Технология обучения географии в 8-10 классах
методическая разработка по географии по теме
В основу технологии обучения включены идеи, положения и элементы следующих технологий обучения: личностно-ориентированной, листов опорных конспектов, коллективного способа обучения, разноуровневого, модульного, компьютерного, саморазвивающего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_obucheniya.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрин Николай Михайлович
ГБОУ средняя общеобразовательная школа №1985 СЗУО г. Москвы
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ В 8-10 КЛАССАХ
1.Название и концептуальная часть педагогической технологии.
Переход современного общества к информационному этапу развития предъявляет более высокие требования к уровню подготовки выпускников школы. Поэтому одна из основных целей обучения и воспитания учащихся выдвигается – разностороннее и гармоничное развитие личности и адаптация к новой социальной среде. Для претворения в жизнь вышеуказанной цели и была разработана адаптивная развивающая комбинированная технология обучения географии в 8-10 классах.
Данная педагогическая технология создана в результате модернизации традиционной технологии обучения на основе активизации и интенсификации деятельности уч-ся, а также эффективности организации и управления учебным процессом.
В основу технологии обучения включены идеи, положения и элементы следующих технологий обучения: личностно-ориентированной, листов опорных конспектов, коллективного способа обучения, разноуровневого, модульного, компьютерного, саморазвивающего обучения.
Основные идеи. Вера и уважение ребенка. Учеба в условиях выбора. Обучать думать уч-ся. Культ творчества. Обучение через общение. Учение в индивидуальном темпе. Основные принципы: сотрудничество, адаптивность, дифференциация и индивидуальность.
Педагогическая технология построена на основе теории развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.В.Эльконина, В.В.Давыдова и теории поэтапного усвоения умственных действий П.Я.Гальперина.
2.Интенсификация технологии обучения географии.
Таблица 1.
Показатели классификации | Характеристика |
1.По уровню применения | 1.Предметная |
2.По философской основе | 2.Гуманистическая |
3.По ведущему фактору психического развития | 3.Психогенная |
4.По научной концепции усвоения опыта | 4.Развивающая |
5.По ориентации на личностные структуры | 5.Формирование ЗУН, способа умственных действий, самоуправляющих механизмов личности, развитие творческих способностей |
6.По характеру содержания и структуры | 6.Обучающая, светская, общеобразовательная |
7.По организационным формам | 7.Классно-урочная |
8.По типу управления познавательной деятельности | 8.Современное традиционное обучение |
9.По подходу к ребенку | 9.Личностно-ориентированная |
10.По преобладающему методу | 10.Саморазвивающее обучение |
11.По направлению модернизации существующей традиционной системы | 11.На основе активизации и интенсификации деятельности уч-ся на основе организации и управления процессом обучения |
12.По категории обучающихся | 12.Массовая |
Для реалидззации данной технологии было разработано следующее географическое образование в школе.
3.Особенности содержания образования.
Единое пространство познания и индивидуального развития школьника.
Схема 1.
И так, мы видим, что ребенку предоставляется разнородная, целостная, развивающая географическая среда. Такая вариативность географического образования способствует возможности выбора детьми средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив, что способствует саморазвитию и самореализации ученику.
4.Процессуальная характеристика педагогической технологии.
1.Планирование обучения:
Трехуровневое планирование результатов обучения: минимальный, общий, продвинутый. Совместное с уч-ся проектирование целей, задачей и содержания урока. Блочная подача учебного материала с использованием разных источников знаний, в том числе Интернет-ресурсов. Цельно-блочная технология обучения.
2.Модель обучения.
Селективно-уровневая модель обучения с работой на уроках групп выравнивания, поддержки, развития или в парах сменного и постоянного состава с индивидуальной и фронтальной работой.
3.Методы обучения:
Развивающие.
4.Формы обучения:
Самостоятельная работа.
5.Система оценки знаний уч-ся.
Отметочная, безотметочная, бальная, рейтинговая. Особое внимание - самооценке, взаимооценке, групповой оценке, рефлексии. В практику работы внедряется «портфель ученика».
6.Структура модуля общей части географии 8-10 классов (блок уроков).
Таблица 2.
