"Активизации познавательной деятельности обучающихсю на уроках географии, через использование ИКТ"
методическая разработка по географии на тему
На данном этапе проведение уроков в школе не возможно без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно - научного цикла, так как именно они формируют у учащихся единую картину мира, потому что география единственный учебный предмет, дающий целостное представление о Земле, как о планете, на которой живём мы - Люди.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ, КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Борисенко Н.В.
МБОУ-СОШ №35 г. Белгород
В современном мире происходит переоценка целей и задач образования, обусловленная формированием нового типа общественного устройства – информационного общества. На данном этапе проведения уроков в школе не возможно без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно - научного цикла, так как именно они формируют у учащихся единую картину мира, потому что география единственный учебный предмет, дающий целостное представление о Земле, как о планете, на которой живём мы – Люди.
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании».
Задачу в улучшении качества подготовки учащихся к жизни в условиях быстро меняющегося современного мира школа может решить только путём существенного повышения педагогического мастерства каждого учителя. Педагогические технологии, которые сегодня используются в школе, не мыслимы без широкого применения компьютера и новых информационно-коммуникативных технологий. Ведь компьютер – это универсальное средство обработки, хранения и предоставления информации. В нашей современной жизни нас и наших учеников окружает огромное море информации с географическим содержанием, которое скрыто в компьютерных сетях. Мы не можем её просто не замечать и не применять в полезных для учебного процесса целях. Поэтому каждому учителю географии необходимо владеть информацией о программных средствах для учебных целей. Все учителя должны стремиться, в полной мере использовать дидактические возможности информационно – коммуникативных средств, разрабатывать систему индивидуальных заданий для каждого учащегося.
Использование информационно компьютерных технологий на уроках, не только облегчает усвоение нового материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию к учению;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- активизирует познавательную деятельность;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Использование ИКТ очень эффективно на всех стадиях педагогического процесса:
- предоставление учебной информации;
- усвоение учебного материала;
- повторение и закрепление нового материала;
- промежуточный и итоговый контроль и самоконтроль результатов обучения.
В процессе обучения с помощью ИКТ ребёнок учится самостоятельно:
- работать с текстом;
- использовать электронные таблицы;
- создавать графические объекты и базы данных;
- осваивает новые способы сбора и обработки информации;
- расширяет свой кругозор и интеллект.
То есть компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в школе, а основная задача учителя мотивировать ученика в его занятиях географией, стимулировать познавательную активность и самостоятельность, индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения.
В последнее время самым доступным и распространённым методом применения ИКТ является использование мультимедийных образовательных программ, которые позволяют одновременно изучать новый и повторять пройденный материал в том темпе, который ученик или несколько учащихся подбирают сами в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Такие уроки привлекают учащихся, создают положительный эмоциональный настрой к учёбе, при этом развивается гибкость и целостность мышления детей, осознанность мыслительной деятельности.
С применением ИКТ уроки могут проводиться в самых различных формах, что делает подачу учебного материала более интересной и запоминающейся. Например, при совместном использовании компьютера и проектора повышается эффективность наглядно-образного мышления детей, т.к. с помощью него можно демонстрировать различные явления природы: северное сияние, образование облаков, выпадение осадков, извержение вулканов, кругосветное путешествие Магеллана и т.д.
Возможности мультимедийных программ безграничны, например, они позволяют накладывать одно изображение на другое, тем самым устанавливая причинно-следственные связи, что совершенно необходимо в изучении географии. Их необходимо применять на уроках, где дети учатся сопоставлять различные по тематике карты, например, физическую карту и геологическую, карту климатических поясов и карту природных зон и т.д. Также можно создавать компьютерные презентации (это набор анимационных слайдов, объединённых какой-либо темой), текст, рисунки, карты, фото, графики и т. д. Объекты одного слайда появляются в той последовательности, в которой они дополняют друг друга. А при необходимости можно вернуться к тому или иному блоку, заострить внимание на последовательности появления объектов, объясняющих их причинно - следственные связи.
На сегодняшний день создано большое количество учебных электронных мультимедиа изданий по географии для каждого класса. У всех учителей должна быть своя коллекция электронных наглядных пособий: научно-популярных фильмов, видеофрагментов изучаемых географических объектов(гор, материков, океанов, озёр и т. д.), чтобы дети могли наглядно себе представить особенности каждого географического объекта природы, знать о его свойствах.
Таким образом, использование ИКТ, в преподавании, географии на средней ступени, несомненно, способствует ИКТ грамотности каждого ученика, умению работать индивидуально и в группах, расширению информационного пространства каждого ученика, выработке у учащихся умений фильтровать большой поток информации, повышению качества образования, то есть дети уже в школе готовятся выйти в мир полный информации. Задача школы помочь растущему человеку найти смысл и достойное место в жизни. А для учителя компьютер позволит облегчить и упорядочить процесс подготовки к уроку – быстро подготовить раздаточный материал, качественно оформить тематические и поурочные планы, создать библиотеку наглядных пособий, методических разработок, выработать умение разрабатывать мультимедийные презентации уроков, обобщать опыт и вести активную внеурочную деятельность. В связи с переходом на новые стандарты общего образования каждый учитель должен приложить усилия к скорейшему усвоению и использованию всех полезных новшеств, которые предлагает нам технический прогресс.
Литература:
- Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. - М.: Издательский Дом «Генжер», 2004. – 80с.
- Современный урок географии: методические разработки уроков, (составила И.И. Баринова. – М.: Школа-пресс, 2000.-128с. («География в школе» Библиотека журнала. Выпуск 3)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразрвания "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование дидактического ресурса личностно-ориентированного образования"
Анализ собственной педагогической деятельности, почти 20-летний опыт работы позволили мне выделить и проанализировать основные проблемы, возникающие перед учителем в процессе реформ, внедрения инновац...
Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"
Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...
«Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии»
В данной работе представлен опыт использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии....
Активизация познавательного интереса учащихся на уроках ОБЖ через использование цифровой образовательной среды в условиях реализации ФГОС
Представлены теоритические и практические материалы из опыта работы....
«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии через использование технологии индивидуального стиля учебной деятельности»
Известно, что далеко не все учащиеся, даже те, которых мы называем « успешными», выполняют те или иные фо...