Календарно-тематическое планирование, 8 класс
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ГЕОГРАФИЯ
6—9 КЛАССЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение географии нашей страны, а также материков и океанов в специальной (коррекционной) школе VIII вида расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей.
Курс географии имеет много смежных тем с природоведением, естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, домоводством и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные на уроках «Живой мир» и «Природоведение».
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.
В настоящее время содержание курса географии претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены коррективы.
Обучение географии по программе Лифановой Тамары Михайловны рассчитано на четыре года — с 6 по 9 класс по 2 урока в неделю.
Учебный материал расположен по годам обучения: 6 класс — «Начальный курс физической географии» (68 ч), 7 класс — «География России» (68 ч), 8 класс — «География материков и океанов» (68 ч), 9 класс — «Государства Евразии. Наш край» (68 ч).
В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения).
Основной материал посвящен изучению географии своей страны (6, 7 и 9 классы).
В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности.
Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Здесь изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа должна изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание следует уделить экологическим проблемам.
При изучении географии нашей страны учитель должен пользоваться современными географическими картами (физической, политико-административной и картой природных зон России).
На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь учебный год, в содержании учебного материала выделены два основных блока:
I. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) — 18 ч.
II. Природные зоны России — 48 ч.
Учителю необходимо рационально распределить время на изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении I блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая таким образом учащихся к изучению отдельных природных зон.
Особого внимания учителя требуют вопросы изменения геополитического и экономико-географического положения России после распада СССР. Он должен дать разъяснения направлениям экономической реформы в России, ее целям и приоритетам.
При изучении географии России необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы — развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел.
Учитель должен учитывать принятое в настоящее время новое административное деление России на семь федеральных округов: Центральный федеральный округ (центр — Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр — Санкт-Петербург), Северо-Кавказский федеральный округ (центр — Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный округ (центр — Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр — Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр — Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр — Хабаровск).
До появления нового учебника основные положения и выводы урока (при изучении тем «Хозяйство», «Занятия населения», «Экологические проблемы») учитель может отпечатать, отксерокопировать и раздать учащимся для закрепления изученного. Педагог в качестве ориентира и уточнения фактологического материала может пользоваться учебниками «География России» для средней общеобразовательной школы.
Изучение курса «География материков и океанов» (8 класс) позволяет учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Северной Америки, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
В этот курс внесены изменения. Деидеологизирована его тематика: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. При объяснении материала учителю целесообразно несколько сместить акценты, перенеся внимание со специальных знаний на общекультурные, усилив страноведческий подход к рассмотрению большинства тем.
Поскольку миграция выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида мала (они остаются жить и работать в той местности, в которой учились), основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее
увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий.
В предлагаемой программе увеличилось время на изучение своей местности. Территорию для изучения (республика, край, область, район, город, село) определяет сам учитель.
Эта тема стала концентром всего курса географии. Так, в 6 классе введены уроки, которые позволяют обобщить материал, полученный на экскурсиях в своей местности. В 7 классе более подробно может быть изучена своя природная зона. В 8 классе учитель должен уделить больше внимания той части света, в которой расположена школа.
В данной программе тема «Наш край» (9 класс) завершает весь географический цикл.
На краеведческих уроках необходимо значительно усилить изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету.
В альтернативной программе по географии зарубежные государства изучаются два года (8 и 9 классы), а «Наш край» — одну четверть.
Астрономический материал, посвященный изучению кратких сведений о Земле, Солнце, Луне, космических полетов, явлений природы на Земле и в космосе, тесно связан с географией, но не является ее органичной частью. Это дало основание не выделять его в программе в самостоятельный раздел, а включить в тему «Земной шар» (6 класс).
Данная программа — основа, с помощью которой можно создать индивидуальную учебную программу по географии, отражающую особенности конкретной школы и одновременно обеспечивающую необходимый общеобразовательный географический минимум знаний.
Краснокамское муниципальное образование
Управление системы образования
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 9 VIII вида»
Принято на методсовете УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР
_______Черепанова Е.С.
«______» ______________200 г. «___» ________20____ г.
