Сфера 6-9 классы
календарно-тематическое планирование по географии по теме

Календарно-тематическое планирование составлено к УМК "Сфера" для 6-9 классов. В курс 6-ого класса добавлен краеведческий компанент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_6-9_sferakraevedenie.doc441.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

География 6-9 класс УМК «Сфера»

Рабочая программа составлена на основе программы, разработанной к УМК «Сфера». Были внесены изменения в курс 6 класс (добавлено краеведение) на основании приказа Министерства образования № 2604 от 7 июня 2012 г.. Программа рассчитана 68 часов (2 часа в неделю).

Основные цели:

  1. Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.
  2. Овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценке разнообразных явлений и процессов.
  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдения за состоянием окружающей среды, решение географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.
  4. Воспитания любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимание с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
  5. Применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социальной ответственного поведения в ней; адаптация к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Требования к учащимся

В результате изучения географии ученик должен:

Знать/понимать

  1. Основные географические понятия и термины; различия плана глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
  2. Географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.
  3. Географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсом и хозяйством отдельных регионов и стран.
  4. Специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и регионов.
  5. Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональной и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

Уметь

  1. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
  2. Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала и экологических проблем.
  3. Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культурных народов; районов разной специализации, центров производства различных видов продукции, основных коммуникаций и их узлов внутригосударственных и внешнеэкономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира.
  4. Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.
  5. Определять на местности, плане и карте расстояние, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов.
  6. Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  1. Ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определение поясного времени; чтение карт различного содержания.
  2. Учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.
  3. Решению практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
  4. Проведение самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

На прохождение отдельных тем было отведено следующее количество часов

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Введение

1

Введение

1

Географическое[1] пространство России

8

Хозяйство России

28

Изображение земной поверхности и их использование

8(5)[2]

Природа Земли: главные закономерности

10

Природа России

43

Общая характеристика хозяйства России

6

Развитие географических знаний о Земле

6

Человек на планете Земля

8

Рельеф и недра

7

Промышленность

11

Земля – планета Солнечной системы

4

Многоликая планета

4

Климат

11

Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс

4

Литосфера – каменная оболочка Земли

7(2)

Африка

5

Внутренние воды и моря

7

Сфера услуг

7

Гидросфера – водная оболочка Земли

9(3)

Южная Америка

6

Растительный и животный мир

3

Районы России        

34

Атмосфера – воздушная оболочка

9(4)

Австралия и Океания

5

Почвы

4

Европейский Север

4

Биосфера – оболочка жизни

5(2)

Антарктида

3

Природно-хозяйственные зоны

11

Европейский Северо-запад

4

Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс

8(1)

Северная Америка

6

Население России

11

Центральная Россия

4

Резерв

11

Евразия

15

Резерв

6

Европейский Юг

4

Общечеловеческие проблемы

3

Поволжье

4

Резерв

2

Урал

4

Западная и Восточная Сибирь

5

Дальний Восток

4

Россия в мире

2

Резерв

2

В период обучения будут проведены следующие практические работы

№ работы

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1

Ориентирование по карте, чтение географических карт

Сравнение географического положения материков

Определение поясного времени для разных городов России

Анализ карт для определения типов территориальных структур хозяйства

2

Составление простейшего плана местности

Определение взаимосвязей между строением земной коры и поверхностью Земли

Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады

Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России

3

Чтение карт основных маршрутов путешествий

Составление обобщенной схемы морских течений

Анализ административно-территориального деления России

Характеристика угольного бассейна России

4

Сравнение Земли с другими планетами Солнечной системы

Определение степени современного оледенения материков

Выявление взаимосвязи строения земной коры, рельефа и полезных ископаемых

Определение главных районов размещения предприятия трудоемкого и металлоемкого машиностроения

5

Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращение Земли вокруг своей оси

Анализ карт климатических поясов и природных зон мира

Составление макета климатической карты по заданным значениям

Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур

6

Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых

Составление комплексной характеристики населения мира

Оценка климата региона России как фактора хозяйства и условий жизни людей

Определение главных районов животноводства

7

Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте

Составление схемы «Виды хозяйственной деятельности»

Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской части страны

Анализ разных видов районирования России

8

Анализ карт температуры и солености вод мирового океана

Определение историко-культурного района мира

Определение взаимосвязи вод суши, рельефа и климата

Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера

9

Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности по карте

Составление комплексной характеристики океана

Оценка обеспеченности водными ресурсами территорий страны

Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири

10

Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли

Описание климатических условий территории по климатограммам. Построение климатограмм

