Формирование экологического сознания сельских школьников.
статья по географии (9 класс) на тему
В статье на конкретных примерах авторы показывают, как в сельской школе, на конкретных примерах ведется формирование экологического сознания сельских школьников и проводится в системе экологическое воспитание учащихся . Экологическая культура формируется в процессе экологического воспитания. Мы живем в социуме, поэтому в нашей школе хорошо развито социальное партнерство между организациями села, заключены договора сотрудничества с: Администрацией муниципального образования Безопасненского сельсовета, ООО СП им М.Горького, ООО «Региональным центром биотехнологий», ООО СП колхоз им Ворошилова, Краевым Эколого-биологическим центром в котором, учащиеся при выполнение исследовательских проектов получают квалифицированную помощь профессорского состава КЭБЦ, что не только повышает познавательный интерес ребят к экологии, но и формируется представление о природе как среде обитания человека и эстетическом её совершенстве, необходимости гуманного, культурного и разумного взаимодействия с ней, развития чувства любви к природе, умение видеть её красоту и наслаждаться ею и формировать экологическое сознание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskogo_soznaniya_selskih_shkolnikov.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологического сознания сельских школьников.
Аннотация: В статье на конкретных примерах авторы показывают, как в сельской школе, на конкретных примерах ведется формирование экологического сознания сельских школьников и проводится в системе экологическое воспитание учащихся . Экологическая культура формируется в процессе экологического воспитания. Мы живем в социуме, поэтому в нашей школе хорошо развито социальное партнерство между организациями села, заключены договора сотрудничества с: Администрацией муниципального образования Безопасненского сельсовета, ООО СП им М.Горького, ООО «Региональным центром биотехнологий», ООО СП колхоз им Ворошилова, Краевым Эколого-биологическим центром в котором, учащиеся при выполнение исследовательских проектов получают квалифицированную помощь профессорского состава КЭБЦ, что не только повышает познавательный интерес ребят к экологии, но и
формируется представление о природе как среде обитания человека и эстетическом её совершенстве, необходимости гуманного, культурного и разумного взаимодействия с ней, развития чувства любви к природе, умение видеть её красоту и наслаждаться ею и формировать экологическое сознание.
Повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика необходимо осуществлять через совершенствование системы преподавания, в том числе и экологии.
Мудрость жителей пустынь гласит: "Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться". Эта мудрость отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия и предпосылки для учения, но само познание может совершиться только тогда, когда ученик ЗАХОЧЕТ познавать.
В настоящее время во всех развитых странах мира ширится движение людей за сохранение экологического качества окружающей среды, бережное расходование природных ресурсов, распространение идеалов здорового образа жизни и защиту самой жизни человека, особенно в условиях урбанизированной среды. Всё это объясняется общим понятием "современная экологическая культура и экологическое сознание». Экологическая культура и экологическое сознание формируются в процессе экологического воспитания. Здесь имеется в виду формирование представлений и понятий о природе, как среде обитания человека и эстетическом совершенстве, необходимости гуманного, культурного и разумного взаимодействия с ней, развития чувства любви к природе, умение видеть её красоту и наслаждаться ею, формирование экологического сознания.
Мы живем в социуме, поэтому в нашей школе хорошо развито социальное партнерство между организациями села, заключены договора сотрудничества с: Администрацией муниципального образования Безопасненского сельсовета, ООО СП им М.Горького, ООО «Региональным центром биотехнологий», ООО СП колхоз им Ворошилова, Краевым Эколого-биологическим центром в котором, учащиеся при выполнение исследовательских проектов получают квалифицированную помощь профессорского состава КЭБЦ, что не только повышает познавательный интерес ребят к исследовательской работе, но и ставит её на более высокий, научный уровень.
