Методическая разработка урока по физике в 9 классе "Источники звука. Звуковые колебания"
методическая разработка по физике (9 класс) на тему

Сазанова Анастасия Евгеньевна

Цель урока: изучение процесса распространения механических колебаний в упругой среде на примере акустических явлений и знакомство с источниками и приемниками звука.

 

Задачи:

актуализировать и расширить знания по разделу «Механические колебания и волны. Звук»;

сформировать понятия: звук, источники звука, звуковые волны;

объяснить причинно-следственную связь между колеблющимся телом и звуковыми колебаниями;

изучить механизм передачи и восприятия звука живыми организмами;

определить значение звука в различных видах искусства и жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc759 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 2. Механические колебания и волны. Звук.

Урок № 33.7 (в соответствии с календарно-тематическим планированием)

Тема урока: Источники звука. Звуковые колебания.

Цель урока: изучение процесса распространения механических колебаний в упругой среде на примере акустических явлений и знакомство с источниками и приемниками звука.

Задачи:

  •  Образовательная: актуализировать и расширить знания по разделу «Механические колебания и волны. Звук»; сформировать понятия: звук, источники звука, звуковые волны; объяснить причинно-следственную связь между колеблющимся телом и звуковыми колебаниями; изучить механизм передачи и восприятия звука живыми организмами; определить значение звука в различных видах искусства и жизни человека.
  • Развивающая: обеспечить развитие аналитических умений, уровня самостоятельности мышления учеников в применении знаний в различных ситуациях, познавательных интересов области знаний об окружающем мире, о звуке, расширение кругозора по теме «Звуковые колебания».
  • Воспитательная: обеспечить стимулирование интереса к предмету, воспитание и формирование коммуникативных качеств, воспитание культуры логического мышления и самостоятельности.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: словесный, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый, самоконтроль.

Форма организации работы в классе: индивидуальная, фронтальная, дифференцированная

Междисциплинарные связи: биология – слуховой анализатор, органы слуха человека и животных.

Внутридисциплинарные связи – механические волны – звуковые волны – электромагнитные волны.

Требования согласно программе:

Ученик должен:

  • Знать: смысл физических величин – звуковая волна, звуковые колебания, звук, источники звука, колеблющееся тело;
  • Уметь: объяснять звуковые явления, решать задачи с использованием понятий «скорость звуковой волны»; осуществлять самостоятельный поиск информации; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.

Раздаточный материал: 1) карточки - физический диктант (9 штук) (Приложение 7);  2) карточки с таблицей (рефлексия) (9 штук) (Приложение 8).

Оборудование к уроку: металлическая линейка, штатив с муфтой и лапкой; камертон, стеклянная бусинка на нити; гитара; маятник на нити; деревянная доска, карманные часы; плакат «Слуховой анализатор»; тонкий стеклянный стакан с водой;

пластиковая бутылка, у которой срезана нижняя часть и закрыта куском пакета или пленки, прикрепленного с помощью резинки, свеча; металлическая банка с фасолью;  самодельный прибор «Говорящая веревочка»

Структура урока

п/п

Этап урока

Длительность этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организационный момент

2 мин

Объявление темы урока, целей и порядка работы на уроке

Подготовка к работе на уроке, запись темы урока в тетрадь

2

Проверка домашнего задания

5 мин

Проведение фронтального опроса класса с целью проверки усвоения темы прошлого урока

Ответы на вопросы учителя

3

Актуализация знаний

2 мин

Учитель озвучивает учащимся вопросы, ответы на которые они получат в ходе урока

Внимательно слушают

4

Объяснение нового материала

15 мин

Изложение нового материала

Восприятие и запись нового  материала

5

Эмоциональная разгрузка

 6 мин

Организация разгрузки и комментирование действий учащихся

Смотрят опыты, которые проводят товарищи и комментируют

6

Закрепление новых знаний

9 мин

Контроль деятельности учащихся

Решение задач, выполнение физического диктанта по новой теме

7

Подведение итогов, выставление оценок (рефлексия)

4 мин

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки

Каждый ученик заполняет таблицу

8

Задание на дом

2 мин

Учитель задает домашнее задание, комментирует его

Слушают пояснения учителя, записывают задание в дневник

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Ребята, тема нашего урока сегодня «Источники звука. Звуковые колебания». Это продолжение темы «Механические колебания. Волны».  Сегодняшний урок посвящён звуку и звуковым колебаниям. На уроке вы узнаете, что является источником звука, колебания каких частот способен воспринимать человек, что такое звуковые колебания, причины их возникновения и некоторые практические применения в вашей жизни. Мы с вами выясним, что такое звук, какова его природа, способы приема и передачи звука. Итак, запишем тему урока в тетрадь.

