Методические разработки по модулю "Геология как наука" для профильного курса географии в 10-11 классах
методическая разработка по географии (10 класс) на тему

Михеева Елена Владимировна

В папку "Геология как наука" входят четыре презентации,  проверочный тест  с ответами, два практических задания и геологический понятийный диктант.

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Геологический понятийный  диктант.

1. Наука, изучающая состав, строение и историю Земли.

2. Как называется наука о минералах?

3. Наука о кристаллическом строении вещества.

4. Науки о горных породах, слагающих земную кору.

5. Наука об образовании и развитии рельефа.

6. Эта наука изучает новейшие геологические образования.

7. Какая наука изучает структуру земной коры?

8. Эта наука рассматривает физико – географические условия древних эпох.

9. Как называется наука, которая изучает геологическое летоисчисление?

10. Методы определения относительного возраста горных пород.

11. Эти методы определяют абсолютный возраст горных пород.

На слайде понятия:

1. Свинцовый и радиоуглеродный

2. Палеогегография

3. Геология

4. Геотектоника

5. Геоморфология

6. Палеонтологический и стратиграфический

7. Геохронология

8. Минералогия

9. Геология четвертичных отложений

10. Петрография и литология

11. Кристаллография

Ответы:  

1 - 3

 2 - 8

 3 - 4

 4 - 10

5 - 5

6 - 9

7 - 4

8 - 2

9 - 7

10 - 6

11 - 1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

К вопросу  о месте географии в профильном обучении старшей школы.

Чрезвычайно важно уже на данном этапе введения профильного обучения показать мировоззренческое значение школьной географии, роль этого школьного предмета в развитии человека, в подготовке учащихся к работе и жизни в новых экономических условиях. Важно уже сейчас определить место географии в профильном обучении. Нужно более тщательно проработать содержание географического образования в профильном обучении, доработать проект Стандарта с учетом общепринятой Концепции и готовить программы и учебники для профильного обучения. Но нельзя забывать и о том, что школьники должны сдавать ЕГЭ по географии для поступления в ВУЗы и получения профессионального образования.  В настоящее время школьная география может предложить для включения в профильные учебные планы в качестве элективных курсов основы геологии, коммерческую географию, медицинскую географию, природопользование, картографию и т. д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Обоснование необходимости уделить большее внимание изучению геологии в средней школе.

Геология имеет все основания занимать достойное место в образовательном процессе. Она способствует формированию научного мировоззрения, осознанию взаимосвязи наук, повышению экологической грамотности, осознанному выбору специального образования. Отвечая за обеспечение общества минеральными ресурсами, она имеет исключительное практическое значение.

 Причинно-следственные связи феноменов биологии и географии корнями уходят в геологию. Геологические процессы имеют химическую, физико-химическую и физическую природу, но они не сводятся к отдельным законам этих наук, а носят более общий характер, выражающийся в особой форме движения, которую философы называют планетарной или геологической. Формирование современного научного мировоззрения на базе фундаментальных естественных наук без геологии вряд ли возможно.
Базовые геологические знания включены во все школьные естественнонаучные предметы: ботанику, зоологию, общую биологию, химию, природоведение и, конечно, в географию. В курсе биологии рассматривается эволюция жизни на Земле и, в связи с этим, геохронологическая шкала, а также круговорот некоторых химических элементов. Основные особенности химического и минерального состава земной коры рассматриваются в курсе химии. Однако знания эти отрывочны, неполны.

Анализ общеобразовательных программ по географии для средней школы показывает, что они предусматривают в основном географические знания о поверхности Земли, её географической оболочке, внешних экзосферах Земли — атмосфере, гидросфере, биосфере, а также техносфере. Их литогенная основа (литосфера, её строение, история развития, процессы формирования и т.п.) в школьных общеобразовательных программах изучается в незначительных объемах либо не изучается вовсе.
Но дополнить и объединить сведения из геологии в единый курс надо.  Школьные учебники по геологии, отвечающие общеобразовательным или разноуровневым программам, отсутствуют, программ и методик нет. И то, что будет разработано, должно учитывать общее содержание школьного образования.
Школьникам даются только отрывочные начальные геологические сведения, объем которых явно недостаточен.
Геологической составляющей образования уделяется незаслуженно малое внимание. Между тем незнание или недооценка геологических процессов, происходящих в недрах Земли, не только лишает комплексного знания о мире, но и, как следствие, влечет за собой серьезные технические и экологические катастрофы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Горные породы и минералы. Практическая работа.

Слайд 2

Цель работы: Научиться определять свойства минералов и горных пород; Уметь делать вывод о сходствах и различиях между минералами и горными породами.

Слайд 3

Ход работы: Рассмотрите коллекцию минералов. Определите для каждого минерала цвет (металлический, неметаллический), прозрачность, твёрдость. Результаты занесите в таблицу.

Слайд 4

Заполните таблицу: Название минерала Цвет Блеск Прозрач-ность Твёрдость

Слайд 5

Сделайте вывод, чем минералы отличаются друг от друга и что между ними общего.

Слайд 6

Рассмотрите коллекцию горных пород. ОПРЕДЕЛИТЕ ДЛЯ КАЖДОЙ ГОРНОЙ ПОРОДЫ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ЦВЕТ, БЛЕСК И ТВЁРДОСТЬ. РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЕСИТЕ В ТАБЛИЦУ. Сделайте вывод, чем отличаются горные породы и в чём их сходство. Сделайте вывод, в чём сходство и различие горных пород и минералов.

Слайд 7

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ: НАЗВАНИЕ ГОРНОЙ ПОРОДЫ ОСОБЕННОСТИ Происхож-дение Цвет Блеск Твёрдость



Предварительный просмотр:

Практическое задание.

Заполните таблицу «Взаимосвязь тектонических структур и форм рельефа на территории России».

Формы рельефа

Тектонические структуры

Полезные ископаемые

Восточно – Европейская равнина

Западно – Сибирская равнина

Среднесибирское плоскогорье

Горы Хибины

Алданское нагорье

Урал

Кавказ

Срединный хребет

Сделайте вывод о взаимосвязи тектонических структур, форм поверхности и размещении полезных ископаемых на территории России.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия "Межпредметный интегрированный урок "Химия-Биология-География": "Пресная вода" 8-11 класс"

Средняя общеобразовательная школа № 594 Московского района Санкт-Петербурга работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающимися индивидуально (домашнее обучение). Дети ст...

Методическая разработка урока по дисциплине «Практика устной речи» для учащихся 11-х классов в рамках профильного обучения по теме «Проблемы окружающей среды»

 Данный урок - один из уроков по дисциплине «Практика устной речи» для учащихся 11 классов в рамках профильного обучения по теме «Проблемы окружающей среды»....

Программа профильного курса для учащихся 7-8 классов. Название курса: "Человек в окружающем мире."

Программа «Человек в окружающем  мире» имеет   естественнонаучную  направленность. Программа ориентирована на профильные классы, где учащиеся готовы углублять и расширя...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Практические работы на уроках «Профильного труда (цветоводство)»

Одной из важнейших задач обучения является подведение учащихся к самостоятельному использованию знаний, применению их в жизни. Образовательная функция практических работ заключается в приобретении, уг...

Методическая разработка Раздаточный материал (практические работы) к курсу географии 9 класс

Методическая разработка Раздаточный материал (практические работы) к курсу географии 9 класс...

Методическая разработка "Работа с географической картой на уроках географии в 5-6 классе"

Методическая разработка "Работа с географической картой на уроках географии в 5-6 классе"...