Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра.
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Урок в 8 классе с использованием технологии критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krit_myshlenie_8_klass.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра.
Класс: 8
Тип урока: изучение нового материала.
Используемые приёмы: сводная таблица, эффективная лекция, синквейн.
Цель урока— формирование географического образа своей Родины посредством многообразия и целостности природных зон и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
Задачи, планируемые результаты обучения:
Личностные:
1. Формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению.
Метапредметные:
УУД
Личностные:
1.Проявлять интерес к новому учебному материалу.
Регулятивные:
1.Принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные:
1. Продолжать формирование умений сравнивать (сравнение природных зон антарктических пустынь и тундры).
2. Продолжать формирование умений делать выводы (оформление сводной таблицы).
3. Развивать речь, мышление, познавательные и общеучебные умения и навыки (работа с таблицей, синквейном).
Коммуникативные:
1. Приходить к общему решению.
2. Формулировать собственное мнение.
Предметные:
1. Вызвать объективную необходимость изучения нового материала.
2. Способствовать овладению знаниями по теме «Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра».
3. Углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах севера России.
4. Способствовать формированию представлений о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов.
5. Закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах — широтной зональности.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Вызов.
1). 5 мин. Для того, чтобы определить тему урока, послушайте отрывок из стихотворения и посмотрите на фотографии у вас на столах.
Как велика моя страна,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.…
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Мой край – моя земля,
Родимые просторы!
Какова же тема сегодняшнего урока? ( «Природные зоны России»)
Природные комплексы (региональные) природные зоны расположены на Земле не хаотично, а закономерно. Вспомните, как называется закономерность смены природных зон на равнинах? (широтная зональность)
Небольшая историческая справка
Наличие этой закономерности обнаружил немецкий ученый Александр Гумбольдт. Устанавливая и анализируя изменения климата и растительности, установил, что между ними существует тесная связь. Изменение климата вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек и т. д.
В XIX веке Василий Васильевич Докучаев доказал, что зональность-это общий закон природы. Ведущими компонентами (факторами) формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги.
2). 7 мин. Давайте вспомним, в каких природных зонах располагается Россия. Откройте атласы и по карте атласа определите:
Как расположены природные зоны в России? Перечислим их в этом порядке.
Сегодня мы с вами должны описать и сравнить две самые северные природные зоны России? Назовите их. (арктические пустыни и тундру).
Давайте определим критерии, по которым мы будем их сравнивать.
Если забудут, то обратится к оглавлению учебника.
3). Ученики определяют линии сравнения, характеристики, по которым сравниваются природные зоны, учитель фиксирует план описания природных зон на доске – составляет сводную таблицу:
Арктические пустыни | Линии сравнения. | Тундра |
Внешний облик зоны | ||
Климатические условия | ||
Почвы и их свойства | ||
Типичные растения и их приспособленность к условиям зоны | ||
Типичные животные и их приспособленность к условиям зоны | ||
Возможность использования природной зоны человеком | ||
Проблемы и охрана природной зоны |
4). 10 мин. Осмысление (Основной приём — эффективная лекция с использованием текста учебника). Открываете учебник с. 157-162 Параграф 33
Вывод 2 мин.
5). Рефлексия.
Класс делится на группы по 3-4человека (7-10 мин)
Ученикам предлагается составить два синквейна на тему – три группы-арктические пустыни и три группы-тундра. 3мин. Озвучить 2-3 примера.
Синквейн
1 строка – название темы, (обычно существительное)
2 строка – описание темы (два прилагательных)
3 строка – действие (обычно три глагола, относящихся к теме)
4 строка – чувство (фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к теме)
5 строка – повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное)
А сейчас чтобы проверить ваши знания мы проведем небольшую работу:
В карточках обведите кружочками цифры, которые соответствуют признакам заданной вам природной зоны. 1 и 3 колонка – арктические пустыни, 2 колонка – тундра. 10 мин.
1. Природа зоны легко ранима
2. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом
3. Значительные площади покрыты ледниками
4. Средняя температура января -26-28С, а июня +1-4С
5. Сильные ветры
6. В зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.
7. Расположена на островах Арктики
8. Увлажнение избыточно, много болот и озер.
9. Промысел морского зверя (моржа, тюленя).
10. На южной границе средняя температура июля +10С
11. На скалах «птичьи базары»
12. Лето короткое и холодное
13. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана
14. В реках и озерах много рыбы.
15. Воды – в твердом виде, только летом образуются талые воды.
16. Много перепелиных птиц летом (утки, гуси, лебеди).
17. Полярная ночь длится 5 месяцев
Оцени себя!!
Подсчитайте количество полученных баллов, выставьте себе отметку и обведите кружочком куму надо выставить в журнал.
Проверка.
Ключ: арктическая пустыня 1,3,4,5,7,9,11,12,15,17.
тундра 1,2,5,6,8,10,13,14,16.
Самооценка 2 мин.
В конце урока проведем самооценку. Поднимите пожалуйста Знак ! если вам все на уроке было понятно, вы сможете рассказать, объяснить тему другому, + если вам было все понятно, но не сможете объяснить, рассказать другому. Знак ? если вы ни чего не поняли.
Учитель собирает тетради на проверку составленных таблиц.
Домашнее задание: 1 мин. параграф 33 подготовиться к проверочной.
Проверка изучения нового материала.
1. Природа зоны легко ранима
2. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом
3. Значительные площади покрыты ледниками
4. Средняя температура января -26-28С, а июня +1-4С
5. Сильные ветры
6. В зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.
7. Расположена на островах Арктики
8. Увлажнение избыточно, много болот и озер.
9. Промысел морского зверя (моржа, тюленя).
10. На южной границе средняя температура июля +10С
11. На скалах «птичьи базары»
12. Лето короткое и холодное
13. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана
14. В реках и озерах много рыбы.
15. Воды – в твердом виде, только летом образуются талые воды.
16. Много перепелиных птиц летом (утки, гуси, лебеди).
17. Полярная ночь длится 5 месяцев
Оцени себя!
8- 11 баллов – «3»
12-14 баллов – «4»
15-17 баллов – «5»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природные зоны России - арктическая пустыня и тундра.
Интегрированный урок с применением современных технологий....
Природные зоны России: арктические пустыни
Урок по теме "Природные зоны России: арктические пустыни": знакомство с особенностями природы арктических пустынь....
Конспект урока "Природные зоны России. Зона тундры" 4 класс.
План конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе, по теме "Природные зоны России. Зона тундры"...
Тест по теме "Арктические пустыни, тундра, лесотундра"
Тестовое задание к уроку географии в 8 классе....
природные зоны России: зона тундры 7 класс
природные зоны России: зона тундры 7 класс...
Арктические пустыни, тундра, лесотундра.
Урок на тему с использованием ЭОР....
Природные зоны России. Полупустыни, пустыни, субтропики.
На уроке рассматрели особенности географического положения пустынь и полупустынь России, климатические условия. Познакомились с почвами, растительным и животным миром эти природных зон. Особое внимани...