Технология обучения географии в 8-10 классах
методическая разработка по географии по теме

Добрин Николай Михайлович

    В основу технологии обучения включены идеи, положения и элементы следующих технологий обучения: личностно-ориентированной, листов опорных конспектов, коллективного способа обучения, разноуровневого, модульного, компьютерного, саморазвивающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_obucheniya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    Добрин Николай Михайлович

           ГБОУ средняя общеобразовательная школа №1985 СЗУО г. Москвы

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ В 8-10 КЛАССАХ

   1.Название и концептуальная часть педагогической технологии.

    Переход современного общества к информационному этапу развития предъявляет более высокие требования к уровню подготовки выпускников школы. Поэтому одна из основных целей обучения и воспитания учащихся выдвигается – разностороннее и гармоничное развитие личности и адаптация к новой социальной среде. Для претворения в жизнь вышеуказанной цели и была разработана адаптивная развивающая комбинированная технология обучения географии в 8-10 классах. 

   Данная педагогическая технология создана в результате модернизации традиционной технологии обучения на основе активизации и интенсификации деятельности уч-ся, а также эффективности организации и управления учебным процессом.

    В основу технологии обучения включены идеи, положения и элементы следующих технологий обучения: личностно-ориентированной, листов опорных конспектов, коллективного способа обучения, разноуровневого, модульного, компьютерного, саморазвивающего обучения.

    Основные идеи. Вера и уважение ребенка. Учеба в условиях выбора. Обучать думать уч-ся. Культ творчества. Обучение через общение. Учение в индивидуальном темпе. Основные принципы: сотрудничество, адаптивность, дифференциация и индивидуальность.

    Педагогическая технология построена на основе теории развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.В.Эльконина, В.В.Давыдова и теории поэтапного усвоения умственных действий П.Я.Гальперина.

   2.Интенсификация технологии обучения географии.

Таблица 1.

Показатели классификации

Характеристика

1.По уровню применения

1.Предметная

2.По философской основе

2.Гуманистическая

3.По ведущему фактору психического развития

3.Психогенная

4.По научной концепции усвоения опыта

4.Развивающая

5.По ориентации на личностные структуры

5.Формирование ЗУН, способа умственных действий,  самоуправляющих механизмов личности, развитие творческих способностей

6.По характеру содержания и структуры

6.Обучающая, светская, общеобразовательная

7.По организационным формам

7.Классно-урочная

8.По типу управления познавательной деятельности

8.Современное традиционное обучение

9.По подходу к ребенку

9.Личностно-ориентированная

10.По преобладающему методу

10.Саморазвивающее обучение

11.По направлению модернизации существующей традиционной системы

11.На основе активизации и интенсификации деятельности уч-ся на основе организации и управления процессом обучения

12.По категории обучающихся

12.Массовая

           

  Для реалидззации данной технологии было разработано следующее географическое образование в школе.

3.Особенности содержания образования.

Единое пространство познания и индивидуального развития школьника.  

Схема 1.

    И так, мы видим, что ребенку предоставляется разнородная, целостная, развивающая географическая среда. Такая вариативность географического образования способствует возможности выбора детьми средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив, что способствует саморазвитию и самореализации ученику.

 

4.Процессуальная характеристика педагогической технологии.

     1.Планирование обучения:

Трехуровневое планирование результатов обучения: минимальный, общий, продвинутый. Совместное с уч-ся проектирование целей, задачей и содержания урока. Блочная подача учебного материала с использованием разных источников знаний, в том числе Интернет-ресурсов. Цельно-блочная технология обучения.

     2.Модель обучения.

Селективно-уровневая модель обучения с работой на уроках групп выравнивания, поддержки, развития или в парах сменного и постоянного состава с индивидуальной и фронтальной работой.

    3.Методы обучения:

Развивающие.

    4.Формы обучения:

Самостоятельная работа.   

    5.Система оценки знаний уч-ся.

Отметочная, безотметочная, бальная, рейтинговая. Особое внимание - самооценке, взаимооценке, групповой оценке, рефлексии. В практику работы внедряется  «портфель ученика».

 6.Структура модуля общей части географии 8-10 классов (блок уроков).

Таблица 2.

1.Вводное повторение. Урок беседы и дискуссии. Смешанные режим обучения и формы работы и оценки знаний.

2.Изучение нового материала. Урок-лекция с элементами беседы или рассказа с опорой на ЛОС и использованием ИКТ. Уч-ся на выбор составляют план, тезисы, графический конспект. Основная форма контроля – самооценка. Экстраактивный режим обучения.

