Программа краеведческого кружка «Моя малая Родина» (учащиеся 5-7 класса)
рабочая программа (6 класс)

Цель программы:

   Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Демидовского района, сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_moya_malaya_rodina.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Демидовская школа-интернат»

«Рассмотрено»

на МО воспитателей

Руководитель МО

    ………(Бахов В.А.)

Протокол № 1

от 28.09.2019г.

«Согласовано»

на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от 29.09.2019г.

«Утверждаю»

Директор СОГБОУ«Демидовская школа-интернат»

………….. А.В. Шевандин

Приказ №179 от 30.09.19г.

Программа

краеведческого кружка

«Моя малая Родина»

(учащиеся 5-7 класса)

Воспитатель Бахов В.А.

2018-19 учебный год

Пояснительная записка

     В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.

Программа кружка  предусматривает теоретический и практический материал, который раскрывается на примерах своего края.  Изучение родного края имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует формированию личности, воспитанию учащихся в духе патриотизма.

   Материал кружка имеет краеведческую направленность.  Направлен на изучение  истории своего края,   географического положения района, истории его образования и развития, народных промыслов, становление производства и сельского хозяйства.

Местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее, будущее, что способствует положительной мотивации к занятиям.

   Основные задачи теоретических знаний – дать необходимые знания по истории родного края, познакомить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием города, предположить перспективы развития.  Учащиеся должны  знать и понимать то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее.

   Занятия кружка носят преимущественно практический характер, на занятиях  учащиеся  приобретают умения и навыки        самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, писать рефераты, проводить опросы, составлять анкеты, работать с  научно-популярной литературой. Учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, поселке, крае, проводить исследовательские и поисковые работы.  Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического мышления

Выполнение практических заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное,  казалось бы, о знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что история — это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края.

   Материал кружка актуален и современен, позволяет  объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни. Почему мы должны: сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и культуры, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.  

   Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Программа “Моя малая Родина” предназначена для проведения кружков общеобразовательной школе. Рассчитанана учащихся 12-16 лет.

Цель программы:

   Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Демидовского района, сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Задачи программы:

       - Изучение прошлого и настоящего Демидовского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем городе и районе.

   - Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о городе и районе.

   - Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.

   - Активизация поисковой деятельности учащихся.

    - Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

- Формирование у школьников навыков информационной культуры. - -  Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.

- Пополнение фондов школьной библиотеки работами учащихся по краеведению.

Основные направления: Программа «Моя малая Родина» включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.

Формы проведения занятий:

Экскурсия.

Работа в архивах.

Конференции.

Уроки.

Работа с документами.

Исследовательская деятельность.

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.

Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Длительность изучения 30 часов в год.

Прогнозируемые результаты:  Программа «Моя малая Родина» проведение итоговых занятий (после каждого года изучения), на которых подводятся итого за прошедший год. Итогом каждого года является участие кружковцев в фольклорно-этнографических экспедициях, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов проживающих в нашем районе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

    Формы реализации программы«Моя малая Родина»

Проведение выставок быта народов проживающих в нашем районе.

Участие в районных краеведческих конкурсах.

Участие в областных краеведческих конкурсах: “По малой родине моей”, “Дорогами Отечества”, “Юный экскурсовод” и.т.д.

Тематическое планирование занятий

“КРАСОТОЮ МИР СПАСЁТСЯ”ПЕРВЫЙ ГОД

Задача первого года занятий в кружке - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своем городе и районе. Эстетической категорией на этом этапе выступает понятие красоты – родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле.

Тема занятий

Содержание

Кол-во часов

1

Краеведение - наука о родном крае.

Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.

2

2

Красотою славится наша земля.

Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе.

2

3

Демидовская земля.

Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир.

4

4

Наша жемчужина.

Смоленское Поозерье. Памятник природы.

4

5

Топонимика нашего района

Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Демидовского района.

3

6

Реки, давшие жизнь нашему городу.

Реки Каспля и Гобза.  Современное состояние рек. Экология.

2

7

Наш дом родной.

Экскурсия по городу Демидов.

3

8

Откуда пошёл мой род.

Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи.

2

9

Демидовская земля в литературе, живописи, музыке.

Знакомство с литературными произведениями.

2

10

Я и мой город.

Мой город через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего города в будущем.

3

11

От чистого истока

Сочиняем легенды, предания, рассказы, стихи о любви к родному краю.

1

12

Подводим итоги работы кружка за год.

Выступление руководителя кружка. Выступления ребят. Творческие отчёты. Выставка работ учащихся.

2

“ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ”ВТОРОЙ ГОД.

Задача второго года занятий развитие интереса к прошлому родного края, приобщение к культуре и быту народов проживающих в нашем районе, наши земляки участники Великой Отечественной войны.

1

С чего всё начиналось.

