Сфера 6-9 классы
календарно-тематическое планирование по географии по теме
Календарно-тематическое планирование составлено к УМК "Сфера" для 6-9 классов. В курс 6-ого класса добавлен краеведческий компанент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_6-9_sferakraevedenie.doc | 441.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
География 6-9 класс УМК «Сфера»
Рабочая программа составлена на основе программы, разработанной к УМК «Сфера». Были внесены изменения в курс 6 класс (добавлено краеведение) на основании приказа Министерства образования № 2604 от 7 июня 2012 г.. Программа рассчитана 68 часов (2 часа в неделю).
Основные цели:
- Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.
- Овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценке разнообразных явлений и процессов.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдения за состоянием окружающей среды, решение географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.
- Воспитания любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимание с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
- Применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социальной ответственного поведения в ней; адаптация к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Требования к учащимся
В результате изучения географии ученик должен:
Знать/понимать
- Основные географические понятия и термины; различия плана глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
- Географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.
- Географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсом и хозяйством отдельных регионов и стран.
- Специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и регионов.
- Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональной и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Уметь
- Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала и экологических проблем.
- Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культурных народов; районов разной специализации, центров производства различных видов продукции, основных коммуникаций и их узлов внутригосударственных и внешнеэкономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира.
- Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.
- Определять на местности, плане и карте расстояние, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов.
- Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
- Ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определение поясного времени; чтение карт различного содержания.
- Учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.
- Решению практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
- Проведение самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
На прохождение отдельных тем было отведено следующее количество часов
6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | ||||
Введение | 1 | Введение | 1 | Географическое[1] пространство России | 8 | Хозяйство России | 28 |
Изображение земной поверхности и их использование | 8(5)[2] | Природа Земли: главные закономерности | 10 | Природа России | 43 | Общая характеристика хозяйства России | 6 |
Развитие географических знаний о Земле | 6 | Человек на планете Земля | 8 | Рельеф и недра | 7 | Промышленность | 11 |
Земля – планета Солнечной системы | 4 | Многоликая планета | 4 | Климат | 11 | Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс | 4 |
Литосфера – каменная оболочка Земли | 7(2) | Африка | 5 | Внутренние воды и моря | 7 | Сфера услуг | 7 |
Гидросфера – водная оболочка Земли | 9(3) | Южная Америка | 6 | Растительный и животный мир | 3 | Районы России | 34 |
Атмосфера – воздушная оболочка | 9(4) | Австралия и Океания | 5 | Почвы | 4 | Европейский Север | 4 |
Биосфера – оболочка жизни | 5(2) | Антарктида | 3 | Природно-хозяйственные зоны | 11 | Европейский Северо-запад | 4 |
Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс | 8(1) | Северная Америка | 6 | Население России | 11 | Центральная Россия | 4 |
Резерв | 11 | Евразия | 15 | Резерв | 6 | Европейский Юг | 4 |
Общечеловеческие проблемы | 3 | Поволжье | 4 | ||||
Резерв | 2 | Урал | 4 | ||||
Западная и Восточная Сибирь | 5 | ||||||
Дальний Восток | 4 | ||||||
Россия в мире | 2 | ||||||
Резерв | 2 |
В период обучения будут проведены следующие практические работы
№ работы | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
1 | Ориентирование по карте, чтение географических карт | Сравнение географического положения материков | Определение поясного времени для разных городов России | Анализ карт для определения типов территориальных структур хозяйства |
2 | Составление простейшего плана местности | Определение взаимосвязей между строением земной коры и поверхностью Земли | Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады | Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России |
3 | Чтение карт основных маршрутов путешествий | Составление обобщенной схемы морских течений | Анализ административно-территориального деления России | Характеристика угольного бассейна России |
