рабочая программа по географии 6-7 класс
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Прокудина Елена Сергеевна

Рабочая программа по географии 6-7 класс составлена на основе программы Э.Д. Днепрова, А.Г. Аркадьева

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основе государственной  программы под редакцией Э.Д. Днепрова, А.Г. Аркадьева – «Природа Земли и человек» (6-7 класс 105 часов) «Дрофа» М-2007 год.

Обоснованием для написания данной программы является деление курса на два года обучения, перераспределения количества часов по разделам и темам, выделение оценочных практических работ, приведение  соответствия  количества часов с учебным планом школы.

Изучение географии на данной ступени направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географи- ческих особенностях природы, населения и хозяйства разных тер- риторий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и раци- онального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформацион- ные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ  ПРОГРАММЫ

Источники географической информации

География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

Ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.

Природа Земли и человек

Земля как планета. Возникновение и геологическая история Земли. Развитие географических знаний человека о Земле1. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма, размеры, движения Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Горные породы; изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.

Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. Природные памятники гидросферы.

Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.

Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Адаптация человека к разным климатическим условиям.

Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов.

Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах Сохранение человеком растительного и животного мира Земли.

Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного  мира на местности и по карте.

Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие — важнейшее свойство почвы.  Условия образования почв разных типов.

Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте.

Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития.I Широтная  зональность  и  высотная   поясность.   Территориальные комплексы:  природные,  природно-хозяйственные.  Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.

Материки, океаны, народы и страны

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Особенности природы океанов: строение рельефа дна; проявление зональности, система течений, органический мир; освоение и хозяйственное использование океана человеком.

Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков и океанов.

Население Земли. Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География современных религий.

Духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой.

Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.

Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.

Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.

Изучение политической карты мира и отдельных материков. Краткая географическая характеристика материков, их регионов и стран различных типов.

Соответствие планирования.

№ п/п

              Разделы, темы

              Количество часов

Примерная программа

Рабочая

программа

6 класс

35

68

1

Раздел 1. Источники географической информации.

10

21

Тема 1. Введение

6

Тема 2. План местности

8

Тема 2. Географическая карта -особая модель земной поверхности.

7

2

Раздел 2. Природа Земли и человек

25

47

Тема 1. Литосфера

10

Тема 2. Гидросфера

12

Тема 3. Атмосфера

12

Тема 4. Биосфера

5

Тема 5. Взаимосвязи земных оболочек

3

Тема 6. Население Земли

4

7 класс

70

68

2

Раздел 2. Природа Земли и человек

5

15

Тема 7.1. Как открывали мир.

3

Тема 7.2. Географическая карта-величайшее творение человечества

2

Тема 7.3. Современный облик планеты Земля.

2

Тема 7.4. Пространственные различия процессов формирования климата.

2

Тема 7.5. Распределение вод суши по материкам.

2

Тема 7.6. Зональное и азональное распределение растительного и животного мира на материках и в океане.

2

Тема 7.7. Население Земли.

2

3

Раздел 3. Материки, океаны, народы и страны.

55

53

Тема 8. Африка

9

Тема 9. Австралия и Океания

4

Тема 10. Южная Америка

7

Тема 11. Океаны

3

Тема 12. Полярные области Земли

3

Тема 13. Северная Америка

8

Тема 14. Евразия

16

Тема 15. Земля наш дом

3

Резерв времени

10

Практических работ

14

Содержание обучения

Количество часов

6 класс.

Раздел 1. Источники географической информации

Введение. Методы изучения Земли. Космический, картографический, статистический, полевой, геоинформационный методы. Значение каждого метода для получения, обработки, передачи и представления географической информации. Работа географа в полевых условиях. Использование новых геоинформационных систем.

План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана. Описание маршрута.

Географическая карта — особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и линий градусной сети. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте. 

Раздел 2.  Природа Земли и человек

Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. ные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной.

Литосфера — твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма. Методы предсказания опасных природных явлений в литосфере и зашита от них (правила обеспечения личной безопасности).

Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Образование и развитие оврагов. Сели: правила по обеспечению личной безопасности. Деятельность человека, преобразующая рельеф.

Минеральные ресурсы литосферы. Виды, добыча и транспортировка минеральных ресурсов. Шахты, карьеры, скважины как объекты рационального использования. Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу, ее последствия.

Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы. Природные памятники литосферы.

Гидросфера — водная оболочка Земли. Части гидросферы. Мировой океан, воды суши. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Стихийные явления в океане: правила обеспечения личной безопасности.

Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод океана. Меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана.

Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком.

Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле.

Реки Земли: общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека. Наводнения: правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Рациональное использование водных ресурсов. Природные памятники гидросферы.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее строение. Изменение состава атмосферы во времени. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс: условия формирования и свойства. Распределение тепла и влаги по поверхности Земли.

