разработка урока на тему "Вулканы.Гейзеры и горячие источники"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Догадова Татьяна Васильевна

Конспект урока по теме "Вулканы.Гейзеры и горячие источники" разработан для 6-го класса для начального курса   "География" по  учебнику Герасимовой Т.П., с элементами краеведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vulkany.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вулканы. Гейзеры, горячие источники.

Цель: Сформировать представление о вулканах, гейзерах и их происхождении. Ознакомить учащихся с отличиями действующих и потухших вулканов.

Оборудование: Карта полушарий, индивидуальные карточки, карточки с терминами, анимация «Гейзеры»,  демонстрационная таблица «Вулканы», мультимедийная  установка.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка знаний и умений.

- Индивидуальная работа по карточкам ( три ученика);

- Работа с терминами : очаг, эпицентр, сила землетрясения, сейсмограф, горст, грабен; ( 1 ученик у доски).

- Цифровой диктант в письменной форме ( «Я утверждаю, что….») крестики – нолики ( х- да, 0- нет). Затем взаимопроверка, демонстрация правильных ответов на доске.

1.Внутренние строение Земли характеризуется следующей сменой ее частей : мантия, земная кора, ядро.(0)

2. Самый верхний, самый тонкий, самый твердый слой Земли называют литосферой. (0)

3.Земная кора может медленно  ( до 1 см в год)подниматься. Это происходит на южном побережье Северного моря.(0)

4. Опущенный участок земной коры, ограниченный с обеих сторон сбросами называется грабен.( х)

5. Гранит широко распространенная глубинная кристаллическая магматическая  горная порода. (х)

6.Горные породы измененные под воздействием огромного давления и высоких температур называются магматическими.(0)

7.Приподнятый участок земной коры, ограниченный с обеих сторон сбросами называется  холм.(0)

8.Горные породы, состоящие из пород и минералов, которые разрушались под воздействием ветра, воды, ледников называются обломочными.(0)

9. На материке Австралия редко происходят землетрясения.(х)

10.ОЗК тоньше МЗК.(х)

- Фр. опрос:

- Что такое землетрясения, каковы его причины? (Землетрясение –подземные толчки и колебания земной поверхности, вызванные главным образом тектоническими движениями.)

- Какие разрушения производит землетрясение в 1,3,7,10 баллов?

- В результате каких движений образуется горст и грабен? ( В результате вертикальных и горизонтальных движений.)

- Может ли быть землетрясения в нашей местности? Почему?

- Почему землетрясения происходят в сейсмических активных зонах?

- По карте мира покажите районы, где могут быть землетрясения.

- Каковы ваши действия при землетрясении ( если вы на улице, если внутри здании)?

3. Изучение нового материала

И так, мы изучили движения земной коры.

Учитель читает отрывок из письма ученого Плиния младшего к римскому писателю Тациту, в котором сообщает о гибели своего дяди Плиния старшего и событии страшного дня извержении Везувия.

- О каком явлении природы  идет речь в письме и мы будем сегодня  об этом говорить? (Вулканах.)

Объявление темы, запись ее в тетради, постановка целей урока.

- Вы многое слышали о вулканах из различных источников и опираясь на имеющиеся у вас знания из природоведения, мы попытаемся сформулировать что такое вулканы, почему  они образуются , откуда пошло название, почему вулканов больше бывает на дне океанов. Почему гейзеры фонтанируют через равные промежутки времени, и многое другое вы узнаете на этом уроке.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «Вулкан»?

- Давайте послушаем сообщение, и узнаем, откуда к нам пришло название этого явления.

- И так, в честь кого вулканы получили свое название? ( в честь древнего бога Вулкана)

- Нарисуйте вулкан в тетради, на доске будет работать (Ф.И. ученика). Подпишите, где находятся  жерло, кратер, конус.

- 1 ряд запишет, что такое кратер, 2 ряд – жерло, 3 ряд – конус.

Кратер – ( от греч. – большая чаша) – углубление диаметром от нескольких десятков метров до нескольких км .Обычно располагается на вершине.

Жерло  вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава.

Конус – вулканическая гора, образованная застывшей лавой.

- Как вы думаете, как образуется конус? На самом деле конус нарастает постепенно. Через трещину в земной коре изливается лава. Выливается первый слой лавы и застывает, по нему – выливается второй и т. д. И получается слоистый конус.

Давайте послушаем сообщении «Рождение вулкана».

Демонстрация учителем опыта « Образование вулкана».

- Конус вулкана может иметь разную форму: пологую- щитовидную (лава жидкая), куполообразную (лава вязкая).

- Как вы думаете, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не просто гора? ( У вулкана есть жерло, кратер, слоистый конус).

- Откроем учебник с. 49 рис. 31. Как называется второе жерло и кратер? ( боковые или паразитические.)

- Но оказывается, что есть вулканы, у которых конуса нет или конус имеет другое строение. Учитель обращает внимание на экран «Типы вулканов». И объясняет особенности типов вулканов: площадной, трещинный, гавайский, стромболианский, плинианский, везувианский.

- Вулканы могут находиться на дне океанов, а могут и на суше. Попробуйте ответить на вопрос, в чем причина появления вулканов на материковой земной коре?