Прогнозирование изменений органического мира при изменениях компонентов природного комплекса

Анализ взаимодействия природы и человека

11

Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощь приборов и инструментов

Составление комплексной характеристики страны

Характеристика почвенных ресурсов своей местности

Анализ и сравнение показателей внешней торговли России с показателями других стран мира

12

Объяснение устройства и применения барометра, гидрометра, флюгера, осадкомера

Создание презентации по туристическим объектам природного района Южной Америки

Характеристика особенностей размещения населения в разных природно-хозяйственных зонах

13

Выявление зависимости температуры от давления воздуха и высоты

Виды хозяйственной деятельности в природных районах Южной Америки

Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон

14

Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата

Разработка маршрута путешествия по островам Океании

Определение особо охраняемых территорий своего района

15

Описание растительного  животного мира на примере своей местности и по картам атласа наблюдение за изменением почвенного покрова

Составление описания географического положения и особенностей природы Антарктиды

Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России

16

Описание природных зон Земли по географическим картам

Составление картосхемы «Эндемика южных материков»

Разработка проекта «Мой населенный пункт»

17

Сравнение хозяйственной деятельности человека.

Составление географического описания страны

Характеристика особенностей движения населения России

18

Составление описания внутренних вод Евразии

19

Составление сравнительной характеристики климата Северной Америки и Евразии

20

Составление обобщенной схемы глобальных и региональных проблем человечества

21

Разработка проекта по улучшению местной экологической обстановки

УМК «Сфера» включает в себя для каждой ступени обучения:

  1. Учебник
  2. Тетрадь-практикум
  3. Тетрадь-тренажер
  4. Тетрадь экзаменатор
  5. Атлас
  6. Электронное приложение к учебнику

6 КЛАСС

№ п/п

Дата

Тема урока

Краеведческий компонент

Основные термины и понятия

Практические работы

Домашнее задание (стр.)

Примечание

Введение

1

Что такое география

Не задано

Изображение земной поверхности и их использование (8 часов)

2

Виды изображения земной поверхности

Карта, план, ГИС, условные знаки, линейные и площадные знаки, масштаб, экватор, параллели, меридианы, географическая широта, географическая долгота, ориентирование, съемка местности, картография.

8-9

3

Масштаб

Определение расстояний по плану своей местности

8-9

4

Условные значки плана и карты, их сходство и различия

Практическая работа №1

Ориентирование по карте, чтение географических карт

10-11

5

Градусная сетка и географические координаты

Географическая карта. Определение расстояний, направлений от своего населенного пункта до крупных городов, от школы до своего дома

12-13

6

Параллели и меридианы

Определение географических координат своего населенного пункта

12-13

7

Ориентирование

Ориентирование на местности и по плану. Определение сторон горизонта, направлений по плану своей местности

14-15

8

Построение плана местности

Практическая работа №2

Составление простейшего плана местности

16-17

9

История создания карт

18-20

Развитие географических знаний о Земле (6 часов)

10

Представление о мире в древности

Практическая работа №3

География, землепроходцы, мореплаватели, эпоха великих географических открытий, новый свет, кругосветные путешествия.

Чтение карт основных маршрутов путешествий

22-23

11

География в эпоху средневековья

24-25

12

Эпоха великих географических открытий

26-27

13

Значение великих географических открытий

27-29

14

Географические открытия в XVIII-XIX вв

30-33

15

Географические исследования ХХ в

34-35

Земля – планета Солнечной системы (4 часа)

16

Земля – часть Солнечной системы

Практическая работа №4

Млечный путь, осевое вращение, местное время, поясное время, линия перемены дат, орбитальное движение, полярные круги, тропики, пояса освещенности.

Сравнение Земли с другими планетами Солнечной системы

38-39

17

Форма и размер нашей планеты

40-41

18

Виды движения земли и их последствия

Практическая работа №5

Объяснения географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращение Земли вокруг своей оси

42-45

19

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

46-47

Литосфера – каменная оболочка Земли (7 часов)

20

Минералы и горные породы

Практическая работа №6

Породы, слагающие земную кору. Определение горных пород своей местности

Минералы, горные породы: магматические, осадочные, метаморфические, магма, земная кора континентальная и океаническая, литосфера, рельеф, материк, высота абсолютная и относительная, горы, шельф, архипелаг, горизонталь, изобаты, бергштрихи, вулканизм, землетрясение, эпицентр, сейсмический пояс, выветривание, сель, карст, эрозия.

Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых

50-51

21

Литосфера – каменная оболочка Земли

52-53

22

Рельеф суши и дна Мирового океана

Изображение высот и глубин на физических картах. Выявление изменений высот своей местности

54-57

23

Внутренние силы, создающие рельеф

58-59

24

Практическая работа №7

Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте

Не задано

25

Внешние силы, создающие рельеф

62-65

26

Человек и мир камня

66-69

Гидросфера – водная оболочка Земли (9 часов)

27

Гидросфера – водная оболочка Земли

Гидросфера, океаны, моря, залив, пролив, цунами, течение холодное и теплое, прилив и отлив, река, русло, исток, устье, речная система, бассейны реки, пороги, водопад, режим реки, половодье, паводок, озерная котловина, водохранилище, болото, грунтовые воды, гейзер, ледник, покровное оледенение, айсберг, многолетняя мерзлота.

70-71

28

Мировой океан и его части

Практическая работа №8

Анализ карт температуры и солености вод Мирового океана

72-73

29

Практическая работа №9

Мировой океан. Дать описание моря, расположенного недалеко от вашей местности

Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте

Не задано

30

Движение воды в океане

74-75

31

Воды суши. Реки и части рек

76-78

32

Озера и болота

Озера. Озера своей местности

79-81

33

Подземные воды

Подземные воды. Подземные воды своей местности. Дать описание родника своей местности

82-83

34

Ледники и многолетняя мерзлота

84-85

35

Человек и гидросфера

Практическая работа №10

Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли

86-87

Атмосфера – воздушная оболочка земли (9 часов)

36

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

Атмосфера, тропосфера, стратосфера, мезосфера, амплитуда температур, изотерма, абсолютная и относительная влажность, облака кучевые, слоистые, перистые, атмосферные осадки, изогиеты, ветер, изобары, пассаты, ветры западного переноса, прогноз погоды, климат, климатические пояса, климатограммы, климатообразующие факторы, мираж, полярное сияние, молния, «огни святого Эльма».

90-91

37

Температура воздуха

Практическая работа №11

Температура воздуха. Дневной ход температуры в своей местности. Наблюдение за суточными изменениями температуры

Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов

92-93

38

Влажность воздуха и атмосферные осадки

Водяной пар и облака. Облачность своей местности.

Атмосферные осадки. Построение диаграмм осадков для своей местности

94-97

39

Атмосферное давление и движение воздуха

Практическая работа №12

Атмосферное давление. Изменение давления в своей местности

Объяснение устройства и применения барометра, гидрометра, флюгера, осадкомера

98-99

40

Различия в атмосферном давлении на разных участках Земли

Практическая работа №13

Выявление зависимости температуры от давления воздуха и высоты

99-101

41

Погода и ее предсказание

102-103

42

Климат и климатообразующие факторы

Практическая работа №14

Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата

104-105

43

Оптические атмосферные явления

106-107

44

Человек и атмосфера

108-109

Биосфера – оболочка жизни (5 часов)

45

Биосфера – оболочка жизни, ее граница

Биосфера, нектон, планктон, бентос, биологический круговорот, метисы, мулаты, самбо, расы.

112-113

46

Приспособленность живых организмов к среде обитания на суши и в Мировом океане

Практическая работа №15

Распространение организмов. Видовой состав растений и животных своей местности

Описание растительного и животного мира на примере своей местности и по картам атласа

114-115

47

Процессы, проходящие в биосфере

116-117

48

Человек – часть биосферы

Человечество – единый биологический вид. Определение расового и национального состава своего населенного пункта

118-119

49

Экологические проблемы в биосфере

120-121

Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс (8 часов)

50

Географическая оболочка Земли

Географическая оболочка, целостность, зональность, ритмичность, ПТК, природные зоны, природно-антропогенные комплексы, почва, мелиорация, тундра, прерии, пампа, саванны, оазис.

