Формирование познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении географии
материал на тему
авторская работа по методике преподавания географии может стать полезной коллегам для повышения квалификации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
авторская работа по методике географии | 74.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание.
Введение.
1.Теоретические основы формирования познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении географии .
1.1.Сущность личностно ориентированного обучения.
1.2.Формы , методы осуществления познавательной активности . 1.3.Познавательный интерес в обучении географии.
1.4.Особенности условий стимулирования познавательной активности.
2.Практическое обоснование проекта . Из опыта работы учителей по вопросу познавательной активности.
3.Апробация проекта . Опытно-экспериментальная работа по стимулированию познавательной активности в личностно ориентированном обучении географии
4. Учебные задания как средство формирования познавательной активности.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Введение.
Актуальность.
В условиях модернизации образования: переход массовой школы к реализации инновационных технологий обучения главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, без формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Развитие познавательной активности учащихся относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения, как деятельности, зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Анализ собственной педагогической деятельности показал, что,с одной стороны у большинства обучающихся есть интерес к географии, но сформировался стереотип отношения к предмету, как к «легкому», следовательно , не требующему особых усилий для изучения. Это приводит к тому, что знания по предмету у многих учащихся отрывочны и поверхностны.
Таким образом, обостряются противоречия между:
- природной любознательностью ребенка и его фактической пассивностью на уроках;
- новыми требованиями к выпускникам школ в свете ФГОС и традиционной системой образования.
- Объем изучаемого материала увеличивается, а количество часов –нет;
- При низкой мотивации к обучению ,требования к подготовке выпускника высокие;
- Требования программы единые ко всем обучающимся, а возможности детей различны.
Цель .
Необходимость разрешения названных противоречий определило цель проекта: Повысить качество знаний обучающихся и мотивацию к учебной деятельность по географии за счет использования личностно ориентированных педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность
Объект исследования - процесс формирования познавательного интереса и активности обучающихся на уроках географии
Предмет исследования – технология формирования познавательного интереса и активности обучающихся в контексте деятельностного подхода.
Задачи:
Изучить состояние проблемы в теории и практике образования
- Используя специальные диагностические методики, выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.
- Произвести отбор педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность школьников.
- Разработать систему применения этих технологий.
- Внедрить эту систему на практике.
- Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта
Гипотеза исследования
При правильном использовании системы личностно ориентированных педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, значительно повысится уровень учебной мотивации, а значит, качество образования
Методы исследования
- теоретические методы (анализ философской, научной педагогической, психологической и методической литературы; анализ образовательных стандартов, программ, учебников для обучающихся 8-9 классов, с целью выявления потенциальных возможностей деятельностного подхода в реализации проекта; изучение нормативной и программно-методической документации РФ об образовании);
- эмпирические методы (наблюдение, тестирование, опросы, анкетирование, анализ результатов учебной деятельности школьников);
- сравнительный метод.
1.Теоретические основы формирования познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении географии .Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящегося к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Технологии личностной ориентации пытаются найти методы, приемы, средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка. Используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, в том числе технические, корректируют содержание образования.
1.1.Сущность личностно ориентированного обучения.
Личностно – ориентированное обучение должно обеспечить развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей. Урок как педагогическую систему определяют цели, которые связаны с развитием личности учащихся. В личностной ориентации урока можно выделить 2 направления:
1.Выявление и удовлетворение потребностей и запросов каждого ученика. 2.Формирование ценностей, рассматриваемых как средство адаптации к жизни.
Каждый прием, который использую для работы учащихся на уроке и вне его, отражает деятельность ученика на определенном этапе своего развития. Приемы, использованные в учебной деятельности, обеспечивают знакомство
с новым материалом, отработку предметных знаний и навыков, уяснения смысла понятий и терминов, а также позволяет диагностировать уровень развития необходимых ресурсов учебного успеха.
Задания повышенной сложности и практические работы выполняются по алгоритму.