2. Проверка домашнего задания

Учитель: Прежде, чем приступить к изучению нового материала, давайте ответим на вопросы, касающиеся прошлой темы урока.

Слайд №2

Учитель: 

  1. Что такое механические волны?

(Механические волны – это колебания, которые перемещаются в пространстве с течением времени)

  1. Каких двух видов бывают механические волны?

(Механические волны бывают продольные и поперечные)

  1. Чем характеризуются волны?

(Волны характеризуются длиной волны, периодом, частотой, амплитудой колебаний, скоростью волны)

  1. Что такое амплитуда, период, частота, длина волны, скорость волны?

(Амплитуда колебаний – наибольшее смещение от положения равновесия;

Период колебаний – Минимальный промежуток времени, через который движение повторяется;

Частота колебаний – число колебаний в единицу времени);

Длина волны – расстояние между двумя ближайшими точками, колеблющимися в одинаковых фазах;

Скорость волны – это величина, показывающая какой путь проходит тело в единицу времени)

  1. Какая связь существует между периодом и частотой волны?

(Период и частота волны обратно пропорциональные величины)

  1. Какая связь существует между длиной волны и скоростью её распространения?

(Длина волны и скорость ее распространения прямо пропорциональные величины)

3. Актуализация знаний

Учитель: Человек живет в мире звуков. Звук – это то, что слышит ухо. Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса, гром во время грозы. Издают звук работающие машины, движущийся транспорт и т.д. Мы живем в мире звуков, поэтому это очень актуальный вопрос. Что же такое звук? Как он возникает? Чем одни звуки отличаются от других? Сегодня мы постараемся определить, что такое звук.

Слайд №3

Учитель: Давайте послушаем примеры различных звуков. Приведите свои примеры звуков, с которыми вы встречаетесь в жизни.

4. Объяснение нового материала

План изложения нового материала

  1. Акустика – раздел физики.
  2. Из истории звуковых явлений.
  3. Звуковые волны.
  4. Диапазон частот – ультразвук, инфразвук.
  5. Искусственные и естественные источники звука.
  6. Распространение звука в упругой среде.
  7. Как слышит человек, животные, насекомые.
  8. Скорость звука в различных средах.

1. Акустика – раздел физики.

Учитель: Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления,  называется акустикой (от греч. akustikos – звуковой). А волны, которые воспринимаются человеческим слухом, называются акустическими или звуковыми.

2. Из истории звуковых явлений.

Слайд №4

 Учитель:   Звуки начали изучать еще в далекой древности. Первые наблюдения по акустике были проведены в 6 веке до нашей эры. Пифагор установил связь между высотой тона и длиной струны или трубы, издающей звук. В 4 веке до нашей эры Аристотель первый правильно представил, как распространяется звук в воздухе. Он сказал, что звучащее тело вызывает сжатие и разряжение воздуха, и объяснил эхо отражением звука от препятствий. В 15 веке Леонардо да Винчи сформулировал принцип независимости звуковых волн от различных источников.

3. Звуковые волны.

Слайд №5

 Учитель:  Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, звериное рычание, пение птиц… . Эти звуки слышал еще древний человек. Они позволяют нам получать информацию о том, что происходит вокруг.  

      Услышав какой-то звук, мы обычно можем установить, что он дошел до нас от какого-то источника. Рассматривая этот источник, мы всегда найдем в нем что-то колеблющееся. Если, например, звук исходит из репродуктора, то в нем колеблется мембрана – легкий диск, закрепленный по его окружности. Если звук издает музыкальный инструмент, то источник звука – это колеблющаяся струна, колеблющийся столб воздуха и др.

