Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
- МБОУ «Балтасинская средняя общеобразовательная школа»
- Балтасинского муниципального района Республики Татарстан
- Рассмотрено и обсуждено на Согласовано: Утверждаю:
- заседании ШМО учителей естественные науки заместитель директора по УВР Директор школы
- от « 25 » августа 2012г. _________ Сабитова Л.М. _____________ Шигабутдинов И.М.
- Рук. ШМО_________ Шигапова Г.Р. 31 августа 2012 года приказ № от 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ 6 КЛАССА
- УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
- Шигаповой Гузалии Ризвановны
- 2012 - 2013учебный год
Пояснительная записка
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Цель курса:
заложить основы географического образования учащихся.
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Календарно- тематическое планирование для 6 класса
№ | Тема урока | Кол час | Ведущие понятия и термины | Элементы обязательного минимума | Практические работы | Дата План Факт |
1. | Введение. Что изучает география. | 1 | География , гипотеза | Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. | Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение за погодой, фенологическими явлениями; измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу. |
Земля во Вселенной – 3 часа |
2. | Земля и космос. Земля – часть Солнечной системы. | 1 | Солнце, Солнечная система, полюс, экватор, полушарие Земли | Солнце – источник жизни на Земле. Земля - одна из девяти планет Солнечной системы. Влияние космоса на землю и жизнь людей. | Приемы ориентирования по Полярной звезде (обучающая) |
3. | Движение Земли. | 1 | Теллурий | Влияние космоса на землю и жизнь людей. | Знакомство учащихся с прибором Теллурий |
4. | Форма и размеры Земли. | 1 |
Географические модели Земли – 5 часов |
5. | Глобус. Градусная сеть. Географические координаты. | 1 | Глобус, градусная сеть, географическая долгота, географическая широта, географические координаты. | Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб. Градусная сеть на плане и карте. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. | Приемы работы с глобусом. |
6. | Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. Географические карты. | 1 | Масштаб, топографический план, аэрофотоснимок, условные знаки. Численный, именованный, линейный масштабы. | Ориентирование на местности. |
7. | Работа с картой. Обучение определению направлений по карте; определению географичеких карт. | 1 | виды карт, картография, топография | Составление плана местности. . |
8. | План местности. Условные знаки. Масштаб. | 1 | Рельеф, относительная и абсолютная высота, отметка высот, горизонталь. | Топографический диктант. |
9. | Ориентирование на местности. Компас, азимут. | 1 | Компас, азимут, Глазомерная, Маршрутная, полярная съемки. | Определение объектов местности по плану, а также направлений , расстояний между ними. |
Земная кора – 7 часов |
10. | Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. | 1 | Литосфера, геология, ядро, мантия, земная кора (материковая и океаническая) | Литосфера: строение земной коры. Геология. | Заполнение таблицы: разнообразие горных пород. |
11. | Разнообразие форм рельефа. | 1 | Рельеф, тектоника, минерал, Горная порода, Метаморфические, магматические, осадочные горные породы. | Рельеф (горы, равнины), полезные ископаемые, зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых. | Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа. |
12. | Движения земной коры. | 1 | Землетрясение (очаг, эпицентр), сейсмический пояс, горст, грабен, шкала Рихтера, кратер, жерло, лава, магма | Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. | Приемы работы на к/к, нанесение зон землетрясений и вулканизма. |
13. | Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра. | 1 |
14. | Главные формы рельефа суши. | 1 | Горы (низкие, средние, высокие), горный хребет, долина, нагорье, Равнина, низменность, возвышенность, плоскогорье, впадина. | Влияние гор и равнин на жизнь и хозяйственную деятельность человека. | «Определение по карте географического положения гор, географических координат высот отдельных вершин» |
15. | Рельеф дна океанов. | 1 | Ложе океана, шельф(материковая отмель), желоб, котловина, хребет, материковый склон. | Выявление изменений рельефа дна океанов. |
16. | Человек и земная кора. | 1 |
Атмосфера- 5 часов |
17. | Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Человек и атмосфера. | 1 | Атмосфера, тропосфера, стратосфера. | Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления. Воздушные массы, погода, климат. Распределение тепла и влаги на поверхность Земли. | Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара» |
18. | Нагревание воздуха и его температура. Зависимость температуры воздуха от географической широты. | 1 | Средняя суточная, месячная, годовая температура, суточная амплитуда температуры. |
19. | Влага в атмосфере. Атмосферные осадки. | 1 | Абсолютная и относительная влажность, насыщенный и ненасыщенный воздух, туман, облака, атмосферные осадки, осадкомер. | Анализ диаграмм количества осадков. |
20. | Давление атмосферы. Ветры. | 1 | Атмосферное давление, норм. атм. давление, барометр, анероид, ветер, бриз, муссон. ураган |
21. | Погода. Климат. | 1 | Погода. Воздушная масса, тип погоды, климат, сезоны года | Обработка результатов наблюдений за погодой. |
Гидросфера – 6 часов |
22. | Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Человек и гидросфера. | 1 | Мировой океан, материк, остров, архипелаг, море ( внутреннее, окраинное), залив, пролив | Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды. Движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климата земли. |
23. | Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане. Волны. | 1 | Волна, цунами, прилив, залив, батискаф, акваланг |
24. | Реки. Жизнь рек. | 1 | Источник, грунтовые воды, водоупорные и водопроницаемые породы, река, речная система, русло, исток, устье, половодье, паводок, порог, водопад |
25. | Реки. Жизнь рек. | 1 | Описание географического положения реки |
26. | Озера и болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. | 1 | Озерная котловина, старица, карст, бессточное и сточное озеро |
27. | Итоговый урок по темам «Атмосфера», «Гидросфера» | 1 | Урок обобщения знаний и умений |
Биосфера – 5 часов |
28. | Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе. | 1 | Широтная зональность, природная зона, почва, гумус, плодородие, выветривание, фотосинтез | Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. Почва как особое природное образование, условия формирования почв различного типа. | Заполнение схемы «Воздействие организмов на оболочки» |
29. | Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане. | 1 | Планктон, нектон, бентос |
30. | Жизнь на поверхности суши. Леса. | 1 | Природная зона, влажный экваториальный лес, саванна. тайга | Заполнение таблицы : « Экваториальные леса и леса умеренного пояса» |
31. | Жизнь в безлесных пространствах. | 1 | Пустыня, степь. тундра | Заполнение таблицы: «Характеристика саванн, степей, пустынь и тундр» |
32. | Почва. Человек и биосфера. | 1 | Цепь питания, компонент природного комплекса, природный комплекс, географическая оболочка, биосфера | Определение состава почв. |
Географическая оболочка – 3 часа |
33. | Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки. Территориальные комплексы. | 1 | Раса человека, европеоид, негроид, монголоид, численность населения, рождаемость. Смертность, миграция, тип населенного пункта | Составление схемы «Взаимодействие оболочек Земли» |
34. 35. | Выделение и описание природных территориальных комплексов. Итоговый урок по темам: «Биосфера и географическая оболочка» | 1 1 | Ноосфера, заказник, заповедник, национальный парк, Красная книга | Практическая работа «Описание природных компонентов ПК» |
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Перечень учебно- методического использования
- Учебник Землеведение автор Климанова О.А.
- Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
- Контурные карты 6 класс
Список литературы
Перечень учебно- методического обеспечения
1. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2009.
2. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.
3. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.
Список литературы
1.Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 128 с.
2.Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2004. – 192с.
3.Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 классы): Пособие для учителя. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с.: ил.
4.Справочник по физической географии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...