Личностно-ориентированное обучение- это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
В личностно-ориентированном образовании знание всегда личностно окрашено, оно обретает личностный смысл. Обучаемому сначала нужно понять, зачем ему это знание, как оно связано с его индивидуальными мотивами, принять знание через постановку учебной задачи и только на этой основе освоить его как часть сознания.
В личностно-ориентированном образовании субъективно осваиваемое знание целостно и системно, проблемно и открыто, что предполагает возможность его развития.
В качестве единицы деятельности выступает не отрезок усвоенного учебного материала, а шаг в развитии обучаемого. Научить детей разумно учиться, сформировать у них для этого нужные привычки и в особенности привычку постоянно учиться в широком смысле слова, размышлять над увиденным и услышанным, правильно оценивать это увиденное и услышанное – это даже более важно, чем усвоение тех или иных знаний.
Ученик в учебном процессе выступает с позиции исследователя, творца, способного к рефлексивному рассмотрению собственных действий.
Реализация идей личностно-ориентированного обучения в школьной
географии означает создание каждым учеником личностно-значимого образа
мира, основанного на его собственном, субъективном опыте.
Цель учителя – вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить инстинкт познания. Личность развивается в процессе собственной деятельности. В учебном процессе главной является познавательная деятельность. Активным субъектом в процессе познавательной деятельности является сам обучающийся. В связи с этим он должен обладать желанием и умением учиться. Желание учится, не проявляется само собой, его надо целенаправленно формировать.
Школьная география занимает активную позицию в педагогике развития. Ее уникальное положение в современной системе образования, где она играет
роль «мостика» между естественными и общественными науками, предоставляет ей огромные возможности. Географические знания - основа любой профессии. Благодаря своему мировоззренческому и интегративному характеру школьная география продолжает формировать комплексное и системное представление о Земле, позволяющее отнести ее к числу классических школьных предметов, на которые ложится ответственность за формирование у школьников умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире. Поэтому обучение географии является благодатной почвой для применения личностно ориентированных технологий . Таким образом, личностно ориентированное обучение позволит:
1. повысить мотивированность учащихся к обучению;
2. повысить их познавательную активность;
3. построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и
активизацию творческой, познавательной деятельности;
4. создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;
5. дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;
6. создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;
7. вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;
8. отследить динамику развития учащихся;
9. учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.
1.2.Формы , методы осуществления познавательной активности . Обучение в школе – это совместная деятельность, которая должна научить учащегося навыкам сотрудничества, сотворчества.
Данная проблема привлекает ещё тем, что позволяет соединить элементы других технологий в обучении: технологию опережающего обучения, технологию дифференцированного обучения и др.
Главное в этих технологиях – это идея совместной развивающей деятельности учителя и учащихся, взаимопонимание, общий анализ хода и результата. В реализации этой идеи появляется возможность учителю помочь развивать у учащихся познавательный интерес на уроке. Основой совокупности компетентностей выпускника являются ключевые компетенции. Они выполняют интегративную роль, объединяя знания, интеллектуальную, ценностную и практическую составляющую.
Интеллектуальные, ,методологические, мировоззренческие ценностные, коммуникативные компетенции являются эффективными для успешной
профессиональной деятельности. Обобщенные знания, проявляющиеся в умении решать жизненные и профессиональные проблемы, в способности к общению, в подготовке в области информационных технологий.
1.3. Познавательный интерес в обучении географии.
Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Но зайдите в разные школы: их учащиеся по-разному, с интересом и без него, с уважением и с пренебрежением отзываются об одних и тех же школьных предметах. Неоднозначность оценки встречается и при упоминании географии: от равнодушия до живого интереса и сомнительной убежденности в необходимости глубокого изучения.
Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения, которые не всегда, к сожалению, реализует школьный учитель.
Обучая своему предмету, учитель сознательно или невольно формирует у учащихся осознанное отношение к этому предмету, и это отношение становится важным результатом его работы, от него во многом зависит качество овладения самим предметом. Как правило, учащиеся выражают свое отношение к предмету четко и кратко: «интересно» - «неинтересно». И такой отзыв может служить для учителя одним из критериев оценки своей работы, ведь познавательный интерес ни в коем случае, не противопоставляется понятиям долга и учебных обязанностей.
