"Педагогическая деятельность как средство развития абстрактного мышления учащихся на уроках математики"
методическая разработка по алгебре по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проекта: Требования социального заказа Умение абстрактно мыслить как метапредметное умение Возможности математики для развития абстрактного мышления Метод проектов как средство развития абстрактного мышления
Противоречия: между возросшими требованиями социального заказа и недостаточным вниманием к формированию абстрактного мышления обучающихся в современной школе; - между возможностями, предоставляемыми использованием метода проектов для развития абстрактного мышления школьников, и неразработанностью теоретической и методологической базы данного процесса. Проблема исследования Теоретическое осмысление и практическое подтверждение значимости использования метода проектов для развития и формирования абстрактного мышления обучающихся
Цель исследования: обоснование целесообразности и эффективности использования проектного метода в преподавании математики для формирования и развития абстрактного мышления обучающихся
Объект исследования: процесс развития абстрактного мышления у обучающихся 8-х классов. Предмет исследования : развитие абстрактного мышления путем реализации проектного метода в обучении математике.
Гипотеза исследования: если активизировать использование метода проектов в преподавании математики, то развитие абстрактного мышления школьников будет идти успешнее и активнее.
Задачи проекта: изучить и проанализировать состояние проблемы исследования в педагогической теории и практике; конкретизировать содержание и структуру понятий «мышление», «абстрагирование», «абстрактное мышление», «метод проектов»; проанализировать влияние проектной деятельности на развитие мыслительной деятельности школьников и охарактеризовать её как средство развития абстрактного мышления; изучить пути и возможности развития абстрактного мышления с учетом специфики предмета «Математика» и инструментальных возможностей проектного метода.
Методы исследования: - изучение и анализ литературы по различным отраслям знаний: педагогике, психологии, философии; - педагогическое наблюдение за достижениями обучающихся; - констатирующий, формирующий и контролирующий педагогические эксперименты; - количественный и качественный анализ результатов экспериментов; -исследовательские беседы с обучающимися и родителями; - тестирование
Новизна проекта В теоретическом плане: уточнено содержание понятий «мышление», «абстрагирование», «абстрактное мышление», «метод проектов» В практическом плане: -практически подтверждена и обоснована эффективность применения проектной технологии в обучении математике как одного из средств совершенствования процесса формирования и развития абстрактного мышления у обучающихся; -отслежена и проанализирована тесная взаимосвязь между использованием проектного метода в обучении математике и решением задач современного образования.
Ожидаемые результаты проекта: проект позволит -показать эффективность применения проектных технологий для развития абстрактного мышления обучающихся, необходимого для последующей успешной деятельности; -значительно развить творческие способности детей; проект создаст условия для -расширения пространства использования проектных технологий в условиях образовательного учреждения; -развития у обучающихся способности осуществлять основные элементы рациональной умственной деятельности.
Механизм реализации проекта: 1 этап (этап констатирующего эксперимента): (сентябрь 2012 г. – ноябрь 2012 г.) 2 этап (этап формирующего эксперимента): (декабрь 2012 г. – апрель 2013 г.) 3 этап (этап контролирующего эксперимента): (май 2013 г.)
Диагностика исходного уровня развития абстрактного мышления: ТЕСТЫ 1. «Выделение существенных признаков», 2. «Логико-количественные отношения».
Результаты диагностики:
Средства развития абстрактного мышления: Информационные моно-проекты (результаты в виде рефератов) «Теорема Виета», «Простейшие решения систем уравнений методом Гаусса», «Пифагор: мифы и реальная история» и др.
Средства развития абстрактного мышления: Информационные моно- индивидуальные и групповые проекты (результаты в виде презентаций) «Теорема Пифагора», «Математики Древней Индии», «Н.И. Лобачевский: жизнь и научная деятельность» и др.
Средства развития абстрактного мышления: Практико-ориентированные индивидуальные и групповые проекты (результаты в виде буклетов, памяток и т.д.) «Великие русские математики», «Занимательные головоломки», словарь математических терминов «Математика от А до Я» и др.
Результаты повторной диагностики:
Результаты повторной диагностики:
Трансляция опыта проектной деятельности: -размещение материалов на сайте школы, на сайтах «Сеть творческих учителей», «Открытый класс»; -выступления по теме исследования на педсовете, заседаниях МО; -участие в форумах.
Основной вывод: поставленная цель – развитие абстрактного мышления обучающихся с помощью метода проектов - достигнута , выдвинутая гипотеза о том, что активизация использования проектной технологии позволяет сформировать на надлежащем уровне отдельные элементы абстрактно-логического мышления, доказана, поставленные задачи решены .
Список источников 1. Гнеденко, Б. В. Математика и математическое образование в современном мире / Б.В. Гнеденко. - М., 1985. – 172 с. 2 . Голиков, А. И. Теоретические подходы к феномену «математическое мышление» / А.И. Голиков // http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus 3 . Ильенков, Э. Школа должна учить мыслить / Э. Ильенков // http://rumagic.com/ru_zar/sci_philosophy/ilenkov/2/ 4 . Никольская, И.Л. Учимся рассуждать и доказывать / И.Л. Никольская, Е.Е. Семенов. – М., 1989. – 182 с. obedinenii/library/formirovanie-kommunikativnoi-kompetentsii-mladshi 5 . Организация проектной деятельности в образовательном учреждении / Сост. С. Щербакова. – М., 2007. – 96 с. 6. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова. – М.. 2011. – 192 с. 7. Черкашина И.А . Проектная деятельность учащихся на уроках математики // http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php
Наумик И.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Развитие логического мышления учащихся на уроках математики"
Природа щедро наделила человека, но два ее дара трудно оценить. Именно они помогли ему стать человеком. Имеется в виду две особенности свойственные только человеку: способность мыслить и передавать св...
Работа по обобщению педагогического опыта по теме: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности
Тема моего педагогического опыта: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности. В работе представлены основные методические приёмы тех...
Развитие логического мышления учащихся на уроках математики. Фрагменты уроков
Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необхо...
Педагогический проект "Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы"
Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приёмам обучения исследовательской деятельности....
Доклад "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"
Доклад "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"...
Презентация "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"
Презентация "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"...