Рабочая программа по географии, 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме
Составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по географии – М.: «Дрофа», 2007 год.
Учебник : География России. Кн.1: Природа и население. 8класс: учебник для общеобразовательных учреждений /под редакцией А.И. Алексеева. - М.: Дрофа, 2008 год. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._pr.8_kl_geografiya.doc | 370.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по географии – М.: «Дрофа», 2007 год.
Учебник : География России. Кн.1: Природа и население. 8класс: учебник для общеобразовательных учреждений /под редакцией А.И. Алексеева. - М.: Дрофа, 2008 год. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.
Географический атлас. Россия (с комплектом контурных карт). М. Роскартография, 2010
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю. Время для систематизации знаний составляет 4 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ. Оценочных практических работ – 12.
В рабочую программу включен региональный компонент. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Цели курса тесно переплетаются с целью МОУ «СОШ № 5 Многопрофильная»: Подготовка выпускника с развитой системой социокультурных ценностей, со сформированными компетентностями и освоившего программы учебных дисциплин в соответствии с индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья на основе системно - деятельностного подхода.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
- Обеспечить соответствие образования обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
- Организовать педагогические условия для реализации индивидуальных особенностей обучающихся
- Внедрить разнообразные формы взаимодействия с обучающимися
- Реализовать систему внеурочной деятельности и обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса
- Организовать интеллектуальные и творческие соревнования, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории России. Часовые пояса.
Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.
Природа России. Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.
Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Анализ физической карты и карт компонентов природы.
Население России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения. Направления и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения; городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны.
Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.
Природно-хозяйственное районирование России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения ученик должен
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Учебно-тематический план
№ раздела//темы | Наименование раздела темы | Количество часов | В том числе |
Контрольных работ | Практических работ |
1. | Введение | 1 |
2. | Пространства России | 7 | 2 |
3. | Природа и человек | 38 | 1 | 6 |
4. | Население России | 19 | 1 | 2 |
5. | Обобщающее повторение курса | 5 | 1 |
Итого | 70 | 3 | 10 |
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.
Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценивания различных видов работ.
- Письменные - правильный ответ – 1 балл
|
|
- Устные – в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков.
- Практические работы и самостоятельные работы (по Сиротину В.И) .
отметка «5»
Работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающие работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
отметка «4»
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и владения умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
отметка «3»
Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
отметка «2»
Выставляется в том случае, когда обучающиеся
оказались неподготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки обучающегося.
Основные группы технологий применяемые на уроках географии:
- технология объяснительно-иллюстративного обучения
- технология личностно ориентированного обучения
- технология развивающего обучения
Ведущие технологии: технология формирования учебной деятельности обучающихся, технология формирования приемов учебной деятельности.
Основными формами организации учебных занятий при изучении географии являются уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, практические занятия, тестирование, семинары, лекции.
Оценочные практические работы
1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
2. Определение поясного времени для разных пунктов России.
3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
8. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.
9. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей и размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.
10. : Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел | Тема урока | Кол -во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения |
план | факт |