Наш край в древности. Археологические памятники на территории района.

3

2

Здесь пыль веков.

Экскурсия в районный краеведческий музей.

2

3

О чём рассказали книги.

Экскурсия в краеведческий отдел районной библиотеки. Работа с краеведческой литературой.

2

4

Первые русские поселения.

История появления на карте района первых русских деревень. Знакомство с бытом и традициями русских в нашем районе. Работа с архивным материалом.

2

5

Вся власть Советам!

Установление советской власти в нашем районе.

2

6

Столкновение различных политических сил.

Гражданская война на территории нашего района.  Окончание гражданской войны.

2

7

У каждого своя судьба.

Голод 1921-1922 годы. Образование в 20-е – 30-е годы. Коллективизация. Образование нашего района. Репрессии 30-х.

2

8

Из одного металла льют медаль за бой медаль за труд.

Наш город и район в годы войны. Тыл фронту. История обувной фабрики. Работа с архивными источниками.

2

9

Я не участвую в войне, война участвует во мне.

Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки Герои Советского Союза. Война в судьбе моей семьи. Знакомство с книгой “Они вернулись с победой”. Военная доблесть наших земляков.

6

10

О чём рассказали фотографии из семейного альбома.

Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. Человек и история. История в лицах

2

11

История моей страны в названиях улиц.

Названия улиц нашего города.

История в названиях улиц.

3

13.

Проект «Наши ветераны ВОВ»

Сбор информации, оформление и представления проекта

6

13

Подводим итоги работы кружка.

Отчёт руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев.

2

«ЛЮДИ ЗЕМЛИ ДЕМИДОВСКОЙ».ТРЕТИЙ ГОД.

Задача третьего года занятий – изучение истории и культуры нашего района через знакомство с известными личностями, прославившими наш город и район, развитие интереса к жизни конкретных людей, воспитание уважительного отношения к своим близким бабушкам и дедушкам, показать историю в контексте с историей страны.

1

Наш земляк

Юрий Никулин. Биография и творчество.

2

2

Рассказ о великом семьянине.

 Наш край в литературных произведениях

2

3

Человек своего времени.

Я.Е. Демидов. Жизнь и творчество.

2

4

Детские поэты

 г. Демидова.

 Жизнь и творчество. Романы и стихотворения.

2

5

Будем знакомы, Музей им. Пржевальского

Экскурсия в музей имени Пржевальского.

2

6

Летописецы истории родного края.

 Жизнь и творчество.

2

7

Им гордится наш район.

 Вклад в науку. Любовь к живописи.

2

8

Вся жизнь игра.

Спортсмены нашего города

2

9

“Не позволяй душе лениться

Сбор материала о героях социалистического труда. Они рядом с нами сбор материалов о людях разных профессий

3

10

Добро создаваемое добрыми руками.

Экскурсия на фабрику игрушек.

3

11

Гордое звание – учитель.

Гордость нашей школы. Сбор материала об учителях работающих в нашей школе. Оформление папки.

3

12

Люди в белых халатах.

Известные врачи нашего района. Сбор материала о врачах и медсёстрах работающих в районной больнице.

2

13.

Проект «Никто не забыт»

Сбор информации о памятнике, погибшим на Багдаловке

6

14

Подводим итоги работы кружка.

Отчёт руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев.

2



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы литературно-краеведческого кружка "По малой родине моей"

Литературное краеведение может стать помощником в воспитании любви к Родине, воспитанием красоты, познавательных интересов и способностей. Оно делает изучаемых писателей и созданные ими произведения б...

Программа поэтического кружка «Серебряное Пёрышко» для учащихся 5-9 классов

Большое значение в формировании духовно богатой, гармонично развитой личности имеет поэзия. Кружок "Серебряное пёрышко" даёт возможность потренироваться в таком непростом деле, как творческая работа п...

Программа краеведческого кружка "Моя малая Родина"

Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся, изучение истоков народного творчества. За основу взяты народные обрядовые, трудовые, плясовые песни, обычаи и традиции на...

Программа краеведческого кружка « По малой Родине моей»

Программа «По малой Родине моей» построена на  принципе  взаимосвязи истории малой родины с историей страны. Местные материалы играют важную роль, увязывают жизнь и быт нашего ма...

Рабочая программа математического кружка "Юный Пифагор" для учащихся 6-8 классов в рамках реализации ФГОС

Рабочая программа разработана в рамках реализации ФГОС для учащихся 6-8 классов общеобразовательных школ. Будет полезна учителям математики для организации внеурочной деятельности....

Программа краеведческого кружка « По малой Родине моей»

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для ...

рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед" для учащихся 5-6 классов

Программа историко-краеведческого кружка «Юный краевед» разработана и ориентирована на обучающихся 5 класса  МАОУ « Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан-Удэ». Пр...