 Начертите схему в тетради:

 На суше – материковая –в зоне разломов ------------------

                   Земная кора                                                               вулканы

 На дне океанов – тонкая океаническая – лава прожигает---

                                       кора                        земную кору

- Итак, где  образовалось больше вулканов? Почему же в одних местах вулканы есть, а в других нет? Давайте попробуем дать определение что такое вулкан?

 Вулкан-  это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава.

      - Вулканы бывают действующие, потухшие и уснувшие. Прочитайте учебник стр. 50 и ответьте на вопрос, чем они отличаются.

Работа с картой. Пользуясь физической картой полушарий, определите как обозначаются вулканы? 56 с.ш. 161 в.д.

- Назовите вулканы расположенные вблизи побережья Тихого океана. На каких материках они расположены? Какой вулкан самый высокий? Какие вулканы находятся на территории России? На каком материке, омываемом Тихим океаном, нет вулканов? В каких регионах Земли, кроме побережья Тихого океана, встречаются вулканы?  ( Кракатау, Гекла,

Этна, Везувий)

 - Пользуясь физической картой России, назовите высочайшую вершину Каказских гор, являющуюся потухшим вулканом. Некоторые вулканы, считавшиеся потухшими, начинают действовать. Примером такого вулкана служил Везувий.

Сообщение об извержении Везувия. Чтение стих. А.С. Пушкина

- Какие продукты извержения описываются в стих. А.С. Пушкина? (лава, вулканические бомбы, пепел.)

    - А в нашей местности бывают извержения вулканов?( Исследование Барановский вулкан)

- Вулканы и следующее явление природы , которое мы изучим, встречаются почти всегда вместе. Послушайте, а затем скажите, кА называется это явление: источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара. ( гейзер).

 Смотрим анимацию, фрагмент фильма «Долина гейзеров».

- Что произошло летом с Долиной гейзеров?

- Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы? ( магма подходит близко к поверхности, нагревает подземные воды, которые начинают фонтанировать.) Новая Зеландия, Исландия, Камчатка, США Йеллоустонский нац. парк районы распространения гейзеров

- Ребята, что вы узнали нового на уроке?

    -  А откуда взялась эта информация? Нам ее предоставили вулканологи. Сообщение о вулканологах.

Вулканологи – специалисты, изучающие процессы и причины образования вулканов, их развитие, строение и состав продуктов извержений (лавы, газов), закономерности размещения вулканов на земной поверхности. Вулканологи изучают характер изменения вулканов, их деятельности во времени. Современные вулканологи занимаются разработкой методов предсказания извержения и использования вулканического пепла, горячих вод и пара для хозяйственных нужд. Вулканологи изучают и используют источники вулканической энергии, условия эволюции магмы, размещение магматических, глубинных и промежуточных очагов, а также выясняют роль вулканизации в формировании земной коры.

4. Запись д.з. п. 19, з. 3, 5 с.52 .

5. Закрепление изученного материала

1.Подберите пару, найдите соответствие вулканы- районы распространения.

        Вулканы                                                          Районы Земного шара

Ключевская Сопка                                      а). о. Ява

Мауна –Лоа                                                  б). г. Анды

Везувий                                                         в). о. Сицилия

Гекла                                                             г). Италия

Фудзияма                                                      д). о. Исландия

Этна                                                              е). п-ов Камчатка

Кракатау                                                       ж). Гавайские о-ва

Котопахи                                                        з).  Япония

2.Какой вулкан имеет следующие географические координаты. Подчеркните правильный ответ.

1 – вариант

18 с.ш. 98 з.д.  Котопахи, Камерун, Этна, Орисаба.

37 с.ш. 138 в.д.  Ключевская Сопка, Фудзияма, Этна, Гекла.

2- вариант

1. 41 с.ш. 15 в.д. Везувий, Этна, Камерун, Кракатау.

2. 4 ю.ш. 37 в.д. Котопахи, Килиманджаро, Камерун, Кракатау.

6. Итог урока,выводы,оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему: «Вулканы. Гейзеры. Горячие источники».

сформировать представление о происхождение вулканов, гейзеров;изучить виды вулканов, их строение, географию распространения вулканов....

Методическая разработка урока по физике в 9 классе "Источники звука. Звуковые колебания"

Цель урока: изучение процесса распространения механических колебаний в упругой среде на примере акустических явлений и знакомство с источниками и приемниками звука. Задачи:актуализировать и расши...

Урок в 6 классе."Вулканы. Горячие источники. Гейзеры".

Этот урок преследует следующие цели:1. расширить и углубить знания о вулканах и их строении,  2.познакомить с географией  их размещения; 3. выявить причины возникновения вулканов, гейзе...

Методическая разработка урока по физике на тему:«Звук. Источники звука» для 9 класса

Урок на тему «Звук. Источники звука» предназначен для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы.Актуальность данного урока обусловлена тем, что с таким явлениям, как звук, мы пос...

Методическая разработка урока по физике на тему«Звук. Источники звука» для 9 класса

Задачи урока:- расширение новой понятийной базы: акустика, среда распространения звука, источники звука (естественные и искусственные), ультразвук, инфразвук;- овладение умением сопоставлять экспериме...

Методическая разработка урока литературы. Тема: Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Разработка будет полезна учителям литературы. В результате работы на уроке ребта должны будут прийти к выводу, что античеловеческая теория Родиона Раскольникова –  результат поисков ответов...

Методическая разработка урока.« Великая Отечественная война в исторических источниках »

Методическая разработка урока.« Великая  Отечественная война в исторических источниках »...