Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Рабочая программа по географии 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass-geografija-2-1.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. МБОУ «Балтасинская средняя общеобразовательная школа»
  2. Балтасинского муниципального района Республики Татарстан
  3. Рассмотрено и обсуждено на                                                     Согласовано:                                                                                Утверждаю:
  4. заседании ШМО учителей естественные науки                    заместитель директора по УВР                                               Директор школы
  5. от « 25 » августа 2012г.                                                                   _________ Сабитова Л.М.                                                      _____________ Шигабутдинов И.М.
  6. Рук. ШМО_________  Шигапова Г.Р.                                         31 августа 2012 года                                                                приказ №       от       2012 г.

                                                                                          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   ДЛЯ 6  КЛАССА

  1. УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
  2. Шигаповой Гузалии Ризвановны
  3.  
  4. 2012 - 2013учебный год

                                                                                           Пояснительная записка

   Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Цель курса:

 заложить основы географического образования учащихся.

Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

                                                      Календарно- тематическое планирование для 6 класса

Тема урока

Кол час

Ведущие понятия и термины

Элементы обязательного минимума

Практические работы

Дата


План        Факт

1.

Введение.

Что изучает география.


1

География , гипотеза

Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий.

Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение за погодой, фенологическими явлениями; измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.


Земля во Вселенной – 3 часа

2.

Земля и космос. Земля – часть Солнечной системы.

1

Солнце, Солнечная система, полюс, экватор, полушарие Земли

Солнце – источник жизни на Земле. Земля - одна из девяти планет Солнечной системы. Влияние космоса на землю и жизнь людей.

Приемы ориентирования по Полярной звезде (обучающая)

3.

Движение Земли.

1

Теллурий

Влияние космоса на землю и жизнь людей.

Знакомство учащихся с прибором Теллурий

4.

Форма и размеры Земли.

1


Географические модели Земли – 5 часов

5.

Глобус. Градусная сеть. Географические координаты.


1

Глобус, градусная сеть, географическая долгота, географическая широта, географические координаты.

Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб. Градусная сеть на плане и карте. Классификация карт. Чтение и использование карт.


Ориентирование на местности.

Приемы работы с глобусом.

6.

Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. Географические карты.


1

Масштаб, топографический план, аэрофотоснимок, условные знаки. Численный, именованный, линейный масштабы.

Ориентирование на местности.

7.

Работа с картой. Обучение определению направлений по карте; определению географичеких карт.

1

виды карт, картография, топография

Составление плана местности.

.

8.

План местности. Условные знаки. Масштаб.

1

Рельеф, относительная и абсолютная высота, отметка высот, горизонталь.

Топографический диктант.

9.

Ориентирование на местности. Компас, азимут.

1

Компас, азимут, Глазомерная, Маршрутная, полярная съемки.

Определение объектов местности по плану, а также направлений , расстояний между ними.


Земная кора – 7 часов

10.

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли.

1

Литосфера, геология, ядро, мантия, земная кора

(материковая и океаническая)

Литосфера: строение земной коры. Геология.

Заполнение таблицы: разнообразие горных пород.

11.

Разнообразие форм рельефа.

1

Рельеф, тектоника, минерал, Горная порода, Метаморфические, магматические, осадочные горные породы.

Рельеф (горы, равнины), полезные ископаемые, зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых.

Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.

12.

Движения земной коры.

1

Землетрясение

(очаг, эпицентр), сейсмический пояс, горст, грабен, шкала Рихтера, кратер, жерло, лава, магма

Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Приемы работы на к/к, нанесение зон землетрясений и вулканизма.

13.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра.


1

14.

Главные формы рельефа суши.


1

Горы (низкие, средние, высокие), горный хребет, долина, нагорье,

Равнина, низменность, возвышенность, плоскогорье, впадина.

Влияние гор и равнин на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

«Определение по карте географического положения гор, географических координат высот отдельных вершин»

15.

