рабочая программа по географии 8-9 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме
Рабочая программа по географии 8-9 класс составлена на основе программ Э.Д. Днепрова А.Г. Аркадьева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по географии 8-9 класс | 37.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы – «География России 8-9 класс». Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев «Дрофа» 2007год.
Обоснованием необходимости написания данной программы является деление курса на два года обучения 8-9 классы, 136 учебных часов, перераспределения количества часов по темам, выделения оценочных практических работ.
Изучение географии данного курса направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населении и хозяйства разных территорий, о своей родине — России во всем ее разнообразии и целостности, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности, использовать один из языков международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами, экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
• выделять, описывать и объяснять, находить в разных источниках и анализировать информацию, обходимую для изучения географических объектов и явлений, территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние формирование культуры народов; районов разной специализации центров производства важнейших видов продукции, основ коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположения географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы представлять результаты измерений в разной форме; выявлять этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в ев местности; определения комфортных и дискомфортных парам ров природных компонентов своей местности с помощью при ров и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
о своей родине — России во всем ее разнообразии и целостности, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности, использовать один из языков международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами, экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Тематическое распределение часов.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная программа | Рабочая программа | ||
8 класс | |||
1. | Особенности географического положения | 10 | 10 |
Введение | 4 | ||
История освоения и изучения территории России | 6 | ||
2 | Природа России | 30 | 44 |
Природные условия и ресурсы | 7 | ||
Климат и климатические ресурсы | 6 | ||
Внутренние воды и водные ресурсы | 4 | ||
Почва и почвенные ресурсы | 4 | ||
Растительный и животный мир | 3 | ||
Природно-хозяйственное районирование | 20 | ||
Природно-хозяйственное районирование. | 6 | ||
Характеристика природных зон. | 6 | ||
Природные ресурсы природных зон, их использование. | 8 | ||
3 | Население России | 10 | 14 |
Человеческий потенциал страны. | 3 | ||
Половой и возрастной состав населения страны. | 2 | ||
Народы и религии России | 5 | ||
Языковой состав населения. | 4 | ||
9 класс | |||
4 | Хозяйство России | 30 | 26 |
Тема 1.Общая характеристика хозяйства | 5 | ||
Тема 2 География отраслей и межотраслевых комплексов | 21 | ||
Машиностроительный комплекс | 5 | ||
Топливно-энергетический комплекс | 3 | ||
Система отраслей производящих конструкционные материалы и химические вещества | 7 | ||
Агропромышленный комплекс | 3 | ||
Инфраструктурный комплекс | 3 | ||
5 | Регионы России | 42 | 40 |
Экономическое районирование территории. | 2 | ||
Тема 1.Европейская часть России Общая характеристика | 1 | ||
Тема 2.Европейский Север | 3 | ||
Тема 3.Центральная Россия | 5 | ||
Тема 4.Европейский Северо-Запад | 3 | ||
Тема 5.Поволжье | 3 | ||
Тема 6.Европейский Юг | 8 | ||
Тема 7.Урал | 3 | ||
Тема 8.Азиатская часть России | 1 | ||
Тема 9.Сибирь Западная Сибирь | 4 | ||
Тема 10.Восточная Сибирь | 4 | ||
Тема 11.Дальний Восток | 3 | ||
6 | Россия в современном мире | 4 | 2 |
Резерв времени | 14 | ||
Наличие практических работ | |||
8 класс | 7 | ||
9 класс | 8 | ||
Раздел 7 География своей республики (края, области) темы распределены по региональному курсу.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Примерная программа: «География России» 8-9 класс. Составители: Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.
В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя. География 8 класс
В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя. География 9 класс
И.И. Баринова. География. Природа России.8 класс.
В.П. Дронов, В.Я. Ром География. Население и хозяйство России.9 класс.
В.В. Николина А.И. Алексеев География населения и хозяйства России.9 класс.
Терская Терский. География Краснодарского края.
Атлас География. Природа России.8 класс.
Атлас География. Население и хозяйство России.9 класс.
