Урок географии в 6 классе. Обобщение знаний по теме "Гидросфера"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Калеев Олег Николаевич

Урок географии в 6 классе. Обобщение знаний по теме "Гидросфера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gidrosfera_i_eyo_esteticheskoe_vozdeystvie_na_cheloveka.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 6 классе: «Гидросфера  и  её  эстетическое  воздействие  на  человека.»

Учитель географии 1 кв. катег.: Калеев О.Н.

Надеждинская СОШ -2010

Гидросфера  и  её  эстетическое  воздействие  на  человека.

Цели: Обобщить  знания учащихся о водах Земли, закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте и наносить их на контурную карту, раскрыть механизм эстетического воздействия вод океанов, морей, рек и других частей гидросферы на учащихся.

Оборудование: ФКМ, картины моря, реки, озера

 

          Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не  ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты  необходима для жизни: ты сама  жизнь.  Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить  нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете.

                                    Антуан де Сент-Экзюпери

                     Ход  урока.

       Выдающийся  политический деятель Индии Индира Ганди сказала: «Цивилизация – это диалог между человеком и водой». Однако в 18 в. Учёные не знали состава воды, считали её простым веществом. В конце 18 в. Французским учёным Лавуазье и Лапласу удалось  синтезировать  её  химическим путём из водорода и кислорода. И с этого времени стало известно, что вода состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода (Н О)

         В  географии пользуются термином  «гидросфера».

Вопросы :

1)Что такое гидросфера?

2)Из чего состоит гидросфера Земли?

3)Сколько на Земле выделяют океанов, и каких?

( Уч-ся отвеч. на вопр., показ. геогр. объекты на карте мира и подписыв. их на конт. карте)

        Жизнь на Земле зародилась именно в водной среде. Все организмы более чем на 60% состоят из воды: растения-75-93%, рыбы-70%, животные-более60%, организм человека содержит 65% воды, а серое вещество человеческого мозга содержит примерно 84% воды.

        У воды много удивительных свойств, которые делают её непохожей на все другие вещества. И среди них есть одно самое необычное – её бессмертие. Сколько бы воды человечество не потребляло, от этого  её общее количество на планете не уменьшается.

Вопросы:

1)Почему пресная вода на Земле не иссякает?

2)В каких состояниях вода находится на Земле?

3)В каком состоянии воды больше в природе?

4)Какие ещё свойства вод Мирового океана можно назвать?

5)Что называют солёностью вод?

6)В каких единицах выражают солёность?

7)Какое море мирового океана считается самым солёным?

      Воды  Мирового океана никогда не находятся в состоянии покоя. Они всё время движутся.

Вопросы:

1)Какие известны виды движения вод Мирового океана?

2)Какова основная причина образования волн?

3)Почему возникают приливы и отливы?

4)Где наблюдаются самые высокие приливы на Земле?

5)Какие известны типы волн?

6)Что такое цунами?

7)Почему разрушительная сила цунами проявляется на побережье?

8)Как изображают течения на карте? Какое течение является самым быстрым?

        Воды  суши  включают реки, озёра,  водохранилища,  болота, ледники и подземные воды.

Вопросы.

1)Что такое река?

2)Что является озером?

3)Что называется водохранилищем?

4)Что такое болото?

5)Ледник—что это?

6)Какую воду называют подземной?

    Вода необходима человеку не только для самой жизни. В ней заключается ещё и сила эстетического воздействия на человека. Поэтому вода во все века и у всех народов  являлась и является источником вдохновения для поэтов, художников, музыкантов.

 А.С.Пушкин писал: ….

    У П.П. Ершова, автора сказки «Конёк-горбунок», есть такие строки: …

      Многие  художники рисовали и рисуют разные части гидросферы. Например, знаменитый русский  художник  И.К.Айвазовский не раз изображал на своих полотнах морскую стихию.

                                      (картины)

Вопросы.

1)Какой океан является самым большим и самым глубоким?

2)Какова максимальная глубина океана?