Процесс формирования познавательного интереса к предмету географии должен происходить под влиянием многих факторов, но учителю необходимо выявить наиболее существенные из них.
География уже сама по себе содержит много интересного, увлекательного и занимательного. Однако для активизации познавательной деятельности школьников стремлюсь, чтобы не только географическая информация была интересной, но и сам процесс ее получения.Вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к числу актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Их особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно – преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.
Одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательной активности к предмету. Систематически укрепляя и развивая познавательную активность, можно добиться того, что она станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под ее воздействием приобретут особую активность и направленность.
1.4.Особенности условий стимулирования познавательной активности.
Естественная потребность учащихся проявить самостоятельность, познать новое, проверить свои знания далеко не всегда удовлетворяется, что не способствует закреплению положительной мотивации, превращению ее в устойчивые внутренние стимулы. В этих условиях возникает необходимость не только преумножать средства активизации, но и объективно их оценивать, выявляя те педагогические воздействия и материальные объекты, которые оказывают на самостоятельную познавательную деятельность длительное
устойчивое воздействие. В процессе диагностики внешних и внутренних стимулов, выявления их эффективности следует опираться не только на личные наблюдения, но и учитывать мнения учащихся. Оценка учащихся, в частности, дает возможность определить наиболее значимые для них стимулы, а также антистимулы самостоятельной деятельности и учитывать эти данные при организации самостоятельной работы на уроке. Для повышения эффективности стимулирования деятельности необходимо выявить, какие педагогические условия должны создаваться в процессе обучения, чтобы внешние стимулы, используемые учителем, превращались в устойчивые мотивы самостоятельной деятельности не только “благополучных” учеников, но и тех, кто отстает в учебе или считается трудновоспитуемым. С другой стороны, наличие положительных мотивов у учащихся не всегда является показателем того, что они стали внутренними стимулами. Такие школьники, как показывают наблюдения, активно включаются в самостоятельную работу, с готовностью выполняют задания учителя, но и сами в тоже время не могут проявлять интеллектуальной и практической инициативы. Поэтому нужны дополнительные стимулы, а точнее - система стимулов, приводящая в движение мотивы, придающая им определенную направленность и действенность. Самостоятельная познавательная активность может продолжаться и при организации таких форм работы, как консультации, дополнительные занятия, собеседования, семинарские занятия. Здесь создаются более благоприятные условия для использования индивидуальных занятий, которые как стимул, высоко оценены школьниками. Средние и слабые ученики с помощью учителя могут успешно преодолевать такие антистимулы, как “сложность задания”, “недостаток времени”.
2.Практическое обоснование проекта . Из опыта работы учителей по вопросу познавательной активности.
Данный вопрос не является новым – его изучали многие педагоги ,издано достаточно литературы. Изучив опыт работы некоторых педагогов по сходным темам, можно проследить некоторые общие тенденции. Например, одним из предложений , выдвинутых Ю.К. Бабанским в научных трудах является усиление мотивации учения школьников и целенаправленное интенсивное развитие личности, её творческого потенциала. Поэтапное формирование умственных действий предлагается в работах П. Я. Гальперина. Теорию проблемного обучения М. И. Махмутова;
Интересной и близкой к идее опыта считаю теорию развития познавательных интересов Г.И.Щукиной, модель которой такова: разминка-развитие психических механизмов выполнения частично поисковых задач-решений творческих задач .Также имеет значение технология развивающего обучения В.В.Давыдова, З.И.Калмыковой ,теория активизации учебной деятельности учащихся Т. И. Шамовой, а также технологии адаптивной системы обучения, разноуровневого и игрового обучения и многие другие.
Внедряемый повсеместно ФГОС второго поколения, предъявляет серьезные требования к подготовке учеников по географии:
1) владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития
природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5) владение умениями использования карт разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
По мнению педагогов , чтобы добиться высоких результатов, необходимо отходить от старых, традиционных методик, внедрять технологии, позволяющие усиливать познавательную активность учащихся.
