Методическая разработка по географии 6 класс.Образовательная система "Школа-2100."Рельеф литосферы"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Проблмно-диалогический урок с использованием разных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka1.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Конспект открытого урока по географии в 6-м классе на

   городском семинаре по образовательной системе «Школ2100»

учителя географии Дидковской Елены Петровны

ГБОУ школы №135 Выборгского района Санкт-Петербурга

            Дата урока:

            Тема урока: « Рельеф литосферы»

               Место урока в системе: изучение нового материала.

               Цель урока: сформировать систему знаний о рельефе Земли и его особенностях.

               Задачи урока:

                  1.  Образовательные:

     - сформировать представление о рельефе как о постоянно меняющемся под влиянием            внутренних и внешних процессов компонентов природы.

     - обобщить знания и представления учащихся об особенностях рельефа Земли и рельефа океана.

    - закрепить основные навыки и умения работы с картой и атласом.

                 2.   Развивающие:

         - способствовать развитию логического мышления у учащихся (анализ. обобщение,   сравнение).

         - создать условия для развития познавательного интереса к предмету.

                 3.   Воспитательные:

   - содействовать формированию у учащихся целостной картины мира.

   - -продолжать развивать чувство патриотизма.

          Тип урока:  комбинированный ( изучение нового материала с элементами повторения и систематизации знаний)

          Форма урока: комбинированная

          Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, работа в паре.

           Возрастная категория: 6 класс

          УМК:

              1.В.А.Кошевой, И.В.Душина, А.А.Летягин, А.А.Лобжанидзе. «География : 6 класс  Мир Земли»-Издательство «Баласс», Москва,2010;

              2.Географический атлас для 6 класса, издание ПКО «Картография», М., 2010.

              3. Рабочая тетрадь

              4. ЭОР.

           Средства наглядности:

              1.презентация к уроку;

              2.иллюстративный ряд

           Оборудование: физическая карта мира, физическая карта России, контурная карта полушарий, атласы, карточки с названиями форм рельефа, компьютерная презентация, словарь географических терминов и определений.

           Технологии:

               1.Проблемно-диалогический подход;

               2.ЭОР.Программа power Point.

 Содержание учебного материала

Анализ

Учитель (наиболее типичные действия, фразы диалога с учащимися)

Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Проблемная ситуация

Слайд 1

Посмотрите на доску. Что вы видите?

Чем они отличаются?

Что мы можем узнать по физической карте полушарий? С помощью чего?

Что обозначают условные знаки на физической карте полушарий?

Вспомните, как называются неровности на поверхности Земли?

Физическую карту полушарий и контурную карту полушарий.

С помощью условных знаков.

Разные формы неровностей поверхности Земли.

Все неровности земной поверхности называются рельефом.

Актуализация и определение темы урока

Побуждение к осознанию

Побуждение к проблеме

Проверим по словарю терминов, правильно ли мы дали определение рельефу.

Рельеф является одной из важнейших характеристик литосферы.

Что обозначает характеристика, что она в себя включает?

А что называется литосферой?

Из чего состоит литосфера?

Чем отличаются два типа земной коры?

Хребтами горбились породы,

Взрывались, плавились, кипя,

И миллионы лет природа

Лепила самоё себя. Слайд 3.

О чём говорят эти строчки?

Теперь внимательно посмотрите на картины. Что на них изображено? Слайд 4 

Какой у вас возникает вопрос при рассмотрении картин?

Какая сегодня будет тема урока?

Что мы знаем по этой теме?

Что нам нужно узнать по этой теме?

Один ученик зачитывает определение.

Твёрдая оболочка Земли, которая включает в себя земную кору и пластичную, верхнюю часть мантии. Слайд 2. Количеством и толщиной слоёв.

Рельеф не остаётся неизменным.

Горы и равнины.

Чем и почему отличатся горы и равнины? Почему рельеф разнообразный?

«Рельеф литосферы» Слайд 5

Какие бывают равнины, горы.

Чем они отличаются, как они образуются и меняются?

Поиск решения

Термин

Определение

Промежуточный контроль

По размеру различают самые разные формы рельефа. Какие самые крупные формы рельефа? Ответьте на этот вопрос, ознакомившись с содержанием учебника.

Какие выделяют более мелкие формы рельефа?

Попробуйте сами, без учебника, сказать, что такое равнины.

А теперь сравним с определением, которое вы прочитаете в учебнике.

Рассмотрите две картины и ответьте, на что вы не обратили внимание, когда давали своё определение? Слайд 8

На территории какой равнины мы с вами проживаем? Найдите её на карте. Отметим эту равнину на контурной карте.

Посмотрите на карту – каким цветом изображена эта равнина? Везде ли этот цвет сохраняется? Как вы думаете – прочему здесь встречаются разные оттенки цветов?

Попробуйте найти на карте равнину, которая изображена только одним цветом?

Какие критерии характеристики можно ещё использовать при описании равнин?

Как вы думаете, какая равнина самая большая по площади?

Найдите ответ на вопрос в учебнике.

На территории Росси тоже находится одна из больших равнин Земли.

Посмотрите на схему в учебнике на странице 63. Какие названия вы встречаете?

Чем они отличаются?

Каким цветом изображаются эти объекты на карте?

Найдите на карте полушарий и карте России объекты с такими названиями и подпишите их на контурной карте.

Чем отличаются плато от плоскогорья? Найдите ответ в тексте учебника и по схемам на странице 64.

Крупные формы рельефа – выступы материков и впадины океанов. Слайд 6.

Горы и равнины, холмы, долины, бугры и овраги, кочки и борозды.

Версии.