Содержание обучения | Количество часов |
География России VIII класс Р А 3 Д Е Л I. ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОССИИ Введение. Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и других государств. Границы России. Государственные границы России: виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменение границ страны на разных исторических этапах. Современное административно-территориальное и политико-административное деление России. Федеративное устройство страны. Равноправные субъекты Федерации: разнообразие. Федеральные округа. РАЗДЕЛ2. ПРИРОДА РОССИИ Тема 1.Природные условия и ресурсы. Понятие о природных условиях и ресурсах. Природный и экологический потенциал России. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения: основные тектонические структуры. Рельеф: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенение. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Тема 2.Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона. Тема 3. В нутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов, рост их потребления, загрязнение. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Тема 4.Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв. Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация, борьба с эрозией и загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности. Тема 5.Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие и факторы, его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности. Тема 6. Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов. Характеристика природных зон: арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы природных зон, их использование. Экологические проблемы. Высотная поясность. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия. РАЗДЕЛ3. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ . Человеческий потенциал страны. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России. Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды населения России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения. Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье — одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства России. География России IX класс РАЗДЕЛ 4. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ. Тема 1. Общая характеристика хозяйства Место и роль хозяйства России в мировой экономике. Особенности структуры хозяйства. Основные этапы развития хозяйства Географический рисунок индустриализации. Распад СССР и его географические следствия. Тема 2. География отраслей и межотрослевых комплексов Машиностроительный комплекс. Машиностроительный комплекс, его значение и отраслевой состав. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География машиностроения. Главные районные центры Особенности географии ВПК. Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс, его состав, место и значение в народном хозяйстве. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика России. Типы электростанций, факторы размещения. Система комплексов отраслей, производящих конструкционные материалы и химические вещества Система комплексов отраслей, производящих конструкционные материалы и химические вещества Металлургический комплекс: состав, структура, связь с другими комплексами. Цветная металлургия России. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых металлов. Химико-лесной комраплекс. Состав. Место и значение в народном хозяйстве. Главные факторы размещения химико-лесного комплекса. Химико-лесной комплекс и охрана окружающей среды. Агропромышленный комплекс Состав и значение АПК. Земледелие и животноводство. Пищевая и легкая промышленность. Инфраструктурный комплекс Состав и значение комплекса Транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Морские порты страны. Связь. Социальная инфраструктура. Состав, значение, перспективы развития. РАЗДЕЛ 5: РЕГИОНЫ РОССИИ. Экономическое районирование территории Районирование России: принципы, факторы, проблемы. ТЕМА 1. Европейская часть России общая характеристика Особенности природы, истории и географии хозяйства Европейской России. ТЕМА 2. Европейский Север Своеобразие географического положения на севере Восточно-Европейской равнины. Население. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории. Специализация хозяйства. ТЕМА 3. Центральная Россия. Преимущества ГП и состав территории. Ресурсы. Центральная Россия-очаг русской национальной культуры Специализация хозяйства на наукоемких отраслях Проблемы регулирования и развития крупныхгородских агломераций. Внутрирегиональные различия. Узловые районы Центральной России. ТЕМА 4. Европейский Северо-Запад Особенности географического положения района. Природные особенности. Санкт-Петербург -северная столица региона. Хозяйство. ТЕМА 5. Поволжье Географическое положение. Роль Волги в развитии региона. Население. Агропромышленный комплекс. Ведущая роль региона в производстве с/х продукции. Экологические проблемы и охрана окружающей среды. Хозяйство. ТЕМА 6. Европейский Юг Особенности географического положения региона и его состав. Природные ресурсы и хозяйство. Агропромышленный комплекс Краснодарского края. Инфраструктура края. Внешние связи. Экономико-географическое положение Краснодарского края. Административное устройство. Население края. Отраслевая структура промышленности Краснодарского края. ТЕМА 7. Урал. Особенности географического положения Урала, природные ресурсы. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Отрасли специализации хозяйства.. ТЕМА 8. Азиатская часть России. Географическое положение. Разнообразие природных условий и ресурсов. ТЕМА 9. Сибирь Западная Сибирь, Географическое положение. Разнообразие природных условий и ресурсов. Население и особенности специализации региона Природно-хозяйственные районы Западной Сибири. ТЕМА 10. Восточная Сибирь. Географическое положение. TЭK-основа хозяйства территории. Транссибирская магистраль, ее значение ТЕМА 11. Дальний Восток Особенности географического положения и проблемы территории. Отрасли специализации района Перспективы развития Дальнего Востока. РАЗДЕЛ 6 РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами. | 136 часов 68 часов 10 часов 4 6 44 часа 7 6 4 4 3 20 6 6 8 14 часов 3 2 5 4 68 часов 26 часов 5 21 5 3 7 3 3 40 часов 1 3 5 3 3 8 3 1 4 4 3 2 часа |
Перечень практических работ 8 класс
Практическая работа | |
№ 1 Ознакомление с общими и тематическими картами атласа, планами города и района, туристическими схемами, атласами дорог: решение простейших задач определение расстояний, абсолютных и относительных высот. № 2 Определение по физической карте географических координат крайних точек, границ РФ, нанесение их на контурную карту. №3 Решение задач на определение поясного времени. № 4 Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа, полезными ископаемыми по тектонической и физической картам, на примере отдельных территорий. № 5 Определение по климатической карте суммарной радиации для отдельных географических объектов, определение состояния погоды по синоптической карте. № 6 Определение по тематическим картам режима питания, годового стока, падения реки, хозяйственного использования. № 7 Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из зон. |
Перечень практических работ 9 класс
Практическая работа | |
№ 1 Обозначение на контурной карте республик РФ. № 2 Составление характеристики одного из угольных бассейнов №3 Составление характеристики одной из металлургических баз страны. № 4 Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам № 5 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства № 6 Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану № 7 Составление экономико-географической характеристики промышленного узла. № 8 Составление характеристики Норильского промышленного узла.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций Бахчиевой О.А. по организации изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...
Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.
Рабочая программа по географии в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.
Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...