Примеры учебных приёмов, видов и форм учебных заданий с развивающим потенциалом на уроках географии.
статья по географии (7 класс) по теме

Малахова Надежда Александровна

Если остановиться на данном этапе проверки и выставления оценок, то это  не даст объективной картины усвоения материала. Необходимо выяснить какой процент учеников испытывает затруднения по отдельным заданиям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примеры учебных приёмов, видов и форм учебных заданий с    развивающим   потенциалом на уроках географии.

Бабина Наталья Васильевна,

учитель географии МБОУ СОШ №28

п. Мостовской    Краснодарского края.

  1. Географические цифровые диктанты  «Я утверждаю». Учитель читает утверждения, ученики цифрами «1» отмечают верные ответы, «0» неверные. Обмениваются тетрадями для взаимопроверки и выставления оценки,  если  позволяют технические возможности можно вывести  задание на экран.
  1. Большинство крупных рек Африки относятся к бассейну Атлантического океана;
  2. На северо-западе Африки находятся молодые складчатые горы Атлас;
  3. Нил – самая полноводная река Африки;
  4. Португалец Васко да Гама открыл морской путь в Индию, обогнув Африку;
  5. В экваториальном поясе Африки в течение года господствуют 2 воздушные массы.

Да – 1;   Нет – 0.

Если остановиться на данном этапе проверки и выставления оценок, то это  не даст объективной картины усвоения материала. Необходимо выяснить какой процент учеников испытывает затруднения по отдельным заданиям, если из класса 1-3 ученика не справились с тестом, то это показатели данных учащихся, если таких большинство,  то это уже проблема учителя и необходима корректировка  знаний. В таких тестах целесообразно включать задания как  на воспроизведение знаний, так  и вопросы, требующие анализа и других мыслительных операций. Приём позволяет развивать навыки работы в аудиальной модальности, обучает концентрации внимания, развития мыслительных навыков.

  1. Починить логическую цепочку:

а)  области ВД и НД            г) ветровые течения                       б) постоянные ветры

в) неравномерное нагревание земной поверхности          

Задание хорошо развивает мыслительные ОУУН, кинестический канал приёма и передачи информации (карточки в руках), развивает правополушарное мышление.        

  1.   Решить развивающий канон:
  1. Россия – Москва                   2)    Евразия – м.  Рока

       Египет - ?                                       Австралия – М. Стип-Пойнт

       Франция - Париж                       Африка - ?                                              

Этот тип заданий относится к разряду логически-поисковых, требуется найти алгоритм составления конструкции и неизвестный элемент. Наиболее эффективным будет устное решение, когда ученики будут проговаривать ответ, слова-связки. Это один из наиболее развивающих приёмов, развивает логическое мышление, умение делать выводы, вербализовать алгоритм решения.

  1. Приём «мозговая атака» или работа класса на одну цель:

Я загадала точку на карте  (Южный полюс) или географический объект (например, Гибраалтарский пролив),  ученики путём выдвижения предположений должны определить о какой географической точке или объекте  идёт речь. Учитель может отвечать только «да» или «нет». Приём учебной работы, требующий высокого уровня управленческих навыков от учителя и достаточного уровня коммуникативных и организационных ОУУН от учащихся, хорошо развивает мыслительные навыки,  словесно-логическую память, требует концентрации внимания.

  1. Найти общее и различия:
  1. тундра, степь, пустыня

Задание хорошо как для «правополушарников», так и для «левополушарников», развивает все виды памяти, мыслительные навыки. Можно расширить  задание, предложив детям изобразить  различия  и сходства  природных зон пантомимой, мимикой, что  позволит задействовать кинестический  и визуальный канал приёма и выдачи информации.

  1. Приём «развернуть» информацию:

На рисунке представлена диаграмма тропического пояса, надо рассказать так, чтобы Эндрю, который живёт в экваториальных лесах Африки,  увидел  существенные отличия  основных показателей климатических поясов. Развиваются информационные, коммуникативные ОУУН,   наглядно-образная память, правополушарное мышление.

