, разделы | дата | № | Основное содержание урока. | Практические работы | Ведущие понятия и термины | Учебное оборудование | Методические пособия |
Введение. Что изучает география России. 1час | №1 | Физическая карта России, атласы |
Часть 1 Россия на карте мира. (12ч.) Географическое положение России – 4 часа |
Географическое положение как зеркало России. Виды и уровни географического положения России 1час | №2 | Визитная карточка России: территория, население. Виды и уровни географического положения. | Ф.Г.П., ГП, виды и уровни ГП., | Физическая карта России |
Особенности физико-географического положения России. 1час | №3 | Крайние точки России. Расположение в двух частях света, межокеаническое, северное положение. | № 1 Характеристика г.п. России. Сравнение ГП России с г.п. других стран (устно) | крайние точки | Физическая карта России | В.И. Сиротин Практи-ческие и самостоя-тельные работы учащихся по географии |
Экономико – и транспортно географическое положение России. 1час | №4 | Соседи России, их политическая и экономическая оценка, роль во внешней торговле России. Выгоды и недостатки транспортно-географического положения страны. | Виды ГП | Физическая карта России, политическая карта мира |
Геополитическое, этнокультурное и эколого –географическое положение России. 1час | №5 | Особенности геополитического положения России и ее отдельных частей. Положение России в системе цивилизаций и его влияние на формирование и развитие страны. Влияние соседей на экологию России. Воздействие российской экономики на экологическую ситуацию в других странах | Виды ГП | Политическая карта мира |
Границы и административно – территориальное устройство – 8 часов |
Государственная территория России. 1час | №6 | Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Роль природы в формировании Российского государства. Экономически активная территория. Российская Зона Севера и проблемы ее освоения. | Государственная территория |
Обширные российские пространства: вопросы и проблемы. Экономически эффективная территория. 1час | №7 | Роль природы в формировании Российского государства. Экономически активная территория. Российская Зона Севера и проблемы ее освоения. |
Государственные границы России. Типы и виды российских границ. 1час | №8 | Сухопутные соседи России. Различия сухопутных границ на северо-западе, западе и юге страны. Морские соседи России. Различия в геополитическом и экономическом значении морских границ России в Атлантическом бассейне, Северном Ледовитом и Тихом океанах | Таблица с типами и видами российских границ |
Сухопутные и морские границы России 1час | №9 | Сухопутные соседи России. Различия сухопутных границ на северо-западе, западе и юге страны. Морские соседи России. |
Россия на карте часовых поясов 1час | №10 | Местное и поясное время. Линия перемены дат. Летнее время. | № 2 Определение поясного времени для разных пунктов России. | Часовые пояса | Карта часовых поясов России и мира, статистический материал. | В.И. Сиротин Практи-ческие и самостоя-тельные работы учащихся по географии |
Этапы и методы географического изучения территории 1час | №11 | Путешествия и открытия новгородцев и поморов. Открытие и освоение Сибири и Дальнего Востока. Великая Северная экспедиция. Изучение территории России отечественными учеными. Экспедиции Российского Географического общества. Современные географические исследования |
Особенности административно– территориального устройства России. 1час | №12 | Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа | №3 Анализ карт административно –территориального и политического деления. | В.И. Сиротин Практи-ческие и самостоя-тельные работы учащихся по географии |
Обобщение по разделу «Россия на карте мира». 1час | №13 | Особенности географического положения России. Территория и акватория. Экономическая зона РФ |
Часть 2 Природа России – 31 час Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые – 7 часов |
Геологическая история и геологическое строение территории России. 1час | №14 | Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. | Фундамент, щит, | Физическая и тектоническая карты России, геохронологическая таблица. |
Рельеф России. 1час | №15 | Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы | Рельеф, компоненты природы | Физическая и тектоническая карты России |
Как и почему изменяется рельеф России. 1час | №16 | Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние на современный рельеф морей, текучих вод, ледников, ветра. Древнее и современное оледенения. | Внешние и внутренние процессы |
Стихийные природные явления в литосфере. 1час | №17 | Виды стихийных природных явления в литосфере, причины, порождающие их, меры по борьбе с ними. | Сели, обвалы, оползни, цунами |
Человек и литосфера. 1час | №18 | Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. | Полезные ископаемые, месторождения., бассейны, |
Человек и литосфера 1час | №19 | Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Жизнь в горах и на равнинах. | №4 Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий | В.И. Сиротин Практи-ческие и самостоя-тельные работы учащихся по географии |
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона 1час | №20 | Крупные формы рельефа и полезные ископаемые своего региона |
Климат и климатические ресурсы –8 часов |
Факторы, определяющие климат России. Циклоны и антициклоны. 1час | №21 | Факторы, определяющие климат России: географическая широта, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность, рельеф, близость морей и океанов, океанические течения, антропогенные воздействия. Фронты. Циклоны и антициклоны. | Антициклон, атмосферный фронт | Климатические карты России, схема циклона и антициклона, атмосферных фронтов. |
