Интегрированный урок по географии. 5 класс
методическая разработка по географии (5 класс) по теме

Кильдякова Айгуль Максутовна

Интегрированный урок по географии в 5 классе по теме "Воды суши. Реки" с использованием электронных образовательных ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Тема урока: Воды суши. Реки.

1.ФИО

Кильдякова Айгуль Максутовна

Серебренникова Ольга Васильевна

2. Место работы

ОПФ МОУ «СОШ №1 р.п. Татищево» в д. Македоновка

МОУ «СОШ с. Синенькие»

3.Должность

Учитель географии

Учитель географии

4. Предмет

География. Литература.

5. Класс

5 класс

6.Тема и номер урока в теме

Тема: Воды суши. Реки. Номер урока №4 Водная оболочка Земли

7. Базовый учебник

География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А. Летягин; под ред. В.П.Дронова – М:Вентана-Граф, 2012160 с.: ил.

8. Цель урока:

Сформировать представление о частях реки, общих чертах и различиях рек Земли (горные и равнинные реки)

9. Задачи:

- обучающие:

-формировать знания учащихся о частях реки, общих чертах и различиях рек Земли;

- формировать навыки использования информационных технологий с учётом стандарта второго поколения;

- развивающие:

- развивать навыки работы по географической карте, по обработке, сравнению, описанию и анализу информации

- воспитательные:

10. Тип урока:

Урок изучения нового материала

11. Формы работы учащихся:

Фронтальная, групповая, индивидуальная

12. Необходимое техническое оборудование:

Мобильный класс, подключение к сети Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска

13. Структура и ход урока

Структура и ход урока.

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР)

Деятельность ученика

Время

1

2

3

4

5

6

1

Организационный

На рабочем столе ученика размещён перечень используемых на данном уроке ЭОР, листы с текстами стихотворений.

  1. Приветствие детей.
  2. Читает  стихотворение.

Т. Ашапина
Речка, реченька, река
Широка и глубока.
Ты течёшь между полей,
Городов и деревень.
Подо льдом бежишь зимой,
Разливаешься весной,
В осень листья-корабли
Тихо плавают все дни.
Ты для рыбы-дом родной.
Для животных-водопой.
Звёздам-зеркало большое.
По ночам они не спят.
До утра в тебя глядят.

- О чём это стихотворение?

- Как вы думаете о чём же пойдёт речь сегодня на уроке?

Открывает доску с записью темы.

- Назовите известные вам реки?

-Послушайте, как поэты описывают реки.

-«Щедрая, широкая, раздольная
Волга величавая течет»
«Терек воет, дик и злобен,

Меж утёсистых громад»

- В чём вы видите разницу?

- Так какой же вывод можно сделать?

-Как вы думаете, что же мы должны узнать сегодня на уроке?

 Это стихотворение о речке.

- Мы будем говорить о реках.

Дети записывают тему урока в тетради.

- дети перечисляют известные им реки.

- Ответы детей.

-Реки бывают разными.

- Какие бывают реки.

5мин

2

Изучение нового материала

Видеофильм География. Источник. Река

  1. Воды суши по их положению делят на две группы: поверхностные и подземные. Что можно отнести к поверхностым водам суши.
  2. Перед вами лежат листы с перечнем ЭОР. Откройте первую ссылку и прослушайте информацию.
  3. Как вы выяснили, что такое река?

- Запишите определение реки в тетрадь.

- Назовите части реки.

- Что такое приток и какие бывают притоки?

- По карте учебника стр. 101 назовите левые и правые притоки Волги.

- Что образует главная река и её притоки?

Дети перечисляют (реки, озёра, болото и т.д.)

Дети просматривают видеофильм.

- Река – это водный поток, который течёт в выработанном им русле.

Записывают определение в тетрадь.

- Исток, русло, устье, притоки.

-Определение притока (записывают в тетради).Правый и левый.

