Приёмы развивающего обучения на уроках русского языка и литературы
статья по теме
В данной статье даётся информация о педагогической технологии - технологии развивающего обучения, которая способствует развитию познавательных интересов учащихся и их творческой активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_razvivayushchego_obucheniya.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Красносельская средняя общеобразовательная школа
Выступление по теме
«Приёмы развивающего обучения на уроках русского языка и литературы».
Работу выполнила Титкова Ж.В.,
учитель русского языка и литературы
2011
Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней.
Причиной моего обращения к развивающему обучению в области формирования языковой личности школьника стало желание повысить интерес учащихся к процессу обучения, используя различные формы и приёмы работы. С помощью таких методов педагогического исследования, как изучение продуктов деятельности (творческих работ учащихся), наблюдение (непосредственного общения учащихся вне урока, на улице), беседы с родителями, учителями-предметниками, мною были обнаружены следующие противоречия.
Социальный заказ общества:
- личность, владеющая основами коммуникативной культуры (богатый словарный запас, основанный на глубоком понимании гуманитарных знаний).
- творческая личность, способная неординарно мыслить и действовать.
Явления из практики обучения:
- учащиеся испытывают затруднения при иллюстрации теоретических положений учебника собственными языковыми примерами; их творческие работы не несут «авторство», часто списаны.
- неумение учащихся убедительно высказываться публично; бедный словарный запас, неоправданное использование жаргонизмов и иноязычной лексики.
Изучение основ развивающего обучения позволило предположить, что решение данных противоречий возможно при использовании на уроках русского языка и литературы приёмов развивающего обучения.
Прежде всего определимся с понятием – «развивающее обучение».
Существует несколько подходов и направлений в данной системе. Остановлюсь на теории Л. С. Выготского о соотношении обучения и развития, в которой главная идея заключается в том, что обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным и успешным обучение. Образное выражение главной идеи данной позиции таково: "Обучение впереди развития". Современные ученые сделали вывод, что развивает обучение, лишь построенное по определенным правилам и при соблюдении определенных условий. При этом была выявлена группа основных подходов:
Исследовательский подход в обучении. Его характерная черта - реализация идеи "Обучение через открытие". В рамках этого подхода ученик в совместной духовно-практической деятельности с учителем создает знания, умения, объекты или то и другое.
Коммуникативный или дискуссионный подход. Он предполагает, что ученик на какое-то время становится автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.
Групповой подход. Каждая группа работает над общим заданием. Итоги деятельности обсуждаются.
Учитывая данные подходы и основываясь на основных принципах системы Л.В. Занкова, я использую следующие приёмы развивающего обучения на разных этапах урока. При этом помню, что сами этапы развивающего урока достаточно размыты. Это некая целостность, объединённая темой и деятельностью учащихся, где учитель лишь режиссёр хорошо поставленного спектакля.
Важно уже в начале урока создать «ситуацию на успех». Удачным, на мой взгляд, является эмоциональный настрой, создаваемый притчей или басней, рассказанной учителем.
Например:
1.Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”,- сказал султан. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.
После прочтения притчи задаю вопрос: «Как вы понимаете основную мысль текста? Как она нам поможет на уроке?»
Кроме положительного воспитательного настроя, данный вид работы развивает слуховое восприятие текста, мотивирует на учебную деятельность.
Для определения темы урока можно использовать:
приёмы сравнения:
а) сравнения межвидовые, межродовые, внутриродовые
Задание классу (устно). Найдите общее слово:
сказуемое, дополнение (члены предложения);
подлежащее, сказуемое (главные члены предложения);
дополнение, обстоятельство (второстепенные члены предложения);
запятая, точка с запятой (пунктуационные знаки).
Как называется раздел науки о языке, который никак не может обойтись без этих понятий? – Синтаксис.
б) нахождение в группе предметов лишний.
Задание классу (устно).
