Развитие абстрактного мышления у школьников, через метод проектов.
статья (география, 8 класс) на тему
Абстрактное мышление, которое мы чаще всего называем логическим мышлением, оперирует сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяет мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны изучаемого предмета или явления.
Чаще всего, о логическом мышлении говорят математики, но любой другой школьный предмет вне меньшей степени способствует формированию абстрактно-логического мышления.
Мы не будем углубляться в психологию и психологические термины, это не основная наша задача, единственное, чего мы коснемся – это произвольная и непроизвольная память.
При непроизвольном запоминании объекты запечатлеваются в памяти без приложения со стороны человека каких-то волевых усилий. Мы сами собой запоминаем что-нибудь интересное, важное для нас. При произвольном запоминании человеку необходимо специальное сознательное усилие, чтобы что-то запомнить. Конечно, невозможно так организовать занятия, чтобы все запоминалось само собой (как говориться, «без труда – не вытащишь и рыбку из пруда»). Но чем интереснее для учащихся будут занятия, тем прочнее и быстрее будет усваиваться материал.
Для записи информации в память необходимо уметь осуществлять её перевод в образную форму. Поэтому умение и способность учащихся воссоздавать мысленные образы является одним из существенных универсальных учебных действий, о которых сейчас много говориться в свете новых стандартов российского образования.
Чтобы абстрактный образ запомнить было легче необходимо преобразовать информацию в конкретную зрительную форму. Такое зрительное представление какой-либо идеи состоит в мысленном создании картины – иллюстрации. В - последствии это гарантирует великолепное извлечение информации в будущем.
Итак, предлагаю небольшой пример из собственной практики:
8 класс – физическая география России – урок - обобщения по теме «Природные зоны России». Данному уроку предшествует достаточно длительный период изучения каждого природного района нашей страны. В итоге у учащихся должен сложиться образ каждого природного района в отдельности: его климат, рельеф, геологическое строение, внутренние воды, животный и растительный мир региона, а также взаимосвязь всех этих компонентов между собой. Материал сложный, но необходимый, так как в 9 классе, основываясь на знаниях, полученных ранее, ребята будут изучать взаимосвязь экономики страны с её природными особенностями.
В чем же заключается работа учащихся и учителя на уроке по обобщению знаний?
Все дело в том, что сам урок скорее выглядит, как защита учебных проектов, и подготовка к защите происходит на предыдущих уроках.
Учитель делит класс на группы по количеству природных районов страны (6-7 регионов). Каждая группа получает задание, нарисовать иллюстрацию к конкретному природному району страны, то есть, учащиеся должны изобразить то, с чем ассоциируется у них рассматриваемый объект, при этом особенности нарисованного образа должны быть логически связанны с определенными характеристиками изучаемого природного региона.
Итак, чтобы было более понятно, попробуем создать такой образ, для одного из природных районов России, а именно – Средней Сибири:
По очертанию данный регион напоминает нам кофейную чашку, границами «чашечки» являются реки Енисей и Лена, а её приток Алдан очень напоминает нам ручку воображаемой чашки. Горы Южной Сибири играют роль блюдца, на котором стоит наша «чашечка», а теперь заглянем в саму чашку. На дне её находиться кофейная гуща, которая изначально насыщена энергетическими веществами, их в данном природном районе представляют месторождения каменного и бурого угля. Основной напиток, который является для нас ценностью, и который мы ценим не только за энергетические и бодрящие свойства, но и как источник наслаждения хорошим вкусом, благополучно ассоциируется с месторождениями алмазов и лесным богатством самой Сибири.
А вот в самой верхней части нашей «чашечки» находится воздушная пенка, которая не несет в себе никакой ценности и она ассоциируется с Северо–Сибирской низменностью у побережья Северного Ледовитого океана, а она занята тундрой, многолетней мерзлотой, без каких-либо богатых месторождений полезных ископаемых. Даже медно-никелевые руды расположены южнее рассматриваемой области, что на нашем рисунке отобразилось в зоне напитка.
Ну, вот, примерно так происходит создание мысленного образа. Данный пример, я привожу не как свой собственный, это действительно так был представлен данный регион учащимися 8-го класса. А вот какие еще образы представили ребята:
- Урал – змея (сом)
- Дальний Восток – белочка
- Русская равнина – дерево, стволом которого является река Волга.
- Западная Сибирь – как след огромного животного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
llogikaiabstraktnoemyishlenie.docx | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей младших школьников через метод проектов
На начальной ступени обучения одной из главных задач педагога является развитие творческих способностей ребенка. Этому в полной мере способствует уроки трудового обучения. Основная цель образова...
Развитие творческого мышления младших школьников через проектные технологии с использованием компьютерного инструментария
Использование технологии проектного обучения на занятиях в компьютерном классе при работе в графическом редакторе Paint/...
Содание математических моделей, как способ развития абстрактного мышления.
Работа содержит анализ влияния составления математический моделей на уровень развития математического мышления. Работа содержит диагностику уровня мышления....
"Педагогическая деятельность как средство развития абстрактного мышления учащихся на уроках математики"
Педагогический проект для аттестации....
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗРАБОТКУ ПРОЕКТОВ
Участие школьников в исследовательской работе открывает широкие возможности для формирования инновационного мышления. Метод проектов позволяет школьникам пройти инновационный путь исследования: ...
8. Развитие абстрактного мышления у ребенка.
Учителям приходится иметь дело с разными уровнями интеллектуального развития детей. ...
«Влияние изобразительного искусства на развитие абстрактного мышления учащихся в других сферах обучения».
Наше время – это время перемен, в котором особенно ценятся люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Дополнительное образование – это особая сфера, где вн...