В рамках сотрудничества с Краевым-Эколого Биологическим Центром учащиеся школы обучаются по программе «Экологические проблемы Ставрополья». Ребята ведут исследовательские работы и выполняют экологические проекты в соответствии с избранной темой исследования. Участвовали в работе зональных краевых экологических конференциях КЭБЦ в городах : Ставрополе, Новоалександровске , Изобильном, в селах Красногвардейском, Тищенском, Донском . Работы учащихся: Черкашиной Александры «Сохранение фрагментов целинных степей в селе Безопасном»; Еремкина Дмитрия «Виноградники Безопасного»; Шевяковой Александры и Басовой Юлии «Ландшафтный дизайн села Безопасного»; Макаровой Светланы «Экологическая тропа на озеро Вшивка»; Петренко Юлии «Исторические ландшафты села Безопасного» , Шевяковой Александры « Профиль жизни и здоровья пожилых людей села Безопасного», «Экологические проблемы артезианских источников села Безопасного» Солодовниковой Марии, «Экологические проблемы водных ресурсов села Безопасного» Ганцевской Юлии были отмечены грамотами и дипломами за призовые места в районе и в крае.
Экологи школы ежегодно принимают участие в эколого- краеведческих чтениях «Памяти В.В. Гниловского» и работы учащихся Чаловой Юлии , Гаджиевой Русалины, Юсуповой Райханат, Ерыгиной Елены были отмечены дипломами победителей. .
Учащиеся школы Молдованова Юлия, Гаджиева Русалина, Ахмедова Эльмира, Юсупова Райханат, Савенко Виктория и Чалова Юлия окончили Краевую экологическую школу при государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Краевой центр экологии, туризма и краеведения» и получили свидетельства. А Молдованова Юлия, защитила свой экологический проект «Ландшафтный дизайн школьного двора» на «отлично» и получила возможность обучаться в Шолоховском университете на бюджетной основе на биологическом факультете.
Из приводимой ниже информации по реализации членами экологического кружка социально-значимого проекта в социуме « От ландшафтного дизайна школьного двора к ландшафтному дизайну центра села Безопасного» видно, какими приёмами и экологическими элементами руководствовались в своей работе.
Районами исследования явились школьный двор и центр села Безопасного.
Объектами исследования были – состояние озеленения территорий школьного двора и центра села.
Работа проводилась экологами МОУ СОШ №3.
Цель: разработать проект ландшафтного дизайна МОУ СОШ №3 и центра села Безопасного Ставропольского края.
Задачи: Реконструировать зеленые насаждения.
Создать эколого-эстетические благоприятные условия;
Рационально распределить территории между всеми структурными элементами;
Защитить территорию от пыли, шума, ветра.
Актуальность исследования.
Возникла необходимость создать красивый, ухоженный пришкольный участок, который воспитывает в школьниках эстетические чувства, любовь к природе, к сельскохозяйственному труду. Школьный участок - место, где приобретают основы экологических знаний, так как создание любого парка или сада необходимо для понимания того, как взаимодействуют растения между собой и с окружающей средой.
Озеленением прилегающих территорий люди занимались с давних времен. Сначала зеленые насаждения создавались на территории крупных усадеб, но постепенно работы по организации парков, скверов и зеленых аллей приобрели характер общегородских, у людей возникала потребность в создании экологически чистых, обустроенных территорий.. Со временем озеленение стало неотъемлемым элементом благоустройства каждого населенного пункта, а зеленые насаждения приобрели архитектурно - декоративное и санитарно-гигиеническое значение. Мы постарались создать проект такого ландшафтного дизайна , который бы отвечал всем экологическим вопросам как для школьного двора , так и для центра села.
Практическая работа. Проект ландшафтного дизайна.
Мы составили проект ландшафтного дизайна который включает в себя комплект документов .Состав которых может меняться и зависит от множества причин. В комплект документов обычно входит:
генеральный план;
дендроплан (посадочный чертеж с привязкой
деревьев и кустарников);
разбивочный и посадочный чертежи;
ассортиментная ведомость посадочного материала;
календарный план;
график работ;
смета;
пояснительная записка.
оформление территории.
В состав экологического кружка входят разновозрастные учащиеся и их возраст от 10 до 15 лет. Это разработчики и исполнители проекта.
