Развитие познавательной активности учащихся в процессе реализации общеобразовательной программы по информатике и ИКТ.
статья по информатике и икт на тему
Для того чтобы школьник успешно учился в начальных классах ему необходимо не только дать первые представления и понятия в области математики, языка, окружающего мира, информатики, но и научить приёмам умственной деятельности, позволяющим самостоятельно рассуждать и творчески мыслить. Развитие мышления, в свою очередь, приводит к качественной перестройке восприятия внимания и памяти, превращая их в регулируемые произвольные процессы. В формировании этих качеств личности в начальной школе значительную помощь оказывают уроки информатики. На них формируется системное восприятие мира, понимание единства информационных связей различных природных и социальных явлений. Специфика предмета позволяет применять на уроках разнообразные формы обучения, уделять большое внимание самостоятельной и индивидуальной работе учащихся, широко использовать наглядные и игровые методы обучения и контроля знаний, демонстрировать межпредметные связи. Кроме того, на уроках информатики выполняются задания, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, в том числе и логического. Таким образом, в процессе реализации программы по информатике и ИКТ в начальной школе развивается познавательная активность учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kiose.docx | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности учащихся в процессе реализации общеобразовательной программы по информатике и ИКТ в начальной школе.
Киосе Антонина Петровна, учитель информатики, МСОШ№30, г.Нижневартовск,e-mail:kirilovka2@yandex.ru.
Для того чтобы школьник успешно учился в начальных классах ему необходимо не только дать первые представления и понятия в области математики, языка, окружающего мира, информатики, но и научить приёмам умственной деятельности, позволяющим самостоятельно рассуждать и творчески мыслить. Развитие мышления, в свою очередь, приводит к качественной перестройке восприятия внимания и памяти, превращая их в регулируемые произвольные процессы. В формировании этих качеств личности в начальной школе значительную помощь оказывают уроки информатики. На них формируется системное восприятие мира, понимание единства информационных связей различных природных и социальных явлений. Специфика предмета позволяет применять на уроках разнообразные формы обучения, уделять большое внимание самостоятельной и индивидуальной работе учащихся, широко использовать наглядные и игровые методы обучения и контроля знаний, демонстрировать межпредметные связи. Кроме того, на уроках информатики выполняются задания, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, в том числе и логического. Таким образом, в процессе реализации программы по информатике и ИКТ в начальной школе развивается познавательная активность учащихся.
Приобщение ребенка к активной информационной деятельности на основе использования компьютерной техники и электронных образовательных ресурсов в начальной школе имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего применения информационно-коммуникационных технологий в учебной и познавательной деятельности в других предметах, жизни, а также непосредственно в рамках продолжения изучения информатики в школе.
В стандарте по информатике для начальной школы целями обучения предмету являются:
1) овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
2) развитие технического и логического мышления;
3) формирование первоначальных представлений о мире профессий;
4) воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности.
Как видно, компьютер в начальной школе должен использоваться не только как тренажер или демонстратор, но и как средство для реализации потребностей учащегося: помощник при поиске информации, при создании проектов по различным предметам (от математики до пения) и т.д.
Анализ учебных программ по информатике для начальной школы показывает, что все они в той или иной мере сориентированы на развитие познавательной активности учащихся и их творческого потенциала, на формирование учебной деятельности и таких качеств мышления, как гибкость и критичность. Об этом свидетельствует вариативность учебных заданий, выполнение которых предполагает наблюдение, анализ, обобщение, выявление разнообразных зависимостей и закономерностей, установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями.
Начну с программы нетрадиционного курса информатики авторы А.В. Горячев, К.И. Горина, Н.И. Суворова «Информатика в играх и задачах», основная цель которого - подготовка к решению разнообразнейших задач в области информационных технологий.
Авторы программы выдвигают следующие принципы своего курса:
- Отложенное формирование навыков непосредственной работы на компьютере (с пропедевтического курса на базовый). Авторы не считают необходимым подключение компьютеров к процессу обучения.
