Развивающее обучение на уроках географии
статья по географии (7 класс)

Для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся необходимо создать условия, приблизить школьника к его главной цели – формированию умения учиться, развитию познавательной и творческой активности, живому осмыслению географии, овладению содержанием предмета.

Применение технологии развивающего   обучения  создает   условия для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_obrazovanie_na_urokah_geografii.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающее обучение на уроках географии.

Для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся необходимо создать условия, приблизить школьника к его главной цели – формированию умения учиться, развитию познавательной и творческой активности, живому осмыслению географии, овладению содержанием предмета.

Применение технологии развивающего обучения создает условия для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Эта система отличается от других концепций развивающего обучения своей

прямой направленностью на задачу психического – умственного и

личностного – развития учащихся.

Урок применения технологии развивающего обучения позволяет

выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность

учащегося в учебной деятельности:

- связь с современностью;

- проблемно-поисковая постановка учебных задач, требующая не простого

восприятия учебного материала, а активной мыслительной деятельности;

- роль учителя на уроке сводится к направляющей и организующей

функциям;

- систематический контроль за развитием умений и навыков самостоятельной

работы путем устных и письменных дифференцирующих заданий.

Как известно, развивающее обучение конструируется как система

учебных задач, решаемых самими учащимися в процессе учебной

деятельности. Важно не просто выделить главное и придать ему форму

проблемы, но и «загрузить» каждого ученика посильной работой, отслеживая

ход решения географической проблемы.

Развивающее обучение, осуществляемое с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний.

Для развития познавательной мыслительной деятельности на любом

этапе урока, в зависимости от изучаемого материала, ученикам можно предложить что-то доказать.

К примеру, в 6 классе дать задание: «Какое внутреннее строение Земли?» Вопрос им покажется трудным, но надо вселять в детей уверенность, что они смогут выполнить задание. Эффект неожиданности включает в себя развитие мышления. Действует механизм «творчества». Каждый ученик идет своим путем к цели.

Возьмем, к примеру, тему «Климат России». Для этого

классу задается сложный и в то же время интересный вопрос: «Где вам может

пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?». После чего ученики

самостоятельно (индивидуально или в парах) пытаются найти ответ на

поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом доказывают,

что изучаемый материал имеет большую ценность. Ценность данного методического приема в том, что ученики начинают осознавать значимость изучаемого материала.

Виды заданий по географии:

#1047;адания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи.

Знают: широта ниже — тепла больше, и наоборот.

Проблемное задание (анализ карт атласа):

«Почему же в Африке средние температуры в тропических широтах выше, чем в экваториальных?»

#1047;адания на установление многозначных примерно следственных связей:

«Какие изменения наступают в природе средней полосы России после рубки леса?»

«Какие факторы способствовали тому, что США стали ведущей державой мира?»

Пустыня – закономерность или аномалия?

6 млрд. – это много для нашей планеты или нет? Какова ваша позиция? Грозит ли нашей планете перенаселение?

Птицы в ледяной зоне не вьют гнезд, а откладывают яйца на голые скалы.

Почему же яйца не скатываются? - Решить вам эту задачу поможет обыкновенная лампочка. Я легонько толкну

лампочку, а вы опишите ее движения.

#1047;адания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать ими (ситуация антиномий — противоположных суждений, рассуждение по типу «и то и другое одновременно»).

10 класс. «Увеличилось или уменьшилось в период НТР влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?»

9 класс. «Выгодно или нет ЭГП России?»

«Используя знание по географии России, объясните, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны. Благоприятствует или затрудняет это развитие хозяйства?»

8 класс. «Какое воздействие оказывают текучие воды (реки) на рельеф разрушают или созидают?»

7 класс. «Единство и борьба противоположностей». Этот философский закон применим к работе внутренних и внешних факторов влияющих на рельеф. Как вы это понимаете?»

4. Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например, о происхождении вечной мерзлоты, образовании лёссовых плато, изменения климатов Земли.

Почему похожие или одинаковые животные живут на разных материках,

удалѐнных друг от друга на большие расстояния? Почему вы так считаете?

5. Задания-парадоксы. (Парадокс — это неожиданность, идущая вразрез с привычным представлением).