124-125

51

Территориальные комплексы

Природный комплекс (на примере своей местности)

126-127

52

Почва. Как особый природный комплекс

Практическая работа №16

Наблюдение за изменением покрова почвы

128-129

53

Арктические и антарктические пустыми. Безлесные пространства тундры

Практическая работа №17

Описание природных зон Земли по географическим картам

130-131

54

Леса

132-135

55

Степи и саванны

136-137

56

Пустыни и полупустыни

Практическая работа №18

Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах

138-139

57

Природные комплексы Мирового океана

140-141


7 КЛАСС

п/п

Дата

Тема урока

Основные термины и понятия

Практические работы

Домашнее задание

Примечание

Введение

Природа Земли: главные закономерности (10 часов)

1

Материки и океаны на поверхности Земли

Практическая работа №1

Материк, гипотеза, типы карт, рельеф, плита, платформа, сейсмический пояс, изотерма, движение воздуха, воздушная масса, климатические пояса, климатообразующие факторы, водная масса, морские воздушные массы, географическая оболочка, круговорот воды, биологический круговорот, природный комплекс.

Сравнение географического положения материков

стр. 8-9

2

Географическая и историко-культурная составляющая понятия «материк» и «часть света»

стр.10-11

3

Рельеф Земли

стр.12-13

4

История формирования рельефа Земли

Практическая работа №2

Определение взаимосвязей между строением земной коры и поверхностью Земли

стр.14-17

5

Климатообразующие факторы

стр.18-21

6

Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли

стр.22-25

7

Мировой океан

Практическая работа №3

Составление обобщенной схемы морских течений

стр.26-29

8

Воды суши

Практическая работа №4

Определение степени современного оледенения материков

стр.30-33

9

Природные зоны Земли

Практическая работа №5

Анализ карт климатических поясов и природных зон мира

стр.34-35

10

Природа земли: главные закономерности. Обобщающий урок

стр.36

Человек на планете Земля (8 часов)

11

Историко-географические закономерности заселения человеком Земли

Плотность населения, городское, сельское население, языковые группы, народ, религия.

стр.38-39

12

Численность населения Земли. Размещение людей на планете Земля

стр.40-43

13

Народы, языки, религии мира

Практическая работа №6

Составление комплексной характеристики населения мира

стр.44-45

14

Хозяйственная деятельность людей

Практическая работа №7

Составление схемы «Виды хозяйственной деятельности»

стр.46-47

15

Особенности расселения населения Земли

стр.48-49

16

Страны мира

стр.50-51

17

Историко-культурные районы мира

Практическая работа №8

Определение историко-культурного района мира

стр.52-55

18

Человек на планете Земля. Обобщающий урок

стр.56

Многоликая планета (4 часа)

19

Атлантический океан

Особенности природы каждого из океанов, рельеф дна, ресурсы.

стр.58-59

20

Тихий океан

стр.60-61

21

Индийский океан

стр.62-63

22

Северный ледовитый океан

Практическая работа №9

Составление комплексной характеристики океана

стр.64-65

Африка (5 часов)

23

Особенности природы Африки

Практическая работа №10

Особенности географического положения, основные черты рельефа, деление Африки на природные комплексы, этнический состав Африки, народы Африки, основные типы хозяйственной деятельности.

Описание климатических условий территории по климатограммам. Построение климатограмм.

стр.66-69

24

Районирование Африки

стр.70-73

25

Население африканского континента

стр.74-75

26

Страны Африки. Типовая характеристика страны. ЮАР

стр.76-77

27

Египет и ДРК

Практическая работа №11

Составление комплексной характеристики страны

стр.78-81

Южная Америка (6 часов)

28

Особенности природы Южной Америки

Особенности географического положения, история освоения, основные черты рельефа.

стр.82-85

29

Природные районы материка: равнинный восток

стр.86-89

30

Природные районы материка: Анды

Практическая работа №12

Создание презентации по туристическим объектам природного района Южной Америки

стр.90-91

31

Население Южной Америки

Практическая работа №13

Виды хозяйственной деятельности в природных районах Южной Америки

стр.92-93

32

Страны Южной Америки. Бразилия

стр.96-97

33

Венесуэла и Перу

стр.94-95, 98-99

Австралия и Океания (5 часов)

34

Особенности природы Австралии

Практическая работа №14

Особенности географического положения, скрэбы, особенности животного мира, размещение и плотность населения.

Разработка маршрута путешествия по островам Океании

стр.100-103

35

Особенности природы Океании

стр.104-405

36

Население Австралии и Океании

стр.106-107

37

Австралийский союз

стр.108-109

38

Самоа

стр.110-111

Антарктида (3 часа)

39

Характеристика природы материка

Практическая работа №15

Географическое положение, история освоения, рельеф, особенности природы и животного мира.