- Отсутствие узкой специализации в общей части курса.
- Сознательный отказ от включения в пропедевтический курс вопросов эстетики и коммуникаций.
Несложно заметить, что курс, разработанный в 1998 году, удовлетворяет лишь одному требованию стандарта: развитие технического и логического мышления. Основное же требование (овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни) сознательно отодвигается авторами на базовый курс общей школы.
Курс «Информатика» авторов А.Л. Семенова, Т.А. Рудниченко, О.В.Щегловой интегрирует теоретическую и социальную информатику и информационные технологии, дает учащимся основы технологий мышления и коммуникаций, навыки использования компьютера, информационно-технологические умения и информационно-социологические знания.
Курс необязательно связан с компьютером, его можно изучать, даже если в школе нет ни одного компьютера. Однако интеграция изучения информационных технологий дает учащимся навыки использования компьютера и другие информационно-технологические навыки и информационно-социальные знания, которые могут (и должны) немедленно применяться учащимися при изучении различных предметов.
Как мы видим, в этом курсе главный упор делается на компьютерную математику, при рассмотрении которой информатика выступает, как иллюстратор, средство обучения. Кроме этого в учебной программе не было выявлено тем, связанных с изучением информации, ее видов, способов передачи и хранения.
Программа обучения информатике авторов Н.В.Матвеевой, Н.К. Конопатовой., Л.П.Панкратовой, Е.Н.Челак рассчитана на обязательное использование компьютера на уроках в качестве электронной доски при объяснениях, при организации обучающих игр и эстафет.
Цели обучения информатике авторы формулируют следующим образом:
- формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; знакомство с базовой системой понятий информатики;
- формирование опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного вида схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей с помощью компьютера;
- получение предметных знаний, умений и навыков: создание простейших текстов, рисунков с помощью компьютера, использование электронных конструкторов и т.д.;
- обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;
- воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека.
Курс, разработанный авторским коллективом Матвеевой Н.В. и др., не освещает такие требования стандарта, как «Выступление (сообщение) с использованием компьютера и проектора» и «Игры с правилами».
Суммируя, нужно отметить следующее:
- Все три программы помимо образовательной ценности несут и развивающую ценность, подготавливая выпускника начальной школы к применению полученных знаний и умений на практике.
- Программа, разработанная в 2003 году авторами Матвеевой Н.В. и др., наиболее полно отражает требования государственного образовательного стандарта и наиболее полно соответствует программе развивающего обучения.
Из интернет-газеты «Лаборатория знаний» издательства БИНОМ выпуск 6, июнь 2012. http://gazeta я узнала, что в 2013 году ожидается выпуск новых учебников «Информатика» для 3 и 4 класса являются частью учебно-методического комплекта (УМК) для 3–4 классов, в который входят:
• Методическое пособие «ФГОС. Информатика. Примерная программа
для начальной школы»
• учебники для 3 и 4 классов;
• рабочие тетради для 3 и 4 классов с электронным приложением на
Компакт диске «Мир информатики» (части 1,2, 3 и 4);
• практическое пособие «Работаем в среде Линукс»
• учебное пособие «Сборник творческих заданий на основе ИКТ»;
• -учебная книга для внеурочной деятельности «Путешествие Робота Вопросика в страну Информатики» в двух частях
• цифровые образовательные ресурсы Единой коллекции www.school-
Collect ion.edu.ru к темам учебника;
• методическое пособие для учителя;
• Он-лайн поддержка учителей, использующих учебно-методический
комплект http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/5/ .
Материал учебников разработан в соответствии с ФГОС начального об-
щего образования и направлен на формирование ИКТ компетентности
школьников, отраженной в метапредметных результатах обучения уча-
щихся начальной школы, а также основ предметного знания и практиче-
ской деятельности, заложенных в предметные результаты по информати-
ке, практики информационной самостоятельной деятельности, заложен-
ной в личностных результатах обучения с учетом применения ИКТ во всех
предметных областях начальной школы.