Докажем это с помощью опытов, которые я вам продемонстрирую.

Опыт 1. Если металлическую линейку определенной длины зажать в тисках и привести в колебательное движение, то она будет издавать звук. Линейка – источник звука – колеблется.

Слайд №6

Опыт 2. Рассмотрим прибор, который называется – камертон.

Камертон -  представляет собой металлическую "рогатку", укрепленную на ящичке, у которого нет одной стенки. Если специальным резиновым молоточком ударить по "ножкам" камертона или провести по нему смычком, то он будет издавать звук.  К звучащему камертону поднесём лёгкую стеклянную бусинку на нити. Бусинка отскакивает. Почему? Это значит, что ветви камертона колеблются. Камертон был изобретен в 18 веке для настройки музыкальных инструментов.

Опыт 3. Тронем струны гитары и приглядимся внимательно, и мы увидим размытые очертания, некоторое утолщение струны. Это также свидетельствует о том, что струна колеблется.

Вывод: Любой источник звука обязательно колеблется. 

Учитель: Запишите  в тетрадь: «Всякое звучащее тело колеблется»

Но любое ли колеблющееся тело является источником звука?

Опыт 4. Рассмотрим колеблющийся маятник. Звука нет. Почему? Потому что частота маленькая. Перестанет звучать и металлическая линейка, если переместить её в тисках вверх и тем самым удлинить свободный конец.

Вывод: Не всякое колеблющееся тело звучит.

Запишите вывод в тетрадь.

Слайд №7

Учитель: Исследования показали, что человеческое ухо способно воспринимать как звук механические колебания в пределах от 16 Гц до 20000Гц. Колебания этого диапазона частот называются звуковыми. Но указанные границы диапазона несколько условны, т.к. зависит от индивидуальных особенностей слухового аппарата, от возраста людей. Обычно с возрастом верхняя частотная граница воспринимаемых звуков значительно понижается – некоторые пожилые люди могут слышать звуки с частотами, не превышающими 6000 Гц. Дети же, наоборот, могут воспринимать звуки, частота которых несколько больше 20000 Гц.

  1. Диапазон частот – ультразвук, инфразвук.

Слайд №8

Частота, Гц

       Название

Что порождает

Восприятие

 человеком

От 16 и ниже

      Инфразвук

    Шум атмосферы, моря,  

   сотрясения земной коры

       Не слышимы

16-20000

Звук

       Колеблющиеся тела

        Слышимы

2х10 - 10

     Ультразвук

Колеблющиеся с  

    большой частотой тела

       Не слышимы

10 - 10

       Гиперзвук

   Сверхвысокочастотные

          колебания тел

       Не слышимы

Слайд № 9

Механические колебания, частота которых превышает 20000 Гц, называются ультразвуковыми. Собаки, например, могут слышать звуки частотой до 60000Гц, летучие мыши – до 150000Гц, а дельфины – до 200000Гц.

Слайд № 10

 Механические колебания с частотами менее 20 Гц  называются  инфразвуковыми. Некоторые насекомые имеют слуховой аппарат, чувствительный к инфразвуку. Например,  кузнечики воспринимают частоты от 10Гц, а сверчки – от 2Гц.  

Учитель: Инфразвук и ультразвук человек не воспринимает, а некоторые животные могут их слышать.      Давайте послушаем сообщение об ультразвуке и инфразвуке и их применении (Приложение 1,2).

     

Работа с учебником: рисунок 143 на странице 183 учебника. Диапазон частот длины волны.

5. Искусственные и естественные источники звука.

Слайд № 11

Учитель: Среди источников звука есть:

  • Естественные

                      (голос, шелест листьев, шум прибоя и др.)

  • Искусственные

                      (камертон, струна, колокол, мембрана и др.)

      Общим во всех случаях является их происхождение. Колебания тел порождают колебания воздуха.

6. Распространение звука в упругой среде.

Учитель: Мы воспринимаем звуки, находясь на расстоянии от их источников. Обычно звук доходит до нас по воздуху. Сжатие и разрежение воздуха достигают нашего уха и приводят барабанную перепонку в колебательное движение. В результате у нас возникают определённые слуховые ощущения.