4 | Сравнение Земли с другими планетами Солнечной системы | Определение степени современного оледенения материков | Выявление взаимосвязи строения земной коры, рельефа и полезных ископаемых | Определение главных районов размещения предприятия трудоемкого и металлоемкого машиностроения |
5 | Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращение Земли вокруг своей оси | Анализ карт климатических поясов и природных зон мира | Составление макета климатической карты по заданным значениям | Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур |
6 | Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых | Составление комплексной характеристики населения мира | Оценка климата региона России как фактора хозяйства и условий жизни людей | Определение главных районов животноводства |
7 | Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте | Составление схемы «Виды хозяйственной деятельности» | Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской части страны | Анализ разных видов районирования России |
8 | Анализ карт температуры и солености вод мирового океана | Определение историко-культурного района мира | Определение взаимосвязи вод суши, рельефа и климата | Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера |
9 | Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности по карте | Составление комплексной характеристики океана | Оценка обеспеченности водными ресурсами территорий страны | Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири |
10 | Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли | Описание климатических условий территории по климатограммам. Построение климатограмм | Прогнозирование изменений органического мира при изменениях компонентов природного комплекса | Анализ взаимодействия природы и человека |
11 | Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощь приборов и инструментов | Составление комплексной характеристики страны | Характеристика почвенных ресурсов своей местности | Анализ и сравнение показателей внешней торговли России с показателями других стран мира |
12 | Объяснение устройства и применения барометра, гидрометра, флюгера, осадкомера | Создание презентации по туристическим объектам природного района Южной Америки | Характеристика особенностей размещения населения в разных природно-хозяйственных зонах | |
13 | Выявление зависимости температуры от давления воздуха и высоты | Виды хозяйственной деятельности в природных районах Южной Америки | Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон | |
14 | Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата | Разработка маршрута путешествия по островам Океании | Определение особо охраняемых территорий своего района | |
15 | Описание растительного животного мира на примере своей местности и по картам атласа наблюдение за изменением почвенного покрова | Составление описания географического положения и особенностей природы Антарктиды | Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России | |
16 | Описание природных зон Земли по географическим картам | Составление картосхемы «Эндемика южных материков» | Разработка проекта «Мой населенный пункт» | |
17 | Сравнение хозяйственной деятельности человека. | Составление географического описания страны | Характеристика особенностей движения населения России | |
18 | Составление описания внутренних вод Евразии | |||
19 | Составление сравнительной характеристики климата Северной Америки и Евразии | |||
20 | Составление обобщенной схемы глобальных и региональных проблем человечества | |||
21 | Разработка проекта по улучшению местной экологической обстановки |
УМК «Сфера» включает в себя для каждой ступени обучения:
- Учебник
- Тетрадь-практикум
- Тетрадь-тренажер
- Тетрадь экзаменатор
- Атлас
- Электронное приложение к учебнику
6 КЛАСС
№ п/п | Дата | Тема урока | Краеведческий компонент | Основные термины и понятия | Практические работы | Домашнее задание (стр.) | Примечание |
Введение | |||||||
1 | Что такое география | Не задано | |||||
Изображение земной поверхности и их использование (8 часов) | |||||||
2 | Виды изображения земной поверхности | Карта, план, ГИС, условные знаки, линейные и площадные знаки, масштаб, экватор, параллели, меридианы, географическая широта, географическая долгота, ориентирование, съемка местности, картография. | 8-9 | ||||
3 | Масштаб | Определение расстояний по плану своей местности | 8-9 | ||||
4 | Условные значки плана и карты, их сходство и различия Практическая работа №1 | Ориентирование по карте, чтение географических карт | 10-11 | ||||
5 | Градусная сетка и географические координаты | Географическая карта. Определение расстояний, направлений от своего населенного пункта до крупных городов, от школы до своего дома | 12-13 | ||||
6 | Параллели и меридианы | Определение географических координат своего населенного пункта | 12-13 | ||||
7 | Ориентирование | Ориентирование на местности и по плану. Определение сторон горизонта, направлений по плану своей местности | 14-15 | ||||
8 | Построение плана местности Практическая работа №2 | Составление простейшего плана местности | 16-17 | ||||