Сам проект включает:
- Краткую физико-географическую характеристику села Безопасного.
-Исследовательскую работу по ландшафтному проектированию школьного двора с экологическим значением озеленения.
-.Практическую работу по составлению ландшафтного проекта .
- Работу в социуме.
- Заключение договора о социальном партнерстве по ландшафтному проектированию села Безопасного
- Анализ современного состояния озеленения села Безопасного
- Ландшафтное озеленение дворов и приусадебных участков села.
Оформление территории центра села элементами ландшафтного дизайна было самым интересным.
Уникальность данной работы заключается в том, что, изучив литературу по ландшафтному дизайну и получив соответствующие знания по основам проектирования, мы занялись организацией пространства школьного двора и центра села. Для этого составили проект ландшафтного озеленения школьного двора и центра села Безопасного.. Вместе с товарищами благоустроили школьный двор, превратив его в единый ландшафтно-архитектурный ансамбль. Занимались весеннее - осенними работами по обустройству центра села. Использовали разработанные самими элементы ландшафтного дизайна: круговые клумбы, миксбордеры, рабатки, модульные цветники, элементы народного творчества и малой садово-парковой архитектуры. И школьный двор, и центр села преобразились:
Были созданы эколого-эстетические благоприятные условия для школьников и односельчан,
Рационально распределена территория между всеми структурными элементами и
защищена от пыли, шума, ветра.
появились красивые клумбы,
были реконструированы зеленые насаждения
Наш проект оказался социально-педагогически значимым и был востребован в конкретном социуме села Безопасного. В процессе реализации проекта члены экологического кружка показали высокую сознательность , ответственность за себя в общем деле и за его выполнение. Ребята проявляли инициативу, каждому хотелось привнести в выполнение работы что-то своё.
В результате работы над проектом у ребят формировалось чувство социальной ответственности за порученное дело потому, что им были созданы для этого все условия, а главное – доверие. Участие в совместном труде, ответственность за порученное дело, а главная ответственность не только за себя, но и за товарища ради добросовестного выполнения дела. Работа на социальным проектом активизирует учащихся, подготавливает детей к жизни, к профессиональному самоопределению в новых, социально-экономических условиях.
Ежегодно в сборниках КЭБЦ печатаются работы моих учащихся по выполненным проектам.
Работы многих учащихся были опубликованы в сборниках Краевого эколого-биологического центра. Были опубликованы работы Вальчук Анастасии на тему : «Рекреационные ресурсы края», Васьковой Светланы на тему «Экологические особенности села Безопасного», Шепелевой Яны «Предпосевная обработка зерновых электромагнитным модулятором Фауст - 4Ц», Черкашиной Александры «Изучение флоры фрагментов целинных степей села Безопасного», Макаровой Светланы «Экологическая тропа на озеро Вшивка», Молдовановой Юлии «От ландшафтного дизайна школьного двора к ландшафтному дизайну села Безопасного». Черкашиной Александры «Определение оптимальных факторов, влияющих на всхожесть и урожайность сои сорта «Эвелина», Бороздиной Кристины «Сравнение урожайности гибрида кукурузы ДК-440 при разной густоте посева на зерно и силосную массу в зависимости от полива».
Работа Ерыгиной Елены «Водные проблемы села Безопасного» была представлена на краевом конкурсе исследовательских работ посвящённых водным проблемам и была отмечена дипломом. Работа Ганцевской Юлии «Память сердца» занимала первые места в районном смотре «Отечество», на зональгом смотре –конкурсе в городе Изобильный и на краевой конференции исследовательских работ в городе Ставрополе . Эта работа опубликована в сборнике КЭБЦ.
В школе ежегодно проводим экологические конференции на которых выступают учащиеся с экологическими проектами и презентациями.
С целью воспитания у учащихся бережного отношения к родной земле, воспитания экологического сознания учащиеся школы работают в ученической производственной бригаде имени героя Советского Союза В. Громакова и выполняют исследовательские и экологические проекты наряду с обучением по программе бригады.