Стихийные явления в атмосфере: Характеристика правил обеспечения личной безопасности. Пути сохранения

воздушной среды. Атмосферное давление. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление, направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность: влияние на Влажность воздуха. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Прогноз погоды.Зависимость климата от географической широты места, близость океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Адаптация человека к климатическим условиям местности.

Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира. Особенности распространения живых организмов на суше и океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие Приспособления живых организмов к среде обитания Сохранение человеком растительного и животного мира Земли. Влияние жизнедеятельности человека рожающую среду. Способы определения качества окружающей среды. Меры по ее сохранению и улучшению. Почва как особое природное образование. Взаимодействие живого и неживого в почве. Физическое, химическое, биологическое выветривание влияние на состав и свойства почв. Разнообразие почв. Влияние количества тепла и влаги на плодородие почвы. Образование гумуса улучшение состава почв. Вода в почве. Плодородие почвы. Хозяйственная деятельность человека в сохранении и улучшении плодородия почв.

Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная азональность и высотная поясность — важнейшие особенности.

 Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.

Географическая оболочка Земли: составные части, взаимосвязь между ними.

Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы и этносы. Самые многочисленные народы. География языков и религий. Региональные различия в плотности населения материков и стран.

7 класс

Раздел 2.  Природа Земли и человек

Как открывали мир. Представление о мире в древности. Эпоха великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и мире. Современные научные исследования космического пространства.

    Земля – уникальная планета. Образование и развитие Земли как планеты. Геологическая история Земли. Современные методы определения возраста слагающих земную кору горных пород.

Гипотезы происхождения выступов материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Распределение суши и океана между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли.

Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океанах. Территориальные сочетания минеральных ресурсов. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и рельефа.

Пространственные различия процессов формирования климата. Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климата. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы.

Распределение вод суши по материкам. Зависимость вод суши от количества тепла, осадков, испаряемости, рельефа. Главные речные системы и речные бассейны. Влияние климата на режим рек различных регионов Земли. Водные ресурсы материков и их регионов.

Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на материках и в океане. Антропогенные изменения природных ландшафтов. Лесные ресурсы.

Особенности почвообразования в различных природных условиях. Агроклиматические ресурсы материков и их регионов.

Взаимосвязи компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах и районах материков. Основные объекты природного наследия.

Население Земли. Появление человека на Земле. Древняя родина человека, пути его расселения по материкам. Первые цивилизации и государства. Памятники древней культуры.

РАЗДЕЛ III.  МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ.

Многообразие стран современного мира. Основные типы стран. Наиболее крупные по площади и численности населения страны, их столицы и крупные города.

Материки и страны. Типовая характеристика материков           Африки,

Австралии,

Южной Америки,

Океаны,

Полярные области, Антарктиды

    Северной Америки,

Евразии,

с учетом их географической специфики по плану: 1) особенности географического положения, основные черты природы, особенности открытия и освоения, деление на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы; 2) численность и размещение населения: историко-географические этапы заселения, географические различия в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт; влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества, адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание); жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде; география основных типов хозяйственной деятельности; крупнейшие города как центры культурного наследия человечества; 3) природно-хозяйственные регионы: влияние природно-исторических условий на формирование хозяйственной специализации различных территорий, географические различия в хозяйственном освоении материков и регионов, природно-хозяйственные регионы материков; 4) страны материков политическая карта Евразии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Океании;

Взаимосвязь материальной и духовной культуры. Влияние

окружающей природной среды на типы жилища, одежду, питание, религиозные верования, фольклор, традиции и обычаи, семейный уклад, занятия людей. Взаимопроникновение культурных традиций разных народов. Элементы материальной и духовной культуры как результат жизнедеятельности человека, его адаптации к окружающей среде.

краткая характеристика наиболее крупных и типичных для регионов материка стран с указанием особенностей их географического положения, природы и природных ресурсов, населения и основных видов его хозяйственной деятельности, особенностей материальной и духовной культуры народов, столицы и наиболее крупных городов; основные объекты природного и культурного наследия.

Географическая оболочка. Влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Взаимодействие компонентов природы: горных пород, воздуха, вод, животных и растений на своей местности. Мероприятия по охране природы.

21

6

8

7

47

10

12

12

5

3

4

15

3

2

3

3

2

2

53

9

7

9

3

3

8

12

2

Используемая учебно-методическая литература.

1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. 6 класс. – М.: Дрофа.

 2. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География .7 класс. – М.: Дрофа. Линия   издательства    «Дрофа»    под    редакцией      В.П. Дронова:

3. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. VI класс.

4. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. / под ред. Дронова В.П. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций  Бахчиевой О.А. по организации  изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...

Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.

Рабочая программа по географии  в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.

Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...