1. | Введение | Что изучает география России | 1 | География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической информации | Ученик должен называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны | 3-7 сен |
Раздел1 Пространства России | 7 |
2. | Россия на карте мира П/р: Характеристика ГП России, сравнение с другими странами | 1 | Размеры России , сравнение со странами мира | Уметь проводить сравнение | 8-10 сен |
3. | Границы России | 1 | Морские и сухопутные границы России, недра, континентальный шельф, экономическая зона Российской Федерации | Ученик должен понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы. Определять поясное время. Ученик должен знать основные типы и виды границ. Уметь приводить примеры Ученик должен знать понятия «территориальные воды», «экономическая зона», «недра», соседние государства. Уметь показать границу России и назвать соседние страны. | 12-14сен |
4. | Россия на карте часовых поясов | 1 | Часовые пояса. | Ученик должен знать, в каких часовых поясах лежит Россия. | 15-17 сен |
5 | П/р: Определение поясного времени для разных пунктов России | Решение задач | Уметь Определять местное, поясное, декретное, их роль в хозяйстве и жизни людей | 19-21сент |
6. | Формирование территории России | 1 | Формирование территории России. Географическое изучение территории России | 22-24 сен |
7. | Географическое изучение территории России. | 1 | Главные этапы изучения территории России. | 26-28 сен |
8. | Обобщение раздела «Пространства России» | 1 | 29-30 сен |
Раздел 2.Природа и человек | 38 |
Рельеф и недра | 5 |
9. | Строение земной коры на территории России | 1 | Основные этапы геологической истории | Ученик должен знать основные геологические эры, тектонические структуры, сейсмически опасные территории. Уметь показать их на карте и объяснить причины такого размещения | 3-5 окт |
10. | Важнейшие особенности рельефа России | 1 | Распространение крупных форм рельефа | Ученик должен знать основные формы рельефа их связь со строением земной коры. Горы и равнины (см. номенклатуру). Уметь показывать на карте эти объекты | 6-8 окт |
11. | Современное развитие рельефа | 1 | Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма | Ученик должен понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Уметь приводить примеры | 10-12 окт |
12. | Использование недр | 1 | стихийные природные явления, связанные с литосферой | Знать стихийные природные явления, связанные с литосферой. Уметь объяснять существенные признаки явлений | 13-15 окт |
13. | П/Р: Объяснение зависимости расположения крупных форм рельфа и месторождений полезных ископаемых | 1 | Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы», «Геологическое строние» | . Уметь анализировать карты | 17-19 окт |
Климат России | 5 |
14. | Общая характеристика климата России. | 1 | Факторы формирования климата | Ученик должен знать факторы, определяющие климат России. | 20-22 окт |
15. | Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны, антициклоны. | 1 | закономерности распределения тепла и влаги на территории страны | Уметь объяснить образование циклонов и антициклонов Ученик должен понимать закономерности распределения тепла и влаги | 24-26 окт |
16. | Распределение температур и осадков П/р: Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны | 1 | Чем обусловлена сезонность климата | Ученик должен знать понятие «сезонность». Уметь использовать знания для фенологических наблюдений в природе | 27-29 окт |
17. | Типы климата нашей страны. П/р: Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды | 1 | Типы климата России | Ученик должен знать характеристику типов климатов. Уметь составлять прогноз погоды | 1-3 нояб |
18 | Климат и человек. П/р: Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны (своего региона) для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека. | 1 | Степень благоприятности природных условий | Ученик должен знать понятие понятие «комфортность» (дискомфортность) климатических условий. Уметь приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды | 11-12 нояб |
Богатство внутренних вод России | 5 |
19. | Реки. | 1 | Воды суши, речные системы | Ученик должен знать особенности внутренних вод, понятия, касающиеся работы реки, номенклатуру рек . Уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам океанов | 14-16 нояб |
20. | П/р: Составление характеристики одной из рек (река Обь) с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможности ее хозяйственного использования | 1 | . Уметь анализировать климатические карты | 17-19 нояб |
21. | Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники | 1 | Происхождение озерных котловин | . Ученик должен знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты | 21-23 нояб |
22. | Человек и вода | 1 | Меры по сохранению природы рек и меры защиты людей от стихийных природных явлений | Учащиеся должны знать меры по сохранению природы и меры защиты людей от стихийных природных явлений | 24-26 нояб |