Протокол № ________________
Календарно-тематическое планирование
по географии материков и океанов
8 класс
Разработала Мазитова Р.Х.,
учитель географии высшей квалификационной категории
Краснокамск, 2011 г.
География материков и океанов
8 класс
По программе специальной (коррекционной образовательной школы VIII вида. Профессионально - трудовое обучение. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.; Гуманит. изд. центр «Владос», 2000 год – Сб. 1.
Учебник для 8 класса спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида /Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. – М.: Просвещение, 2004. | ||
Четверть | Количество часов |
I | 18 |
II | 14 |
II | 20 |
IV | 16 |
Итого: | 68 |
География материков и океанов
8 класс
По программе специальной (коррекционной образовательной школы VIII вида. Профессионально - трудовое обучение. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.; Гуманит. изд. центр «Владос», 2000 год – Сб. 1.
Учебник для 8 класса спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. – М.: Просвещение, 2004. | ||
Четверть | Количество часов |
I | 18 |
II | 14 |
II | 20 |
IV | 16 |
Итого: | 68 |
Календарно-тематическое планирование
8 класс.
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Мировой океан | 4 |
3 | Африка | 13 |
4 | Австралия | 8 |
5 | Антарктида | 6 |
6 | Северная Америка | 10 |
7 | Южная Америка | 10 |
8 | Евразия | 16 |
Итого: | 68 |
Практические работы в курсе географии материков и океанов
8 класс
№ п/п год | № п/п в четверти | Раздел | Примечание |
1 | I четверть | Мировой океан. Обозначение океанов на контурной карте полушарий. Составление схемы хозяйственного использования океанов. | |
2 | I четверть | Африка. Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар, полуострова Сомали, пустыни Сахара, крупнейших рек (Нил, Нигер, Заир), гор (Атласские), Суэцкого канала, изученных государств. Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте). | |
3 | II четверть | Австралия. Обозначение на контурной карте острова Новая Гвинея, реки Муррей, города Канберра. Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте). | |
4 | II четверть | Антарктида. Обозначение на контурной карте изучаемого материка. Составление альбома иллюстраций по теме «Антарктида». | |
5 | III четверть | Северная Америка. Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов Аляска, Флорида, Калифорния, гор Кордильеры, рек Миссисипи и Миссури, Великих озер. Нанесение изученных государств и их столиц. | |
6 | III четверть | Южная Америка. Обозначение на контурной карте острова Огненная Земля, Панамского канала, Амазонской равнины, гор Анды, реки Амазонка, Магелланова пролива. Нанесение изученных государств и их столиц. Запись названий и зарисовка в тетрадях типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте). | |
7 | VI четверть | Евразия. Обозначение на контурной карте Евразии морей (Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское, Черное, Каспийское), заливов (Финский, Бенгальский, Персидский), островов (Великобритания, Шри-Ланка, Индонезия, Японские), полуостровов (Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея, Крымский), гор (Альпы, Пиренеи, Апеннины, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ), рек (Висла, Дунай, Эльба, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Днепр, Дон, Сырдарья, Амударья), озера Балхаш, пустынь (Гоби, Каракум, Кызылкум), изученных государств Евразии и их столиц. Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией. Запись в тетради названий растений и животных. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
Дата | № урока (годовой) | № урока (четвертной) | Тема | Количество часов |
I четверть – 18 часов | ||||
1 | 1 | Введение. Материки и части света на глобусе и карте | 1 | |
2 | 2 | Мировой океан. Атлантический океан | 1 | |
3 | 3 | Северный Ледовитый океан | 1 | |
4 | 4 | Тихий океан | 1 | |
5 | 5 | Индийский океан. Современное изучение мирового океана | 1 | |
6 | 6 | Африка. Географическое положение. | 1 | |