Составление описания географического положения и особенностей природы Антарктиды

стр.112-113

40

Освоение человеком Антарктиды

стр.114-115

41

Обобщение. Сравнительная характеристика южных материков

Практическая работа №16

Составление картосхемы «Эндемика южных материков»

Не задано

Северная Америка (6 часов)

42

Типичные и отличительные черты природы Северной Америки

Особенности географического положения, рельеф, каньоны,  особенности природы, экономическое развитие, этнический состав.

стр.116-119

43

Равнинные районы Северной Америки

стр.120-123

44

Горы Северной Америки. Особенности природы

стр.124-125

45

Освоение человеком материка

стр.126-127

46

Страны Североамериканского континента

стр.128-129

47

Канада и Мексика

Практическая работа №17

Составление географического описания страны

стр.130-133

Евразия (15 часов)

48

Особенности природы материка

Практическая работа №18

Особенности географического положения, история освоения, этнический состав, народы и религии, рельеф, особенности экономического развития, климатические пояса, особенности климата.

стр.134-135

49

Составление описания внутренних вод Евразии

стр.136-137

50

Регионы Евразии. Природа Западной части Европы

стр.138-139

51

Северная Евразия. Северо-восточная и Восточная Азия. Особенности природы

стр.140-141

52

Особенности природы Южной Юго-западной и Центральной Азии

стр.142-143

53

Человек на евроазиатском пространстве

стр.144-145

54

Страны Европы. Норвегия

стр.146-147

55

Великобритания

стр.148-149

56

Германия и Франция

стр.150-153

57

Италия и Чехия

стр.154-157

58

Страны Азии. Индия

стр.158-159

59

Китай

стр.160-161

60

Сравнительная характеристика Японии и республики Корея

стр.162-165

61

Турция и Казахстан

стр.166-169

62

Обобщение. Сравнительная характеристика северных материков

Практическая работа №19

Составление сравнительной характеристики климата Северной Америки и Евразии

Не задано

Общечеловеческие проблемы (3 часа)

63

Глобальные проблемы человечества

Практическая работа №20

Целостность, ритмичность, зональность, типы природных ресурсов, глобальное потепление, парниковый эффект.

Составление обобщенной схемы глобальных и региональных проблем человечества

стр.170-173

64

Итоговая проверочная работа

Не задано

65

Итоговый урок

Практическая работа №21

Разработка проекта по улучшению местной экологической обстановки

Не задано


8 КЛАСС

№ п/п

Дата

Тема урока

Основные термины и понятия

Практические работы

Домашнее задание

Примечание

1(1)

Введение

стр.5-6

Тема 1. Географическое пространство России (8 часов)

2(1)

Границы России

Карта, атлас, географическое описание, космические снимки, экономическая зона, окраины, цунами, приливы, внутреннее море, местное время, поясное время, декретное время, линия перемены дат.

стр.8-9

3(2)

Размеры территорий. Часовые пояса

Практическая работа №1

Определение поясного времени для разных городов России

стр.10-11

4(3)

Географическое положение

Практическая работа №2

Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады

стр.12-15

5(4)

Россия в мире

стр.16-19

6(5)

Освоение и изучение территории России

стр.20-25

7(6)

Районирование

стр.26-27

8(7)

Административно-территориальное устройство России

Практическая работа №3

Анализ административно-территориального деления России

стр.28-29

9(8)

Обобщение по теме «Географическое пространство России»

стр.30

Тема 2. Природа России (43 часа)

10(1)

Природные условия и ресурсы

стр.32-33

Рельеф и недра (7 часов)

11(1)

Формирование земной коры на территории России

Рельеф, платформы, подвижные складчатые пояса, геологическое летоисчисление, геохронологическая таблица, эра, периоды, молодые горы, возрожденные горы, платформы, щиты, плиты, месторождение, бассейн, минеральные ресурсы, исчерпаем ресурсы, неотектонические движения, морена, обвалы, осыпи, оползни.

стр.34-37

12(2)

Рельеф

стр.38-39

13(3)

Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов

стр.40-41

14(4)

Изменение рельефа под воздействием внешних процессов

стр.42-45

15(5)

Минеральные ресурсы и их использование

Практическая работа №4

Выявление взаимосвязи строения земной коры, рельефа и полезных ископаемых

стр.46-47

16(6)

Земная кора и человек

стр.48-49

17(7)

Обобщение по теме «Рельеф и недра»

стр.130

Климат (11 часов)

18(1)

Географическое положение и климат

Солнечная радиация, суммарная радиация, радиационный баланс, движение воздушных масс, атмосферный фронт, теплый и холодный фронт, циклон, антициклон, испаряемость, испарение, коэффициент увлажнения, достаточное, недостаточное, скудное и избыточное увлажнение, тип климата, агроклиматические ресурсы, засухи, суховеи, пыльные бури, ураганы, заморозки, гололед, туман.