      Т.о., воздух служит передающей средой, т.е. веществом, в котором звук распространяется от источника к приёмнику, в частности к нашему уху.

Работа с учебником: Рассмотрим следующий опыт – страница 128 учебника, рисунок 77.

      Под колокол воздушного насоса поместили часы-будильник. Пока в колоколе находится воздух, звук звонка мы слышим ясно. При откачивании воздуха из-под колокола звук постепенно слабеет и, наконец, становится неслышимым. Без передающей среды колебания не могут распространяться, и звук не доходит до нашего уха. Впустим под колокол воздух и снова услышим звон.

      Хорошо проводят звуки упругие вещества, например металлы, древесина, жидкости, газы.

      Положим на один конец деревянной доски карманные часы, а сами отойдём к другому концу. Приложив ухо к доске, мы ясно услышим ход часов.

     Мягкие и пористые тела – плохие проводники звука. Такие материалы, как войлок, прессованную пробку, пенопласт, используют для защиты помещения от проникновения посторонних звуков.

    Вывод: звук распространяется в любой упругой среде - твердой, жидкой и газообразной, но не может распространяться в пространстве, где нет вещества.

      Звук – это упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях, твердых телах и воспринимаемые ухом человека и животных. 

Запишите выводы в тетрадь.

7. Как слышит человек, животные, насекомые.

 Учитель: А как слышит человек? Посмотрим на плакат «Анализатор слуха».

 Воздух, которым мы дышим, выходит из легких через дыхательные пути в гортань, где находятся голосовые связки. Под давлением выдыхаемого воздуха они начинают колебаться. Роль резонатора играют полости рта, носа, а также груди. Для членораздельной речи кроме голосовых связок необходимы также язык, губы, щеки, мягкое нёбо и надгортанник.

Итак, мы выяснили, что такое звук и каковы его источники.

А теперь выясним, как звук воспринимается животными и насекомыми.

Сообщение ученика (Приложение 3).

- Так как же слышит кузнечик?

- А как слышат насекомые?

- А чем слышат рыбы?

- А лягушки?

- А змеи?

- А как слышат птицы?

Учитель: А знаете ли вы…

- Когда растению становится трудно добывать воду из пересохшей почвы, стебель растения начинает издавать ультразвуковые шумы.

- Звук храпа может достигать 69 децибел, что сравнимо со звуком отбойного молотка.

- Звук, издаваемый синим китом громче, чем  звук стартующей ракеты.

- Рыбы могут издавать звуки с помощью зубов, воздушного пузыря, хвоста. Пескари – пищат, лещи – издают булькающие звуки.

- В результате движения слоев песка Гавайских островов звучание песка напоминает лай собаки. Это единственные звучащие пески, состоящие не из кварца.

8. Скорость звука в различных средах.

Слайд № 13

Учитель: Процесс распространения звука представляет собой волну. Впервые это предположение сделал знаменитый английский физик Исаак Ньютон (1643 –1727).

      Звук (звуковые волны) - это упругие волны, способные вызвать у человека слуховые ощущения.    

     Звук – это продольная волна.

      Т.к., звуковые колебания происходят вдоль направления распространения волны.

      Запишите вывод в тетрадь: Звук – это продольная волна с частотой от 16Гц до 20000Гц.

      Одной из характеристик звука является громкость, которая зависит от амплитуды колебаний и измеряется в белах(Б) или децибелах(дБ). Давайте послушаем сообщение о шуме как об экологическом факторе (Приложение 4)

      Звуковая волна, как и любые другие механические волны, распространяются в пространстве не мгновенно, а с определённой скоростью.

Откройте таблицу 2 в учебнике на странице 130. Давайте рассмотрим таблицу Скорость звука в различных веществах. (Приложение 5).   

Вывод: Скорость звука зависит от свойств среды,  в которой распространяется звук.

     В воздухе при повышении температуры на 1 °С скорость звука возрастает приблизительно на 0,6 м/с.  

Слайд № 15  

     Звук - это волна, поэтому для определения скорости звука помимо формулы:

                                                             ,

можно воспользоваться известными  формулами:

5. Эмоциональная разгрузка

Учитель: Посмотрите какие бывают динамики – это тоже источники звука! (Приложение 6).

