Тест "Социальная сфера общества". 11 класс.
тест по обществознанию (11 класс) по теме

Гурьянова Светлана Анатольевна

Проверка знаний учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnaya_sfera_test_11_klass.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная сфера

1 вариант

Часть А                    

1. Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане?

1

политический

2

территориальный

3

профессиональный

4

социально-классовый

2.Ученые на протяжении нескольких лет исследовали группу учащихся.  В 5 и 10 классе им задавали вопрос: «какова цель вашей учебной деятельности?»

Варианты ответа учащихся

% отвечавших

5 класс

10 класс

Больше узнать о мире

60

13

Успешнее общаться с окружающими людьми

12

8

Радовать родителей своими достижениями

20

7

Поступить в престижный вуз

8

72

Выберите правильное утверждение.

1. мало кто из пятиклассников, в сравнении с учениками 10 класса, рассматривает образование как способ познания мира.

2. в 5 классе больший, чем в 10 классе, процент учащихся стремится учиться, чтобы успешнее общаться с окружающими

3. процент учащихся, стремящихся радовать родителей своими учебными достижениями, увеличивается в 10 классе в сравнении с 5 классом

4. для большинства опрошенных в 5 и 10 классах целью учебы является продолжение образования

3. Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного государственного концерна иллюстрирует  

1.Социальную мобильность

2. Социальную стратификацию

3. Социальное неравенство

4. Социальную адаптацию

4. К критериям социальной стратификации относится(-ятся)

1.  размер дохода

2. форма проведения досуга

3. черты характера

4. политические убеждения

5. Какой из статусов мужчины относится к категории достигаемых

    1. уроженец древнего провинциального города

    2. аспирант, соискатель научной степени кандидата технических наук

    3. представитель малого народа тюрской группы

    4. коллекционер, унаследовавший от отца коллекцию старинных монет

6. Молодая семья Ф. состоит из жены, мужа, ребенка. Они проживают в провинциальном городе. Какой признак позволит определить семью как патриархальную

    1. семья владеет небольшой квартирой на окраине города

    2. родители мужа подарили семье автомобиль

    3. муж и жена в прошлом были однокурсниками

    4. муж запретил жене работать, поручив ей заботы о ребенке и домашнем хозяйстве

7. При формировании какой общности значительную роль играет единство территории и языка

    1. культурной    2. этнической   3. демографической     4. социально – классовой

8. К числу неформальных санкций относится

   1. награждение грамотой

   2. лестный отзыв товарища

   3. премирование

   4. вручение памятного подарка

9. верны ли суждения о социальных ролях человека?

А. социальные роли определяются его социальным статусом

Б. между понятиями» социальная роль» и «социальный статус» различия отсутствуют

  1. верно только А   2. верно только Б    3. верны оба суждения    4. оба суждения неверны

10. К функциям семьи относится

  1. социализация личности

  2. определение минимального размера оплаты труда

  3. изменение системы школьного образования

  4. определение размеров коммунальных платежей

11. Демографическими являются следующие группы:

    1. крестьяне и рабочие;                  3.  мужчины и женщины;

    2.  русские и украинцы;                  4. католики и протестанты

12.  Социальная дифференциация означает:

1.  разделение общества на  различные социальные группы, слои, общности.

2.  поддержку малообеспеченных групп населения

3.усиление общественного контроля над различными социальными группами

4.  повышение собственного социального статуса

13. Молодежь как социальную группу отличает

   1. общность быта

   2. единство политических взглядов

   3. однородность, отсутствие дифференциации

   4. сходные черты сознания и поведения

14. Социальный статус личности – это

   1. поведение, ожидаемое от индивида

   2. положение человека в обществе

   3. оценка занимаемой индивидом позиции

   4. характеристика социальных качеств личности

15. Перемещение человека в соц. пространстве без изменения соц. статуса называется

   1. восходящей соц. мобильностью

   2. вертикальной соц. мобильностью

   3. горизонтальной соц. мобильностью

   4. нисходящей соц. мобильностью

16. Верны ли суждения о характере отклоняющегося поведения?