23. | Обобщение темы: «Внутренние воды» | 1 | Оценка обеспеченности водными ресурсами | . Ученик должен знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показать на карте реки | 28-30 нояб |
Почвы -национальное достояние страны | 4 |
24. | Почвы - особое природное тело | 1 | Понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв. | Ученик должен знать понятия «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв | 1-3 дек |
25. | География почв России | 1 | Закономерности распространения почв, карта почв | Ученик должен знать закономерности распространения почв, уметь анализировать карту почв | 5-7 дек |
26. | Почвы и урожай | 1 | Почвенные ресурсы, меры по сохранению плодородия почв | Ученик должен знать значение почв, охрану почв, мелиорацию земель. Уметь приводить примеры | 8-10 дек |
27. | Рациональное использование и охрана почв | 1 | меры по сохранению почв | Ученик должен знать зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации. Уметь объяснять процессы почвообразования | 12-14 дек |
В природе все взаимосвязано | 4 |
28. | Понятие о природно-территориальном комплексе | 1 | Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. | Ученик должен знать понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России. | 15-17 дек |
29. | Свойства природных территориальных комплексов | 1 | Природные и ПТК | Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов | 19-21 дек |
30. | Человек в ландшафте. Природные комплексы ХМАО -Югры | 1 | Антропогенные ПТК | 22-24 дек |
31. | П/р: Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (тайга) на основе анализа общегеографических и тематических карт | 1 | Уметь составлять характеристику природной зоны своей местности по плану | 26-28 дек |
Природно-хозяйственные зоны | 13 |
32. | Учение о природной зоне | 1 | Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? | Ученик должен знать, что такое природно-хозяйственные зоны. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию | 29-30 дек |
33. | «Безмолвная Арктика» | 1 | Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы | Ученик должен знать характеристику Арктики, природные ресурсы и хозяйственное освоение зон, их экологические проблемы. Уметь составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников | 12-14 янв |
34. | Чуткая Субарктика | 1 | Зона тундры и лесотундры
| . Уметь работать с картой растительности | 16-18 янв |
35. | Таежная зона. Природные ресурсы ХМАО- Югры. | 1 | Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование | Ученик должен знать лесные зоны: тайга, смешанные и широколиственные леса. Уметь объяснить причину их различия | 19-21 янв |
36. | Болота. Болота ХМАО - Югры. | 1 | Характеристика болот, их использование, экологические проблемы | Ученик должен знать характерные черты болот. Уметь объяснять их существенные признаки | 23-25 янв |
37. | Зона смешанных и широколиственных лесов | 1 | Экологические проблемы лесов | Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию | 26-28 янв |
38. | Лесостепи и степи | 1 | Характеристика лесостепей, степей, полупустынь, пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы | Ученик должен знать характерные черты лесостепи, степи, полупустыни и пустыни, их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь объяснять их существенные признаки | 30-31 янв |
39. | Полупустыни, пустыни и субтропики | 1 | 1-4 фев |
40. | «Многоэтажность» природы гор | 1 | высотная поясность: набор высотных поясов в горах | Ученик должен знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснить набор высотных поясов в горах | 9-11 фев |
41. | Человек и горы | 1 | Особенности жизни человека в горах | . Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию |
42 | Обобщение темы: «Природно-хозяйственные зоны» | 1 |
Природопользование и охрана природы | 4 |
43. | Природная среда, природные условия, природные ресурсы | 1 | Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Природные и антропогенные ПТК. Природно-хозяйственное различие морей России | Ученик должен знать понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов | 16-18 фев |
44. | Рациональное использование природных ресурсов | 1 | Уметь приводить примеры рационального использования природных ресурсов | 20-22 февр |
45. | Охрана природы и охраняемые территории | 1 | Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные и природные парки, памятники природы | Ученик должен знать заповедники России (см. номенклатуру). Уметь показать их на карте | 23-25 Февр. |
46. | Контрольная работа по теме: «Природа и человек» | 1 | - | 27-29 Февр. |
Раздел 3. Население России |
| 19 |
Сколько нас – россиян? |
| 2 |
47. | Численность населения | 1 | Население России. Численность, естественное движение | Ученик должен знать численность населения страны, факторы, влияющие на численность. Уметь объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям | 1-3 мар |
