Календарно-тематическое планирование, 8 класс
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) по теме

Мазитова Разина Хиялетдиновна

Предварительный просмотр:

ГЕОГРАФИЯ

6—9 КЛАССЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Изучение географии нашей страны, а также материков и океанов в специальной (коррекционной) школе VIII вида расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.

      Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

      Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей.

      Курс географии имеет много смежных тем с природоведением, естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, домоводством и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные на уроках «Живой мир» и «Природоведение».

      Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.

      В настоящее время содержание курса географии претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены коррективы.

      Обучение географии по программе Лифановой Тамары Михайловны рассчитано на четыре года — с 6 по 9 класс по 2 урока в неделю.

      Учебный материал расположен по годам обучения: 6 класс — «Начальный курс физической географии» (68 ч), 7 класс — «География России» (68 ч), 8 класс — «География материков и океанов» (68 ч), 9  класс — «Государства Евразии. Наш край» (68 ч).

     

 В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения).

      Основной материал посвящен изучению географии своей страны (6, 7 и 9 классы).

      В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности.

      Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Здесь изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа должна изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание следует уделить экологическим проблемам.

      При изучении географии нашей страны учитель должен пользоваться современными географическими картами (физической, политико-административной и картой природных зон России).

      На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь учебный год, в содержании учебного материала выделены два основных блока:

      I. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) — 18 ч.

      II. Природные зоны России — 48 ч.

      Учителю необходимо рационально распределить время на изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении I блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая таким образом учащихся к изучению отдельных природных зон.

      Особого внимания учителя требуют вопросы изменения геополитического и экономико-географического положения России после распада СССР. Он должен дать разъяснения направлениям экономической реформы в России, ее целям и приоритетам.

      При изучении географии России необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы — развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел.

     

Учитель должен учитывать принятое в настоящее время новое административное деление России на семь федеральных округов: Центральный федеральный округ (центр — Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр — Санкт-Петербург), Северо-Кавказский федеральный округ (центр — Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный округ (центр — Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр — Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр — Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр — Хабаровск).

      До появления нового учебника основные положения и выводы урока (при изучении тем «Хозяйство», «Занятия населения», «Экологические проблемы») учитель может отпечатать, отксерокопировать и раздать учащимся для закрепления изученного. Педагог в качестве ориентира и уточнения фактологического материала может пользоваться учебниками «География России» для средней общеобразовательной школы.

      Изучение курса «География материков и океанов» (8 класс) позволяет учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Северной Америки, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

      В этот курс внесены изменения. Деидеологизирована его тематика: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. При объяснении материала учителю целесообразно несколько сместить акценты, перенеся внимание со специальных знаний на общекультурные, усилив страноведческий подход к рассмотрению большинства тем.

      Поскольку миграция выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида мала (они остаются жить и работать в той местности, в которой учились), основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее

увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий.

     

В предлагаемой программе увеличилось время на изучение своей местности. Территорию для изучения (республика, край, область, район, город, село) определяет сам учитель.

      Эта тема стала концентром всего курса географии. Так, в 6 классе введены уроки, которые позволяют обобщить материал, полученный на экскурсиях в своей местности. В 7 классе более подробно может быть изучена своя природная зона. В 8 классе учитель должен уделить больше внимания той части света, в которой расположена школа.

      В данной программе тема «Наш край» (9 класс) завершает весь географический цикл.

      На краеведческих уроках необходимо значительно усилить изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету.

      В альтернативной программе по географии зарубежные государства изучаются два года (8 и 9 классы), а «Наш край» — одну четверть.

      Астрономический материал, посвященный изучению кратких сведений о Земле, Солнце, Луне, космических полетов, явлений природы на Земле и в космосе, тесно связан с географией, но не является ее органичной частью. Это дало основание не выделять его в программе в самостоятельный раздел, а включить в тему «Земной шар» (6 класс).

      Данная программа — основа, с помощью которой можно создать индивидуальную учебную программу по географии, отражающую особенности конкретной школы и одновременно обеспечивающую необходимый общеобразовательный географический минимум знаний.

Краснокамское муниципальное образование

Управление системы образования

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная  (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 9 VIII вида»

Принято на методсовете                                                           УТВЕРЖДАЮ

      Зам. директора по УВР

                                                                      _______Черепанова Е.С.

«______» ______________200  г.                                            «___» ________20____  г.

Протокол № ________________                                            

Календарно-тематическое планирование

по географии материков и океанов

8 класс

       

Разработала Мазитова Р.Х.,  

учитель географии  высшей квалификационной категории

Краснокамск, 2011 г.

География материков и океанов

8 класс

По программе специальной (коррекционной  образовательной    школы VIII вида. Профессионально - трудовое обучение. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.; Гуманит. изд. центр «Владос», 2000 год – Сб. 1.

Учебник  для 8 класса  спец.   (коррекц.)  образоват.  учреждений  VIII вида /Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. – М.: Просвещение, 2004.

Четверть

Количество часов

I

18

II

14

II

20

IV

16

Итого:

68

География материков и океанов

8 класс

По программе специальной (коррекционной  образовательной    школы VIII вида. Профессионально - трудовое обучение. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.; Гуманит. изд. центр «Владос», 2000 год – Сб. 1.

Учебник  для 8 класса  спец.   (коррекц.)  образоват.  учреждений  VIII вида / Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. – М.: Просвещение, 2004.

Четверть

Количество часов

I

18

II

14

II

20

IV

16

Итого:

68

Календарно-тематическое планирование

 8 класс.