Давайте  немного отдохнем  и посмотрим демонстрация учащимися простых опытов со звуком.

1. «Поющий бокал». Мокрой подушечкой указательного пальца провести по торцу тонкого стакана, заполненного жидкостью, и стакан «запоет».

(При движении пальца по бокалу кожа то зацепляется за стекло, то проскальзывает по его поверхности. При этом возникают упругие деформации стакана, сопровождаемые звуком. А так как бокал — твердое тело, имеющее полость, то он является резонатором, усиливающим звук. Высота звука зависит от размеров резонатора).

2. «Проследи, как распространяется звук».

Опыт проводится с пластиковой бутылкой, у которой срезана нижняя часть и закрыта куском пакета или пленки, прикрепленного с помощью резинки. Если кончиками пальцев стукнуть по пленке, то пламя свечи около горлышка бутылки погаснет.

(Ударяя по натянутой пленке, вызывается сотрясение маленьких частиц воздуха, находящихся возле пленки внутри бутылки. Эти колеблющиеся частички передают колебания все дальше и дальше следующим частичкам.. Так звуковые колебания проходят через всю бутылку и гасят пламя).

3. «Откуда происходит звук?»

На стул сажают ученика, завязывают ему глаза и за его спиной в разных углах комнаты гремят банкой с фасолью. Он должен угадать, откуда доносится звук.

(У человека два уха, поэтому мозг может сравнивать громкость звуков и вычислять, откуда именно идет звук. Когда источник звука находится на одинаковом расстоянии от обоих ушей, трудно судить, насколько он далек).

4. «Говорящая веревочка». Этот опыт показывает, что твердые тела могут проводить звук.

В двух пластиковых стаканчиках делаются небольшие отверстия в донышках. Концы бечевки пропускаются в эти отверстия, и завязываются узелки. Два человека натягивают бечевку потуже, один приставляет стаканчик к уху, другой говорит что-нибудь шепотом, а участники эксперимента меняются ролями.

(Голос можно услышать издали потому, что он передается по твердой бечевке. По твердым телам звуки проходят лучше и быстрее, чем по воздуху).

6. Закрепление новых знаний

Учитель: Отдохнули? А теперь применим полученные на уроке знания – порешаем интересные задачи.

Слайд № 14

1. Какой прибор был изобретён для настройки музыкальных инструментов?

(Для настройки музыкальных инструментов был изобретён камертон. Он способен издавать звук одной частоты.)

2. Доставляет ли комфорт человеку абсолютная тишина?  

(Абсолютная тишина нам не подходит, поскольку держит нервную систему в постоянном напряжении. Начинают беспокоить удары сердца, пульс, дыхание и даже шорох ресниц.)

3. В каких средах звук распространяется быстрее всего. А в каких медленнее?

(В газах звук распространяется медленнее, чем в других средах. В жидкостях звук распространяется быстрее. В твёрдых телах звук распространяется быстрее всего.)

4. …Вдруг гром грянул, свет блеснул в тумане,
   Лампада гаснет, дым бежит…   А.С.Пушкин

О каком явлении идет речь в отрывке А.С.Пушкина?

А что сначала: мы слышим гром или видим блеск молнии?

(Речь идет о грозе, грозовом разряде. Источником грома во время грозы является  мощный электрический разряд. Рядом с каналом грозового разряда воздух нагревается до высокой температуры и его расширение приводит к образованию ударной волны. Это волна постепенно переходит в звуковые колебания. Мы сначала видим блеск молнии, т.к.световая волна (блеск молнии) распространяется со скоростью света – 8 км/с, а звуковая волна(гром) со скоростью 340 м/с).

  1. Почему после снегопада становится так тихо?

(Между пушинками свежевыпавшего снега существуют маленькие полости, которые поглощают звук так же, как современные звукопоглощающие покрытия).

  1. Почему неполный чайник перед закипанием воды «шумит» сильнее, чем полный?

(Воздушная полость в чайнике служит резонатором для звуков).

7. Какой кирпич – пористый или обычный – обеспечивает лучшую звукоизоляцию? Почему?

( Пористый кирпич обеспечивает лучшую звукоизоляцию, т.к. звук в его порах быстро затухает).