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. 1час | №22 | Закономерности распределения тепла температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения | №5 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, Выявление особенностей распределения средних температур января и июля. Годового количества осадков на территории | Климатическая карта России. | В.И. Сиротин Практи-ческие и самостоя-тельные работы учащихся по географии |
Сезонность климата. 1час | №23 | Климатические сезоны, их обусловленность и влияние на быт, хозяйственную деятельность и характер питания людей. |
Типы климатов России. 1час | №24 | Климатические пояса и области на территории России, их характеристика.. | №6 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. | Карта климатических поясов и областей России, атласы | В.И. Сиротин Практи-ческие и самостоя-тельные работы учащихся по географии |
Комфортность (дискомфортность) климатических условий. 1час | №25 | Оценка природных условий России для проживания человека. Основные показатели, характеризующие уровень комфортности климата |
Климат и человек. 1час | №26 | Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения. Здоровье. Опасные неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. | Агроклиматические ресурсы |
Климат и человек 1час | №27 | Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. | №7 Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения (своего региона) | Засухи, суховеи, пыльные бури, ураганы, заморозки, град и гололед | Рисунки с неблагоприятными климатическими явлениями |
Климат своего региона. 1час | №28 | Климатообразующие факторы своего края |
Внутренние воды и водные ресурсы – 5 часа |
Разнообразие внутренних вод России. Реки 1час | №29 | Вода – один из важнейших видов ресурсов | . | Внутренние воды, речной сток, падение реки, уклон реки | Физическая карта России |
Разнообразие внутренних вод России. Реки 1час | №30 | Внутренние воды – основные источники пресной воды. Важнейшие особенности российских рек. | № 8 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. | Межень, половодье, паводки, наводнения | Физическая карта России | В.И. Сиротин Практи-ческие и самостоя-тельные работы учащихся по географии |
Озера. Болота. Подземные воды Многолетняя мерзлота. Ледники 1час. | №31 | 1 час | №9 Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанные с ними опасные природные явления (обучающая – устно) | Болото, минеральные воды Многолетняя мерзлота | Рисунки: ледники, болота, озера |
Водные ресурсы и человек. 1час | №32 | Понятие водных ресурсов и водного кадастра. Неравномерность размещения водных ресурсов. Рост потребления и загрязнения воды человеком | № 10 Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования 9 обучающая – РТ, родной край) |
Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности 1час | №33 | Внутренние воды и водные ресурсы родного края |
Почва и почвенные ресурсы – 4 часа |
Образование почв и их разнообразие. 1час | №34 | Почва – особый компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. Почва – национальное богатства. Факторы образования почв, их основные типы. Свойства, различия в плодородии. | №11 Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности (устно) | Почвенная карта России | В.И. Сиротин Практи-ческие и самостоя-тельные работы учащихся по географии |
Закономерности распространения почв. 1час | №35 | Главные типы почв России, особенности их географии | Почвенная карта России |
Почвенные ресурсы России. 1час | №36 | Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба с их эрозией и загрязнением |
Особенности почв своего региона и своей местности 1час | №37 |
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы – 3 часа |
Растительный и животный мир России. 1час | №38 | Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. | Карта растительного и животного мира России |
Биологические ресурсы. Охрана растительного мира. 1час | №39 | Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира | № 12 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса(устно) | Биологические ресурсы, заповедники | В.И. Сиротин Практи-ческие и самостоя-тельные работы учащихся по географии |
Растительный и животный мир своего региона и своей местности 1час | №40 | Меры по охране растительного и животного мира своего родного края. |
Природное районирование – 9 часов |
Разнообразие природных комплексов. Формирование природных комплексов (ПТК) как результат длительного развития географической оболочки. Моря как крупные ПК. 1час | №41 | Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные | Ландшафтоведение |
Природно – хозяйственные зоны России. 1час | №42 | Понятие о природной зональности. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берг в создании учения о природных зонах. Природная зональность – всеобщий закон природы. Что такое природно-хозяйственные зоны | Природные зоны России |
Арктические пустыни, тундра и лесотундра 1час | №43 | Географическое положение. Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны, взаимосвязи природных компонентов. Основные виды природопользования. | Природные зоны России |
Леса 1час | №44 | Разнообразие лесов. России: тайга, смешанные и лиственные леса. Географическое положение. Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны, взаимосвязи природных компонентов. Образ русского леса. Основные виды природопользования |
Лесостепи, степи, пустыни и полупустыни 1час | №45 | Безлесные зоны юга России: географическое положение. Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны. Взаимосвязи природных компонентов. Основные виды природопользования | Природные зоны России |
Высотная поясность 1час | №46 | Закономерности смены природных зон в горах. Сравнение высотной поясности разных гор России. Основные виды природопользования. | № 13 Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт. |