3)Назовите самый мелкий океан.

4)Какой океан загрязнен больше других?

        В  стихотворении  «К морю» А.С.Пушкина есть такие строки: ….

 Русский поэт В.А.Жуковский писал:

….Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Поэт пушкинской эпохи А.И.Полежаев так написал о море: ….

Вопросы.

1)Какие типы морей известны?

2)Чем внутреннее море отличается от окраинного?

3)Что такое залив?

4)Что называют проливом?

5)Назовите самый  большой пролив между материками.

6) Назовите самый  узкий пролив между материками.

         Особенно много стихов поэты посвящали рекам и озёрам, на берегах которых им удалось побывать.

М.Ю.Лермонтов в 1839г. Написал:

                     Терек воет, дик и злобен

                     Меж утесистых громад,

                     Буре плач его подобен,

                     Слёзы брызгами летят.

      Ещё раньше, в 1829г., о Тереке писал А.С.Пушкин:

                     Меж горных рек несётся Терек,

                     Волнами точит дикий берег,

                     Клокочет вкруг огромных скал….

      Оба поэта  дают точные характеристики  горной реки. Совсем  по  другому  описывают равнинные реки.

М.Ю.Лермонтов о реке Терек:

                     Но, по степи разбегаясь,

                     Он лукавый принял вид

                     И, приветливо ласкаясь,

                     Морю Каспию журчит….

У С.Есенина есть такие строки:

                     Тихо струится река серебристая

                     В  царстве  вечернем зеленой весны….

        Немало песен и стихов сложено о великой русской реке Волге:

                     О Волга!.. колыбель моя!

                     Любил ли кто тебя, как я?

                     Один, по утренним зарям,

                     Когда ещё всё в мире спит

                     И алый блеск едва скользит

                     По тёмно-голубым волнам,

                     Я убегал к родной реке….      Н.А.Некрасов.1860г.

Вопросы.

1)Какие бывают истоки рек?

2)Что такое устье?

3)Что такое бассейн реки?

4)Какая река имеет самый большой водный бассейн?

5)Что такое дельта?

6)Что называют порогом реки?

7)Что такое водопад?

8)Как называется самый высокий водопад в мире?

        С.Есенин в 1914г. Проникновенно написал об озере:

                              Выйду на озеро, в синюю гать,

                              К сердцу вечерняя льёт благодать….

                 Или      Выткался на озере алый свет зари.

                              На бору со звонами плачут глухари…

Самое глубокое озеро нашей планеты (?) Байкал.

                     Под надёжной охраной лесов,

                     Под защитой гранитных хребтов

                     Мерно бьётся о выступы скал

                     Сердце нашей Сибири—Байкал.  А.И.Полежаев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе"Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях"

Основной целью этого урока является развитие навыков пунктуационного анализа предложения, умение обобшать, сравнивать и делать выводы о бессоюзных сложных предложениях на примере отрывков из романа А....

Открытый урок в 10 классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Углеводороды"

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Углеводороды" в 10-м классе по программе О.С. Габриеляна. Направлен на закрепление ключевых вопросов темы: номенклатура, изомерия, способы получения и свойс...

Урок в 9 классе: "Обобщение знаний по западным районам России"

Цель урока:закрепить знания об изученных экономических районах;повторить характерные черты каждого района....

Открытый урок в 9 классе ,урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Урок повторения ,систематизации знаний ,закрепления умений ао теме"Толерантность "...

Конспект урок по географии 6 классе "Обобщение знаний по теме Атмосфера"

Конспект урок по географии 6 классе "Обобщение знаний по теме Атмосфера"...

Урок по географии 7 класс: «Обобщение знаний по теме "Южная Америка».

 обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Южная Америка”; формировать умение анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; ...

технологическая карта урока по биологии в 8 классе "Обобщение знаний по теме: "Класс Млекопитающие""

разработка открытого урока по биологии "Обобщение знаний по теме: "Класс Млекопитающие""....