Типовые задания с приемами учебной мотивации на различных этапах урока географии
учебно-методический материал по географии
Типовые задания с приемами учебной мотивации на различных этапах урока географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipovye_zadaniya_s_priemami_uchebnoy_motivatsii.docx | 38.98 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
Типовые задания с приемами учебной мотивации
на различных этапах урока географии
Автор-составитель: Фокина Светлана Дмитриевна,
преподаватель географии
Пояснительная записка
Данные дидактические материалы составлены на основе содержания среднего общего образования и Требований к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования.
В настоящее время в современном образовательном учреждении достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Как сделать учебный процесс более эффективным?
Каждый преподаватель хочет, чтобы его студенты хорошо учились, с интересом и желанием занимались в колледже. В этом заинтересованы и родители обучающихся. Но подчас и преподавателям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у студента не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Преподаватели знают, что нельзя успешно учить студента, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед нами стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Тысячекратно цитируется древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет; это будет лишь видимость учебной деятельности.
В данное пособие входят приемы и задания на различных этапах урока, а также формируемые УУД по выполнению каждого упражнения.
1. Теоретические аспекты понятия «Мотивация»
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Мотивация — начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание обучающихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учебного материала.
Мотивация — процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения.
Мотив — побуждение к активности, деятельности.
Мотивирование — создание условий для развития собственных мотивов либо внешнее стимулирование, использование системы поощрений и наказаний.
Внутренняя мотивация предполагает развитие собственных мотивов, самоуважения в деятельности, познавательных мотивов.
Внешняя мотивация – мотивация, искусственно поддерживаемая внешними подкреплениями, основана на желании достичь внешних результатов ради вознаграждения или избегания наказания.
Создание и поддержание мотивации к учебной деятельности зависит от:
- понимания обучающимися необходимости данной информации;
- осознания ими связи между частными учебными задачами и основной;
- понимания предложенного учебного материала;
- положительных эмоций, возникающих от процесса деятельности («понравилось») и достигнутого результата. [1, 5]
2. Структура урока по ФГОС
Мотивирование на учебную деятельность.
Обучающийся должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого преподаватель должен создать условия, когда обучающийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.
Актуализация знаний. Организуется подготовка обучающихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, обучающиеся фиксируют свои затруднения.
Целеполагание, постановка проблемы. Построение проекта решения проблемы. Обучающиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства. Преподаватель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности группы.
Реализация проекта. Путем обсуждения различных вариантов, предложенных обучающимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом преподаватель должен незаметно подвести обучающихся к правильному способу.
Первичное закрепление. Обучающиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Обучающиеся уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Включение в систему знаний и повторение. Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Обучающиеся напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка обучающимися своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели. [7, 8]
3.Задания с приемами учебной мотивации на различных этапах урока
Источники информации
1. Мотивация//интернет источник: https://ru.wikipedia.org/
2. Повышение мотивации учащихся к изучению географии через использование на уроках дидактических приемов //интернет источник: https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=5040
3. Приемы для учебной мотивации на уроках географии //интернет источник: https://infourok.ru/material-po-geografii-na-temu-priemi-dlya-uchebnoy-motivacii-na-urokah-geografii-609473.html
4. Приёмы мотивации учебной деятельности на уроках географии//интернет источник: http://geo.ekonoom.ru/priemi-motivacii-uchebnoj-deyatelenosti-na-urokah-geografii.html
5. Пути повышения мотивации обучения учащихся//интернет источник: https://infourok.ru/metodicheskiy-material-puti-povisheniya-motivacii-obucheniya-uchaschihsya-556276.html
6. Способы мотивации учащихся на уроках географии //интернет источник:
https://videouroki.net/razrabotki/sposoby-motivatsii-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii.html
7. Структура урока по ФГОС //интернет источник: http://sho_hadb.olvn.zabedu.ru/files/org/225/58f615cfd7351.pdf
8. Структура современного урока в соответствии с требованиями ФГОС //интернет источник:
http://pedsovet.su/fgos/6360_struktura_uroka_po_fgos
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы рефлексии на различных этапах урока
В данной работе собраны приемы рефлексии на различных этапах урока. Эти приемы могут найти свое применение на всех типах уроков....
Статья по теме : "Приёмы повышения мотивации на различных этапах урока"
Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включён в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, желание хоро...
Приемы и стратегии в педагогических технологиях на различных этапах урока. Мозговой штурм.
В данной работе показываю как можно применить "Метод мозгового штурма" на уроках математики для мотивации учебной деятельности учащихся. А для обобщения и систематизации знаний по теме "Производная" и...
Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий на различных этапах урока обществознания в рамках реализации ФГОС ООО
Актуальной сегодня является проблема организации самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. В первую очередь это относится к предмету «об...
Технологическая карта урока по технологии развития критического мышления и методические приемы, используемые на различных этапах урока биологии.
В результате использования технологии развития критического мышления появляется возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками о...
Приёмы и методы развития учебной мотивации учащихся на различных этапах урока (из опыта работы)
Выступление на МО учителей естественно-математических наук...
Формирование учебной мотивации на разных этапах урока.
Сопроводительная презенгитация к выступлению на тему "Формирование учебной мотивации на разных этапах урока"....