9 | История создания карт | 18-20 | |||||
Развитие географических знаний о Земле (6 часов) | |||||||
10 | Представление о мире в древности Практическая работа №3 | География, землепроходцы, мореплаватели, эпоха великих географических открытий, новый свет, кругосветные путешествия. | Чтение карт основных маршрутов путешествий | 22-23 | |||
11 | География в эпоху средневековья | 24-25 | |||||
12 | Эпоха великих географических открытий | 26-27 | |||||
13 | Значение великих географических открытий | 27-29 | |||||
14 | Географические открытия в XVIII-XIX вв | 30-33 | |||||
15 | Географические исследования ХХ в | 34-35 | |||||
Земля – планета Солнечной системы (4 часа) | |||||||
16 | Земля – часть Солнечной системы Практическая работа №4 | Млечный путь, осевое вращение, местное время, поясное время, линия перемены дат, орбитальное движение, полярные круги, тропики, пояса освещенности. | Сравнение Земли с другими планетами Солнечной системы | 38-39 | |||
17 | Форма и размер нашей планеты | 40-41 | |||||
18 | Виды движения земли и их последствия Практическая работа №5 | Объяснения географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращение Земли вокруг своей оси | 42-45 | ||||
19 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей | 46-47 | |||||
Литосфера – каменная оболочка Земли (7 часов) | |||||||
20 | Минералы и горные породы Практическая работа №6 | Породы, слагающие земную кору. Определение горных пород своей местности | Минералы, горные породы: магматические, осадочные, метаморфические, магма, земная кора континентальная и океаническая, литосфера, рельеф, материк, высота абсолютная и относительная, горы, шельф, архипелаг, горизонталь, изобаты, бергштрихи, вулканизм, землетрясение, эпицентр, сейсмический пояс, выветривание, сель, карст, эрозия. | Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых | 50-51 | ||
21 | Литосфера – каменная оболочка Земли | 52-53 | |||||
22 | Рельеф суши и дна Мирового океана | Изображение высот и глубин на физических картах. Выявление изменений высот своей местности | 54-57 | ||||
23 | Внутренние силы, создающие рельеф | 58-59 | |||||
24 | Практическая работа №7 | Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте | Не задано | ||||
25 | Внешние силы, создающие рельеф | 62-65 | |||||
26 | Человек и мир камня | 66-69 | |||||
Гидросфера – водная оболочка Земли (9 часов) | |||||||
27 | Гидросфера – водная оболочка Земли | Гидросфера, океаны, моря, залив, пролив, цунами, течение холодное и теплое, прилив и отлив, река, русло, исток, устье, речная система, бассейны реки, пороги, водопад, режим реки, половодье, паводок, озерная котловина, водохранилище, болото, грунтовые воды, гейзер, ледник, покровное оледенение, айсберг, многолетняя мерзлота. | 70-71 | ||||
28 | Мировой океан и его части Практическая работа №8 | Анализ карт температуры и солености вод Мирового океана | 72-73 | ||||
29 | Практическая работа №9 | Мировой океан. Дать описание моря, расположенного недалеко от вашей местности | Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте | Не задано | |||
30 | Движение воды в океане | 74-75 | |||||
31 | Воды суши. Реки и части рек | 76-78 | |||||
32 | Озера и болота | Озера. Озера своей местности | 79-81 | ||||
33 | Подземные воды | Подземные воды. Подземные воды своей местности. Дать описание родника своей местности | 82-83 | ||||
34 | Ледники и многолетняя мерзлота | 84-85 | |||||
35 | Человек и гидросфера Практическая работа №10 | Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли | 86-87 | ||||
Атмосфера – воздушная оболочка земли (9 часов) | |||||||
36 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли | Атмосфера, тропосфера, стратосфера, мезосфера, амплитуда температур, изотерма, абсолютная и относительная влажность, облака кучевые, слоистые, перистые, атмосферные осадки, изогиеты, ветер, изобары, пассаты, ветры западного переноса, прогноз погоды, климат, климатические пояса, климатограммы, климатообразующие факторы, мираж, полярное сияние, молния, «огни святого Эльма». | 90-91 | ||||
37 | Температура воздуха Практическая работа №11 | Температура воздуха. Дневной ход температуры в своей местности. Наблюдение за суточными изменениями температуры | Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов | 92-93 | |||
38 | Влажность воздуха и атмосферные осадки | Водяной пар и облака. Облачность своей местности. Атмосферные осадки. Построение диаграмм осадков для своей местности | 94-97 | ||||
39 | Атмосферное давление и движение воздуха Практическая работа №12 | Атмосферное давление. Изменение давления в своей местности | Объяснение устройства и применения барометра, гидрометра, флюгера, осадкомера | 98-99 | |||
40 | Различия в атмосферном давлении на разных участках Земли Практическая работа №13 | Выявление зависимости температуры от давления воздуха и высоты | 99-101 | ||||
41 | Погода и ее предсказание | 102-103 | |||||
42 | Климат и климатообразующие факторы Практическая работа №14 | Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата | 104-105 | ||||