  1. На каком расстоянии от корабля находится айсберг, если посланный гидролокатором ультразвуковой сигнал был принят обратно через 3 секунды?

Давайте проверим как хорошо вы усвоили  тему урока, проведем физический диктант (Приложение 7).

7. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Учитель: Ребята, сейчас я вам раздам карточки, которые вам нужно будет заполнить, и я узнаю, как вы усвоили урок (Приложение 8).

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с физической природой звука,  выяснили, какие источники звука бывают, узнали, как слышат животные и человек, закрепили решением задач.

Учитель выставляет оценки с комментированием их.

Слайд №24

8. Задание на дом

Учитель задаёт домашнее задание и комментирует его.

1 уровень:§§ 34,37,38. Упр.32.

2 уровень: §§ 34,37,38. Упр.32.+   Создать презентации(на выбор):

                                                                    1.  Звук в живой природе.

                                                                    2.  Ультразвук и его применение.

                                                                              3.  Эхолокация в природе и технике.

                                                                    4.  Инфразвук.

Приложение 1

Ультразвук

      Среди представителей животного мира встречаются виды, которые могут ориентироваться в пространстве с необычайной точностью. Например, летучие мыши могут легко обнаружить проволоку диаметром менее 0,3 мм, несмотря на то, что она дает слабый отраженный сигнал. Дельфины-афалины могут обнаруживать рыб, служащих им пищей, а также различать их вид на расстоянии до 3 км. Причиной подобного явления служат особенности локационного аппарата этих животных. Дело в том, что диапазон частот акустических колебаний, создаваемых этими животными, гораздо шире, чем у человека (у летучих мышей от 30 Гц до 100 кГц, у дельфинов - от нескольких сотен герц до 170 кГц). Подобные неслышимые человеческим ухом колебания с частотами более 20 кГц называются ультразвуком.

      Чувствительные приемники показали, что ультразвук присутствует в шуме ветра и водопада, в звуках, производимых живыми существами.

 Выяснилось, что многие насекомые воспринимают ультразвук (сверчки, цикады, кузнечики). Восприятие ультразвука в диапазоне частот до 100 кГц обнаружено у многих грызунов. Известно, что и собаки слышат такие колебания. Этим пользуются при подаче служебным собакам сигналов, которых не слышат окружающие люди.

Применение ультразвука

      Метод определения расстояний до различных предметов и обнаружение месторасположения с  помощью звуковых волн  называется эхолокацией.                                                                                                            

      Ультразвук называют дробящим звуком, так как его действие приводит к образованию эмульсий (если раздробленное вещество - жидкость) или суспензий (если раздробленное вещество - твердое тело). При помощи ультразвука можно смешать масло с водой, ртуть с водой. Это свойство ультразвука используют в фармакологии для приготовления лекарственных препаратов.

      Ультразвук оказывает значительное физиологическое воздействие на живые организмы. Например, воздействие ультразвуком на семена некоторых растений стимулирует их развитие и увеличивает урожайность. С другой стороны, некоторые организмы (инфузории, головастики) погибают под

 действием ультразвукового излучения.                      

      УЗИ (ультразвуковое исследование) микроструктуры органов и тканей позволяет выявить многие патологии на ранних стадиях заболеваний.

      Успешно применяется ультразвуковая хирургия. В ортопедии, например, проводится безоскодочная резка и сварка костей.

      Ультразвук нашел применение в глазной хирургии при высокоточных операциях на хрусталике. УЗИ используется при наблюдении за состоянием плода за несколько месяцев до рождения. Подобная методика позволяет с известной степенью точности определить пол будущего ребенка и проследить за всеми стадиями его развития.

      При помощи ультразвука осуществляется неразрушающий контроль изделий из твердых материалов, звуковидение. Важную роль играет ультразвук и в гидроакустике, поскольку звук является единственным видом волн, хорошо распространяющихся в морской воде.