Приобщая учащихся к природному и культурному наследию края и в связи с 55-летием ученических производственных бригад в Ставропольском крае экологи школы приняли участие в районном конкурсе работ «Земля в наследство» и команда заняла второе место.
В рамках экологических акций «Посади дерево», «День воды», «День Земли», «День птиц» проводим ежегодно экологические акции на территории школьного двора и территории села.
Команда экологического кружка «Эколог Безопасного» принимала участие в дистанционной эколого- биологической викторине Ярославского центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании, работали в online режиме и участвовали в Интернет-форуме. По итогам работы от департамента образования Ярославской области и Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании команда «Эколог Безопасного» получила диплом участника и благодарственное письмо. Работу в Интернет-форуме будем продолжать и в следующем учебном году.
Сотрудничаем с экологической газетой КЭБЦ «Зеленый портфель», распространяем её в школе уже в течение 7 лет.
В целях привития экологической культуры, организации спортивного досуга и отдыха школьников , комплексного благоустройства территории образовательных учреждений ежегодно участвуем в смотрах-конкурсах школьных дворов, благоустраивая и озеленяя школьный двор .
Учащиеся школы на учебно – опытном участке школы ежегодно занимаются экологической и опытнической работой, участвуют в районных и краевых конкурсах УОУ. За последние годы учащиеся нашей школы постоянно являются призёрами экологических олимпиад, и занимают в районе и в крае призовые места по итогам смотра учебно-опытных участков.
Формирование экологического сознания и экологической культуры способствует выработке деловых качеств и трудовых навыков, необходимых для природоохранительной деятельности. Задача экологического воспитания в школе заключается в том, чтобы побуждать учащихся выражать своё отношение к глобальным проблемам человечества, а также к проблемам, которые касаются их непосредственного окружения, их места жительства. Необходимо формировать у школьников способность и потребность принимать на себя ответственность за решение этих проблем. В школьной практике экологическое воспитание осуществляется преимущественно путём передачи учащимся необходимого объёма экологических знаний, целесообразно обращать внимание учащихся на актуальные экологические проблемы своей местности. Мы выросли на земле. У каждого есть уголок России, который дорог сердцу. Это то место, где ты родился, где ты живешь, где тропинка ведет тебя к отчему порогу. Каждый украшает свой дом цветниками, газонами. Эту любовь к земле, к цветам переносим мы и в школу.
Наша школа утопает в зелени: разбиты красивые клумбы, высажено много цветов, созданы альпийские горки. Украшая школу и землю цветами, мы тем самым, воспитываем любовь к природе, воспитываем экологическую культуру и экологическое сознание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологического сознания школьников при обучении английскому языку на региональном материале
Современная концепция языкового образования предполагает личностно-ориентированный, продуктивный характер учебно-познавательной деятельности школьника, активное взаимодей...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (из опыта работы)
Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные...
Биологические игры как средство формирования экологического сознания школьников
Огромная роль в формировании экологического мировозрения детей в школе принадлежит учителю биологии, поскольку именно на уроках биологии происходит формирование основ экологической культуры школьников...
Формирование экологического сознания учащихся в природоохранной деятельности.
Описывается формирование экологического сознания школьников через работу экологического лагеря....
Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры в преподавании географии и во внеклассной деятельности.
В проекте представлены эффективные пути реализации геоэкологического образования через разработку системы в изучении вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школ...
Доклад на тему: «Формирование экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения» (из опыта работы) на августовскую конференцию педагогических работников
Доклад на тему:«Формирование экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения» (из опыта работы)на августовскую конференцию педа...
Учебно-методическое пособие «Арт-терапевтический подход как средство развития экологического сознания младших школьников с ОВЗ (умственная отсталость)»
Цель работы:Раскрытие потенциала арт-педагогики для развития экологического мышления младших школьников с ОВЗ.Задачи работы:Разработка арт-педагогической программы экологической направленности;А...