Равнинами называют обширные и довольно ровные участки земной поверхности. Слайд 7

На одном рисунке плоская равнина, на другом – холмистая. Мы не обратили внимание на то, что равнины отличаются небольшими перепадами высот и малыми уклонами.

Восточно-Европейская.

Равнина холмистая, не ровная.

Площадь равнины.

Амазонская равнина. Слайд 9

Выступление ученика об Амазонской равнине.

Западно-Сибирская. Слайд 10 Выступление ученика о Западно-Сибирской равнине.

Плато, плоскогорье, возвышенность, низменность.

Высотой.

Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье Слайд 11

Низменности – тёмно зелёным. Возвышенности – жёлтым, плоскогорья – светло-коричневым.

Термин

Промежуточный контроль.

Побуждение к проблеме

Теперь попробуем самостоятельно определить, что такое горы.

Прочитайте определение в учебнике.

Попробуем обозначить части горы – вершину, склон и подошву, что они обозначают?

Каким цветом изображаются горы на карте?

Можем ли мы по цвету определить высоту гор?

А как найти высоту вершины гор? Посмотрите внимательно на карту.

А какая гора является самой высокой?

Попробуем найти на карте низкие, средние и высокие горы и обозначим их на контурной карте.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.

Пушкин «Кавказ»

По современным оценкам, Кавказские горы начали подниматься более 15 млн. лет назад, т,е. задолго до того, как появился человек. Предлагаю вам рассчитать, какой должна была бы быть высота гор при скорости подъёма 10 мм в год.

Но ведь гор с такой высотой не бывает, а средняя высота Кавказа 2000-3000 м. Чем это объяснить?

Версии

Горой называется высокое поднятие с чётко выраженными склонами, подошвой и вершиной. Слайд 12

Варианты: вершина – самая верхняя часть, подошва – самая нижняя часть, склон – расстояние между подошвой и вершиной. Слайд 13

Джомолунгма 8848 м. Слайд 14

Выступление ученика о Гималаях.

Разная высота. Слайд 15

Низкие горы до 1000 м – Северный Урал,

Средние горы – 1000-2000 м – Карпаты, Аппалачи,

Высокие горы – выше 2000 м – Гималаи, а на территории России самые высокие горы –Кавказ.

Слайд 16

Слайд 17

15 км

Версии

Промежуточные выводы

Познакомившись с равнинами и горами, ответьте, используя карту, какая из этих форм рельефа является преобладающей на Земле.

Равнины, так как занимают большую площадь суши. Слайд 18

Мы с вами рассмотрели рельеф суши – горы и равнины. Подумайте, чем же отличаются горы от равнин?

Что изменяет форму и высоту гор и равнин? Докажите!

Горы выше, сильнее расчленены, имеют большие перепады высот. Равнины – слаборасчленённые участки с различием относительных высот не более 200 м.

Внешние и внутренние силы. Рельеф является результатом взаимодействия внутренних и внешних сил Земли.

Теперь рассмотрим рельеф дна Мирового океана. Слайд 19

Рассмотрим рисунок на странице 66 учебника. Какие формы рельефа вы можете назвать?

А есть ещё горы?

Вспомните название самой высокой вершины Земли. Оказывается есть горы ещё выше. Это гора Мауна-Кеа в Тихом океане. Слайд 20

Как меняется рельеф дна океана от берега в глубину океана? Слайд 19

Найдите в учебнике название самой глубокой впадины и обозначьте её на карте.

Как мы можем определить глубину океана?

Срединно-океанические хребты, которые проходят посередине океана.

Да, вулканические острова.

Выступление ученика о Мауна-Кеа.

Шельф или материковая отмель до 200 м. Материковый склон до 3000-3500м. Глубоководные желоба – узкие впадины.

Марианская впадина 11022 м. Слайд 21

Слайд 22

По окраске.

Домашнее задание

Выполнить работу в рабочих тетрадях на странице, прочитать параграф 13, приготовить сообщения или презентации о любой форме рельефа.

Слайд 23

Выводы

Какое новое знание мы сегодня получили?. Достигли ли мы поставленной цели и решили ли проблему урока? Сделаем выводы.

- Основные формы рельефа материков – равнины и горы, а крупнейшие формы рельефа – выступы материков и впадины океанов.

- Горы по высоте делятся на низкие, средние и высокие.

- Равнины делятся на низменности, возвышенности и плоскогорья.

- Главная причина разнообразия рельефа литосферы – взаимодействие внутренних и внешних процессов.

Чтобы закрепить новые знания я предлагаю вам заполнить таблицу

Абсолютная высота, м

Форма рельефа

Тип рельефа

Примеры

0-200

200-500

Выше 500

Прикаспийская

Среднерусская

Среднесибирское  

500-1000

1000-2000

Более 2000

Северный Урал

Аппалачи

Кавказ

Слайд 24

Слайд 25

               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 7 классе "Литосфера Земли"

Данная разработка метаурока дл 7 класса преследует следующие цели:Образовательные: об-ся узнают гипотезы о движении земной коры и её строении; научатся анализировать карту строения земной коры; смогут...

Методическая разработка урока по теме "Литосфера"

Методическая разработка урока по теме "Литосфера" 6 класс...

«Литосфера» Методическая разработка темы образовательной программы /География. Начальный курс. 6 класс/

В своей работе по предмету география  использую Программу основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин. Москва «Дрофа&raqu...

Методическая разработка урока на тему "Литосфера".

Методическая разработка урока по географии 6 класс на тему <Литосфера>.Тип урока: индивидуально-командная географическая игра....

Методическая разработка «Учебно-практические задания по географии частично-поискового типа к уроку обобщения по темам «Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера»

Методическая разработка «Учебно-практические задания по географии частично-поискового типа к уроку обобщения по темам «Литосфера», «Гидросфера», «Атм...