стр.50-51

19(2)

Солнечное излучение и климат

стр.52-53

20(3)

Земная поверхность и климат

стр.54-55

21(4)

Воздушные массы и их циркуляция

стр.56-57

22(5)

Атмосферные фронты

стр.58-59

23(6)

Циклоны и антициклоны

стр.60-61

24(7)

Распределение температуры воздуха

стр.62-63

25(8)

Распределение осадков и увлажнения

стр.64-65

26(9)

Климатические пояса и области

Практическая работа №5

Составление макета климатической карты по заданным значениям

стр.66-67

27(10)

Климат и человек

Практическая работа №6

Оценка климата региона России как фактора хозяйства и условий жизни людей

стр.68-69

28(11)

Обобщение по теме «Климат»

стр.130

Внутренние воды и моря (7 часов)

29(1)

Моря

Внутренние воды, реки, падение реки, уклон реки, равнинные реки, пороги, водопады, годовой сток, режим реки, половодье, межень, паводок, твердый сток, наводнение, типы озер по происхождению, болота и его типы, оледенение, многолетняя мерзлота, водные ресурсы, вековые запасы, ежегодно возобновляемые водопользование, водопотребление, система оборотного водоснабжения.

стр.70-71

30(2)

Особенности природы морей

стр.72-75

31(3)

Внутренние воды России. Реки

Практическая работа №7

Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской части страны

стр.76-79

32(4)

Озера, водохранилища, болота

стр.80-81

33(5)

Подземные воды, ледники. Многолетняя мерзлота

Практическая работа №8

Определение взаимосвязи вод суши, рельефа и климата

стр.82-83

34(6)

Вода и человек

Практическая работа №9

Оценка обеспеченности водными ресурсами территорий страны

стр.84-87

35(7)

Обобщение по теме «Внутренние воды и моря»

стр.130

Растительный и животный мир (3 часа)

36(1)

Растительный мир

Растительное сообщество, типы растительности, лесные ресурсы, кормовые ресурсы, размещение животного мира, заповедник.

стр.88-89

37(2)

Животный мир

Практическая работа №10

Прогнозирование изменений органического мира при изменениях компонентов природного комплекса

стр.90-91

38(3)

Биологические ресурсы и человек. Обобщение по теме «Растительный и животный мир»

стр.92-93, 130

Почвы (4 часа)

39(1)

Почвы и факторы их образования

Почва, гумус, перегной, почвенный горизонт, горизонт вымывания и вмывания, материнская порода, структура почвы, типы почв, земельные ресурсы, земельный фонд, мелиорация.

стр.94-97

40(2)

Основные типы почв России

стр.98-99

41(3)

Почвы и человек

Практическая работа №11

Характеристика почвенных ресурсов своей местности

стр.100-103

42(4)

Обобщение по теме «Почвы»

стр.130

Природно-хозяйственные зоны (11 часов)

43(1)

Природные районы и природно-хозяйственные зоны

ПТК, природное (ФИЗИКО-географическое) районирование, природные зоны России, зоны арктических пустынь, тундры, лесные зоны, южные безлесные зоны, высотная поясность, заповедник, заказник, памятники природы.

стр.104-105

44(2)

Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр

стр.106-109

45(3)

Население и хозяйство в тундре и лесотундре

стр.110-111

46(4)

Природа лесных зон

стр.112-115

47(5)

Население и хозяйство лесных зон

стр.116-117

48(6)

Природа лесостепей и степей

стр.118-121

49(7)

Население и хозяйство лесостепной и степной зон

Практическая работа №12

Характеристика особенностей размещения населения в разных природно-хозяйственных зонах

стр.122-123

50(8)

Засушливые территории России

Практическая работа №13

Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон

стр.124-125

51(9)

Горные области

стр.126-127

52(10)

Охрана природы и особо охраняемые территории

Практическая работа №14

Определение особо охраняемых территорий своего района

стр.128-129

53(11)

Обобщение по теме «Природно-хозяйственные зоны»

стр.130

Тема 3. Население России (11 часов)

54(1)

Численность населения

Естественный прирост населения, языковая семья, Народ, Миграция населения, типы миграции, основная зона расселения, религия, урбанизация.