Особо охраняемые природные территории 1час | №47 | Памятники Всемирного природного наследия. Заповедники. | № 14 Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия». | В.И. Сиротин Практи-ческие и самостоя-тельные работы учащихся по географии |
Природные зоны своей местности, ее экологические проблемы. 1час | №48 | Природная зона своей местности | № 15 Составить характеристику природной зоны своей местности по типовому плану. |
Обобщение по теме: «Природа России» 1час | №49 | 1 час |
Население России – 8 часов |
Численность населения России. Особенности воспроизводства населения. Причины демографического кризиса. 1час | №50 | Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Региональные различия естественного прироста. Прогнозы изменения численности населения России | Естественный прирост населения, воспроизводство, механический прирост населения | Атласы, карта плотности населения России, графики. |
Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. 1час | №51 | Своеобразие половозрастной пирамиды в России. И факторы определяющие это своеобразие. Сокращение средней продолжительности жизни россиян | Половозрастная пирамида |
Этнический, языковой и религиозный состав населения 1час | №52 | Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий. | Этнос, языковой состав населения |
Городское и сельское население 1час | №53 | Городское население. Города. Особенности урбанизации. Городские агломерации. Сельское население. Сельская местность, сельские поселения. | Урбанизация, сельские поселения |
Размещение населения России 1час | №54 | Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения | Плотность населения, зоны расселения |
Миграция населения в России 1час | №55 | Миграции населения в России. Внешние и внутренние миграции: причины. Порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Роль внешних миграций в динамике населения страны | Миграция, миграционный прирост | атласы |
Люди и труд 1час | №56 | Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Проблемы безработицы. Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества жизни населения – важнейшая социально-экономическая проблема | Трудовые ресурсы, экономически активное население |
Обобщение по теме «Население». 1час | №57 | Население России. Человеческий потенциал страны, численность. размещение, естественное движение населения. | № 16 Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно- территориальным делением РФ. |
Хозяйство России –10 часов |
Что такое хозяйство страны? Как география изучает хозяйство 1час | №58 | Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий | Валовый внутренний продукт, производит. труда, отрасли хозяйства, межотраслев. комплексы |
Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу |
Состав первичного сектора экономики. 1час | №59 | Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России | Первичный сектор экономики |
Природно – ресурсный потенциал России. Богата ли Россия ресурсами? 1час | №60 | Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы. Обеспеченность России природными ресурсами. | Природные ресурсы, ресурсные базы |
Сельское хозяйство 1час | №61 | Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. | С – х угодья, мелиорация |
Земледелие 1час | №62 | Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство | № 17 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур. | Зерновое хозяйство, технические культуры, | В.И. Сиротин Практи-ческие и самостоя-тельные работы учащихся по географии |
Животноводство 1час | №63 | Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства | № 18 Анализ карт «Животноводство», растительность , животный мир. |
Лесное хозяйство. Охота. 1час | №64 | Роль леса в жизни людей Российские леса – важная часть национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения. Охота. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя. |
Рыбное хозяйство 1час | №65 | Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства. |
Географический фактор в развитии общества 1час | №66 | Влияние природной среды на исторический процесс. Роль природы в развитии России | № 19 Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства. | Природная среда |
Урок обобщающего повторения по теме: «Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу». 1час | №67 |
Татарстан. Природно – географические районы - Предкамье, Закамье, предволжье. 1час | №68 | Знакомство с географическими районами Татарстана | Географические районы | Карта географических районов Татарстана. |
Татарстан .Волжско – Камский государственный заповедник. 1час | №69 | Углубить знания по государственным заповедникам Татарстана. | Природные заказники. | Карта охраны природы. |
Татарстан. Памятники природы и природные заказники республики 1час | №70 | Углубить знания по государственным заказникам своей республики | Карта охраны природы. |
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Перечень учебно- методического обеспечения
- Дронов В.П, Баринова И.И, Ром В.Я., ЛобжанидзеА.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс.- М.: Дрофа2009.Кн.1
- Географический атлас. 8 класс. – Дрофа -2009г.
- 3. Контурные карты 8 класс – Дрофа -2009 г.
Список литературы
1.Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 128 с.
2.Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2005. – 192с.
3.Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 классы): Пособие для учителя. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 136 с.: ил.
4.Справочник по физической географии
5..Страны мира. Современный справочник. – М: ООО «Дом славянской книги», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...