рабочая программа по географии 6-7 класс
рабочая программа по географии (6 класс) по теме
Рабочая программа по географии 6-7 класс составлена на основе программы Э.Д. Днепрова, А.Г. Аркадьева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по географии 6-7 класс | 36.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе государственной программы под редакцией Э.Д. Днепрова, А.Г. Аркадьева – «Природа Земли и человек» (6-7 класс 105 часов) «Дрофа» М-2007 год.
Обоснованием для написания данной программы является деление курса на два года обучения, перераспределения количества часов по разделам и темам, выделение оценочных практических работ, приведение соответствия количества часов с учебным планом школы.
Изучение географии на данной ступени направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географи- ческих особенностях природы, населения и хозяйства разных тер- риторий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и раци- онального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформацион- ные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
Источники географической информации
География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).
Ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.
Природа Земли и человек
Земля как планета. Возникновение и геологическая история Земли. Развитие географических знаний человека о Земле1. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма, размеры, движения Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.
Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Горные породы; изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.
Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. Природные памятники гидросферы.
Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.
Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Адаптация человека к разным климатическим условиям.
Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов.
Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах Сохранение человеком растительного и животного мира Земли.
Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте.
Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов.
Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте.
Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития.I Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.
Материки, океаны, народы и страны
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Особенности природы океанов: строение рельефа дна; проявление зональности, система течений, органический мир; освоение и хозяйственное использование океана человеком.
Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков и океанов.
Население Земли. Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География современных религий.
Духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой.
Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.
Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.
Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.
Изучение политической карты мира и отдельных материков. Краткая географическая характеристика материков, их регионов и стран различных типов.
Соответствие планирования.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная программа | Рабочая программа | ||
6 класс | 35 | 68 | |
1 | Раздел 1. Источники географической информации. | 10 | 21 |
Тема 1. Введение | 6 | ||
Тема 2. План местности | 8 | ||
Тема 2. Географическая карта -особая модель земной поверхности. | 7 | ||
2 | Раздел 2. Природа Земли и человек | 25 | 47 |
Тема 1. Литосфера | 10 | ||
Тема 2. Гидросфера | 12 | ||
Тема 3. Атмосфера | 12 | ||
Тема 4. Биосфера | 5 | ||
Тема 5. Взаимосвязи земных оболочек | 3 | ||
Тема 6. Население Земли | 4 | ||
7 класс | 70 | 68 | |
2 | Раздел 2. Природа Земли и человек | 5 | 15 |
Тема 7.1. Как открывали мир. | 3 | ||
Тема 7.2. Географическая карта-величайшее творение человечества | 2 | ||
Тема 7.3. Современный облик планеты Земля. | 2 | ||
Тема 7.4. Пространственные различия процессов формирования климата. | 2 | ||
Тема 7.5. Распределение вод суши по материкам. | 2 | ||
Тема 7.6. Зональное и азональное распределение растительного и животного мира на материках и в океане. | 2 | ||
Тема 7.7. Население Земли. | 2 | ||
3 | Раздел 3. Материки, океаны, народы и страны. | 55 | 53 |
Тема 8. Африка | 9 | ||
Тема 9. Австралия и Океания | 4 | ||
Тема 10. Южная Америка | 7 | ||
Тема 11. Океаны | 3 | ||
Тема 12. Полярные области Земли | 3 | ||
Тема 13. Северная Америка | 8 | ||
Тема 14. Евразия | 16 | ||
Тема 15. Земля наш дом | 3 | ||
Резерв времени | 10 | ||
Практических работ | 14 |
Содержание обучения | Количество часов |
6 класс. Раздел 1. Источники географической информации Введение. Методы изучения Земли. Космический, картографический, статистический, полевой, геоинформационный методы. Значение каждого метода для получения, обработки, передачи и представления географической информации. Работа географа в полевых условиях. Использование новых геоинформационных систем. План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана. Описание маршрута. Географическая карта — особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и линий градусной сети. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте. Раздел 2. Природа Земли и человек Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. ные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной. Литосфера — твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма. Методы предсказания опасных природных явлений в литосфере и зашита от них (правила обеспечения личной безопасности). Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Образование и развитие оврагов. Сели: правила по обеспечению личной безопасности. Деятельность человека, преобразующая рельеф. Минеральные ресурсы литосферы. Виды, добыча и транспортировка минеральных ресурсов. Шахты, карьеры, скважины как объекты рационального использования. Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу, ее последствия. Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы. Природные памятники литосферы. Гидросфера — водная оболочка Земли. Части гидросферы. Мировой океан, воды суши. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Стихийные явления в океане: правила обеспечения личной безопасности. Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод океана. Меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Реки Земли: общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека. Наводнения: правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Рациональное использование водных ресурсов. Природные памятники гидросферы. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее строение. Изменение состава атмосферы во времени. