Формирование экологического сознания учащихся в природоохранной деятельности.
статья по экологии (7 класс) по теме

Описывается формирование  экологического сознания школьников через работу экологического лагеря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_ekolog._soznaniya.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологического сознания учащихся в природоохранной деятельности.

Емельянова Л.Л.

Учитель географии МОУ гимназии №2 г.Чехова

Описывается формирование экологического сознания школьников через работу экологического лагеря.

Formation of ecological awareness of student s in  the sphere of nature protection.

Емельянова Л.Л.

Учитель географии МОУ гимназии №2 г.Чехова

Описывается формирование экологического сознания школьников через работу экологического лагеря.

     Формирование экологического мировоззрения людей гораздо легче и эффективнее происходит на ранних этапах развития личности, когда закладываются основные представления о природе и обществе. Одной из наиболее эффективных форм экологического образования и воспитания является экологический лагерь. В лагерях ежегодно в самое благоприятное для изучения природы время года непосредственно в природной среде отдыхает большое количество детей. В настоящее время в отечественной педагогике все чаще рассматриваются вопросы программирования и организации экологических лагерей, формы и методы их работы. Меняются времена, меняемся мы, меняются наши дети, меняются и формы воспитания. Казалось бы, что может сделать короткий недельный экологический лагерь в сложном процессе воспитания экологической культуры? Оказывается очень многое, уходят в прошлое пионерские лагеря, а на их месте появляются новые подходы, новые взгляды на содержание, стиль и методы работы с детьми, программирования и организации экологических лагерей, формы и методы их работы.. К тому же при организации лагерей необходимо учитывать изменение экономической ситуации в стране, а так же новейшие достижения педагогов.. Экологический лагерь - одна из наиболее эффективных форм экологического образования, поскольку представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе экологические праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования и т.д. Интенсивность педагогического процесса в экологическом лагере позволяет использовать все возможные формы работы. В тоже время местоположение лагеря позволяет детям прикоснуться к природе и задействовать все органы чувств в развитии перспективных возможностей у детей. Обучение в рекреационном контексте обеспечивает заинтересованность и активность детей. Все это позволяет добиться высоких результатов в экологическом образовании детей. Экологический лагерь предусматривает использование различных форм экологического образования  - это делает реализацию программы высокоэффективной.

Основная цель экологических лагерей:

  Посредством воспитания у детей любви и уважения к природе пробудить в ребенке чувство «экологического сознания»

  Основная цель каждого ребенка, пребывающего в экологическом лагере - внести свой посильный вклад в сохранение биоразнообразия того региона, где проживают юные исследователи.

Задачи экологических лагерей

  Развитие разносторонней личности ребенка;

  Стимулирование желания больше увидеть, больше узнать, больше делать;

  Обогащение духовной жизни детей и подростков;

  Обучение практическим навыкам экологических исследований.       

   «Эко»-лагерь – это не просто изучение экологии и не просто отдых на природе. Вместе – это нечто гораздо большее. Прежде всего – это жизнь в волшебном мире природы, а само по себе пребывание на природе учит, воспитывает, формирует экологическое мировоззрение.           Городские дети сразу попадают в иную реальность – в мир, где природа – полноправная хозяйка, где не работают мобильные телефоны, нет городской суеты и шума, нет магазинов, но зато есть плеск реки, шум ветра, роса на траве, лесные шорохи. И у них есть редкая возможность испытать вдохновение исследователя, почувствовать красоту и хрупкость мира природы, понять свою причастность и личную ответственность за его сохранение. За неделю мы должны создать атмосферу творчества и радости, дать новые знания и, что особенно важно, получить эмоциональный отклик детей. Ведь среди них – будущие инженеры, нефтяники, менеджеры, руководители предприятий, и именно им рано или поздно придется принимать решения о том, как рачительно использовать природные ресурсы. И, быть может, воспоминание об удивительном времени, проведенном в летнем экологическом лагере, заставит лишний раз задуматься об уязвимости природы и необходимости сохранить это чудо для будущих поколений…
  В окончании хотелось бы сказать, что формирование экологической культуры учащихся не поддается количественному выражению. Процесс экологического образования результативен, если при оптимально выбранных условиях эффективности вносит существенные изменения в сознание и поступки детей

Литература

1.Как организовать и провести полевой  экологический лагерь / Под общ. ред.         С.Ермакова, Т.Фаминской. – М.: Экологический союз Подмосковья, Ассоциация «Экология Непознанного», 2000. – 152с.,ил.

2.Моралева Н.В., Морозова И.Н., Морозов Н.П., Губарева Е.В. Детские экологические лагеря — новая форма воспитания молодёжи. Природно-ресурсные ведомости, октябрь, 2005.

3.Просекина А.А.Школьный экологический лагерь как эффективный метод экологического воспитания и развития научно исследовательского интереса у школьников. Статья отнесена к разделу: Преподавание экологии.

4.Уваров В.А., Козлов А.А. В поход пешком. – М.: «Спорт», 2005. – 48с.

5.III Всероссийский съезд участников летних экологических лагерей: Труды. – М.: Министерство экологии и природопользования Московской области, МООО «Экологический союз Подмосковья», Ладога-100, 2003. – 176с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Формирование экологического сознания средствами художественно-эстетической деятельности».

Актуальность. Существенной чертой современной цивилизации остается экологический кризис, проявляющийся в виде разнообразных проблем.Преодоление экологического кризиса возможно через формирование...

Формирование экологического сознания подрастающего поколения через природоохранную и исследовательскую деятельность

Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира.В. А. Сухомлинский(слайд1)    Формирования экологичес...

Доклад "Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность"

Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность...

Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры в преподавании географии и во внеклассной деятельности.

В проекте представлены эффективные пути реализации геоэкологического образования через разработку системы в изучении вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школ...

Формирование экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики.

Физика - эта наука о природе, поэтому c развитием технологий, несущих экологическую катастрофу, необходимо рассматривать проблему охраны окружающей среды на уроках  этого предмета....

Мастер - класс для педагогов: "Формирование экологического воспитания учащихся посредством творческой деятельности"

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологического воспитания, установить тесное сотрудничество между педагогами дополнительного образования и педагогами - орг...

Формирование экологического сознания и любви к родному краю у учащихся лицея № 87 через различные формы внеурочной деятельности

Настоящий проект рассматривает решение актуальной проблемыуспешного формирования экологического сознания и любви к родному краю у учащихся лицея № 87 через различные формы внеурочной деятельности....