3.Апробация проекта .
Опытно-экспериментальная работа по стимулированию познавательной активности в личностно ориентированном обучении географии.
Работая по проблеме “Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии”, я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.
Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока.
При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.
Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному
применению. Школьник становится активным, заинтересованным,
равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Подготовительный |
|
Основной |
|
Заключительный |
|
Диагностика познавательной активности учащихся.
В самом начале эксперимента было проведено анкетирование учащихся по опросникам психологов для выявления уровня мотивации и для определения типа учебной деятельности, наиболее подходящим для детей.
По результатам вводной диагностики выявлено, что 53% учащихся имеет низкий уровень мотивации достижений (опросник А.К. Марковой)
и 33% учащихся являются «зависимыми» в учебной деятельности . (опросник Г.С. Прыгина).
Кроме того, проведено анкетирование с целью выяснить отношение учащихся к процессу преподавания ,формам, методам,применяемым на уроках,и самому предмету географии , а также внеклассной работы, проводимой по предмету.
Результаты вводной диагностики мотивации к обучению учащихся |
Результаты вводной диагностики стиля учебной деятельности учащихся |
Проанализировав результаты опроса, я приступила к работе по внедрению разнообразных инновационных технологий
4. Учебные задания как средство формирования познавательной активности.
Задания различного содержания способствуют развитию познавательных психических процессов. Данные педагогических наблюдений можно представить в виде таблицы
Влияние различных типов заданий
на развитие познавательных процессов учащихся
Уровни | Типы заданий | Развитие психических процессов |
Репродуктивный | Рисунок | Воображение |
Сообщение | Устная речь, память | |
Чайнворды, кроссворды, ребусы | Мышление, память, внимание образное мышление | |
Игра “термин – понятие” | Память, внимание | |
Частично-поисковый | Рассказ с ошибками | Внимание, память критическое мышление |
Составление логических цепочек | Внимание, логическое мышление | |
Узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию) Задание «заполни пропуски» | Внимание Логическое мышление | |
Исследовательский | Путешествие | Внимание, память, мышление, воображение |
Решение географических задач | Внимание, логическое мышление | |
Составление образа территории Анализ карт | Внимание, память, логическое мышление, воображение |
В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу.
Особое же внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения,
исходя из опыта работы, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них:
- Проблемные технологии
Цель проблемного типа обучения не только усвоение научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной активности ученика и развития его творческих способностей.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.
Так изучение геологического строения. Рельефа и полезных ископаемых России можно целенаправить на решение проблемы: «Установить какие причины обусловили разнообразие и особенности расположения крупных форм рельефа на территории России», а уроки, посвященные изучению пояса гор Южной Сибири, объединить проблемой «Можно ли все эти горные системы, разнообразные по орографии и возрасту, рассматривать как один природно-территориальный комплекс?»
В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание , воля, творческое воображение.
Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя,
вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности
2. Дидактическая многомерная технология
(Технология опорных конспектов)
Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на уроках 8–11-х классов, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации. Например, при изучении темы “Рельеф” в 8-м классе использую следующий опорный конспект, с помощью которого учащиеся объясняют, какие группы процессов формируют рельеф.
3.Игровые технологии.
Хорошо продуманные игры могут быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в классе.Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство
сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования. Но даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игры необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на
уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.
Тематика игр может быть разнообразна .: “Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.
Хорошие результаты дает проведение недели географии в школе
4. Проектные технологии (Исследовательские работы) Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности,
систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой.
Определяя содержание ученических исследований, учитель должен следить, чтобы все творческие задания были:
- простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания, учитывать возраст учащихся;
- разнообразными по содержанию;
- интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности;
- разными по форме проведения, привлекательными для учащихся;
- исследовательские работы должны способствовать раскрытию физических основ явлений природы, воспитанию любви к труду, бережному отношению к природе, формированию элементарных навыков научного труда.
В настоящее время проектный метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.