1.Вводное повторение. Урок беседы и дискуссии. Смешанные режим обучения и формы работы и оценки знаний. |
2.Изучение нового материала. Урок-лекция с элементами беседы или рассказа с опорой на ЛОС и использованием ИКТ. Уч-ся на выбор составляют план, тезисы, графический конспект. Основная форма контроля – самооценка. Экстраактивный режим обучения. |
3.Закрепление (минимум). Урок-диалог. Работа в парах постоянного или сменного состава. «Парный опрос» - пересказ и беседа конспекта. Учитель подключается к любой паре. Затем уч-ся работают с контурными картами, а потом на выбор с учебником, школьными таблицами, картинами, печатными тетрадями, Интернет-ресурсами. Основная форма контроля – взаимооценка. Интерактивный режим обучения. |
4.Изучение нового материала (дополнение, углубление). Урок-практикум. Широкий выбор дополнительных источников географических знаний, в том числе цифровые и электронные ресурсы. Бальная система оценки знаний. Интроактивный режим обучения. |
5.Закрепление. Модульный или модельный урок. Чаще проводится модульный урок, а также – проблемный семинар «мозговой штурм», модельный семинар, деловые игры: пресс-конференция, урок-суд, защита проекта и другие. |
6.Опрос, консультация, контроль, коррекция. Уроки смотра знаний (достижений). Устный или письменный опрос. На выбор уч-ся – тематический тест или контрольная работа, или проверочные задания с использованием ИКТ; диктант в контурных картах и задания на знания карты. Формы работы уч-ся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Работают «дежурные учителя». Консультация учителя. Зачет по постам. Десятибалльная система оценки знаний. Творческий отчет, «портфель ученика», выставка творческих работ уч-ся. Коррекция знаний с помощью консультантов или учителя. |
Структура модуля региональной части географии в 8-10 классах (блок уроков).
Таблица3.
1.Вводное повторение.
2.Изучение нового материала.
Основная форма работы – самостоятельная работа уч-ся – составление конспекта или тезисов к типовому плану по учебнику и дополнительным источникам знаний, в том числе с использованием образовательных ресурсов. Заполнение контурных карт по данной теме. Формы контроля знаний: самооценка и оценка учителем.
3.Первичное закрепление. Работа в парах сменного или постоянного состава и индивидуальная работа учителя с учащимися – пересказ конспекта и ответ на проверочные вопросы. Формы контроля знаний - взаимооценка и оценка учителем.
4.Повторение. Контроль. Коррекция.
Анализ материалов прессы, Интернет-ресурсов по изучаемой теме. Опрос. Работа с печатными тетрадями, тематическими тестами, контурными картами, атласами, учебниками с использованием ИКТ. Фронтальная и индивидуальная работа. Формы контроля знаний: самооценка, взаимооценка и оценка «дежурным учителем» и учителем.
5.Итоговый контроль и коррекция знаний.
Консультация. Годовая контрольная работа - задания ГИА и ЕГЭ. Бальная и рейтинговая система оценки знаний.
5.Программно-методическое обеспечение.
Государственная программа по географии в 8-10 классах.
Авторское планирование содержание учебного материала.
Имеется широкий выбор учебных и методических пособий.
Используются современные технические средства обучения: компьютеры, мультимедиа проектор, интерактивная доска, электронные образовательные ресурсы.
Автором разработаны следующие дидактические материалы и диагностический инструментарий:
тематические тесты по географии в 8-10 классах;
задания повышенного уровня для уч-ся 8-10 классов:
задания для выполнения в контурных картах в 8-10 классах;
творческие задания для уч-ся 8-10 классов.
итоговые тесты по географии в 8-10 классах;
Географии 8-10 класс.
Неделя географии
Географические кружки, элективные курсы
Географическое образование
Географический практикум
Туристический клуб
Школьный музей
Учебные и познавательные экскурсии
Московские музеи, зоопарк, планетарий
Планетарий, музеи.
Проектная и исследовательская деятельность
импиады
Олимпиады
География Москвы и
Московской области экология
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность - это одна из технологий воспитания мотивированных детей в обучении географии. (автор: Згибай Т.Н., учитель географии ГБОУ лицей №82 Петроградского района Санкт-Петербурга)
Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решени...
Игровая технология обучения географии
Игра может рассматриваться с разных позиций:- как прием обучения, направленной на моделирование реальной действительности;- как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности;- как фор...
Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...
Педагогические технологии обучения географии
В методике географии накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований. Среди них такие, как определение в содержании предмета соот...
«Роль наглядности в оптимизации процесса обучения географии России в 8 классе»
Принцип оптимизации обучения ориентирует учителей на творческое отношение к делу, на системный конкретный подход к методам обучения и соблюдению категории меры в педагогической деятельности. Под оптим...
Методическая разработка. Технология обучения математике учащихся 5-6 классов в рамках УМК "Математика. Сферы"
В данной методической разработке рассматривается технология использования всех средств УМК "Математика. Сферы". Особое внимание уделяется конструированию урока и контрольно-оценочной системе. Данная р...
технология обучение на дому 5-6 класс ФГОС
для обученя обучающихся на дому...