А. отклоняющееся поведение всегда имеет противоправный характер

Б. все формы отклоняющегося поведения обязательно влекут за собой уголовное наказание

   1. верно только А  2. верно только Б  3. верны оба суждения   4. оба суждения неверны

ЧастьВ

17.  Найдите в приведенном ниже списке признаки предписанного социального статуса и запишите буквы, под которыми они указаны в алфавитном  порядке:

  1. образование;  2. пол; 3. происхождение;4. профессия; 5. возраст;6.уровень дохода

18. Установите соответствие между типами общественных групп и примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры

Типы общ. групп

1) преподаватели;

2) провинциалы;

3) католики;

4) программисты;

5) горожане

6) мусульмане

А) поселенческие;

Б) профессиональные;

В) конфессиональные

19. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку. А. будет во Франции работать в той же должности,  что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в списке характеристики соц. мобильности, относящиеся к данному примеру

  1. индивидуальная 2. восходящая 3. миграция 4. горизонтальная 5. нисходящая 6. межпоколенная

20. Приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальные санкции».

    Премия, выговор, повышение в должности, моральное удовлетворение, аплодисменты, дисциплинарное взыскание.

Социальная сфера

2 вариант

Часть А                          

1. Какая функция семьи проявляется в продолжении рода

    1. воспитательная

    2. рекреационная

    3. эмоционально- психологическая

    4. репродуктивная

2.. Элементом социальной структуры общества является

    1.   сословие

    2.   партия

    3.   парламент

    4.  государство

3. Ученые на протяжении нескольких лет исследовали группу учащихся.  В 5 и 10 классе им задавали вопрос: «какова цель вашей учебной деятельности?»

Варианты ответа учащихся

% отвечавших

5 класс

10 класс

Больше узнать о мире

60

13

Успешнее общаться с окружающими людьми

12

8

Радовать родителей своими достижениями

20

7

Поступить в престижный вуз

8

72

Выберите правильное утверждение.

1. мало кто из пятиклассников, в сравнении с учениками 10 класса, рассматривает образование как способ познания мира.

2. в 5 классе больший, чем в 10 классе, процент учащихся стремится учиться, чтобы успешнее общаться с окружающими

3. процент учащихся, стремящихся радовать родителей своими учебными достижениями, увеличивается в 10 классе в сравнении с 5 классом

4. для большинства опрошенных в 5 и 10 классах целью учебы является продолжение образования

4. верны ли суждения о социальных ролях человека?

А. социальные роли определяются его социальным статусом

Б. между понятиями» социальная роль» и «социальный статус» различия отсутствуют

1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

5.. Примером горизонтальной социальной мобильности является

    1. получение очередного офицерского звания

    2. перевод на новую, лучше оплачиваемую должность

    3. выход на пенсию

    4. переезд в другой город

6.  По какому признаку выделены социальные группы: род, племя, народность?

    1. демографическому;                   3.  этническому;

    2.  территориальному;                   4. классовому.

7.  Социальное неравенство всегда выражается в

    1.  изменении социального статуса человека;  

    2.  разном доступе к социальным благам;  

    3.  многообразии социальных норм;  

    4.  формах конкурентной борьбы

8..  Достигаемым является социальный статус:

    1.   преподавателя;                    3.  представителя аристократического рода;

    2.   русского человека;             4.   мужчины

9. Учащиеся одного французского колледжа коллекционируют песок. В созданном ими музее насчитывается более 3000 различных образцов и проб песка из разных уголков мира. Какой тип поведения иллюстрирует этот пример?

      1. соответствующее обычаям

      2. нарушающее нормы права

      3. негативное отклоняющееся

      4. позитивное отклоняющееся

10.  К формальным позитивным санкциям относят

    1. ученую степень  2. аплодисменты    3. славу  4. почет

11. Предписание снимать пальто и шляпу при посещении театра, не шуметь во время спектакля иллюстрирует пример социальной нормы:

     1.этикета; 2. морали;  3. права; 4. традиций

12. Какой признак отличает молодежь как социальную группу?

      1.однородность, отсутствие дифференциации

      2. общность политических убеждений

      3. сходные черты поведения

      4. единство уровня доходов

13. Социальная стратификация представляет собой:

      1. социальное различие, неравенство в положении людей

      2. результат взаимодействия внутри общественной группы

      3. любые изменения в статусе личности

      4. освоение индивидом социальных норм

14. Выберите из перечня пример восходящей  вертикальной социальной мобильности:

      1. актер перешел из одного провинциального театра в другой

      2. футбольный тренер перешел из одной команды высшей лиги в другую

      3. помощник режиссера получил приглашение занять должность главного     режиссера-постановщика

       4. офицер разжалован в рядовые

15. Какое социологическое понятие используется для обозначения общественной группы, занимающей промежуточное, неустойчивое положение в социальной структуре?