Тема

Количество

часов

1

 Введение

1

2

Мировой океан

4

3

Африка

13

4

Австралия

8

5

Антарктида

6

6

Северная Америка

10

7

Южная Америка

10

8

Евразия

16

Итого:

68

Практические работы в курсе географии материков и океанов

8 класс

№ п/п год

№ п/п в четверти

Раздел

Примечание

1

I четверть

Мировой океан.

      Обозначение океанов на контурной карте полушарий.

      Составление схемы хозяйственного использования океанов.

2

I четверть

Африка.

Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар, полуострова Сомали, пустыни Сахара, крупнейших рек (Нил, Нигер, Заир), гор (Атласские), Суэцкого канала, изученных государств.

      Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

3

II четверть

Австралия.

      Обозначение на контурной карте острова Новая Гвинея, реки Муррей, города Канберра.

      Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

4

II четверть

Антарктида.

      Обозначение на контурной карте изучаемого материка.

      Составление альбома иллюстраций по теме «Антарктида».

5

III четверть

Северная Америка.

Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов Аляска, Флорида, Калифорния, гор Кордильеры, рек Миссисипи и Миссури, Великих озер. Нанесение изученных государств и их столиц.

6

III четверть

Южная Америка.

Обозначение на контурной карте острова Огненная Земля, Панамского канала, Амазонской равнины, гор Анды, реки Амазонка, Магелланова пролива. Нанесение изученных государств и их столиц.

      Запись названий и зарисовка в тетрадях типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

7

VI четверть

Евразия.

      Обозначение на контурной карте Евразии морей (Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское, Черное, Каспийское), заливов (Финский, Бенгальский, Персидский), островов (Великобритания, Шри-Ланка, Индонезия, Японские), полуостровов (Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея, Крымский), гор (Альпы, Пиренеи, Апеннины, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ), рек (Висла, Дунай, Эльба, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Днепр, Дон, Сырдарья, Амударья), озера Балхаш, пустынь (Гоби, Каракум, Кызылкум), изученных государств Евразии и их столиц.

      Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.

      Запись в тетради названий растений и животных.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС

Дата

№ урока (годовой)

№ урока  (четвертной)

Тема

Количество часов

I четверть – 18 часов

1

1

Введение. Материки и части света на глобусе и карте

1

2

2

Мировой океан. Атлантический океан

1

3

3

Северный Ледовитый океан

1

4

4

Тихий океан

1

5

5

Индийский океан. Современное изучение мирового океана

1

6

6

Африка. Географическое положение.

1

7

7

Рельеф. Климат. Реки и озера.

1

8

8

Природные зоны. Растительность тропических лесов.

1

9

9

Животные тропических лесов.

1

10

10

Растительность саванн.

1

11

11

Животные саванн.

1

12

12

Растительность и животные пустынь.

1

13

13

Население и государства.

1

14

14

Египет

1

15

15

Эфиопия

1

16

16

Танзания и Демократическая республика  Конго. Проверочная работа по теме «Африка»

1

17

17

Обобщающий урок по теме «Африка»

1

18

18

Нигерия и ЮАР

1

II четверть – 14 часов

19

1

Австралия. Географическое положение.

1

20

2

Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.

1

21

3

Растительный мир.

1

22

4

Животный мир.

1

23

5

Население.

1

24

6

Австралийский союз.

1

25

7

Океания.

1

26

8

Обобщающий урок

1

27

9

Антарктида. Географическое положение.

1

28

10

Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.

1

29

11

Разнообразие рельефа, климат.

1

30

12

Растительный и животный мир.

1

31

13

Современные исследования Антарктиды. Обобщающий урок.

1

32

14

Контрольная работа за I полугодие.

1

III четверть – 20 часов

33

1

Северная Америка. Открытие Америки.

1

34

2

Географическое положение.

1

35

3

Рельеф, климат.

1

36

4

Реки и озера.

1

37

5

Растительный и животный мир.

1

38

6

Население  и государства.

1

39

7

Соединенные штаты Америки.

1

40

8

Канада.

1

41

9

Мексика. Куба.

1

42

10

Обобщающий урок

1

43

11

Южная Америка. Географическое положение.

1

44

12

Разнообразие рельефа, климат.

1

45

13

Реки и озера.

1

46

14

Растительность тропических лесов.

1

47

15

Животные тропического леса.

1

48

16

Растительность саванн, степей, пустынь и горных районов.

1

49

17

Животные саванн, степей, полупустынь, гор.

1

50

18

Население и государства.

1

51

19

Бразилия, Аргентина, Перу.

1

52

20

Обобщающий урок.

1

IV четверть – 16 часов

53

1

Евразия. Географическое положение.

1

54

2

Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов.

1

55

3

Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов.

1

56

4

Рельеф. Полезные ископаемые Европы.

1

57

5

Рельеф. Полезные ископаемые Азии.

1

58

6

Климат Евразии.

1

59

7

Реки и озера Европы.

1

60

8

Реки и озера Азии.

1

61

9

Растительный и животный мир Европы.

1

62

10

Растительный и животный мир Азии.

1

63

11

Население Евразии.

1

64

12

Культура и быт народов Евразии.

1

65

13

Обобщающий урок.

1

66

14

Проверочная работа за год.

1

67

15

Практическая работа по теме «Европа»

1

68

16

Практическая работа по теме «Азия»

1

Итого:

68

Основные требования к знаниям и умениям учащихся по географии

8 класс

Учащиеся должны знать:

      • Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны и их хозяйственное значение;

      • особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка;

      • государства, их положение на материке, основное население и столицы;

      • особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, основное население и столицы этих государств.

Учащиеся должны уметь:

определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий;

      • находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...