  1. Найти ошибку «третий лишний»:
  1. Москва      2) пассаты   3) осадки от 500-1000мм

Приём достаточно хорошо известен, развивает мыслительные навыки, память, концентрацию внимания,  требуется ресурс как лево, право, так и равнополушарного мышления.

  1.  Учитель представляет три рисунка, на которых  изображены населённые пункты с акцентом на разную крутизну крыш жилых домов в   Калининграде,  в Ярославе и в Дербенте. Поэтапные вопросы «от образа к слову»  что дети видят  на рисунках, какие различия между рисунками,  каковы причины этих различий направлены на развитие умений сравнивать, анализировать, делать выводы. Такие задания хорошо тренируют межполушарное взаимодействие, так как требуется найти и общее и различия, развивают мыслительные навыки, визуальный канал информации.
  2. Провести исследования в виде эксперимента по  заданному алгоритму:

Почему летом люди предпочитают одежду светлых тонов, а зимой наоборот?

  1. Можно предложить  детям взять два листа бумаги  (белый и чёрный) и  положить их в солнечный день на солнце, через 15 минут потрогать  оба  листа. Сделайте вывод.
  2. Более точное измерение провести следующим образом, если в чёрный пластиковый стакан и белый  стакан налить воду и  оставить на 1 час на солнце, измерив затем температуру термометром в каждом стакане. Сделайте выводы.

На основе двух экспериментов ученики подводятся  к ключевым географическим закономерностям о неравномерном нагревании земной поверхности,  воды и суши,  пашни, леса,  песчаных и ледяных пустынь. Здесь задействованы все психофизиологические параметры, развиваются все умения и навыки.  Сильным ученикам можно поставить только цели.

  1. Заполните слепой текст  пропущенными словами:

_______ пролив соединяет Чукотское море________  океана с _________ морем_________ океана и разделяет __________ и  США,  Евразию и _______________.

Задание работает на концентрацию и устойчивость внимания, памяти, задействован визуальный канал  информации,  ресурс межполушарного взаимодействия, направлен на развитие информационных и мыслительных навыков.

  1. Решить смысловые пропорции:
  1. Мадагаскар – остров,   Африка - ?
  2. Евразию омывают 4 океана, Африку - ?
  3.  Евразия первый по площади материк, Северная Америка - ?
  4. Россия – русский язык, Египет -?
  5. Верблюд – пустыня, зебра - ?

Развивает концентрацию и устойчивость внимания, словесно-логическую память, аудиальный канал  приёма информации, мыслительные навыки.

  1. Создаём «шифровку»:

Учитель диктует термины, понятия, названия объектов, их характеристики, ученики записывают их по порядку в виде символа, условных знаков (нельзя использовать буквы). Через определённое время  (после двух-трёх смен видов деятельности)  надо вернуться к зашифрованному списку и восстановить его уже в словах.  Прекрасная тренировка образного правополушарного мышления и межполушарного взаимодействия.

Бабина Н.В. учитель географии

МБОУ СОШ №28

 п. Мостовской Краснодарского края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Виды и формы домашнего задания по истории"

Выступление на педагогическом совете. февраль 2010 год. Тема: Виды и формы домашнего задания""...

Необычные формы и методы активизции познания на уроках географии и биологии в коррекционной школе VIII вида (из опыта работы)

Применение необычных форм и методов на уроках и во внеклассной работе помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, ...

«Обновление традиционных видов и форм учебного процесса как основное требование к формированию профессиональных компетенций педагогов» (из опыта работы)

В статье дан анализ организации образовательно-воспитательного процесса в современных условиях в учреждении дополнительного образования детей...

«Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной деятельности на уроках английского языка при реализации основной образовательной программы»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосоверш...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Автор,  учитель биологии и географии,  делиться  своим опытом применения разлиных видов  работы  с учащимися, имеющими интеллектуальные  нарушения....

Типовые задания с приемами учебной мотивации на различных этапах урока географии

Типовые задания с приемами учебной мотивации на различных этапах урока географии...

Доклад на тему: «Виды и формы учебно-воспитательно-коррекционной деятельности на занятиях ритмикой с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья и нарушения эмоционально-личностного развития».

Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют необходимость психолого-педагогическ...