7 | 7 | Рельеф. Климат. Реки и озера. | 1 | |
8 | 8 | Природные зоны. Растительность тропических лесов. | 1 | |
9 | 9 | Животные тропических лесов. | 1 | |
10 | 10 | Растительность саванн. | 1 | |
11 | 11 | Животные саванн. | 1 | |
12 | 12 | Растительность и животные пустынь. | 1 | |
13 | 13 | Население и государства. | 1 | |
14 | 14 | Египет | 1 | |
15 | 15 | Эфиопия | 1 | |
16 | 16 | Танзания и Демократическая республика Конго. Проверочная работа по теме «Африка» | 1 | |
17 | 17 | Обобщающий урок по теме «Африка» | 1 | |
18 | 18 | Нигерия и ЮАР | 1 | |
II четверть – 14 часов | ||||
19 | 1 | Австралия. Географическое положение. | 1 | |
20 | 2 | Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. | 1 | |
21 | 3 | Растительный мир. | 1 | |
22 | 4 | Животный мир. | 1 | |
23 | 5 | Население. | 1 | |
24 | 6 | Австралийский союз. | 1 | |
25 | 7 | Океания. | 1 | |
26 | 8 | Обобщающий урок | 1 | |
27 | 9 | Антарктида. Географическое положение. | 1 | |
28 | 10 | Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. | 1 | |
29 | 11 | Разнообразие рельефа, климат. | 1 | |
30 | 12 | Растительный и животный мир. | 1 | |
31 | 13 | Современные исследования Антарктиды. Обобщающий урок. | 1 | |
32 | 14 | Контрольная работа за I полугодие. | 1 | |
III четверть – 20 часов | ||||
33 | 1 | Северная Америка. Открытие Америки. | 1 | |
34 | 2 | Географическое положение. | 1 | |
35 | 3 | Рельеф, климат. | 1 | |
36 | 4 | Реки и озера. | 1 | |
37 | 5 | Растительный и животный мир. | 1 | |
38 | 6 | Население и государства. | 1 | |
39 | 7 | Соединенные штаты Америки. | 1 | |
40 | 8 | Канада. | 1 | |
41 | 9 | Мексика. Куба. | 1 | |
42 | 10 | Обобщающий урок | 1 | |
43 | 11 | Южная Америка. Географическое положение. | 1 | |
44 | 12 | Разнообразие рельефа, климат. | 1 | |
45 | 13 | Реки и озера. | 1 | |
46 | 14 | Растительность тропических лесов. | 1 | |
47 | 15 | Животные тропического леса. | 1 | |
48 | 16 | Растительность саванн, степей, пустынь и горных районов. | 1 | |
49 | 17 | Животные саванн, степей, полупустынь, гор. | 1 | |
50 | 18 | Население и государства. | 1 | |
51 | 19 | Бразилия, Аргентина, Перу. | 1 | |
52 | 20 | Обобщающий урок. | 1 | |
IV четверть – 16 часов | ||||
53 | 1 | Евразия. Географическое положение. | 1 | |
54 | 2 | Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. | 1 | |
55 | 3 | Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. | 1 | |
56 | 4 | Рельеф. Полезные ископаемые Европы. | 1 | |
57 | 5 | Рельеф. Полезные ископаемые Азии. | 1 | |
58 | 6 | Климат Евразии. | 1 | |
59 | 7 | Реки и озера Европы. | 1 | |
60 | 8 | Реки и озера Азии. | 1 | |
61 | 9 | Растительный и животный мир Европы. | 1 | |
62 | 10 | Растительный и животный мир Азии. | 1 | |
63 | 11 | Население Евразии. | 1 | |
64 | 12 | Культура и быт народов Евразии. | 1 | |
65 | 13 | Обобщающий урок. | 1 | |
66 | 14 | Проверочная работа за год. | 1 | |
67 | 15 | Практическая работа по теме «Европа» | 1 | |
68 | 16 | Практическая работа по теме «Азия» | 1 | |
Итого: | 68 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся по географии
8 класс
Учащиеся должны знать:
• Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны и их хозяйственное значение;
• особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка;
• государства, их положение на материке, основное население и столицы;
• особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, основное население и столицы этих государств.
Учащиеся должны уметь:
определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий;
• находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/23/picture-244945-1366733124.jpg)
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/02/picture-332793-1383418154.jpg)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/22/picture-148261-1353566513.jpg)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-356056-1385567564.jpg)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/22/picture-136147-1471869057.jpg)
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...