Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра.
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Урок в 8 классе с использованием технологии критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krit_myshlenie_8_klass.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра.

 Класс: 8

 Тип урока: изучение нового материала.

 Используемые приёмы: сводная таблица, эффективная лекция, синквейн.

Цель урока— формирование географического образа своей Родины посредством многообразия и целостности природных зон и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

 Задачи, планируемые результаты обучения:

 Личностные:

 1. Формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению.

Метапредметные:

 УУД

 Личностные:

 1.Проявлять интерес к новому учебному материалу.

 Регулятивные:

 1.Принимать и сохранять учебную задачу.

 Познавательные:

 1. Продолжать формирование умений сравнивать (сравнение природных зон антарктических пустынь и тундры).

 2. Продолжать формирование умений делать выводы (оформление сводной таблицы).

 3. Развивать речь, мышление, познавательные и общеучебные умения и навыки (работа с таблицей, синквейном).

 Коммуникативные:

 1. Приходить к общему решению.

 2. Формулировать собственное мнение.

 Предметные:

 1. Вызвать объективную необходимость изучения нового материала.

 2. Способствовать овладению знаниями по теме «Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра».

 3. Углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах севера России.

 4. Способствовать формированию представлений о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов.

 5. Закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах — широтной зональности.

Ход урока:

 1.  Организационный момент

 2.  Вызов.

1). 5 мин. Для того, чтобы определить тему урока, послушайте отрывок из стихотворения и посмотрите на фотографии  у вас на столах.

 Как велика моя страна,

 Как широки её просторы!

 Озёра, реки и поля,

 Леса, и степь, и горы.…

 Раскинулась моя страна

 От севера до юга:

 Когда в одном краю весна,

 В другом – снега и вьюга.

 Мой край – моя земля,

 Родимые просторы!

Какова же тема сегодняшнего урока? ( «Природные зоны России»)

Природные комплексы (региональные) природные зоны расположены на Земле не хаотично, а закономерно. Вспомните, как называется закономерность смены природных зон на равнинах? (широтная зональность)

Небольшая историческая справка

 Наличие этой закономерности обнаружил немецкий ученый Александр Гумбольдт. Устанавливая и анализируя изменения климата и растительности, установил, что между ними существует тесная связь. Изменение климата вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек и т. д.

 В XIX веке Василий Васильевич Докучаев доказал, что зональность-это общий закон природы. Ведущими компонентами (факторами) формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги.

 2). 7 мин. Давайте вспомним, в каких природных зонах располагается Россия.  Откройте атласы и по карте атласа определите:

  Как расположены природные зоны в России? Перечислим их в этом порядке.

Сегодня мы с вами должны описать и сравнить две самые северные природные зоны России? Назовите их.  (арктические пустыни и тундру). 

Давайте определим критерии, по которым мы будем их сравнивать.

Если забудут, то обратится к оглавлению учебника.

 3). Ученики определяют линии сравнения, характеристики, по которым сравниваются природные зоны, учитель фиксирует план описания природных зон на доске – составляет сводную таблицу:

Арктические пустыни

Линии сравнения.

Тундра

Внешний облик зоны

Климатические условия

Почвы и их свойства

Типичные растения и их приспособленность к условиям зоны

Типичные животные и их приспособленность к условиям зоны

Возможность использования природной зоны человеком

Проблемы и охрана природной зоны

4). 10 мин. Осмысление (Основной приём — эффективная лекция с использованием текста учебника). Открываете учебник с. 157-162 Параграф 33 

Вывод 2 мин. 

5). Рефлексия.

 Класс делится на группы по 3-4человека (7-10 мин)

 Ученикам предлагается составить два синквейна на тему – три группы-арктические пустыни и три группы-тундра. 3мин. Озвучить 2-3 примера.

Синквейн

1 строка – название темы, (обычно существительное)

2 строка – описание темы (два прилагательных)

3 строка – действие (обычно три глагола, относящихся к теме)

4 строка – чувство (фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к теме)

5 строка – повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное)

 А сейчас чтобы проверить ваши знания мы проведем небольшую работу:

 В карточках обведите кружочками цифры, которые соответствуют признакам заданной вам природной зоны. 1 и 3 колонка – арктические пустыни, 2 колонка – тундра. 10 мин. 

 1. Природа зоны легко ранима

 2. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом

 3. Значительные площади покрыты ледниками

 4. Средняя температура января -26-28С, а июня +1-4С

 5. Сильные ветры

 6. В зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.

 7. Расположена на островах Арктики

 8. Увлажнение избыточно, много болот и озер.

 9. Промысел морского зверя (моржа, тюленя).

 10. На южной границе средняя температура июля +10С

 11. На скалах «птичьи базары»

 12. Лето короткое и холодное

 13. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана

 14. В реках и озерах много рыбы.

 15. Воды – в твердом виде, только летом образуются талые воды.

 16. Много перепелиных птиц летом (утки, гуси, лебеди).

 17. Полярная ночь длится 5 месяцев

Оцени себя!!

Подсчитайте количество полученных баллов, выставьте себе отметку и обведите кружочком куму надо выставить в журнал.

Проверка.

Ключ: арктическая пустыня 1,3,4,5,7,9,11,12,15,17.

 тундра 1,2,5,6,8,10,13,14,16.

Самооценка 2 мин.

В конце урока проведем самооценку. Поднимите пожалуйста Знак ! если вам все на уроке было понятно, вы сможете рассказать, объяснить тему другому, + если вам было все понятно, но не сможете объяснить, рассказать другому. Знак ? если вы ни чего не поняли.

Учитель собирает тетради на проверку составленных таблиц.

  Домашнее задание: 1 мин. параграф 33 подготовиться к проверочной.

Проверка изучения нового материала.

1. Природа зоны легко ранима

 2. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом

 3. Значительные площади покрыты ледниками

 4. Средняя температура января -26-28С, а июня +1-4С

 5. Сильные ветры

 6. В зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.

 7. Расположена на островах Арктики

 8. Увлажнение избыточно, много болот и озер.

 9. Промысел морского зверя (моржа, тюленя).

 10. На южной границе средняя температура июля +10С

 11. На скалах «птичьи базары»

 12. Лето короткое и холодное

 13. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана

 14. В реках и озерах много рыбы.

 15. Воды – в твердом виде, только летом образуются талые воды.

 16. Много перепелиных птиц летом (утки, гуси, лебеди).

 17. Полярная ночь длится 5 месяцев

Оцени себя!

8- 11 баллов – «3»

12-14 баллов – «4»

15-17 баллов – «5»

     

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природные зоны России - арктическая пустыня и тундра.

Интегрированный урок с применением современных технологий....

Природные зоны России: арктические пустыни

Урок по теме "Природные зоны России: арктические пустыни": знакомство с особенностями природы арктических пустынь....

Конспект урока "Природные зоны России. Зона тундры" 4 класс.

План конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе, по теме "Природные зоны России. Зона тундры"...

Тест по теме "Арктические пустыни, тундра, лесотундра"

Тестовое задание к уроку географии в 8 классе....

природные зоны России: зона тундры 7 класс

природные зоны России: зона тундры 7 класс...

Арктические пустыни, тундра, лесотундра.

Урок на тему с использованием ЭОР....

Природные зоны России. Полупустыни, пустыни, субтропики.

На уроке рассматрели особенности географического положения пустынь и полупустынь России, климатические условия. Познакомились с почвами, растительным и животным миром эти природных зон. Особое внимани...