- Разберите слова по составу: Напишете, напишите, полюбите
- Найдите лишнее
- Объясните свой выбор
Вывод: Тема урока – «Правописание глаголов повелительного наклонения»
Заполнение «слепых» таблиц, (алгоритмов).
На моей «таблице» убежали слова. Для того чтобы сформулировать тему урока, нужно восстановить её первоначальный вид.
Учащиеся устно восстанавливают «потерянный» алгоритм.
- Как называется такая схема? (алгоритм) Каково значение этого слова? Это русское или иноязычное слово? Обоснуйте свой ответ. Какова же тема сегодняшнего урока? Как можно озаглавить восстановленный алгоритм?
Проверку домашнего задания, особенно теорию, проверяю следующим образом. Пока в начале урока идёт работа по определению темы урока, один из учеников на доске составляет логическую цепочку ключевых слов по предыдущей теме или по теме, которая будет нужна при изучении нового материала. Затем другой ученик пытается рассказать теоретический материал по данной цепочке или объясняет, почему это сделать нельзя.
Например, к теме «Правописание количественных числительных» цепочка по теме «Имя числительное»: «Число, порядок при счёте, какой?, сколько?, количественные, порядковые, собирательные, пять, пятый, пятеро медвежат».
Лучше, если новая тема будет объясняться не учителем, а учащиеся сами определят, что должны выучить и как.
Сначала можно давать «слепые таблицы», а затем научить школьников составлению таблиц, схем, алгоритмов, кластеров, образных схем, опорных конспектов. Они должны уяснить суть каждого вышеуказанного вида сокращения текста выбрать оптимальный в соответствии с темой урока. Такую работу можно проводить в парах, группах. При защите своей «опоры» учащиеся учатся говорить на публике, доказывать свою точку зрения, осваивают культуру спора, умение вести дискуссию, оценивают свою работу и находки, идеи одноклассников. На данном этапе возможно применение методики «толстых и тонких» вопросов (особенно на уроках литературы). Интересны задания творческого характера: синквейн, диаманта, даймонд, хайку.
Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе. Именно поэтому поэзию, по мнению американских педагогов и психологов, можно назвать чрезвычайно эффективной формой рефлексии.
Используя технологию критического мышления, можно предложить вышеуказанные стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма, которые вместе с тем не вызовут значительных затруднений у подавляющего большинства учеников.
Даймонд – это особая форма выполнения творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.
Гипербола
Огромная, наибольшая.
Преувеличивает, преумножает, расширяет.
Литота
Гулливера превращает в Мальчика с пальчика.
Преуменьшает, умаляет, суживает.
Крохотная, наименьшая
Алгоритм написания синквейна.
1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
3-я строка. Что делает? 3 глагола.
4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.
Например: Имя
Самостоятельное, предметное
Называет, конкретизирует, абстрагирует.
Может быть любым членом предложения.
Существительное
Хайку
Школьникам можно предложить написать хайку по такой схеме:
Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то
Строчка 2: Какого?
Строчка 3: Как?
Например : Снегирь
Я видел птицу,
Прилетевшую зимой,
Красиво…
Диаманты
Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение ( 2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)
Например: Обломов
Ленивый, добрый,
Лежащий, мечтающий, умирающий.
Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.
Штольц
Работающий, решающий, живущий,
Настойчивый, расчетливый
Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.
Кроме приведённых выше видов работ, знакомых из разных источников, использую ещё один вид «стихотворения», придуманный мной и отредактированный моими учениками. Мы назвали это штрихами – штрихи к правилам, штрихи к мыслям, штрихи, позволяющие проверить словарный запас школьников, их умение видеть и применять части речи, составлять тематические сложные (красивые!) предложения.
Штрихи пишутся по следующим правилам:
1-я строка. 1 существительное.
2-я строка. 2 прилагательных.
3-я строка. 3 причастия.
4-я строка. 4 глагола.
5-я строка. 5 наречий (или деепричастий)
6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложения по теме.