43 | Оптические атмосферные явления | 106-107 | |||||
44 | Человек и атмосфера | 108-109 | |||||
Биосфера – оболочка жизни (5 часов) | |||||||
45 | Биосфера – оболочка жизни, ее граница | Биосфера, нектон, планктон, бентос, биологический круговорот, метисы, мулаты, самбо, расы. | 112-113 | ||||
46 | Приспособленность живых организмов к среде обитания на суши и в Мировом океане Практическая работа №15 | Распространение организмов. Видовой состав растений и животных своей местности | Описание растительного и животного мира на примере своей местности и по картам атласа | 114-115 | |||
47 | Процессы, проходящие в биосфере | 116-117 | |||||
48 | Человек – часть биосферы | Человечество – единый биологический вид. Определение расового и национального состава своего населенного пункта | 118-119 | ||||
49 | Экологические проблемы в биосфере | 120-121 | |||||
Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс (8 часов) | |||||||
50 | Географическая оболочка Земли | Географическая оболочка, целостность, зональность, ритмичность, ПТК, природные зоны, природно-антропогенные комплексы, почва, мелиорация, тундра, прерии, пампа, саванны, оазис. | 124-125 | ||||
51 | Территориальные комплексы | Природный комплекс (на примере своей местности) | 126-127 | ||||
52 | Почва. Как особый природный комплекс Практическая работа №16 | Наблюдение за изменением покрова почвы | 128-129 | ||||
53 | Арктические и антарктические пустыми. Безлесные пространства тундры Практическая работа №17 | Описание природных зон Земли по географическим картам | 130-131 | ||||
54 | Леса | 132-135 | |||||
55 | Степи и саванны | 136-137 | |||||
56 | Пустыни и полупустыни Практическая работа №18 | Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах | 138-139 | ||||
57 | Природные комплексы Мирового океана | 140-141 |
7 КЛАСС
№ п/п | Дата | Тема урока | Основные термины и понятия | Практические работы | Домашнее задание | Примечание | |
Введение | |||||||
Природа Земли: главные закономерности (10 часов) | |||||||
1 | Материки и океаны на поверхности Земли Практическая работа №1 | Материк, гипотеза, типы карт, рельеф, плита, платформа, сейсмический пояс, изотерма, движение воздуха, воздушная масса, климатические пояса, климатообразующие факторы, водная масса, морские воздушные массы, географическая оболочка, круговорот воды, биологический круговорот, природный комплекс. | Сравнение географического положения материков | стр. 8-9 | |||
2 | Географическая и историко-культурная составляющая понятия «материк» и «часть света» | стр.10-11 | |||||
3 | Рельеф Земли | стр.12-13 | |||||
4 | История формирования рельефа Земли Практическая работа №2 | Определение взаимосвязей между строением земной коры и поверхностью Земли | стр.14-17 | ||||
5 | Климатообразующие факторы | стр.18-21 | |||||
6 | Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли | стр.22-25 | |||||
7 | Мировой океан Практическая работа №3 | Составление обобщенной схемы морских течений | стр.26-29 | ||||
8 | Воды суши Практическая работа №4 | Определение степени современного оледенения материков | стр.30-33 | ||||
9 | Природные зоны Земли Практическая работа №5 | Анализ карт климатических поясов и природных зон мира | стр.34-35 | ||||
10 | Природа земли: главные закономерности. Обобщающий урок | стр.36 | |||||
Человек на планете Земля (8 часов) | |||||||
11 | Историко-географические закономерности заселения человеком Земли | Плотность населения, городское, сельское население, языковые группы, народ, религия. | стр.38-39 | ||||
12 | Численность населения Земли. Размещение людей на планете Земля | стр.40-43 | |||||
13 | Народы, языки, религии мира Практическая работа №6 | Составление комплексной характеристики населения мира | стр.44-45 | ||||
14 | Хозяйственная деятельность людей Практическая работа №7 | Составление схемы «Виды хозяйственной деятельности» | стр.46-47 | ||||
15 | Особенности расселения населения Земли | стр.48-49 | |||||
16 | Страны мира | стр.50-51 | |||||
17 | Историко-культурные районы мира Практическая работа №8 | Определение историко-культурного района мира | стр.52-55 | ||||
18 | Человек на планете Земля. Обобщающий урок | стр.56 | |||||
Многоликая планета (4 часа) | |||||||
19 | Атлантический океан | Особенности природы каждого из океанов, рельеф дна, ресурсы. | стр.58-59 | ||||
20 | Тихий океан | стр.60-61 | |||||
21 | Индийский океан | стр.62-63 | |||||
22 | Северный ледовитый океан Практическая работа №9 | Составление комплексной характеристики океана | стр.64-65 | ||||
Африка (5 часов) | |||||||
23 | Особенности природы Африки Практическая работа №10 | Особенности географического положения, основные черты рельефа, деление Африки на природные комплексы, этнический состав Африки, народы Африки, основные типы хозяйственной деятельности. | Описание климатических условий территории по климатограммам. Построение климатограмм. | стр.66-69 | |||
24 | Районирование Африки | стр.70-73 | |||||
25 | Население африканского континента | стр.74-75 | |||||
26 | Страны Африки. Типовая характеристика страны. ЮАР | стр.76-77 | |||||
