Природные зоны России - арктическая пустыня и тундра.
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Интегрированный урок с применением современных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
03_integrirovannyy_urok_arkticheskaya_pustynya.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Городского округа Балашиха Московской области
Адрес: 143900, Балашиха – 2, ул. Орджоникидзе, д.14 .
Телефоны: 521-28-70 ,524-11-95, 529-26-47
Интегрированный урок
«Природные зоны России.
Арктическая пустыня и тундра»
Методическая разработка
учителя географии Сдвижковой Г.И.
и учителя информатики Азаровой О.Г.
г. Балашиха
2008г.
Цель урока: Формирование географического образа природных комплексов
Севера России с привлечением инновационных технологий.
Задачи урока:
Образовательные:
- Закрепить знания о закономерностях смены природных зон на равнинах (широтная зональность).
- Дать знания о природных зонах России: арктической пустыне и
тундре.
- Сформировать представления о хозяйственном использовании ресурсов тундры и арктических пустынь.
Воспитательные:
- Воспитать бережное отношение к ранимой северной природе,
выработать стойкую мотивацию внутренней потребности охраны
природных ресурсов родной страны.
Развивающие:
- Совершенствование навыков учащихся в использовании современных информационных технологий.
Структура урока:
Внешняя:
- Активизация внимания учащихся.
- Проверка домашнего задания по теме: «Разнообразие ПК России».
а) Фронтальная беседа.
- Изучение нового материала. Создание географического образа
Арктической пустыни и тундры России. Рефлексия.
а) Демонстрация учебной программы с видеорядом.
б) Эвристическая беседа по просмотренному материалу.
в) Демонстрация презентации, созданной учеником .
4. Систематизация и закрепление материала
а) заполнение таблицы, сравнение изученных ПК.
б) анализирование художественного текста.
5. Дифференцированный контроль знаний
а) тестирование с использованием информационных технологий.
б) тесты на печатной основе.
6. Подведение итогов урока, домашнее задание
Внутренняя. Бинарные методы обучения:
- Учитель – побудительно-консультативные.
- Ученик – частично-поисковые, эвристические.
Оборудование: карта природных зон России, мультимедийное учебное издание «География России. Природа и население», картина «Животный мир Арктики»
Ход урока.
I Организационный момент.
II Повторение, проверка домашнего задания.
- Что такое природный комплекс? (Закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории)
- Назовите компоненты ПК. (Климат, почва, воды, рельеф, растительность, животный мир)
- Почему ПК разнообразны? (Различные компоненты природы меняются от места к месту, то есть изменяются в пространстве и во времени).
- Какие компоненты являются ведущими? (Климат и рельеф).
- Как связаны компоненты в ПК? (Через круговорот веществ и энергии)
- Что такое ландшафтоведение? (Учение о природных территориальных комплексах)
- Приведите примеры:
А) зонального ПТК; (Тундра, тайга, степь)
Б) глобального ПТК; (Географическая оболочка)
В) антропогенного ПТК; ( Сад, поле парк).
8. Какой закономерности подчинено размещение природных зон на Земле? (Закону широтной зональности)
III Изучение нового материала. Природные зоны России
- Природные комплексы (региональные) природные зоны расположены на Земле не хаотично, а закономерно. Вспомните, как называется закономерность смены природных зон на равнинах? (Широтная зональность)
Наличие этой закономерности обнаружил немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт. Устанавливая и анализируя изменение климата и растительности, установил, что между ними существует тесная связь. Изменение климата вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек и т.д.
В XIX веке Василий Васильевич Докучаев доказал, что зональность это общий закон природы. Следствием зональности является существование крупных ПТК – природных зон. Ведущими компонентами (факторами) формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги.
По рис 51, стр. 124 (учебник Бариновой) определите:
- Как расположены природные зоны в России?
- Какие зоны простираются от западных границ до побережья морей Тихого океана?
- Какие не простираются до восточных окраин России? Почему?
Изучением природных зон занимался академик Лев Семенович Берег. Он дал характеристику всем природным зонам и показал, что каждая зона состоит из закономерного сочетания ландшафта (ланд (нем.) – земля, местность, шафт – сообщество.)
Природные зоны называют ландшафтами или географическими.
Многие природные зоны очень сильно изменены из-за сельскохозяйственной деятельности человека – степи, лесостепи, широколиственные леса. Меньше пострадали тундра и тайга Сибири.