Рельеф дна океанов.

1

Ложе океана, шельф(материковая отмель),  желоб, котловина, хребет, материковый склон.

Выявление изменений рельефа дна океанов.

16.

Человек и земная кора.

1


Атмосфера- 5 часов

17.

Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Человек и атмосфера.


1

Атмосфера, тропосфера, стратосфера.

Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления.


Воздушные массы, погода, климат.

Распределение тепла и влаги на поверхность Земли.

Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара»

18.

Нагревание воздуха и его температура. Зависимость температуры воздуха от географической широты.


1

Средняя суточная, месячная, годовая температура, суточная амплитуда температуры.

19.

Влага в атмосфере. Атмосферные осадки.


1

Абсолютная и относительная влажность, насыщенный и ненасыщенный воздух, туман, облака, атмосферные осадки, осадкомер.

Анализ диаграмм количества осадков.

20.

Давление атмосферы. Ветры.


1

Атмосферное давление, норм. атм. давление, барометр, анероид, ветер, бриз, муссон. ураган

21.

Погода. Климат.

1

Погода. Воздушная масса, тип погоды, климат, сезоны года

Обработка результатов наблюдений за погодой.


Гидросфера – 6 часов

22.

Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Человек и гидросфера.


1

Мировой океан, материк, остров, архипелаг, море

( внутреннее, окраинное), залив, пролив

Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды. Движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климата земли.

23.

Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане. Волны.


1

Волна, цунами, прилив, залив, батискаф, акваланг

24.

Реки. Жизнь рек.

1

Источник, грунтовые воды, водоупорные и водопроницаемые породы, река, речная система, русло, исток, устье, половодье, паводок, порог, водопад

25.

Реки. Жизнь рек.

1

Описание географического положения реки

26.

Озера и болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

1

Озерная котловина, старица, карст, бессточное и сточное озеро

27.

Итоговый урок по темам «Атмосфера», «Гидросфера»

1

Урок обобщения знаний и умений


Биосфера – 5 часов

28.

Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе.


1

Широтная зональность, природная зона, почва, гумус, плодородие, выветривание, фотосинтез

Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. Почва как особое природное образование, условия формирования почв различного типа.

Заполнение схемы «Воздействие организмов на оболочки»

29.

Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане.


1

Планктон, нектон, бентос

30.

Жизнь на поверхности суши. Леса.

1

Природная зона, влажный экваториальный лес, саванна. тайга

Заполнение таблицы :

 « Экваториальные леса и леса умеренного пояса»

31.

Жизнь в безлесных пространствах.

1

Пустыня, степь. тундра

Заполнение таблицы: «Характеристика саванн, степей, пустынь и тундр»

32.

Почва. Человек и биосфера.

1

Цепь питания, компонент природного комплекса, природный комплекс, географическая оболочка, биосфера

Определение состава почв.


Географическая оболочка – 3 часа

33.

Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки. Территориальные комплексы.

1

Раса человека, европеоид, негроид, монголоид, численность населения, рождаемость. Смертность, миграция, тип населенного пункта

Составление схемы «Взаимодействие оболочек Земли»

34.





35.

Выделение и описание природных территориальных комплексов.


Итоговый урок по темам: «Биосфера и географическая оболочка»

1





1

Ноосфера, заказник, заповедник, национальный парк, Красная книга

Практическая работа

«Описание природных компонентов ПК»

                                                           Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

                                                                  Перечень учебно- методического использования

  1. Учебник Землеведение автор Климанова О.А.
  2. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
  3. Контурные карты 6 класс

                                                                            Список литературы

Перечень учебно- методического обеспечения

1. В.А.Коринская,  И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2009.

2. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.

3. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.

                                                     Список литературы

           1.Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 128 с.

           2.Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2004. – 192с.

           3.Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 классы): Пособие для учителя. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с.: ил.

           4.Справочник по физической географии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...