27 | Египет и ДРК Практическая работа №11 | Составление комплексной характеристики страны | стр.78-81 | ||||
Южная Америка (6 часов) | |||||||
28 | Особенности природы Южной Америки | Особенности географического положения, история освоения, основные черты рельефа. | стр.82-85 | ||||
29 | Природные районы материка: равнинный восток | стр.86-89 | |||||
30 | Природные районы материка: Анды Практическая работа №12 | Создание презентации по туристическим объектам природного района Южной Америки | стр.90-91 | ||||
31 | Население Южной Америки Практическая работа №13 | Виды хозяйственной деятельности в природных районах Южной Америки | стр.92-93 | ||||
32 | Страны Южной Америки. Бразилия | стр.96-97 | |||||
33 | Венесуэла и Перу | стр.94-95, 98-99 | |||||
Австралия и Океания (5 часов) | |||||||
34 | Особенности природы Австралии Практическая работа №14 | Особенности географического положения, скрэбы, особенности животного мира, размещение и плотность населения. | Разработка маршрута путешествия по островам Океании | стр.100-103 | |||
35 | Особенности природы Океании | стр.104-405 | |||||
36 | Население Австралии и Океании | стр.106-107 | |||||
37 | Австралийский союз | стр.108-109 | |||||
38 | Самоа | стр.110-111 | |||||
Антарктида (3 часа) | |||||||
39 | Характеристика природы материка Практическая работа №15 | Географическое положение, история освоения, рельеф, особенности природы и животного мира. | Составление описания географического положения и особенностей природы Антарктиды | стр.112-113 | |||
40 | Освоение человеком Антарктиды | стр.114-115 | |||||
41 | Обобщение. Сравнительная характеристика южных материков Практическая работа №16 | Составление картосхемы «Эндемика южных материков» | Не задано | ||||
Северная Америка (6 часов) | |||||||
42 | Типичные и отличительные черты природы Северной Америки | Особенности географического положения, рельеф, каньоны, особенности природы, экономическое развитие, этнический состав. | стр.116-119 | ||||
43 | Равнинные районы Северной Америки | стр.120-123 | |||||
44 | Горы Северной Америки. Особенности природы | стр.124-125 | |||||
45 | Освоение человеком материка | стр.126-127 | |||||
46 | Страны Североамериканского континента | стр.128-129 | |||||
47 | Канада и Мексика Практическая работа №17 | Составление географического описания страны | стр.130-133 | ||||
Евразия (15 часов) | |||||||
48 | Особенности природы материка Практическая работа №18 | Особенности географического положения, история освоения, этнический состав, народы и религии, рельеф, особенности экономического развития, климатические пояса, особенности климата. | стр.134-135 | ||||
49 | Составление описания внутренних вод Евразии | стр.136-137 | |||||
50 | Регионы Евразии. Природа Западной части Европы | стр.138-139 | |||||
51 | Северная Евразия. Северо-восточная и Восточная Азия. Особенности природы | стр.140-141 | |||||
52 | Особенности природы Южной Юго-западной и Центральной Азии | стр.142-143 | |||||
53 | Человек на евроазиатском пространстве | стр.144-145 | |||||
54 | Страны Европы. Норвегия | стр.146-147 | |||||
55 | Великобритания | стр.148-149 | |||||
56 | Германия и Франция | стр.150-153 | |||||
57 | Италия и Чехия | стр.154-157 | |||||
58 | Страны Азии. Индия | стр.158-159 | |||||
59 | Китай | стр.160-161 | |||||
60 | Сравнительная характеристика Японии и республики Корея | стр.162-165 | |||||
61 | Турция и Казахстан | стр.166-169 | |||||
62 | Обобщение. Сравнительная характеристика северных материков Практическая работа №19 | Составление сравнительной характеристики климата Северной Америки и Евразии | Не задано | ||||
Общечеловеческие проблемы (3 часа) | |||||||
63 | Глобальные проблемы человечества Практическая работа №20 | Целостность, ритмичность, зональность, типы природных ресурсов, глобальное потепление, парниковый эффект. | Составление обобщенной схемы глобальных и региональных проблем человечества | стр.170-173 | |||
64 | Итоговая проверочная работа | Не задано | |||||
65 | Итоговый урок Практическая работа №21 | Разработка проекта по улучшению местной экологической обстановки | Не задано |
8 КЛАСС
№ п/п | Дата | Тема урока | Основные термины и понятия | Практические работы | Домашнее задание | Примечание |
1(1) | Введение | стр.5-6 | ||||
Тема 1. Географическое пространство России (8 часов) | ||||||
2(1) | Границы России | Карта, атлас, географическое описание, космические снимки, экономическая зона, окраины, цунами, приливы, внутреннее море, местное время, поясное время, декретное время, линия перемены дат. | стр.8-9 | |||
3(2) | Размеры территорий. Часовые пояса Практическая работа №1 | Определение поясного времени для разных городов России | стр.10-11 | |||
4(3) | Географическое положение Практическая работа №2 | Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады | стр.12-15 | |||
5(4) | Россия в мире | стр.16-19 | ||||
6(5) | Освоение и изучение территории России | стр.20-25 | ||||
7(6) | Районирование | стр.26-27 | ||||