- Работа с таблицей: «Природные зоны России»
По какому плану дается характеристика природной зоны?
- Рефлексия.
- Демонстрация программы с мультимедийного диска, просмотр слайдового ряда, с комментариями учителя, эвристическая беседа,
ответы на вопросы. (Систематизация знаний)
- Работа в парах, заполнение таблицы «Природные зоны России», комментирование.
- Демонстрация презентации, подготовленной учеником. Завершение работы с таблицей.
- Обобщение материала. Творческое задание. Выделите в тексте песни «За полярном кругом» характерные черты ПК севера России, прокомментируйте их.
IV Дифференцированный контроль знаний.
а) Тестирование на компьютере (10 человек)
б) Печатные тесты
V Подведение итогов работы, выставление оценок.
Домашнее задание: §23, закончить таблицу, по желанию подготовить презентацию по лесным зонам России.
ФИО, класс___________________________________________________________________
Арктические пустыни и тундра (тест)
1.Зона арктических пустынь расположена в основном:
а) во внутриматериковых районах;
б) на полуостровах;
в) на островах Северного Ледовитого океана;
в) на Чукотке.
2. В каком климатическом поясе лежат Арктические пустыни?
а) умеренном;
б) субарктическом;
в) арктическом;
г) субантарктическом.
3. Почему жизнь животных в Арктике связана с морем:
а) в воде они добывают пищу;
б) в воде теплее, чем на суше;
в) морская вода соленая;
г) вода не замерзает.
4. В Арктике нельзя встретить:
а) моржа;
б) белого медведя;
в) пингвина;
г) нерпу.
5. Климат в тундре:
а) субарктический;
б) умеренный;
в) арктический;
г) антарктический.
6. Тундра в России занимает по площади:
а) 1%
б) 10%
в) 20%
г) 50%
7. Основной корм северных оленей в тундре:
а) ягель; б) лемминги; в) сено; г) водоросли.
8. Главная причина заболоченности тундр:
а) большое кол-во осадков;
б) особенность геологического строения;
в) глинистые почвы;
г) низкая испаряемость и вечная мерзлота.
9. Наибольшее видовое разнообразие в зоне тундры характерно для:
а) млекопитающих; б) птиц; в) насекомых; г) рептилий.
10. В тундре не растет:
а) ягель; б) малина; в) морошка; г) карликовая ива.
Вопросы | Арктическая пустыня | Тундра |
1.Географическое положение. Внешний облик зоны. | |
2. Климатические условия |
3. Почва |
4. Особенности растительного мира |
5. Особенности животного мира |
6. Хозяйственное освоение, экологические проблемы |
За полярным кругом О.Митяев. За полярным кругом снег белый-белый, И над тундрою метель мечется. Воздух пахнет стылым морем И серьезным рыбным делом, И на верфях ледоколы лечатся. За полярным кругом вдаль мчатся сани, И озера, как хрусталь, все до дна. Здесь морошка, как коврами, Укрывает стылый камень И конечно, между нами , холодно… За полярным кругом - крик белых чаек, Красят в разный цвет дома в Мурманске. Цапли кранов не скучают - Корабли в порту встречают И с бакланами играют на песке. | Проверка домашнего задания
А) зонального ПТК; Б) глобального ПТК; В) антропогенного ПТК; 8. Какой закономерности подчинено размещение природных зон на Земле?
| ФИО, класс: _________________ Конспект по теме: «Природные зоны России» Дата: Оценка: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арктические пустыни, полупустыни. тундры
модульный урок по теме природные зоны России Арктические пустыни, полупустыни и тундры....
Природные зоны России: арктические пустыни
Урок по теме "Природные зоны России: арктические пустыни": знакомство с особенностями природы арктических пустынь....
Конспект урока "Природные зоны России. Зона тундры" 4 класс.
План конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе, по теме "Природные зоны России. Зона тундры"...
природные зоны России: зона тундры 7 класс
природные зоны России: зона тундры 7 класс...
Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра.
Урок в 8 классе с использованием технологии критического мышления...
Природные зоны России. Полупустыни, пустыни, субтропики.
На уроке рассматрели особенности географического положения пустынь и полупустынь России, климатические условия. Познакомились с почвами, растительным и животным миром эти природных зон. Особое внимани...
Провероная работа Арктические пустыни и тундра 8 класс
Провероная работа Арктические пустыни и тундра 8 класс...