интегрированный урок по теме "Кавказ"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Черкашина Элина Евгеньевна

Урок проводится за рамками школьной программы, как мероприятие во внеурочное время

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская гимназия при

 Государственном Русскои музее

Разработка интегрированного урока географии и МХК по теме:

«Кавказ»

в 8 классе

Учитель географии: Черкашина Элина Евгеньевна

 

  

                                                                                                         

   

           

2008 – 2009 уч.год

Интегрированный урок географии и МХК по теме «Кавказ» в VIII классе.

Цели урока: формировать умение сопоставлять и анализировать тематические карты, составлять характеристику ПТК по плану, учить черпать географические знания из дополнительных источников информации, продолжать отрабатывать навык работы с контурной картой, воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: физическая и климатическая карты Кавказа, школьные атласы для VIII класса, картины: «Вид Пятигорска» — автор М.Ю.Лермонтов, «Горы» — автор Сарьян. Мультимедийная призентация природы Кавказских гор, магнитные знаки полезных ископаемых.

Ход урока

Учитель географии. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы приступаем к изучению одного из своеобразнейших природных районов — Кавказа.

Учитель МХК. Ему подарили свою любовь Пушкин, Лермонтов, художник Сарьян и другие замечательные сыны Отечества нашего.

Учитель географии. Начинать изучение природного территориального комплекса (ПТК) мы будем с географического положения. Ответьте на вопросы:

  1. Что является границей между Русской равниной и Кавказскими горами?
  2. Какая часть Кавказских гор относится к России?
  3. Какими морями омывается?
  4. С какими государствами граничит?

После ответов учащиеся наносят названные объекты на контурную карту.

Учитель географии. Охарактеризуйте рельеф Кавказа.

Ученики показывают по карте Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье. К России относят только Предкавказье и северную часть Большого Кавказа.

Учитель МХК. М.Ю.Лермонтов так описывал Кавказские горы:

Кругом, налево и направо,

Как бы остатки пирамид,

Подъемлясь к небу величаво,

Гора из-за горы глядит;

И дале царь их пятиглавый,

Туманный, сизо-голубой,

Путает чудной вышиной.

Учитель географии. Кроме цепи гор с пикообразными вершинами, на Кавказе есть отдельно стоящие горы — локкалиты, образовавшиеся в результате застывания лавы между слоями осадочных горных пород и приподнявшие при этом их верхний слой в виде купола.

Эти места богаты минеральными источниками. Нанесите условные обозначения на контурную карту.

Учитель МХК. Известно, что М.Ю.Лермонтов был сослан на Кавказ за стихотворение «Смерть поэта», в котором обвинял самодержавие в гибели Пушкина.

М.Ю. Лермонтов, талантливейший поэт, обладал еще и большими способностями к живописи. Сохранились его рисунки Кавказских гор, сделанные им с натуры.

(Демонстрируется репродукция картины «Вид Пятигорска»?)

Ученик рассказывает, что изображено на картине: «Солнечные лучи освещают поселок, в долине вьется река, на горизонте цепи гор. Самые высокие горные вершины покрыты снегом. А на переднем плане среди изумрудно-зеленого кустарника расположены скалы. Плывут по небу розовато-лиловые облака, создавая контраст с зеленью растений».

Учитель географии. Самая высокая часть Кавказа — это Скалистый хребет, в котором находится высшая точка России — г. Эльбрус (5642 м). (Учащиеся наносят ее на контурную карту?)

Учитель МХК. Послушайте отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Измаил-Бей».

Учитель географии. Почему Лермонтов называет Кавказ седым? Каков возраст Кавказских гор? Докажите, что Кавказские горы молодые.

Учащиеся перечисляют доказательства:

а) остроконечные вершины;

б) глубокие ущелья;

в) большая высота;

г) частые землетрясения.

Учитель географии. Ученые утверждают, что Эльбрус — это потухший вулкан. Что подтверждает это утверждение?

Ученики отвечают, что это подтверждает наличие изверженных вулканических пород на склонах Эльбруса.

Учитель МХК. Горы, горы... Одна гора выше другой. А там, за Тереком, отроги Казбека, среди них, в центре, увенчанная белой чалмой голова владыки Кавказа, стража Востока. Это к нему, по преданию, был прикован Прометей. (Демонстрируется картина М. Ю. Лермонтова «Башня в Сиони близ Казбека»?)

Рассмотрим картину Сарьяна «Горы».

Ученик. Картина Сарьяна «Горы» была написана в 1923 г, Это небольшое полотно, но оно отразило всю красоту гор, включающую и плодородные долины, и горные пастбища, селения, леса, луга и неприступные вершины, прорезающие облака и стремящиеся к горячему солнцу, и прозрачный воздух.

Пейзаж Сарьяна создает образ прекрасной природы Кавказа, вечной и неподвластной быстрому течению жизни, но в то же время — это образ бесконечно любимой Родины.

Учитель географии. По тектонической карте определите, каково тектоническое строение территории и какие формы рельефа на ней выделяют?

Учащиеся после определения тектонической структуры Предкавказья и форм рельефа наносят их на контурную карту.