стр.132-135

55(2)

Мужчины и женщины

стр.136-137

56(3)

Молодые и старые

Практическая работа №15

Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России

стр.138-139

57(4)

Народы

стр.140-141

58(5)

Языки

стр.142-143

59(6)

Религии

стр.144-145

60(7)

Размещение населения

стр.146-147

61(8)

Города России. Урбанизация

стр.148-151

62(9)

Сельское поселение и сельское население

Практическая работа №16

Разработка проекта «Мой населенный пункт»

стр.152-153

63(10)

Миграция населения

Практическая работа №17

Характеристика особенностей движения населения России

стр.154-157

64(11)

Обобщение по теме «Население России»

стр.158

65

Итоговая проверочная работа

Не задано


9 КЛАСС

№ урока

Дата

Тема урока

Основные термины и понятия

Практические работы

Домашнее задание

Примечание

1(1)

Введение

стр. 3-6

Тема 1. Хозяйство России (28 часов)

Общая характеристика хозяйства (6 часов)

2(1)

Особенности хозяйства России

Географическое положение как фактор развития хозяйства

Практическая работа №1

ВВП, муниципальное образование, Географическое положение, Геополитическое положение, микро положение, мезо положение, макро положение, Государственные территории.

Анализ карт для определения типов территориальных структур хозяйства

стр.8-11,12-13

3(2)

Человеческий капитал и качество населения

стр.14-15

4(3)

Трудовые ресурсы и экономически активное население

стр.16-17

5(4)

Природно-ресурсный капитал

Практическая работа №2

Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России

стр.18-19

6(5)

Производственный капитал

стр.20-21

7(6)

Обобщение по теме «Общая характеристика хозяйства».

стр.86

Промышленность (11 часов)

8(1)

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

ТЭК, единая газопроводная система, угольный бассейн, нефтепровод, месторождение, топливно-энергетический баланс, энергоресурсы, комбинат, металлургическая база, химизация, химический комплекс, лесопромышленный комплекс, наукоемкость, трудоемкость, металлоемкость, специализация и кооперирование, факторы размещения, ВПК.

стр. 22

9(2)

Газовая промышленность

стр.23-25

10(3)

Нефтяная промышленность

стр.26-29

11(4)

Угольная промышленность

Практическая работа №3

Характеристика угольного бассейна России

стр.30-31

12(5)

Электроэнергетика

стр.32-35

13(6)

Машиностроение

Практическая работа №4

Определение главных районов размещения предприятия трудоемкого и металлоемкого машиностроения

стр.36-39

14(7)

Черная металлургия

стр.40-43

15(8)

Цветная металлургия

стр.44-47

16(9)

Химическая промышленность

стр.48-51

17(10)

Лесная промышленность

стр.52-55

18(11)

Обобщение по теме «Промышленность»

стр.86

Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс (4 часа)

19(1)

Сельское хозяйство. Растениеводство

Практическая работа №5

Агропромышленный комплекс, мелиорация, полеводство, животноводство, звенья АПК, технические культуры, зерновые культуры, пищевая промышленность.

Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур

стр.56-59

20(2)

Животноводство

Практическая работа №6

Определение главных районов животноводства

стр.60-61

21(3)

Пищевая и легкая промышленность. Агропромышленный комплекс

стр.62-63

22(4)

Обобщение по теме «Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс»

стр.86

Сфера услуг (7 часов)

23(1)

Транспорт. Железнодорожный транспорт

Услуга, коммуникационная система, транспортный узел, грузооборот. пассажирооборот, социальная  инфраструктура, рекреационное хозяйство, связь, виды связи, ЖКХ.

стр.64-67

24(2)

Автомобильный и воздушный транспорт

стр.68-71

25(3)

Морской и внутренний водный транспорт

стр.72-77

26(4)

Связь

стр.78-79

27(5)

Наука и образование

стр.80-83

28(6)

Жилищное хозяйство

стр.84-85

29(7)

Обобщение по теме «Сфера услуг»

стр.86

Тема 2. Районы России (34 часа)[3]

30(1)

Европейская и Азиатская части России

Практическая работа №7

Анализ разных видов районирования России

стр.88-91

Европейский Север (4 часа)

31(1)

Географическое положение и особенности природы Европейского Севера

стр.92-97

32(2)

Население Европейского севера

стр.98-99

33(3)

Хозяйство Европейского севера

Практическая работа №8

Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера

стр.100-103

34(4)

Обобщение по теме «Европейский Север».