48. | Воспроизводство населения | 1 | типы воспроизводства | Различие типов воспроизводства По регионам страны | 5-7 мар |
Кто мы? | 2 |
49. | Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения) | 1 | Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. | Ученик должен знать своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни. | 9-10 мар |
50. | Возрастной состав населения России | 1 | Сокращение средней продолжительности жизни россиян | Уметь объяснить причины социальных процессов | 12-14 марта |
Куда и зачем едут люди? | 4 |
51. | Миграции населения России | 1 | Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. | Ученик должен знать понятие «миграция», ее основные виды.. Причины миграций. Уметь приводить примеры миграций | 15-17 марта |
52. | Внешние миграции – в Россию и из нее | 1 | Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны | Ученик должен знать Основные направления миграций на разных этапах истории | 19-22 марта |
53. | Территориальная подвижность населения | 1 | Значение подвижности населения | . Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию | 2-4 апр |
54. | Обобщение по теме: «Демографические проблемы» | 1 | . Уметь объяснять демографические проблемы | 5-7 апр |
Человек и труд | 1 |
55. | География рынка труда. П/р: Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства | 1 | Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность, распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы | знать понятия: трудовые ресурсы, экономически активное население, неравномерность, распределения трудоспособного населения по территории страны, изменение структуры занятости населения. | 9-11 апр |
Народы и религии России | 3 |
56. | Этнический состав населения | 1 | Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Языковые семьи и группы. | Знать народы, населяющие страну, языковые семьи и группы | 12-14 апр |
57. | Этническая мозаика. П/р: Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ. | 1 | Межнациональные проблемы. | Уметь анализировать карты, делать выводы | 16-18 апр |
58. | Религии народов России | 1 | Многоконфессиональность. География религий | Знать основные религии страны | 20-21 апр |
Где и как живут люди? | 7 |
59. | Плотность населения | 1 | Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами | Понимать географические особенности размещения населения, уметь их объяснять | 23-25 апр |
60. | Расселение и урбанизация | 1 | Зоны расселения, главная полоса расселения | Знать факторы расселения , признаки урбанизации | 26-28 апр |
61. | Города России | 1 | Функции городов, классификация городов по численности населения | Знать города «миллионеры», уметь показывать их на карте | 2-5 мая |
62. | Сельская Россия | 1 | Особенности сельской жизни, различия сельских поселений | Знать типы сельских поселений Уметь объяснять причины различия городского и сельского образа жизни | 7-8 мая |
63 | Обобщение по теме: «Население России» | 1 | 10-12 мая |
64 | Контрольная работа по теме: «Население России» | 1 | 14-16 мая |
65 | Анализ контрольной работы по теме: «Население России» | 1 | 17-19 мая |
Обобщение, повторение и систематизация знаний по курсу «Природа и население» | 5 |
66 | Объекты мирового природного наследия в России | 1 | Объекты природного наследия (по списку ЮНЕСКО) | 21-23 мая |
67 | Семь чудес России | 1 | 25-26 мая |
68 | Обобщающее повторение по теме «Природно-хозяйственные зоны» | 1 | 26-27 мая |
69 | Обобщающее повторение по теме: «Природа и человек» | 1 | 28-29 мая |
70 | Обобщение и систематизация знаний по курсу | 1 | 30-31мая |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
СОГЛАСОВАНА Руководитель МО _____А.Г.Тарасова «_____» __________________2012 Заместитель директора__________Т.Н.Клепфер «____» ____________________2012 |
Календарно- тематическое
планирование
по географии
для 8 классов
на 2011-2012 учебный год
Учитель: Тарасова Анна Гавриловна
Количество часов в неделю: 2 часа
Количество часов в год: 70 часов
Составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по географии, М., «Дрофа», 2007 год
Учебник: Алексеев А.И., В.А. Низовцев Э.В. Ким и др. География России. Природа и население. 8класс. М.: «Дрофа», 2008 год
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей
Протокол от «__ »августа 2012г. № 1
г. Нефтеюганск
2012 год
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел | Тема урока | Кол -во часов | Дата проведения |
план | факт |
1. | Введение | Что изучает география России | 1 | 3-7 сен |
Раздел1 Пространства России | 7 |
2. | Россия на карте мира П/р: Характеристика ГП России, сравнение с другими странами | 1 | 8-10 сен |
3. | Границы России | 1 | 12-14сен |
4. | Россия на карте часовых поясов | 1 | 15-17 сен |
5 | П/р: Определение поясного времени для разных пунктов России | 19-21сент |
6. | Формирование территории России | 1 | 22-24 сен |