Таким образом, исследовательская деятельность является одним из направлений работы учащихся в рамках проекта. Поэтому педагогу важно на стадии планирования проекта четко определить основные направления работы учащихся и методы их реализации. Используя исследовательский метод, необходимо помнить, что он предусматривает выполнение детьми под руководством взрослого отдельных исследовательских заданий и работ. Данная форма
воспитывает у школьников интерес, сообразительность, активность, самостоятельность, ответственность. Исследование дает учащимся первые элементарные представления о приемах и способах научного поиска.
5. Использование на уроке дополнительной литературы
Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Например, выдержки из “Записок охотника” И.С. Тургенева: “Глянешь – с горы такой вид: круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки … Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и милые, дерева не видно…” Учащиеся по описанию распознают природную зону. Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.Хорошую службу тут могут сослужить романы Жюля Верна, Джонотана Свифта Р.Л.Стивенсона и др, отрывки из которых помогут « погрузить» учащихся в мир реальных путешествий.
На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки
потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.
При объяснении темы “Ветер” в 6 классе можно зачитать детям отрывок из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе …
А затем задать вопросы: “Что называется ветром? Как возникает ветер? Почему поэт называет ветер могучим?” и т.д.
При изучении темы “Кавказ” (8-й класс) зачитываю отрывок из стихотворения А.С. Пушкина
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
6.Технологии уровневой дифференциации .(на примере работы с картой)
Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии.
Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.
Карта – второй язык географии. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий. Особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера в том, что они разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить их в дальнейшем
Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: “Покажи моря, омывающие территорию России”.
Отличие частично-поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: “Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте”, например: “Эта река – главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море
Лаптевых”.
И, наконец, третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”. Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты России, определите, на каких участках земной коры расположены эти формы рельефа, заполните таблицу и сделайте выводы ,объясните причины .
Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых
Формы рельефа | Тектонические структуры | Полезные ископаемые |
1.Восточно-Европейская равнина и т.д. |
|
|
7 Информационно- коммуникативные технологии.
Ведущей реальностью развития современного общества является его компьютеризация, а потому именно компьютер стал ведущим средством наглядности. Компьютерные технологии являются более современными, оптимальными и мобильными средствами наглядности, позволяющими значительно расширить и углубить информационный материал, систематизировать его, произвести отбор необходимой фактической информации, увидеть динамику развития процессов, объектов и явлений, констатировать не только видеоинформацию, но и слышать их музыкальное сопровождение. С помощью компьютера возможно создание необходимых программ и изображений, применение творчества в анализе и синтезе
компонентов содержания географического образования.
Во время подготовки к уроку при выборе средств наглядности, я все
чаще отдаю предпочтение компьютеру.
Мы только начинаем осознавать преимущества для обучения географии свободного доступа к огромному миру информации, видеоматериалов, возможностей общения.
Интернет позволяет ученикам участвовать в викторинах по географии. Цель проведения викторин – улучшение преподавания географии, что достигается через повышение интереса к изучаемому предмету, стимулирование активности и самостоятельности, развитие навыков коллективной работы, совершенствование письменной речи учащихся.
Телекоммуникационные викторины стимулируют интерес учащихся к географии, формируют целостную картину мира.
Интернет и гипермедиа представляют уникальные возможности, особенно для изучения географии. Например, классическую региональную географию можно расширить и улучшить, увидев её в новом свете. Можно получить аутентичную, современную информацию по другим странам. Можно виртуально путешествовать по разным странам, соприкасаясь с другими культурами, всего лишь щёлкнув мышью.
Заключение.
Таким образом, из опыта работы учителей , требований программы, по учебным заданиям , мы видим, что формирование познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении является важным составным элементом образовательного процесса.
Можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития;
основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями. В ходе своей работы я постаралась учесть данные аспекты и применять их при обучении так , чтобы процессе такого обучения происходило активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.