8(7) | Административно-территориальное устройство России Практическая работа №3 | Анализ административно-территориального деления России | стр.28-29 | |||
9(8) | Обобщение по теме «Географическое пространство России» | стр.30 | ||||
Тема 2. Природа России (43 часа) | ||||||
10(1) | Природные условия и ресурсы | стр.32-33 | ||||
Рельеф и недра (7 часов) | ||||||
11(1) | Формирование земной коры на территории России | Рельеф, платформы, подвижные складчатые пояса, геологическое летоисчисление, геохронологическая таблица, эра, периоды, молодые горы, возрожденные горы, платформы, щиты, плиты, месторождение, бассейн, минеральные ресурсы, исчерпаем ресурсы, неотектонические движения, морена, обвалы, осыпи, оползни. | стр.34-37 | |||
12(2) | Рельеф | стр.38-39 | ||||
13(3) | Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов | стр.40-41 | ||||
14(4) | Изменение рельефа под воздействием внешних процессов | стр.42-45 | ||||
15(5) | Минеральные ресурсы и их использование Практическая работа №4 | Выявление взаимосвязи строения земной коры, рельефа и полезных ископаемых | стр.46-47 | |||
16(6) | Земная кора и человек | стр.48-49 | ||||
17(7) | Обобщение по теме «Рельеф и недра» | стр.130 | ||||
Климат (11 часов) | ||||||
18(1) | Географическое положение и климат | Солнечная радиация, суммарная радиация, радиационный баланс, движение воздушных масс, атмосферный фронт, теплый и холодный фронт, циклон, антициклон, испаряемость, испарение, коэффициент увлажнения, достаточное, недостаточное, скудное и избыточное увлажнение, тип климата, агроклиматические ресурсы, засухи, суховеи, пыльные бури, ураганы, заморозки, гололед, туман. | стр.50-51 | |||
19(2) | Солнечное излучение и климат | стр.52-53 | ||||
20(3) | Земная поверхность и климат | стр.54-55 | ||||
21(4) | Воздушные массы и их циркуляция | стр.56-57 | ||||
22(5) | Атмосферные фронты | стр.58-59 | ||||
23(6) | Циклоны и антициклоны | стр.60-61 | ||||
24(7) | Распределение температуры воздуха | стр.62-63 | ||||
25(8) | Распределение осадков и увлажнения | стр.64-65 | ||||
26(9) | Климатические пояса и области Практическая работа №5 | Составление макета климатической карты по заданным значениям | стр.66-67 | |||
27(10) | Климат и человек Практическая работа №6 | Оценка климата региона России как фактора хозяйства и условий жизни людей | стр.68-69 | |||
28(11) | Обобщение по теме «Климат» | стр.130 | ||||
Внутренние воды и моря (7 часов) | ||||||
29(1) | Моря | Внутренние воды, реки, падение реки, уклон реки, равнинные реки, пороги, водопады, годовой сток, режим реки, половодье, межень, паводок, твердый сток, наводнение, типы озер по происхождению, болота и его типы, оледенение, многолетняя мерзлота, водные ресурсы, вековые запасы, ежегодно возобновляемые водопользование, водопотребление, система оборотного водоснабжения. | стр.70-71 | |||
30(2) | Особенности природы морей | стр.72-75 | ||||
31(3) | Внутренние воды России. Реки Практическая работа №7 | Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской части страны | стр.76-79 | |||
32(4) | Озера, водохранилища, болота | стр.80-81 | ||||
33(5) | Подземные воды, ледники. Многолетняя мерзлота Практическая работа №8 | Определение взаимосвязи вод суши, рельефа и климата | стр.82-83 | |||
34(6) | Вода и человек Практическая работа №9 | Оценка обеспеченности водными ресурсами территорий страны | стр.84-87 | |||
35(7) | Обобщение по теме «Внутренние воды и моря» | стр.130 | ||||
Растительный и животный мир (3 часа) | ||||||
36(1) | Растительный мир | Растительное сообщество, типы растительности, лесные ресурсы, кормовые ресурсы, размещение животного мира, заповедник. | стр.88-89 | |||
37(2) | Животный мир Практическая работа №10 | Прогнозирование изменений органического мира при изменениях компонентов природного комплекса | стр.90-91 | |||
38(3) | Биологические ресурсы и человек. Обобщение по теме «Растительный и животный мир» | стр.92-93, 130 | ||||
Почвы (4 часа) | ||||||
39(1) | Почвы и факторы их образования | Почва, гумус, перегной, почвенный горизонт, горизонт вымывания и вмывания, материнская порода, структура почвы, типы почв, земельные ресурсы, земельный фонд, мелиорация. | стр.94-97 | |||
40(2) | Основные типы почв России | стр.98-99 | ||||
41(3) | Почвы и человек Практическая работа №11 | Характеристика почвенных ресурсов своей местности | стр.100-103 | |||
42(4) | Обобщение по теме «Почвы» | стр.130 | ||||
Природно-хозяйственные зоны (11 часов) | ||||||
43(1) | Природные районы и природно-хозяйственные зоны | ПТК, природное (ФИЗИКО-географическое) районирование, природные зоны России, зоны арктических пустынь, тундры, лесные зоны, южные безлесные зоны, высотная поясность, заповедник, заказник, памятники природы. | стр.104-105 | |||
44(2) | Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр | стр.106-109 | ||||
45(3) | Население и хозяйство в тундре и лесотундре | стр.110-111 | ||||
46(4) | Природа лесных зон | стр.112-115 | ||||
47(5) | Население и хозяйство лесных зон | стр.116-117 | ||||
48(6) | Природа лесостепей и степей | стр.118-121 | ||||