7. | Географическое изучение территории России. | 1 | 26-28 сен |
8. | Обобщение раздела «Пространства России» | 1 | 29-30 сен |
Раздел 2.Природа и человек | 38 |
Рельеф и недра | 5 |
9. | Строение земной коры на территории России | 1 | 3-5 окт |
10. | Важнейшие особенности рельефа России | 1 | 6-8 окт |
11. | Современное развитие рельефа | 1 | 10-12 окт |
12. | Использование недр | 1 | 13-15 окт |
13. | П/Р: Объяснение зависимости расположения крупных форм рельфа и месторождений полезных ископаемых | 1 | 17-19 окт |
Климат России | 5 |
14. | Общая характеристика климата России. | 1 | 20-22 окт |
15. | Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны, антициклоны. | 1 | 24-26 окт |
16. | Распределение температур и осадков П/р: Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны | 1 | 27-29 окт |
17. | Типы климата нашей страны. П/р: Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды | 1 | 1-3 нояб |
18 | Климат и человек. П/р: Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны (своего региона) для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека. | 1 | 11-12 нояб |
Богатство внутренних вод России | 5 |
19. | Реки. | 1 | 14-16 нояб |
20. | П/р: Составление характеристики одной из рек (река Обь) с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможности ее хозяйственного использования | 1 | 17-19 нояб |
21. | Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники | 1 | 21-23 нояб |
22. | Человек и вода | 1 | 24-26 нояб |
23. | Обобщение темы: «Внутренние воды» | 1 | 28-30 нояб |
Почвы -национальное достояние страны | 4 |
24. | Почвы - особое природное тело | 1 | 1-3 дек |
25. | География почв России | 1 | 5-7 дек |
26. | Почвы и урожай | 1 | 8-10 дек |
27. | Рациональное использование и охрана почв | 1 | 12-14 дек |
В природе все взаимосвязано | 4 |
28. | Понятие о природно-территориальном комплексе | 1 | 15-17 дек |
29. | Свойства природных территориальных комплексов | 1 | 19-21 дек |
30. | Человек в ландшафте. Природные комплексы ХМАО -Югры | 1 | 22-24 дек |
31. | П/р: Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (тайга) на основе анализа общегеографических и тематических карт | 1 | 26-28 дек |
Природно-хозяйственные зоны | 13 |
32. | Учение о природной зоне | 1 | 29-30 дек |
33. | «Безмолвная Арктика» | 1 | 12-14 янв |
34. | Чуткая Субарктика | 1 | 16-18 янв |
35. | Таежная зона. Природные ресурсы ХМАО- Югры. | 1 | 19-21 янв |
36. | Болота. Болота ХМАО - Югры. | 1 | 23-25 янв |
37. | Зона смешанных и широколиственных лесов | 1 | 26-28 янв |
38. | Лесостепи и степи | 1 | 30-31 янв |
39. | Полупустыни, пустыни и субтропики | 1 | 1-4 фев |
40. | «Многоэтажность» природы гор | 1 | 9-11 фев |
41. | Человек и горы | 1 |
42 | Обобщение темы: «Природно-хозяйственные зоны» | 1 |
Природопользование и охрана природы | 4 |
43. | Природная среда, природные условия, природные ресурсы | 1 | 16-18 фев |
44. | Рациональное использование природных ресурсов | 1 | 20-22 февр |
45. | Охрана природы и охраняемые территории | 1 | 23-25 Февр. |
46. | Контрольная работа по теме: «Природа и человек» | 1 | 27-29 Февр. |
Раздел 3. Население России |
| 19 |
Сколько нас – россиян? |
| 2 |
47. | Численность населения | 1 | 1-3 мар |
48. | Воспроизводство населения | 1 | 5-7 мар |
Кто мы? | 2 |
49. | Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения) | 1 | 9-10 мар |
50. | Возрастной состав населения России | 1 | 12-14 марта |
Куда и зачем едут люди? | 4 |
51. | Миграции населения России | 1 | 15-17 марта |
52. | Внешние миграции – в Россию и из нее | 1 | 19-22 марта |
53. | Территориальная подвижность населения | 1 | 2-4 апр |
54. | Обобщение по теме: «Демографические проблемы» | 1 | 5-7 апр |
Человек и труд | 1 |
55. | География рынка труда. П/р: Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства | 1 | 9-11 апр |
Народы и религии России | 3 |
56. | Этнический состав населения | 1 | 12-14 апр |
57. | Этническая мозаика. П/р: Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ. | 1 | 16-18 апр |
58. | Религии народов России | 1 | 20-21 апр |
Где и как живут люди? | 7 |
59. | Плотность населения | 1 | 23-25 апр |
60. | Расселение и урбанизация | 1 | 26-28 апр |
61. | Города России | 1 | 2-5 мая |
62. | Сельская Россия | 1 | 7-8 мая |
63 | Обобщение по теме: «Население России» | 1 | 10-12 мая |
64 | Контрольная работа по теме: «Население России» | 1 | 14-16 мая |
65 | Анализ контрольной работы по теме: «Население России» | 1 | 17-19 мая |
Обобщение, повторение и систематизация знаний по курсу «Природа и население» | 5 |
66 | Объекты мирового природного наследия в России | 1 | 21-23 мая |
67 | Семь чудес России | 1 | 25-26 мая |
68 | Обобщающее повторение по теме «Природно-хозяйственные зоны» | 1 | 26-27 мая |
69 | Обобщающее повторение по теме: «Природа и человек» | 1 | 28-29 мая |
70 | Обобщение и систематизация знаний по курсу | 1 | 30-31мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...