Авторы построили курс информатики, нацеленный на достижение мета-
предметных результатов обучения, в которых отражены:
• активное использование средств информационных и коммуникаци-
онных технологий для решения коммуникативных и
познавательных задач;
• использование различных способов поиска (в справочных источниках
и в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета;
• умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записы-
вать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать
изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с ау-
дио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы ин-
формационной избирательности, этики и этикета;
• умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования (в том числе с учебными мо-
делями) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета.
Советую учителям дождаться этого учебно-методического комплекта для 3–4 классов и воспользоваться им, как во время уроков, так и во внеурочной деятельности.
Основной целью работы учителя по развитию познавательной активности учащихся начальных классов с использованием ИКТ является создание условий, обеспечивающих: мотивацию к образованию и развитию личности школьника, её интеллектуального и духовного начала; гуманное отношение к обучаемому. В нашей школе в связи с информатизацией учебно-воспитательного процесса построена система по развитию познавательной активности учащихся с использованием интерактивных средств обучения.
Для развития познавательной активности младших школьников в нашей школе мы используем различные развивающие и творческие проекты Интернета. Примером может служить ряд замечательных мониторинговых конкурсов для определения уровня сформированности ключевых компетентностей: проекты «ЭМУ»; «Познание и творчество», олимпиада «Эрудиты планеты», целями которых являются, раскрытие интеллектуального потенциала участников, развитие их творческих способностей, поддержание устойчивого интереса к образовательным предметам у школьников, привитие навыков в общении с компьютером, выявление юных талантов.
Вместе с учениками мы создаем различные проекты, показывающие связь информатики с другими предметами школьного образования. На всех этапах творческой работы, начиная с поиска материала до создания, например, презентации, ученик получает новые технологические навыки работы с компьютером, учится анализировать отобранный материал, выделять главное, ставить задачи и решать их.
Наряду с передачей необходимой информации обучаемому мы развиваем способности, мотивацию к учению и познанию окружающей действительности, создаём условия для формирования индивидуального «склада ума».
С компьютеризацией обучения во всем мире связаны надежды на повышение эффективности учебного процесса. Умелое использование различных компьютерных технологий приобретает в наши дни общегосударственное значение, и одна из важнейших задач школы – вооружать учащихся навыками их использования.
Современная жизнь требует гибкости мышления и творческого подхода к решению проблем. Насколько продвинется вперёд общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом, а значит и познавательной активностью подрастающего поколения. Использование IT-технологий создаёт атмосферу творческого поиска, повышает уровень знаний и познавательной активности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дифференцированного приема обучения с целью развития познавательной активности учащихся на уроках химии в рамках личностно-ориентированного образовательного процесса
Материал поможет адаптировать данную технологию к урокам химии...
использование дифференцированного приема обучения с целью развития познавательной активности учащихся на уроках химии в рамках личностно-ориентированного образовательного процесса
Материал поможет овладеть моделями обучения и инновационными педагогическими технологиями. Дана информация о адаптации данных технологий применительно к урокам химии....
«Использование ИКТ в процессе преподавания технологии и изобразительного искусства как средство развития познавательной активности учащихся».
В статье«Использование ИКТ в процессе преподавания технологии и изобразительного искусства как средство развития познавательной активности учащихся» говорится об актуальности и персп...
Роль аутентичных материалов в развитии познавательной активности учащихся в процессе обучения иностранному языку
Автор данной статьи предлагает разнообразные формы, приемы и методы работы с аутентичными материалами (песнями, различными видами художественных и функциональных текстов) на уроках английского я...
Выступление на заседании кафедры русского языка и литературы "Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся"
В материале представлен опыт использования ЭОР на уроках русского языка и литературы...
Публичное представление инновационного педагогического опыта. "Использование ЭОР в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся"
Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы.Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литера...
Выступление на РМО на тему: "Развитие познавательной активности учащихся на уроках информатики и ИКТ"
Одна из главных целей изучения предмета “Информатика и ИКТ” на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Но развитие познавательной активности немысл...