Программа краеведческого кружка «Моя малая Родина» (учащиеся 5-7 класса)
рабочая программа (6 класс)
Цель программы:
Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Демидовского района, сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moya_malaya_rodina.docx | 29.81 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Демидовская школа-интернат»
«Рассмотрено» на МО воспитателей Руководитель МО ………(Бахов В.А.) Протокол № 1 от 28.09.2019г. | «Согласовано» на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 29.09.2019г. | «Утверждаю» Директор СОГБОУ«Демидовская школа-интернат» ………….. А.В. Шевандин Приказ №179 от 30.09.19г. |
Программа
краеведческого кружка
«Моя малая Родина»
(учащиеся 5-7 класса)
Воспитатель Бахов В.А.
2018-19 учебный год
Пояснительная записка
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.
Программа кружка предусматривает теоретический и практический материал, который раскрывается на примерах своего края. Изучение родного края имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует формированию личности, воспитанию учащихся в духе патриотизма.
Материал кружка имеет краеведческую направленность. Направлен на изучение истории своего края, географического положения района, истории его образования и развития, народных промыслов, становление производства и сельского хозяйства.
Местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее, будущее, что способствует положительной мотивации к занятиям.
Основные задачи теоретических знаний – дать необходимые знания по истории родного края, познакомить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием города, предположить перспективы развития. Учащиеся должны знать и понимать то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее.
Занятия кружка носят преимущественно практический характер, на занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, писать рефераты, проводить опросы, составлять анкеты, работать с научно-популярной литературой. Учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, поселке, крае, проводить исследовательские и поисковые работы. Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического мышления
Выполнение практических заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное, казалось бы, о знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что история — это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края.
Материал кружка актуален и современен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни. Почему мы должны: сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и культуры, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.
Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Программа “Моя малая Родина” предназначена для проведения кружков общеобразовательной школе. Рассчитанана учащихся 12-16 лет.
Цель программы:
Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Демидовского района, сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы:
- Изучение прошлого и настоящего Демидовского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем городе и районе.
- Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о городе и районе.
- Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
- Активизация поисковой деятельности учащихся.
- Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- Формирование у школьников навыков информационной культуры. - - Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
- Пополнение фондов школьной библиотеки работами учащихся по краеведению.
Основные направления: Программа «Моя малая Родина» включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.
Формы проведения занятий:
Экскурсия.
Работа в архивах.
Конференции.
Уроки.
Работа с документами.
Исследовательская деятельность.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Длительность изучения 30 часов в год.
Прогнозируемые результаты: Программа «Моя малая Родина» проведение итоговых занятий (после каждого года изучения), на которых подводятся итого за прошедший год. Итогом каждого года является участие кружковцев в фольклорно-этнографических экспедициях, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов проживающих в нашем районе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Формы реализации программы«Моя малая Родина»
Проведение выставок быта народов проживающих в нашем районе.
Участие в районных краеведческих конкурсах.
Участие в областных краеведческих конкурсах: “По малой родине моей”, “Дорогами Отечества”, “Юный экскурсовод” и.т.д.
Тематическое планирование занятий
“КРАСОТОЮ МИР СПАСЁТСЯ”ПЕРВЫЙ ГОД Задача первого года занятий в кружке - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своем городе и районе. Эстетической категорией на этом этапе выступает понятие красоты – родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле. | |||
№ | Тема занятий | Содержание | Кол-во часов |
1 | Краеведение - наука о родном крае. | Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае. | 2 |
2 | Красотою славится наша земля. | Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе. | 2 |
3 | Демидовская земля. | Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир. | 4 |
4 | Наша жемчужина. | Смоленское Поозерье. Памятник природы. | 4 |
5 | Топонимика нашего района | Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Демидовского района. | 3 |
6 | Реки, давшие жизнь нашему городу. | Реки Каспля и Гобза. Современное состояние рек. Экология. | 2 |
7 | Наш дом родной. | Экскурсия по городу Демидов. | 3 |
8 | Откуда пошёл мой род. | Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи. | 2 |
9 | Демидовская земля в литературе, живописи, музыке. | Знакомство с литературными произведениями. | 2 |