3.Закрепление (минимум). Урок-диалог. Работа в парах постоянного или сменного состава.  «Парный опрос» - пересказ и беседа конспекта. Учитель подключается к любой паре. Затем уч-ся работают с контурными картами, а потом на выбор с учебником, школьными таблицами, картинами, печатными тетрадями, Интернет-ресурсами. Основная форма контроля – взаимооценка. Интерактивный режим обучения.

4.Изучение нового материала (дополнение, углубление). Урок-практикум. Широкий выбор дополнительных источников географических знаний, в том числе цифровые и электронные ресурсы. Бальная система оценки знаний. Интроактивный режим обучения.

5.Закрепление. Модульный или модельный урок. Чаще проводится модульный урок, а также –  проблемный семинар «мозговой штурм», модельный семинар, деловые игры: пресс-конференция, урок-суд, защита проекта и другие.

6.Опрос, консультация, контроль, коррекция. Уроки смотра знаний (достижений). Устный или письменный опрос. На выбор уч-ся – тематический тест или контрольная работа, или проверочные задания с  использованием ИКТ; диктант в контурных картах и задания на знания карты. Формы работы уч-ся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Работают «дежурные учителя».  Консультация учителя. Зачет по постам. Десятибалльная система оценки знаний. Творческий отчет, «портфель  ученика», выставка творческих работ уч-ся. Коррекция знаний с помощью консультантов или учителя.


Структура модуля региональной части географии в 8-10 классах (блок уроков).

Таблица3.

1.Вводное повторение.

2.Изучение нового материала.

Основная форма работы – самостоятельная работа уч-ся – составление конспекта или тезисов к типовому плану по учебнику и дополнительным источникам знаний, в том числе с использованием  образовательных ресурсов. Заполнение контурных карт по данной теме. Формы контроля знаний: самооценка и оценка учителем.

3.Первичное закрепление. Работа в парах сменного или постоянного состава и индивидуальная работа учителя с учащимися – пересказ конспекта и ответ на проверочные вопросы. Формы контроля знаний - взаимооценка и оценка учителем.

4.Повторение. Контроль. Коррекция.

Анализ материалов прессы, Интернет-ресурсов по изучаемой теме. Опрос. Работа с печатными тетрадями, тематическими тестами, контурными картами, атласами, учебниками с использованием ИКТ. Фронтальная и индивидуальная работа. Формы контроля знаний: самооценка, взаимооценка и оценка «дежурным учителем» и учителем.

5.Итоговый контроль и коррекция знаний.

Консультация. Годовая контрольная работа - задания ГИА и ЕГЭ. Бальная и рейтинговая система оценки знаний.  

 

 5.Программно-методическое обеспечение.

Государственная программа по географии в 8-10 классах.

Авторское планирование содержание учебного материала.

Имеется широкий выбор  учебных и методических пособий.  

Используются современные технические средства обучения: компьютеры, мультимедиа проектор, интерактивная доска, электронные образовательные ресурсы.

Автором разработаны следующие дидактические материалы и диагностический инструментарий:

тематические тесты по географии в 8-10 классах;

задания повышенного уровня для уч-ся 8-10 классов:

задания для выполнения в контурных картах в 8-10   классах;

творческие задания для уч-ся 8-10 классов.

итоговые тесты по географии в  8-10 классах;

Географии 8-10 класс.

Неделя географии

Географические кружки, элективные курсы

Географическое образование

Географический практикум

Туристический клуб

Школьный музей

Учебные и познавательные экскурсии

Московские музеи, зоопарк, планетарий

Планетарий, музеи.

Проектная и исследовательская деятельность

импиады

Олимпиады

География Москвы и

Московской области экология


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность - это одна из технологий воспитания мотивированных детей в обучении географии. (автор: Згибай Т.Н., учитель географии ГБОУ лицей №82 Петроградского района Санкт-Петербурга)

Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решени...

Игровая технология обучения географии

Игра может рассматриваться с разных позиций:- как прием обучения, направленной на моделирование реальной действительности;- как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности;- как фор...

Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.

Развивающемуся обществу  нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...

Педагогические технологии обучения географии

   В методике географии накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований. Среди них такие, как определение в содержании предмета соот...

«Роль наглядности в оптимизации процесса обучения географии России в 8 классе»

Принцип оптимизации обучения ориентирует учителей на творческое отношение к делу, на системный конкретный подход к методам обучения и соблюдению категории меры в педагогической деятельности. Под оптим...

Методическая разработка. Технология обучения математике учащихся 5-6 классов в рамках УМК "Математика. Сферы"

В данной методической разработке рассматривается технология использования всех средств УМК "Математика. Сферы". Особое внимание уделяется конструированию урока и контрольно-оценочной системе. Данная р...

технология обучение на дому 5-6 класс ФГОС

для обученя обучающихся на дому...