 Приложение 2

Инфразвук

     Жители морских побережий давно заметили, что многие морские птицы и животные заблаговременно узнают о приближении шторма. Дельфины заплывают за скалы, пингвины ложатся на снег и вытягивают свои клювы в направлении, в котором должна прийти метель, медузы задолго до приближения шторма спешат укрыться на большой глубине. Причина этих и подобных явлений кроется в том, что некоторые животные способны улавливать недоступные уху человека инфразвуковые колебания. Инфразвук - звук частотой ниже 16 Гц. В природе инфразвук возникает из-за вихревого движения воздуха в атмосфере или в результате медленных колебаний различных тел. Из-за малого поглощения и рассеяния инфразвук может распро­страняться на огромные расстояния. Известно, что звуки извержений вулканов, атомных взрывов могут многократно обходить вокруг земного шара, сейсмические волны могут пересекать всю толщу Земли.                          Всякий очень громкий звук несет с собой, как правило, и инфразвуковую составляющую. При этом инфразвук с высоким уровнем интенсивности оказывает вредное воздействие на человеческий организм. При воздействии инфразвука на частотах 4-8 Гц человек ощущает перемещение внутренних органов, на частотах 12 Гц - приступ морской болезни.

Применение инфразвука

     Вместе с тем инфразвук вследствие большой дальности распространения нашел полезное применение при определении места извержения вулканов или взрыва, при исследовании океанической среды и верхних слоев атмосферы. Анализ инфразвукового измерения подводных извержений позволяет предсказать цунами за 15 часов до наступления шторма.

 

Приложение 3

Как звук воспринимается животными и насекомыми

   Каждый из вас бывал в лесу, и вы слышали, что все вокруг заполнено звуками. Без ушей в лесу не прожить. Уши помогают найти друзей, спастись от врагов, поймать добычу. Каждое животное слышит по-разному.

    У кузнечика уши не на привычном для нас месте – не на голове, а на ногах слуховой орган кузнечика расположен на голени, чуть ниже “колена”. Две узенькие щелочки ведут во внутреннюю довольно обширную полость, в которой расположен, так называемый, тимпанальный орган. Он построен по типу нашей перепонки, колебания которой передаются к слуховым нервам.

   У многих бабочек, мотыльков, у цикад, саранчи и некоторых водяных клопов, они располагаются по обеим сторонам, сразу же за грудкой или на самой грудке.

   В основании усиков насекомых, находятся особые джонстоновые органы. Контролирующие полет, регистрацию скорости и направление, но у комаров джонстоновые органы воспринимают и звук. Усик вибрирует в унисон со звуковыми колебаниями определенного тона. Джостонов орган возбуждает и передает в мозг соответствующие сигналы. И так у комаров, мух, пчел, усики построены так, что могут чувствовать звуки. Значит, эти насекомые слушают свои песни не ушами, а усами!

    Нет ушей и лягушек. Ухо лягушки – это круглые отверстия, так же затянуты барабанной перепонкой. От звука она дрожит, и эту дрожь чувствуют специальные слуховые нервы лягушки. При издавании звуков горло лягушки оттягивается, что способствует усилению звука. Кроме внутреннего, у амфибий появляется еще и среднее ухо. Появляется и первая слуховая косточка – стремечко.

    Поговорка «нем как рыба» оказалась опровергнутой. Рыбы очень общительны. Звуки одних рыб напоминают свистки футбольных судей, других – стрельбу из винтовки или пистолета, а кое-кто шумит, словно мотоцикл, или издает хлопки. Одна лишь акула всегда молчит.

    А вот змеи практически глухие. Среднее ухо у них упрощено, наружное ушное отверстие и барабанная перепонка отсутствуют. Зато они всем своим телом чувствуют сотрясение земли под ногами идущего человека – поэтому и кажется, что они его слышат.

    Многие птицы очень хорошо слышат. Барабанная перепонка располагается у них не на поверхности головы, а на дне особого слухового прохода, наружное отверстие которого иногда бывает, окружено кожными складками - предшественниками наружного уха. Среднее ухо содержит единственную слуховую косточку - стремечко. У птиц, по сравнению с предшествующими группами, значительно лучше развита улитка. Тонкий слух и способность дифференцировать звуковые сигналы хорошо согласуется со способностью птиц издавать разнообразные звуки, несущие определенную информацию.