10 | Я и мой город. | Мой город через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего города в будущем. | 3 |
11 | От чистого истока | Сочиняем легенды, предания, рассказы, стихи о любви к родному краю. | 1 |
12 | Подводим итоги работы кружка за год. | Выступление руководителя кружка. Выступления ребят. Творческие отчёты. Выставка работ учащихся. | 2 |
“ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ”ВТОРОЙ ГОД. Задача второго года занятий развитие интереса к прошлому родного края, приобщение к культуре и быту народов проживающих в нашем районе, наши земляки участники Великой Отечественной войны. | |||
1 | С чего всё начиналось. | Наш край в древности. Археологические памятники на территории района. | 3 |
2 | Здесь пыль веков. | Экскурсия в районный краеведческий музей. | 2 |
3 | О чём рассказали книги. | Экскурсия в краеведческий отдел районной библиотеки. Работа с краеведческой литературой. | 2 |
4 | Первые русские поселения. | История появления на карте района первых русских деревень. Знакомство с бытом и традициями русских в нашем районе. Работа с архивным материалом. | 2 |
5 | Вся власть Советам! | Установление советской власти в нашем районе. | 2 |
6 | Столкновение различных политических сил. | Гражданская война на территории нашего района. Окончание гражданской войны. | 2 |
7 | У каждого своя судьба. | Голод 1921-1922 годы. Образование в 20-е – 30-е годы. Коллективизация. Образование нашего района. Репрессии 30-х. | 2 |
8 | Из одного металла льют медаль за бой медаль за труд. | Наш город и район в годы войны. Тыл фронту. История обувной фабрики. Работа с архивными источниками. | 2 |
9 | Я не участвую в войне, война участвует во мне. | Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки Герои Советского Союза. Война в судьбе моей семьи. Знакомство с книгой “Они вернулись с победой”. Военная доблесть наших земляков. | 6 |
10 | О чём рассказали фотографии из семейного альбома. | Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. Человек и история. История в лицах | 2 |
11 | История моей страны в названиях улиц. | Названия улиц нашего города. История в названиях улиц. | 3 |
13. | Проект «Наши ветераны ВОВ» | Сбор информации, оформление и представления проекта | 6 |
13 | Подводим итоги работы кружка. | Отчёт руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев. | 2 |
«ЛЮДИ ЗЕМЛИ ДЕМИДОВСКОЙ».ТРЕТИЙ ГОД. Задача третьего года занятий – изучение истории и культуры нашего района через знакомство с известными личностями, прославившими наш город и район, развитие интереса к жизни конкретных людей, воспитание уважительного отношения к своим близким бабушкам и дедушкам, показать историю в контексте с историей страны. | |||
1 | Наш земляк | Юрий Никулин. Биография и творчество. | 2 |
2 | Рассказ о великом семьянине. | Наш край в литературных произведениях | 2 |
3 | Человек своего времени. | Я.Е. Демидов. Жизнь и творчество. | 2 |
4 | Детские поэты г. Демидова. | Жизнь и творчество. Романы и стихотворения. | 2 |
5 | Будем знакомы, Музей им. Пржевальского | Экскурсия в музей имени Пржевальского. | 2 |
6 | Летописецы истории родного края. | Жизнь и творчество. | 2 |
7 | Им гордится наш район. | Вклад в науку. Любовь к живописи. | 2 |
8 | Вся жизнь игра. | Спортсмены нашего города | 2 |
9 | “Не позволяй душе лениться | Сбор материала о героях социалистического труда. Они рядом с нами сбор материалов о людях разных профессий | 3 |
10 | Добро создаваемое добрыми руками. | Экскурсия на фабрику игрушек. | 3 |
11 | Гордое звание – учитель. | Гордость нашей школы. Сбор материала об учителях работающих в нашей школе. Оформление папки. | 3 |
12 | Люди в белых халатах. | Известные врачи нашего района. Сбор материала о врачах и медсёстрах работающих в районной больнице. | 2 |
13. | Проект «Никто не забыт» | Сбор информации о памятнике, погибшим на Багдаловке | 6 |
14 | Подводим итоги работы кружка. | Отчёт руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы литературно-краеведческого кружка "По малой родине моей"
Литературное краеведение может стать помощником в воспитании любви к Родине, воспитанием красоты, познавательных интересов и способностей. Оно делает изучаемых писателей и созданные ими произведения б...
Программа поэтического кружка «Серебряное Пёрышко» для учащихся 5-9 классов
Большое значение в формировании духовно богатой, гармонично развитой личности имеет поэзия. Кружок "Серебряное пёрышко" даёт возможность потренироваться в таком непростом деле, как творческая работа п...
Программа краеведческого кружка "Моя малая Родина"
Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся, изучение истоков народного творчества. За основу взяты народные обрядовые, трудовые, плясовые песни, обычаи и традиции на...
Программа краеведческого кружка « По малой Родине моей»
Программа «По малой Родине моей» построена на принципе взаимосвязи истории малой родины с историей страны. Местные материалы играют важную роль, увязывают жизнь и быт нашего ма...
Рабочая программа математического кружка "Юный Пифагор" для учащихся 6-8 классов в рамках реализации ФГОС
Рабочая программа разработана в рамках реализации ФГОС для учащихся 6-8 классов общеобразовательных школ. Будет полезна учителям математики для организации внеурочной деятельности....
Программа краеведческого кружка « По малой Родине моей»
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для ...
рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед" для учащихся 5-6 классов
Программа историко-краеведческого кружка «Юный краевед» разработана и ориентирована на обучающихся 5 класса МАОУ « Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан-Удэ». Пр...