Для реализации опытно- экспериментальной работы я использовала комплекс взаимодополняющих методов:теоретические методы (анализ философской, научной педагогической, психологической и методической литературы; анализ образовательных стандартов, программ, учебников для обучающихся 8-9 классов, с целью выявления потенциальных возможностей деятельностного подхода в реализации проекта; изучение нормативной и программно-методической документации РФ об образовании);эмпирические методы (наблюдение, тестирование, опросы, анкетирование, анализ результатов учебной деятельности школьников и собственных методов работы); сравнительный метод.
Список литературы.
Андреева Е.Ю.Проблемное обучение в географии. [Текст] //География в школе. 1999 .№7 с.53-55.
Болотникова Н.В. География : Уроки-игры в средней школе /.[Текст] _ Волгоград : Учитель, 2004. – 139 с.
Ерофеева Н.Ю., Иванченко С.Н., Левит М.В. и др. Педсовет: идеи,методики,формы [Текст]/ М.Центр « Педагогический поиск» , 2005 – 160 с.
Климченко И.В. Роль учебника по начальному курсу географии в реализации личностно- ориентированного обучения щкольников [Текст]// География в школе. -1999. - №5. – с.46-49.
Кудряшова Н.И. Повышение познавательной активности учащихся. [Текст] //Управление современной школой.Завуч. 2007 .№8 с. 31-33
Новенко Д.В. О новых технологиях в преподавании географии . [Текст] //География в школе. 1999 .№7 с.56- 59.
Селищев Е.Н. География для любознательных, или чего не узнаешь на уроке [Текст] – Ярославль: Академия развития :Академия Холдинг, 2002. -240 с.
Семенюк Н.И. Технология проектной деятельности в школе как форма активации деятельности всех субъектов образовательного процесса . [Текст] //Управление современной школой.Завуч. 2012 .№7 с. 85-99.
Скатова Н.Н. , Попова Е.А. Современные педагогические технологии : групповая работа на уроках географии. [Текст] //География в школе. 2000 .№8 с. 46 -48.
Уласевич О.Н., Волков А.В. Процесс и результат профессионального развития учителя[Текст] //Управление современной школой.Завуч. 2012 .№1 с. 72-76.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего(полного)общего образования/ М-во образования и науки Рос.Федерации. –[Текст] М. : Просвещение,2013. – 63 с.
Щенев В.А.Классификация уроков географии нетрадиционной формы. [Текст] //География в школе. 1999 .№2 с. 33-36.
Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения[Текст] // Вопросы психологии.1995. №2 с.15-19.
Интернет-ресурсы
- http://psyjournals.ru/psyedu/2002/n2/2259.shtml Диагностика мотивационной сферы учащихся А.К. Марковой
- http://www.i-u.ru/biblio/archive/psihologija_i_pedagogika/14.aspx Опросник Г.С. Прыгина
- http://allabiolog1.ucoz.ru/publ/1-1-0-5 использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/ Педагогические_технологии
- http://www.tstu.ru/education/elib/pdf/st/2005/galygina2s.pdf Сущность дидактической многомерной технологии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.
Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...
Развитие познавательной активности в условиях личностно-ориентированного образования
В условиях современного образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы ...
Формирование познавательной активности учащихся в процессе изучения географии
Формирование познавательной активности учащихся в процессе изучения географии» - это выборка из опыта работы. Предназначена учителям географии в помощь при подготовке и проведению уроков г...
презентация "Активизация познавательной активности в условиях личностно-ориентированного подхода в обучении биологии".
Биологическая грамотность становится социально необходимой, поскольку основной объект биологии – жизнь. Поэтому интерес к предмету я поддерживаю использованием разнообразных методов и форм организации...
Формирование познавательной активности учащихся на уроках английского языка на основе концепции личностно ориентированного обучения
В данной статье представлены такие пути решения задач урока, такие формы и приемы работы, которые обеспечивали бы у школьников активную деятельность, направленную на приобретение знаний, повышали бы и...
Формирование познавательной активности учащихся в обучении математике посредством использования современных образовательных технологий
Математика как предмет, куда менее занимательна, нежели литература или история. Большинство учащихся испытывают серьезные затруднения при решении практических задач и применении математических знаний ...