       1. пролетарии 2. интеллигенты  3. маргиналы  4. люмпены

16.  Император Николай II в переписном листе во время переписи населения в 1897 году указал, что является православным. Таким образом император определил свою принадлежность к общности:

1.  поселенческой;                3.  этнической;  

2.  профессиональной;         4.  конфессиональной

Часть В

17.  Установите соответствие между типами общественных групп и примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры

Типы общ. групп

1) депутаты;

2) дети;

3) избиратели;

4) чеченцы;

5) молодежь;

6) славяне

7) женщины.

А) этнические;

Б) демографические;

В) политические

18. Установите соответствие между видом социального статуса и позициями, занимаемыми личностью в обществе.

   

Позиции личности

Вид социального статуса

1) молодой человек

А) достигаемый

2) студент

Б) предписанный

3) сын

4) капитан футбольной команды

5) брат

19. Найдите в списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций, запишите цифры

   1. К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ»

   2. Коллеги похвалили С. за хороший доклад

   3. В. получил на заводе премию за свое изобретение

   4. Л. присвоена степень доктора исторических наук

   5. Выступление учеников 10 класса на празднике вызвало аплодисменты

   6. Офицеру – подводнику присвоили очередное воинское звание

20.  Приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «этническая общность». Найдите «лишний» термин

 Каста, народность, племя, нация, род

Социальная сфера.

Задания части С.

1.        Назовите виды социальных норм.

2.        С помощью трех примеров проиллюстрируйте  ролевой конфликт.

3.        Прочитайте текст и выполните задания к нему.

« Современную демографическую революцию порой сводят к изменению баланса смертности и рождаемости, т.е. делают акцент на на механизмах демографического воспроизводства населения. Между тем демографическая революция- это и качественное изменение одного из важнейших общественных институтов- семьи. Для выявления социологических и социально- психологических последствий демографических революций нужно сопоставить две формы семьи- традиционную, патриархальную, существовавшую многие тысячи лет, и современную. Нуклеарную.

   Одной из наиболее ярких демографических характеристик патриархальной семьи была ее многодетность… патриархальная семья характеризовалась жесткой авторитарностью отношений, навязываемых мужчинами женщинам, старшими- младшим  членам семьи. Это означает, что в качестве социального института патриархальная семья поставляла обществу рабочую силу, ориентированную на слепое подчинение, на минимум профессиональной автономии и инициативы…

   Демографическая революция разрушила патриархальную семью и на ее место воздвигла новую, нуклеарную.  Начался процесс возрастающего общественного самоопределения новых поколений: достигшие совершеннолетия и вступающие в брак дети предпочитают жить отдельно от родителей и строить отношения по своему усмотрению..

  Не менее важными оказались и собственно демографические последствия, связанные с процессами сомоопределения женщин. Их стремление к равенству, профессиональ- ному самоутверждению, образованию и культуре, досугу неизбежно отразились на процессе рождаемости, демографически необходимое( отданное родам, кормлению, воспитанию детей) время сократилось в пользу демографически свободного, предназначенного для удовлетворения других нужд.

  Так начала формироваться малодетная семья…  патриархальная семья давала количественный рост населения… нуклеарная семья делает акцент на качестве поколения.

                                          А.Ю.Лазебникова.

3-1.На основе знаний курса и авторского текста назовите два типа семьи.

3-2. какие факторы, по мнению автора, повлияли на переход от одного типа семьи к другому?

3-3. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите характерные черты нуклеарной семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные тесты по обществознанию в 10 классе по теме "Политическая сфера общества"

Контрольные тесты по обществознанию в 10 классе по теме "Политическая сфера общества"....

Социальная сфера общества. Урок обобщения и систематизации знаний об обществе.

Цель урока - обобщить знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....

«Обществознание», 8 класс Итоговый урок по разделу «Экономическая сфера общества»

«Обществознание», 8 класс. Итоговый урок по разделу«Экономическая сфера общества»...

Дидактические материалы по теме: "Общество и природа. Основные сферы общества"

Разработка тестовых заданий для подготовки к ЕГЭ по обществознанию по теме: " Общество и природа. Основные сферы общества"...

Контрольная работа по обществознанию в 9 классе по теме «Политическая сфера общества»

Контрольная работа по обществознанию в 9 классе по теме "Политическая сфера общества"...

Контрольная работа по обществознанию. 8 класс.Экономическая сфера общества.

Контрольная работа по теме "Экономическая сфера общества" в 8 классе. 2 варианта. Есть критерии оцеивания....

НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК, 9 КЛАСС, ТЕМА :"Политическая сфера общества"

Урок разработан по типу телевизионной игры "Своя игра". Ребята делятся на команды. Условия: В каждом секторе -карман с вопросом.На некоторых карточках стоят значки-"Кот в мешке" и "Вопрос -аукцио...