49(7) | Население и хозяйство лесостепной и степной зон Практическая работа №12 | Характеристика особенностей размещения населения в разных природно-хозяйственных зонах | стр.122-123 | |||
50(8) | Засушливые территории России Практическая работа №13 | Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон | стр.124-125 | |||
51(9) | Горные области | стр.126-127 | ||||
52(10) | Охрана природы и особо охраняемые территории Практическая работа №14 | Определение особо охраняемых территорий своего района | стр.128-129 | |||
53(11) | Обобщение по теме «Природно-хозяйственные зоны» | стр.130 | ||||
Тема 3. Население России (11 часов) | ||||||
54(1) | Численность населения | Естественный прирост населения, языковая семья, Народ, Миграция населения, типы миграции, основная зона расселения, религия, урбанизация. | стр.132-135 | |||
55(2) | Мужчины и женщины | стр.136-137 | ||||
56(3) | Молодые и старые Практическая работа №15 | Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России | стр.138-139 | |||
57(4) | Народы | стр.140-141 | ||||
58(5) | Языки | стр.142-143 | ||||
59(6) | Религии | стр.144-145 | ||||
60(7) | Размещение населения | стр.146-147 | ||||
61(8) | Города России. Урбанизация | стр.148-151 | ||||
62(9) | Сельское поселение и сельское население Практическая работа №16 | Разработка проекта «Мой населенный пункт» | стр.152-153 | |||
63(10) | Миграция населения Практическая работа №17 | Характеристика особенностей движения населения России | стр.154-157 | |||
64(11) | Обобщение по теме «Население России» | стр.158 | ||||
65 | Итоговая проверочная работа | Не задано |
9 КЛАСС
№ урока | Дата | Тема урока | Основные термины и понятия | Практические работы | Домашнее задание | Примечание | |||||
1(1) | Введение | стр. 3-6 | |||||||||
Тема 1. Хозяйство России (28 часов) | |||||||||||
Общая характеристика хозяйства (6 часов) | |||||||||||
2(1) | Особенности хозяйства России Географическое положение как фактор развития хозяйства Практическая работа №1 | ВВП, муниципальное образование, Географическое положение, Геополитическое положение, микро положение, мезо положение, макро положение, Государственные территории. | Анализ карт для определения типов территориальных структур хозяйства | стр.8-11,12-13 | |||||||
3(2) | Человеческий капитал и качество населения | стр.14-15 | |||||||||
4(3) | Трудовые ресурсы и экономически активное население | стр.16-17 | |||||||||
5(4) | Природно-ресурсный капитал Практическая работа №2 | Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России | стр.18-19 | ||||||||
6(5) | Производственный капитал | стр.20-21 | |||||||||
7(6) | Обобщение по теме «Общая характеристика хозяйства». | стр.86 | |||||||||
Промышленность (11 часов) | |||||||||||
8(1) | Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) | ТЭК, единая газопроводная система, угольный бассейн, нефтепровод, месторождение, топливно-энергетический баланс, энергоресурсы, комбинат, металлургическая база, химизация, химический комплекс, лесопромышленный комплекс, наукоемкость, трудоемкость, металлоемкость, специализация и кооперирование, факторы размещения, ВПК. | стр. 22 | ||||||||
9(2) | Газовая промышленность | стр.23-25 | |||||||||
10(3) | Нефтяная промышленность | стр.26-29 | |||||||||
11(4) | Угольная промышленность Практическая работа №3 | Характеристика угольного бассейна России | стр.30-31 | ||||||||
12(5) | Электроэнергетика | стр.32-35 | |||||||||
13(6) | Машиностроение Практическая работа №4 | Определение главных районов размещения предприятия трудоемкого и металлоемкого машиностроения | стр.36-39 | ||||||||
14(7) | Черная металлургия | стр.40-43 | |||||||||
15(8) | Цветная металлургия | стр.44-47 | |||||||||
16(9) | Химическая промышленность | стр.48-51 | |||||||||
17(10) | Лесная промышленность | стр.52-55 | |||||||||
18(11) | Обобщение по теме «Промышленность» | стр.86 | |||||||||
Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс (4 часа) | |||||||||||
19(1) | Сельское хозяйство. Растениеводство Практическая работа №5 | Агропромышленный комплекс, мелиорация, полеводство, животноводство, звенья АПК, технические культуры, зерновые культуры, пищевая промышленность. | Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур | стр.56-59 | |||||||
20(2) | Животноводство Практическая работа №6 | Определение главных районов животноводства | стр.60-61 | ||||||||
21(3) | Пищевая и легкая промышленность. Агропромышленный комплекс | стр.62-63 | |||||||||
22(4) | Обобщение по теме «Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс» | стр.86 | |||||||||
Сфера услуг (7 часов) | |||||||||||
23(1) | Транспорт. Железнодорожный транспорт | Услуга, коммуникационная система, транспортный узел, грузооборот. пассажирооборот, социальная инфраструктура, рекреационное хозяйство, связь, виды связи, ЖКХ. | стр.64-67 | ||||||||
24(2) | Автомобильный и воздушный транспорт | стр.68-71 | |||||||||
25(3) | Морской и внутренний водный транспорт | стр.72-77 | |||||||||
26(4) | Связь | стр.78-79 | |||||||||
27(5) | Наука и образование | стр.80-83 | |||||||||
28(6) | Жилищное хозяйство | стр.84-85 | |||||||||