Учащимся даётся определённая тема, они подбирают существительные, которые ассоциируются с этой темой и по одному из них составляют штрихи.
Работы учащихся по теме «Весна»:
Молодость,
Зажигательная, весёлая,
Восхитительная, влюблённая, пламенная.
Расцветает, оживляет, приходит, пробуждает,
Не останавливая, не забывая, не старея, не думая, не уставая.
Молодость просыпается весной в каждом живом существе, даже трухлявый пень возрождается с появлением первых весенних лучей солнца.
Петрина Кристина , 7 класс
Чувства,
Искренние, противоречивые,
Чарующие, манящие, дурманящие.
Радуют, раскрывают, волнуют, будоражат,
Завораживая, вдохновляя, перевоплощая, играя, обещая.
Весенние чувства переполняют человека, потому что они возвращают его в царство мечты и надежды на чудо.
Конина Елизавета, 7 класс
Ручей,
Свежий, прохладный,
Звенящий, пробуждающий, зовущий.
Бежит, поёт, журчит, течёт,
Радуя, осветляя, возрождая, призывая, оповещая.
Когда на улице появляются первые журчащие вестники весны, жизнь пробуждается от весеннего сна.
Ермаков Алексей, 7 класс
Возможны дополнительные задания:
Определить разряды прилагательных, залог причастий и т.д.
Сделать морфемный разбор каких-то слов или выделить специфические суффиксы частей речи.
Сделать синтаксический или пунктуационный разбор придуманного предложения.
Данный вид работы только на первый взгляд кажется лёгким, при выполнении учащиеся испытывают достаточно большие сложности, особенно на первых порах. Главное, чтобы они поняли причины затруднений и вместе с учителем наметили пути их решения.
Работа с предложенными «стихотворными» формами позволяет:
1.Расширить словарный запас учащихся.
2.Проверить знание частей речи.
3.Проверить знание теории литературы и русского языка, текста художественного произведения.
В качестве домашнего задания иногда можно предлагать такие творческие работы
Составьте ряды из четырёх слов, содержащие лишнее слово на следующие орфограммы:
а) н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных,
б) чередующиеся гласные в корне
в) правописание приставок
Можно использовать любое из «стихотворений», добавив грамматические задания.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что при условии учета индивидуальных способностей учащихся, активного включения их в учебный процесс, создаются оптимальные условия для развития личности детей, для их самосовершенствования и самореализации, что оправдывает главные цели развивающего обучения: максимальное общее развитие детей, развитие ума, чувств и воли детей.
Таким образом, в технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности. Конечная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы учащиеся имели потребность в самоизменении и были способными удовлетворять ее посредством учения, то есть хотеть, любить и уметь учиться.
Список используемой литературы
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М: Просвещение, 1996.
- Давыдов В.В. и др. Организация развивающего обучения в V-IX классах средней школы //Психологическая наука и образование. – 1997 - № 1.
- Занков Л.В. Наглядность и активизация обучающихся в обучении – М.: Учпедгиз, 1960.
- Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? – Томск: Пеленг,2006.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование,2005. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение приёмам понимания текста на уроках русского языка и литературы
Обучение приёмам понимания текста на уроках.СодержаниеI. Текст. Понимание текста. Источники.II. Модель работы читателя с текстом. Источники.III. Виды и приёмы чтения. Источники.IV. Програм...
Технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы
Описание системы работы. Обобщение педагогического опыта....
Активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС
В данной презентации представлены активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы....
Формы и методы коррекционно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы
В данной статье представлены возможности использования коррекционно-развивающей технологии на уроках русского языка и литературы при обучении учащихся с задержкой псих...
Технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы
Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС...
Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла "Возможности использования личностно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы"
Доклад "Возможности использования личностно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы"...
Личностно-ориентированное развивающее обучение на уроках русского языка и литературы
Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям о...