     У всех млекопитающих слух очень развит, у них появляется наружная раковина. Поразительно работают уши у собаки. Она, например, может слышать звуки, которые более чем в 100 раз тише: уровень их приближается к уровню шумов теплового движения молекул воздуха.

Приложение 4

Шум и борьба с ним

     По действию, производимому на нас, все звуки делятся на музыкальные звуки и шумы. Чем они отличаются друг от друга? Чистый музыкальный звук всегда имеет определенную частоту. Шум – это множество самых различных, одновременно несущихся звуков.

    Шум (особенно громкий) вредно отражается на здоровье и трудоспособности людей. Продолжительное действие шума вызывает утомление. В природе громкие звуки редки. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение. Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, шум прибоя приятны человеку. Они успокаивают, снимают стресс.

     Длительный шум неблагоприятно влияет на органы слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток.

    Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления – децибелах:. 20-30 децибел – безвредно для здоровья

 80 – допустимая граница

 130 – вызывает у человека болевые ощущения в ухе и даже чувствует кожей

 150 – непереносимость ( в средние века “ казнь под колоколом”)

       Развивая технику, человек заменяет труд человека работой машин. А это влечет увеличения шума. Следовательно, открываются и новые пути борьбы с ним.

      Моторы, машины закрываются оболочками, поглощающими звук. Телефонные будки обиваются прессованными плитками. Ставятся особые фундаменты.    Двойные стены, двойные или даже тройные окна. Но защититься от внешнего шума очень трудно.


Приложение 5

Приложение 6

        


Приложение 7

Физический диктант  ученика ___________________________________________

  1. Распространяющиеся в пространстве колебания частиц среды называются…
  2. Звуковые волны распространяются в …….
  3. Продольные волны могут распространяться в ………. среде.
  4. Любые волны характеризуются……., ………, ……… .
  5. Ультразвук – это колебания с частотой………… .
  6. Инфразвук – это колебания с частотой …………. .
  7. Звук – это……………волна.
  8. Колебания,  возникающие в упругой среде с частотой от 20Гц до 20кГц, называются……………………. .
  9. Источником звука является…………….. .
  10. 2 космонавта находятся в космическом пространстве. Услышат ли они друг друга?  (да, нет)

Приложение 8

Рефлексия

Фамилия,

имя

Что знал?

Что узнал?

С чем не согласен?

Что непонятно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по физике в 9 классе " Интерактивные лабораторные работы - постоянный электрический ток"

Данный программный продукт является современным средством обучения, позволяющим по-новому организовать учебный процесс. Программа позволяет провести эксперимент в условиях, максимально приближенных к ...

Методическая разработка урока по физике "Физика в стакане чая"

Урок, связанный с поварским искусством, повторительно-обобщающий урок по разделу «Молекулярная физика»  проводится в виде «чайной церемонии». На этот урок можно пригласить мастера производственно...

Методическая разработка урока по физике в 9 классе "Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны"

На уроке учащиеся познакомятся с механизмом образования волны, основным свойством бегущей волны. Узнают виды волн, в чем их отличие друг от друга; будут приведены примеры волновых явлений в природе, п...

Методическая разработка урока по физике на тему:«Звук. Источники звука» для 9 класса

Урок на тему «Звук. Источники звука» предназначен для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы.Актуальность данного урока обусловлена тем, что с таким явлениям, как звук, мы пос...

Методическая разработка урока по физике на тему«Звук. Источники звука» для 9 класса

Задачи урока:- расширение новой понятийной базы: акустика, среда распространения звука, источники звука (естественные и искусственные), ультразвук, инфразвук;- овладение умением сопоставлять экспериме...

Методическая разработка урока по физике.11 класс. Тема урока: "Волновые свойства света"

О природе света люди задумывались давно. И только в 17 веке практически одновременно возникли две противоположных теории объясняющих природу световых явлений: корпускулярная и волновая. Основоположник...

Методическая разработка урока по физике в 7 классе" Сложение сил, действующих по одной прямой и их графическое изображение. Центр тяжести тела." Урок интегрированный: физика и литература

Цели: 1)обучающая: изучение сил, действующих по одной прямой, изучение понятия центра тяжести;2) развивающая: развивать память, логическое мышление, умения анализировать и применять знания в новой сит...