29(7) | Обобщение по теме «Сфера услуг» | стр.86 | |||||||||
Тема 2. Районы России (34 часа)[3] | |||||||||||
30(1) | Европейская и Азиатская части России Практическая работа №7 | Анализ разных видов районирования России | стр.88-91 | ||||||||
Европейский Север (4 часа) | |||||||||||
31(1) | Географическое положение и особенности природы Европейского Севера | стр.92-97 | |||||||||
32(2) | Население Европейского севера | стр.98-99 | |||||||||
33(3) | Хозяйство Европейского севера Практическая работа №8 | Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера | стр.100-103 | ||||||||
34(4) | Обобщение по теме «Европейский Север». | стр.200 | |||||||||
Европейский Северо-запад (4 часа) | |||||||||||
35(1) | Географическое положение Европейского Северо-запада | стр.104-105 | |||||||||
36(2) | Особенности природы Европейского Северо-запада | стр.106-109 | |||||||||
37(3) | Население и хозяйство Европейского Северо-запада | стр.110-115 | |||||||||
38(4) | Обобщение по теме «Европейский Северо-запад». | стр.200 | |||||||||
Центральная Россия (4 часа) | |||||||||||
39(1) | Географическое положение и особенности природы Центральной России | стр.116-117, 118-121 | |||||||||
40(2) | Население Центральной России | стр.122-123 | |||||||||
41(3) | Хозяйство Центральной России | стр.124-127 | |||||||||
42(4) | Обобщение по теме «Центральная Россия». | стр.200 | |||||||||
Европейский Юг (4 часа) | |||||||||||
43(1) | Географическое положение и особенности природы Европейского Юга | стр.128-129, 130-133 | |||||||||
44(2) | Население Европейского юга | стр.134-135 | |||||||||
45(3) | Хозяйство Европейского юга | стр.136-139 | |||||||||
46(4) | Обобщение по теме «Европейский юг». | стр.200 | |||||||||
Поволжье (4 часа) | |||||||||||
47(1) | Географическое положение и особенности природы Поволжья | стр.140-141, 142-145 | |||||||||
48(2) | Население Поволжья | стр.146-147 | |||||||||
49(3) | Хозяйство Поволжья | стр.148-151 | |||||||||
50(4) | Обобщение по теме «Поволжье». | стр.200 | |||||||||
Урал ( 4 часа) | стр.148-151 | ||||||||||
51(1) | Географическое положение и особенности природы Урала | стр.152-153, 154-157 | |||||||||
52(2) | Население Урала | стр.158-159 | |||||||||
53(3) | Хозяйство Урала | стр.160-163 | |||||||||
54(4) | Обобщение по теме «Урал». | стр.200 | |||||||||
Западная и Восточная Сибирь (5 часов) | стр.160-163 | ||||||||||
55(1) | Географическое положение Западной и Восточной Сибири Практическая работа №9 | Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири | стр.164-165, 176-177 | ||||||||
56(2) | Особенности природы Западной и Восточной Сибири | стр.166-169, 178-181 | |||||||||
57(3) | Население Западной и Восточной Сибири | стр.170-171, 182-183 | |||||||||
58(4) | Особенности хозяйства Западной и Восточной Сибири | стр.172-175, 184-187 | |||||||||
59(5) | Обобщение по теме «Западная и Восточная Сибирь» | стр.200 | |||||||||
Дальний Восток (4 часа) | |||||||||||
60(1) | Географическое положение и особенности природы Дальнего Востока | стр.188-193 | |||||||||
61(2) | Население Дальнего Востока | стр.194-195 | |||||||||
62(3) | Хозяйство Дальнего Востока | стр.196-199 | |||||||||
63(4) | Обобщение по теме «Дальний Восток» Практическая работа №10 | Анализ взаимодействия природы и человека | стр.200 | ||||||||
Тема 3. Россия в мире (2 часа) | |||||||||||
64(1) | Россия и мировое хозяйство Практическая работа №11 | Анализ и сравнение показателей внешней торговли России с показателями других стран мира | стр.202-203 | ||||||||
65(2) | Россия в системе мировых транспортных коридоров. Обобщение по теме «Россия в мире» | стр.204-206 | |||||||||
66 | Итоговая проверочная работа | Не задано |
[1] Жирным шрифтом отмечены названия тем и общее количество часов. Обычным шрифтом вписаны названия разделов.
[2] В скобках указаны часы, содержащие краеведческий компонент.
[3] Используются термины, изученные ранее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по теме "Политическая сфера" в 10 классе
Тесты и задания по обществознанию по теме "Политическая сфера" для 10 класса по учебнику Л.Н. Боголюбова...
тестовые задания по разделу "Экономическая сфера" для 9 класса
Данный тест предназначен для проверки и систематизации знаний учащихся 9 класса по экономической сфере. тест составлен в формате ГИА....
Итоговый тест по теме "Политическая сфера" в 10 классе
Данный тест пригодится для итогового контроля в 10 классе по теме "Политика"...
Развитие познавательной сферы учащихся 1 класса с использованием комплекта «Пертра»
Цель урока:- Развитие связанной речи,- развитие наблюдательности, зрительного восприятия;- установление закономерностей и анализ материала;- развитие моторики руки; - развитие содружественн...
Конспект урока по теме "Шар. Сфера" в 6 классе
Урок в 6 классе является обобщающим по теме: длина окружности, площадь круга, площадь сферы, объем круга, задачи на дроби. Урок построен в форме путешествия по станциям с учетом преддверия Олимпиада в...
Тест "Социальная сфера общества". 11 класс.
Проверка знаний учащихся....