Педагогические технологии обучения географии
статья по географии на тему

Сергеева Людмила Васильевна

     В методике географии накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований. Среди них такие, как определение в содержании предмета соотношения фактов и теоретических положений, проблема интеграции разветвлённой  системы географических знаний, реализации в содержании предмета страноведческого подхода, обновление методов, средств и форм организации обучения.

       Последняя проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространённые в практике обучения  объяснительно – иллюстративные и репродуктивные методы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение

 на тему «Педагогические технологии обучения географии»

                             Учитель: Сергеева Л.В.

Педагогические

 технологии обучения географии.

     Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.

    Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе и географии. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики географии, требуют иных подходов в организации учебного процесса.

     В методике географии накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований. Среди них такие, как определение в содержании предмета соотношения фактов и теоретических положений, проблема интеграции разветвлённой  системы географических знаний, реализации в содержании предмета страноведческого подхода, обновление методов, средств и форм организации обучения.

       Последняя проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространённые в практике обучения  объяснительно – иллюстративные и репродуктивные методы.

        Современный дидактический принцип личностно ориентированного обучения требует учёта психофизиологических особенностей обучаемых, использования системно – деятельного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая обеспечивает достижение чётко спланированных результатов обучения.

          В центр внимания  работников образования поставлена результативность обучения. Эта проблема активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики, теории управления познавательной деятельностью.

           Однако внедрение технологий обучения не означает, что они заменяют традиционную методику предмета. Технологии применяют не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета. Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет чётко заданный результат.

        Термин «технология» заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по - разному организованных процессов обучения. Различают два понятия: а) технология обучения, что означает разработку оптимальных методик обучения и б) технологии в обучении. Под последним определением понимают использование технических средств обучения. Однако и в том и в другом случае предполагается, что применение технологий направлено на совершенствование приёмов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.

   Технологии трудно внедряются в учебный процесс, так как педагогическая деятельность – это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Процесс обучения – не производственный процесс изготовления по определённой технологии стали, кирпича, мороженного и т.д. В технологии обучения много запрограммированного и меньше творческой деятельности учащихся.В ней принята установка на чёткое управление процессом с точно заданными целями.

     В целом, как нам представляется, технология беднее методики. Ведь любой вид деятельности, поставленный на поток, обезличивает процесс и результаты  труда как учителя, так и учащихся, способствует тиражированию приёмов и способов получения знаний. Алгоритмы деятельности далеки от творчества. Поточный метод в учебном процессе может дать на выходе стандартную продукцию, лишённую оригинальности, художественности, неповторимости, что и отличает массовую продукцию от произведения искусства.

   Однако как составная часть методики технология имеет полное право на существование. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, приёмов, форм организации обучения и учебной деятельности, опирающихся на теорию обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Основная цель педагогических технологий – такая организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая направлена на обеспечение планируемых результатов.

     К главным признакам технологии обучения относят:

1) чёткую постановку перед учащимися целей и задач, осознание значимости лично для каждого из них изучаемого материала, мотивацию учебной деятельности школьников;

2) построение последовательной поэлементной процедуры достижения целей и задач с помощью определённых средств обучения, активных методов и форм  организации учебной деятельности школьников;

3) обучение по образцам; выполнение указаний учителя;

4) организацию самостоятельной работы учащихся, направленную на решение проблемных учебных задач;

5) Широкое применение различных тестов для проверки результатов обучения.

   Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:

а) технология объяснительно – иллюстративного обучения, суть которого в информации, посвящение учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных умений;

б) технология личностно ориентированного обучения, направленная на выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребёнка путём согласования с результатами общественно – исторического опыта;

в) технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.

   Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения. Так, группа личностноориентированных  технологий обучения включает технологию разноуровненного обучения коллективного взаимообучения.

Внедрение в практику работы учителя личностноориентированных технологий предполагает, что главный результат обучения заключается в преобразовании индивидуальной картины мира при её взаимодействии с научно – географической; особое внимание к саморазвитию и самовоспитанию учащихся.

    В процессе реализации технологий личностноориентированного обучения целесообразно соблюдение следующих условий:

 1) структурирование учебного материала на смысловые блоки и постановка к каждому из них познавательных учебных задач, создающих у школьников познавательную потребность;

2) создание специальных учебно – познавательных мотивов, так как реальный смысл учения определяется для школьников не столько целями, сколько мотивами, отношением их к предмету;

3) реализация учебной задачи посредством создания проблемной ситуации, создания условий интеллектуального затруднения;

4) постановка познавательных учебных задач, которые своим содержанием направлены на программирование направленности деятельности учащихся на учебные открытия, на фиксацию и усвоение нового способа деятельности.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

"Современные педагогические технологии. Обучение в сотрудничестве"

Технология обученя в сотрудничестве. Методы обучения. Принципы. С чего начать?...

Эффективные педагогические технологии обучения и воспитания.

Источник мотивации человека находится в нем самом,поэтому следует придавать первостепенные значение формированию внутренней мотивации учащихся....

Технология обучения географии в 8-10 классах

В основу технологии обучения включены идеи, положения и элементы следующих технологий обучения: личностно-ориентированной, листов опорных конспектов, коллективного способа обучения,...

Педагогические технологии обучения: традиционные и инновационные подходы к обучению

Реферат по педагогическим технологиям обучения. Традиционные и инновационные технологии обучения - краткая характеристика....

Современные интерактивные педагогические технологии обучения на уроках английского языка. Технология «Ролевая игра».

Существует несколько интерактивных педагогических технологий, реализуемых на уроках английского языка, например технология "ролевая игра"...

Статья "Педагогические технологии обучения и их применение на уроках технологии"

Данная статья содержит краткий обзор некоторых современных педагогических технологий и описания собственного опыта применения этих технологий на практике....