Отвечают на вопросы:

  1. Какие полезные ископаемые приурочены к осадочным породам Предкавказья?
  2. Какими полезными ископаемыми богаты горы?

После получения ответов учащиеся отмечают значками на контурной карте месторождения полезных ископаемых и подписывают их названия.

А вызванный к доске ученик на настенной карте устанавливает магнитные знаки полезных ископаемых.

Учитель географии. В каких климатических поясах расположена Российская часть Кавказа:

Ученик. В умеренном климатическом поясе и умеренно-континентальном типе климата.

Учитель географии. Дайте характеристику этому типу климата, используя климатическую карту.

Учащиеся отмечают среднюю температуру января и июля, годовое количество осадков и коэффициент увлажнения. Кроме того, они отмечают, что горный барьер способствует образованию на Черноморском побережье Кавказа влажного субтропического климата, и выписывают в тетрадь его основные характеристики.

Учитель географии. Часто зимой в район г. Новороссийска приходит бора — северный ветер, приносящий холодный воздух с Кавказского хребта в приморскую часть. Бора в Новороссийске вызывает обледенение причалов, судов, дорог.

  1. Какие крупные реки протекают по территории Кавказа?
  2. Каков характер течения рек Кавказа?

Объясните причины этого. Подтвердите свои слова примерами из произведений А.С.Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Ученик.

Меж горных рек несется Терек,

Волнами точит дикий берег,

Клокочет вкруг огромных скал.

(А.С. Пушкин)

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

(М.Ю. Лермонтов)

(Демонстрируется слайд «Даръялъское ущелье».)

Зима проходит; облака

Светлей летят по дальним сводам,

В реке глядятся мимоходом;

Но с гордым бешенством река,

Крутясь, как змей, не отвечает

Улыбке неба своего

И белых путников его

Меж тем упорно обгоняет.

(М.Ю. Лермонтов)

Учитель географии. Реки крутятся, как змеи, дикие, бурные... А на равнине скорость падает, реки петляют, находя самые низкие места. Посмотрите, сколько обломочного материала принесла р. Кума с гор и отложила его на низменности! (Демонстрация слайда?)

В Предкавказье, особенно в восточной части, существует проблема нехватки пресной воды. Как она решается?

Ученик. Создаются водохранилища, строятся каналы.

Учитель географии. Что является причиной наводнения на реках Кавказа?

Ученик. Таяние ледников в горах и сильные ливни.

Учитель географии. Все природные компоненты взаимосвязаны. По карте природных зон определите, в какой природной зоне расположено Предкавказье?

Ученик. Степи и лесостепи на черноземных и каштановых почвах — на западе; полупустыни и сухие степи — на востоке.

Учитель географии. Как освоил человек эти природные зоны?

Ученик. Степи распаханы, на них колосится озимая пшеница, произрастают подсолнечник, кукуруза, выращивают овощи, фрукты, виноград. (Демонстрируются слайды с видами полей и садов Кубани и Ставрополья.)

Учитель МХК. Ребята, я предлагаю рассмотреть высотную поясность Кавказских гор на примере стихотворения А.С.Пушкина «Кавказ».

Ученик читает стихотворение А.С.Пушкина «Кавказ».

Учитель географии. Конечно, можно рассматривать высотную поясность и так. Скажите, какова главная причина смены природных зон в горах?

Ученик. Уменьшение количества тепла с высотой.

Учитель географии. Давайте определим, на каких же высотах происходит смена растительности.

Учащиеся работают со схемой «Высотная поясность Кавказа» в учебнике.

Учитель географии. Обладая различными природными зонами, Кавказ незаменим для отдыха людей. Влажные субтропики — это царство цитрусовых, чая, винограда, теплого моря; выше в горах — раздолье для любителей горнолыжного спорта; минеральные источники незаменимы для поправки здоровья.

Как же сохранить природу?

Ученик. Необходимо создавать заповедники и заказники.

Учитель географии. На Кавказе созданы Кавказский и Тебердинский заповедники. Здесь обитают редкие животные Кавказа, акклиматизировались зубры, благородные олени, даже соболь. (Демонстрируются слайды о Кавказском заповеднике.)

Учитель географии. Горько и больно за то, что происходит сейчас в этом чудесном крае: военные действия в Чечне, террористические акты, влекущие за собой смерть невинных граждан. Так хочется надеяться, что придут мир и спокойствие на эту землю.

Учитель МХК. Ованес Туманян писал: «Кавказ — древний витязь, стоящий между Востоком и Западом, Югом и Севером. Тысячи людей прошли через Кавказ, все они были для Кавказа прохожими: одни явились друзьями, другие — недругами, третьи — гостями, а приемных сынов у него было мало. К числу этих немногих... принадлежат два великих русских поэта: А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов... Они любили Кавказ, а Кавказ — их, и они стали навеки великими сынами Кавказа».

Закончить урок географии и МХК я хочу стихами М.Ю.Лермонтова.

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

Литература

В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Лобженице.

География России (природа, население, хозяйство), дрофа М., 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация)....