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс: условия формирования и свойства. Распределение тепла и влаги по поверхности Земли. Стихийные явления в атмосфере: Характеристика правил обеспечения личной безопасности. Пути сохранения воздушной среды. Атмосферное давление. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление, направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность: влияние на Влажность воздуха. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Прогноз погоды.Зависимость климата от географической широты места, близость океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира. Особенности распространения живых организмов на суше и океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие Приспособления живых организмов к среде обитания Сохранение человеком растительного и животного мира Земли. Влияние жизнедеятельности человека рожающую среду. Способы определения качества окружающей среды. Меры по ее сохранению и улучшению. Почва как особое природное образование. Взаимодействие живого и неживого в почве. Физическое, химическое, биологическое выветривание влияние на состав и свойства почв. Разнообразие почв. Влияние количества тепла и влаги на плодородие почвы. Образование гумуса улучшение состава почв. Вода в почве. Плодородие почвы. Хозяйственная деятельность человека в сохранении и улучшении плодородия почв. Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная азональность и высотная поясность — важнейшие особенности. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка Земли: составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы и этносы. Самые многочисленные народы. География языков и религий. Региональные различия в плотности населения материков и стран. 7 класс Раздел 2. Природа Земли и человек Как открывали мир. Представление о мире в древности. Эпоха великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и мире. Современные научные исследования космического пространства. Земля – уникальная планета. Образование и развитие Земли как планеты. Геологическая история Земли. Современные методы определения возраста слагающих земную кору горных пород. Гипотезы происхождения выступов материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Распределение суши и океана между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океанах. Территориальные сочетания минеральных ресурсов. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и рельефа. Пространственные различия процессов формирования климата. Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климата. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы. Распределение вод суши по материкам. Зависимость вод суши от количества тепла, осадков, испаряемости, рельефа. Главные речные системы и речные бассейны. Влияние климата на режим рек различных регионов Земли. Водные ресурсы материков и их регионов. Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на материках и в океане. Антропогенные изменения природных ландшафтов. Лесные ресурсы. Особенности почвообразования в различных природных условиях. Агроклиматические ресурсы материков и их регионов. Взаимосвязи компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах и районах материков. Основные объекты природного наследия. Население Земли. Появление человека на Земле. Древняя родина человека, пути его расселения по материкам. Первые цивилизации и государства. Памятники древней культуры. РАЗДЕЛ III. МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ. Многообразие стран современного мира. Основные типы стран. Наиболее крупные по площади и численности населения страны, их столицы и крупные города. Материки и страны. Типовая характеристика материков Африки, Австралии, Южной Америки, Океаны, Полярные области, Антарктиды Северной Америки, Евразии, с учетом их географической специфики по плану: 1) особенности географического положения, основные черты природы, особенности открытия и освоения, деление на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы; 2) численность и размещение населения: историко-географические этапы заселения, географические различия в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт; влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества, адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание); жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде; география основных типов хозяйственной деятельности; крупнейшие города как центры культурного наследия человечества; 3) природно-хозяйственные регионы: влияние природно-исторических условий на формирование хозяйственной специализации различных территорий, географические различия в хозяйственном освоении материков и регионов, природно-хозяйственные регионы материков; 4) страны материков политическая карта Евразии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Океании; Взаимосвязь материальной и духовной культуры. Влияние окружающей природной среды на типы жилища, одежду, питание, религиозные верования, фольклор, традиции и обычаи, семейный уклад, занятия людей. Взаимопроникновение культурных традиций разных народов. Элементы материальной и духовной культуры как результат жизнедеятельности человека, его адаптации к окружающей среде. краткая характеристика наиболее крупных и типичных для регионов материка стран с указанием особенностей их географического положения, природы и природных ресурсов, населения и основных видов его хозяйственной деятельности, особенностей материальной и духовной культуры народов, столицы и наиболее крупных городов; основные объекты природного и культурного наследия. Географическая оболочка. Влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Взаимодействие компонентов природы: горных пород, воздуха, вод, животных и растений на своей местности. Мероприятия по охране природы. | 21 6 8 7 47 10 12 12 5 3 4 15 3 2 3 3 2 2 53 9 7 9 3 3 8 12 2 |
Используемая учебно-методическая литература.
1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. 6 класс. – М.: Дрофа.
2. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География .7 класс. – М.: Дрофа. Линия издательства «Дрофа» под редакцией В.П. Дронова:
3. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. VI класс.
4. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. / под ред. Дронова В.П. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций Бахчиевой О.А. по организации изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...
Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.
Рабочая программа по географии в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.
Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...