-Левые: Вятка, Кама, Самара и т.д.; правые: Ока, Сура, Клязьма

- Главная река и её притоки речную систему.

3.30 мин

5мин

3

Самостоятельная работа.

Река «Терек»

Река «Волга»

Учитель делит детей на3 группы.

Даёт задание. Познакомиться с материалами учебника: 1 группа- «Описание горной реки» стр.100 , 2 группа- «Описание равнинной реки» стр. 101-102. Создать презентацию о реках Терек, Волга, используя предложенные ЭОР.

3 группа - составить синквейн о горной или равнинной реке.

Самостоятельная работа учеников.

15 мин

Контроль усвоения знаний

Дети1и 2 групп представляют свои работы.

Закрепление

(На партах лежат листы с текстом стихотворения М.Ю. Лермонтова «Терек» и Лавровой Татьяны «Щедрая, широкая, раздольная…»  с вопросами)

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:

"Расступись, о старец море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов им, на славу,
Стадо целое пригнал".

                      М.Ю. Лермонтов

Вопрос: 1. Что вы узнали о реке Терек из этого стихотворения? Подтвердите строчками стихотворения.

Щедрая, широкая, раздольная
Волга величавая течет.
Своенравная, как птица – вольная,
Все "ключи" собрав наперечет.

Шумная, бурливая, привольная...
Теплоходы катит по волнам.
По ночам – степенная, спокойная –
Ластится к пологим берегам.

Города и села умываются
Чистою, прохладною водой.
Радугой веселой улыбаются,
Наполняя душу теплотой.

Миллионы лет во благо трудится,
Всем вокруг давая право жить.
И пока Земля – планета крутится,
Будет человечеству служить.

Вопрос: 1.Что вы узнали о реке Волга из этого стихотворения? Подтвердите строчками стихотворения.

- Река горная

«Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят».

-Изменяет характер течения
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит и т.д.

-Река равнинная

«Щедрая, широкая, раздольная
Волга величавая течет»

- Имеет притоки «Все "ключи" собрав наперечет» и т.д.

Подведение итогов.

- Итак, о чём же сегодня мы узнали на уроке?

- А теперь послушаем 3 группу,которая составляла синквейны.

О реках; о равнинных и горных реках.

Дети зачитывают синквейны.

Домашнее задания.

п. 17,стр.102 задание4 с использованием интернетресурса «Россия. Река Лена»

Дети записывают домашнее задание.

Приложение к плану- конспекту.

Воды суши. Реки.

Перечень используемых на данном уроке ЭОР.

  1. География. Источник. Река http://video.yandex.ru/users/geolcomview/87/?cauthor= geolcom&cid=7#hg
  2. Река Терек. http://mosdok.ucoz.ru/photo/1-0-1 
  3. Река Волга http://www.locman.net/foto_8379.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по географии и биологии для 8 класса: "Вода: известная и неизвестная".

Интегрированный урок с использованием  ИКТ. Можно провести, как обощение и как открытый урок ко Дню воды....

Интегрированный урок по географии, истории и искусству на тему "Население Южной Америки. За страницами учебника географии", 7 класс

Большой красочный урок для учащихся 7-х классов. Снабжен авторской презентацией. Содержит шуточные вопросы. Спроектирован для повышения мотивации учащихся к изучению предмета....

Интегрированный урок (физика, география) "Физики и географы на олимпиаде в Сочи".

Урок комплексного применения знаний в новых условиях. Цель урока: формирование целостного представленитя о процессе научного познания мира, формирование умений применять знания полученные на уроках ( ...

5 класс.Интегрированный урок (ИЗО,география)" География народных промыслов"

Интегрированный урок (ИЗО,география)" География народных промыслов" Урок-путешествие.5 класс....

Интегрированный урок по географии Тувы и географии России.

Практическая работа: « Характеристика реки Енисей». Цель урока научить учащихся уметь читать карту, научить самим, составлять характеристику реки, воспитывать детей любить к родной пр...