стр.200

Европейский Северо-запад (4 часа)

35(1)

Географическое положение Европейского Северо-запада

стр.104-105

36(2)

Особенности природы Европейского Северо-запада

стр.106-109

37(3)

Население и хозяйство Европейского Северо-запада

стр.110-115

38(4)

Обобщение по теме «Европейский Северо-запад».

стр.200

Центральная Россия (4 часа)

39(1)

Географическое положение и особенности природы Центральной России

стр.116-117, 118-121

40(2)

Население Центральной России

стр.122-123

41(3)

Хозяйство Центральной России

стр.124-127

42(4)

Обобщение по теме «Центральная Россия».

стр.200

Европейский Юг (4 часа)

43(1)

Географическое положение и особенности природы Европейского Юга

стр.128-129, 130-133

44(2)

Население Европейского юга

стр.134-135

45(3)

Хозяйство Европейского юга

стр.136-139

46(4)

Обобщение по теме «Европейский юг».

стр.200

Поволжье (4 часа)

47(1)

Географическое положение и особенности природы  Поволжья

стр.140-141, 142-145

48(2)

Население Поволжья

стр.146-147

49(3)

Хозяйство Поволжья

стр.148-151

50(4)

Обобщение по теме «Поволжье».

стр.200

Урал ( 4 часа)

стр.148-151

51(1)

Географическое положение и особенности природы Урала

стр.152-153, 154-157

52(2)

Население Урала

стр.158-159

53(3)

Хозяйство Урала

стр.160-163

54(4)

Обобщение по теме «Урал».

стр.200

Западная и Восточная Сибирь (5 часов)

стр.160-163

55(1)

Географическое положение Западной и Восточной Сибири

Практическая работа №9    

Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири

стр.164-165, 176-177

56(2)

Особенности природы Западной и Восточной Сибири

стр.166-169, 178-181

57(3)

Население Западной и Восточной Сибири

стр.170-171, 182-183

58(4)

Особенности хозяйства Западной и Восточной Сибири

стр.172-175, 184-187

59(5)

Обобщение по теме «Западная и Восточная Сибирь»

стр.200

Дальний Восток (4 часа)

60(1)

Географическое положение и особенности природы Дальнего Востока

стр.188-193

61(2)

Население Дальнего Востока

стр.194-195

62(3)

Хозяйство Дальнего Востока

стр.196-199

63(4)

Обобщение по теме «Дальний Восток»

Практическая работа №10

Анализ взаимодействия природы и человека

стр.200

Тема 3. Россия в мире (2 часа)

64(1)

Россия и мировое хозяйство

Практическая работа №11

Анализ и сравнение показателей внешней торговли России с показателями других стран мира

стр.202-203

65(2)

Россия в системе мировых транспортных коридоров. Обобщение по теме «Россия в мире»

стр.204-206

66

Итоговая проверочная работа

Не задано


[1] Жирным шрифтом отмечены названия тем и общее количество часов. Обычным шрифтом вписаны названия разделов.

[2] В скобках указаны часы, содержащие краеведческий компонент.

[3] Используются термины, изученные ранее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Политическая сфера" в 10 классе

Тесты и задания по обществознанию по теме "Политическая сфера" для 10 класса по учебнику Л.Н. Боголюбова...

тестовые задания по разделу "Экономическая сфера" для 9 класса

Данный тест предназначен для проверки и систематизации знаний учащихся 9 класса по экономической сфере. тест составлен в формате ГИА....

Итоговый тест по теме "Политическая сфера" в 10 классе

Данный тест пригодится для итогового контроля в 10 классе по теме "Политика"...

Развитие познавательной сферы учащихся 1 класса с использованием комплекта «Пертра»

Цель урока:-  Развитие связанной речи,- развитие наблюдательности, зрительного восприятия;- установление закономерностей и анализ материала;- развитие моторики руки; - развитие содружественн...

Конспект урока по теме "Шар. Сфера" в 6 классе

Урок в 6 классе является обобщающим по теме: длина окружности, площадь круга, площадь сферы, объем круга, задачи на дроби. Урок построен в форме путешествия по станциям с учетом преддверия Олимпиада в...

Тест "Социальная сфера общества". 11 класс.

Проверка знаний учащихся....