8 класс. «Реки, текущие по европейской части России и Сибири разливаются один раз в год, а реки Средней Азии — Сырдарья, Амударья и Зеравшан — имеют два паводка — весной и летом. Как это можно объяснить?»

Дидактическим стержнем урока по новой системе является деятельность самих учащихся: ученики не просто решают, обсуждают, как это бывает обычно, а, наоборот, сравнивают, делают выводы, выявляют закономерности. Такая деятельность захватывает всю личность: напрягается ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы.

Особое внимание можно уделить работе с картами, так как карта – это источник новых знаний. Географические карты содержат дополнительные сведения, которые расширяют и углубляют обязательный материал, увеличивают объем сведений, в итоге получают общую картину природы Земли. Задание: «На основе карт атласа составить комплексную характеристику материка Евразия ».

У подобного рода работы много плюсов для учащихся и для учителя, так как конкретные цели ее выполнения перерастают в результаты:

1) предупредить незнание материала;

2) повторить пройденный материал, в частности понятийный аппарат;

3) ликвидировать возможные пробелы в знаниях;

4) продолжать учиться анализировать тематические карты;

5) научить получать с карты новую информацию;

6) продолжать учиться переводить картографическую информацию в

словесную;

7) учиться оформлению работы в табличной форме.

Зная, что активность работы головного мозга во второй половине урока

начинает снижаться, можно использовать учебные задания с небольшими

передвижениями по классу. Например, в 7 классе по теме «Природные зоны

земного шара», где главной целью урока является определение особенностей

органического мира каждого материка, применяю шаблоны – рисунки

растений и животных, которые ученики прикрепляют к настенной карте

«Природные зоны мира». Тем самым они повторяют и закрепляют учебный

материал, работая с географической картой. Такой методический прием

положительно влияет на развитие общих мыслительных способностей

учащихся и позволяет выявить уровень знания географической

номенклатуры.

Анализируя уроки, проведенные с применением технологии

развивающего обучения, можно выделить следующие особенности развивающей ситуации на уроке:

На учебных занятиях по развитию познавательной мыслительной

деятельности каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на

свою, только ему посильную ступеньку.

Очень важен стиль общения с детьми. В каждом ребенке нужно видеть

личность, не унижать его, верить в способности и возможности учеников.

Пусть слабый ученик неправильно выполнил задание, но он думал, искал

нужные пути решения. Ему стоит где-то помочь, подсказать путь к

нахождению правильного ответа.

Величайшее счастье для человека чувствовать в себе силу и веру в

себя. Применение технологии развивающего обучения на уроках географии

помогает добиваться поставленной цели, создает творческую, соревнова-

тельную атмосферу среди учащихся.

Использование развивающей технологии в обучении географии

позволяет достигнуть определенных результатов:

развивающее обучение активизирует мыслительную деятельность

школьников;

у большинства учащихся формируется положительная мотивация к

изучению предмета и познавательный интерес не только к отдельным

темам курса, а в целом к географии;

возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих

способностей учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированное обучение на уроках географии. Развивающий потенциал учебных приёмов, видов и форм учебных заданий.

В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения  происходят кардинальные изменения в системе образования и в первую оче...

Личностно-ориентированное обучение на уроках географии. Развивающий потенциал учебных приёмов, видов и форм учебных заданий

В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения  происходят кардинальные изменения в системе образования и в первую очередь э...

Приёмы развивающего обучения на уроках географии. Развитие внимания.

В основе любой методической системы лежат педагогические приёмы – наиболее простые по своей структуре способы воздействия учителя на учащихся.Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50-х го...

Приёмы развивающего обучении на уроках географии. Кроссворды и ребусы как средство развития внимания и памяти обучающихся.

Кроссворд — игра, состоящая в разгадывании слов по определениям.К каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме, указывающее некое слово, являющееся ответом. Отве...

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

« Личностно - ориентированное развивающие обучение на уроках географии »

Ведущим в организации учебно-воспитательного процесса является личностный подход, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики -личности со своим миром чувств и переживаний. Это и...

Методы развивающего обучения на уроках географии в 6 - 8 классах.

Предлагаю использовать данный материал в качестве разминки в начале урока....