"Путешествие по стране"
методическая разработка по географии (10 класс) по теме

Ольга Владимировна Воробьёва

Этапы работы над проектом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_proekta_-_10_klass.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

  1. Название                            «Путешествие по стране»            
  2. Руководитель                    Воробьева Ольга Владимировна
  3. Учебный предмет             география
  4. Межпредметные связи    история, ИВТ, МХК
  5. Возраст учащихся            10 класс

7. Цели проекта:                     

Образовательная - непосредственно использовать все предметные навыки, полученные учащимися в курсе экономической и социальной географии мира, развивать интерес к учебной и исследовательской деятельности

Воспитательная – овладеть навыками делового результативного сотрудничества

Развивающая – развивать познавательную активность учащихся, совершенствовать умение находить необходимую информацию с использованием современных технологий, классифицировать и систематизировать ее

8. Задачи проекта:

Образовательная – повторение, обобщение и закрепление знаний, полученных в курсе экономической и социальной географии мира

Воспитательная – умение оценивать себя в процессе деятельности

Развивающая – развитие творческого потенциала учащихся, интереса к предмету, умения применять полученные знания, умения и навыки на практике, анализировать результаты деятельности, представлять результаты своей деятельности как в документальном, так и в устном виде для процедуры публичной защиты (презентации)

9. Тип проекта                       творческий

10. Объект исследования    страна мира по выбору учащегося  

11. Предмет исследования  политико-географическое и экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, население, хозяйство, внешнеэкономические связи, внутренние различия, национальные особенности

12. Необходимые материалы  и оборудование    учебник Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира, 10 класс; карты атласа, 10 класс; дополнительная литература о стране; ПК с выходом в Интернет; CD-диск

13. Срок проведения                учебный год (34 часа)

14. Этапы работы:

Название

этапа

Продолжи-тельность

Содержание работы

Конечный результат

Подготовка и планирование

I четверть

Определение темы, целей и задач проек-та, выбор формы про-екта, составление  плана работы с указанием сроков и промежуточных ре-зультатов, определе-ние источников не-обходимой информа-ции, определение способов сбора и анализа информации, установление крите-риев оценки резуль-татов проекта

Тема, цель, задачи про-екта, план работы

Аналитический

II, III четверть

Сбор и уточнение ин-формации, выявление затруднений, поэтап-ное выполнение про-ектных задач

Информация по теме про-екта

Обобщающий

IV четверть

Систематизация по-лученной информа-ции, ее анализ, офор-мление результатов, изготовление конеч-ного продукта, подго-товка презентации

Достижение цели проекта, готовый продукт

Презентация и подведение итогов

IV четверть

Защита проекта, ос-мысление проделан-ной работы и анализ полученных резуль-татов, оформление проектной папки, планирование даль-нейшей проектной работы

Сценарий презентации, оценка ре-зультатов проекта, проектная папка

15. Предполагаемый                компьютерная презентация выбранной  

конечный продукт                   страны

16. Форма презентации           творческий отчет

Описание проекта

    Курс “Экономическая и социальная география мира” 10 класса является завершающим этапом в изучении школьной географии.

    Выдающийся ученый ХХ века Н.Н. Баранский писал: “Основным объектом изучения в географии является страна и район (большой или маленький) во всем их своеобразии - природном, хозяйственном, культурном, политическом. Характеристика стран и районов - главное содержание географической работы”.

    Вторая половина учебного года посвящена изучению раздела “Региональный обзор стран”. Этот раздел делится на группы: “Региональная характеристика Зарубежной Европы”, “Региональная характеристика Зарубежной Азии”, «Австралия», «Региональная характеристика Африки», «Региональная характеристика Северной Америки», «Региональная характеристика Латинской Америки».  

    Страноведение  использует материалы различных наук: истории, географии, демографии, экономики, социологии, политологии и даже литературы и искусства.

    История – раскрывает периоды возникновение, развитие и функционирования государства, выявляет черты и традиции прошлого и настоящего.

    Демография – это ориентация на человека и все стороны его жизни, связанные с территорией.

    Экономика - выявляет сочетание отраслевой и территориальной структуры хозяйства, отражающих эффективность материального обеспечения общества.

    Большое значение играет “политический портрет” территории, связи с другими странами.

    Искусство и литература вносят образность в восприятие страны.

    Посредством совокупности этих понятий создается целостный, слитный образ территории, “образ места”.

    Современным средством обучения являются информационные технологии, которые очень быстро внедряются в учебный процесс и позволяют расширить кругозор школьников, систематизировать полученные знания, развивать логическое мышление и художественный вкус.

    Поэтому для активизации творческой и учебно-исследовательской деятельности учащимся был предложен проект в форме презентации “Путешествие по стране”.

    Ученик из предложенного списка выбирает страну, о которой будет делать работу, изучает типовой план характеристики страны, самостоятельно подбирает информацию для раскрытия пунктов плана. Источниками знаний являются учебник, карты атласа, справочники, дополнительная литература о стране, информация из Интернета. Развивается дидактический принцип – ориентация учащихся на самостоятельный отбор и проработку материала. На этом этапе происходит формирование межпредметных связей.

    По отобранному материалу и правилам его оформления каждый ученик получает индивидуальные консультации учителя.

    На основе собранного материала в компьютерных программах Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, Adobe Photoshop создаются слайды и компонуются в компьютерную презентацию. В презентацию включается так же соответствующее теме музыкальное сопровождение. Здесь работает еще один дидактический принцип – это оптимальное содержание и форма изложения.

    На заключительном этапе ученик проводит урок -  творческий отчет с использованием компьютерной презентации. На уроке происходит работа по развитию устной монологической речи. Учебный монолог переходит в учебный диалог обсуждения темы, оценивание выступающего одноклассниками. Таким образом, каждый десятиклассник, выполняя проект “Путешествие по стране”, учится самостоятельной и систематичной работе с разными источниками информации. Также активизируется познавательная и творческая деятельность ребёнка.

    За несколько лет идея практической творческой работы может превратиться в большой проект “Страны мира”, в котором будут описаны все государства. Познание других народов, территорий расширяет кругозор, способствует развитию эстетического воспитания, все это формирует систему духовных ценностей юных россиян.

    Накопленный материал с успехом может использоваться как на уроках географии, так и во внеурочной работе.

Руководство по созданию презентации “Путешествие по стране”

***

    1. Из предложенного списка выбрать страну, по которой будет создаваться презентация

    2. Изучить типовой план характеристики страны и самостоятельно подобрать информацию для раскрытия пунктов плана. Источниками знаний являются учебник, карты атласа, справочники, дополнительная литература о стране, информация из Интернета

    3. При необходимости получить индивидуальные консультации учителя по отобранному материалу и правилам его оформления

    4. На основе собранного материала в компьютерных программах Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, Adobe Photoshop создать слайды и скомпоновать их в компьютерную презентацию. В презентацию включить так же соответствующее теме музыкальное сопровождение. Слайды должны быть выполнены в едином художественном и графическом стиле!

СЛАЙД 1. Название страны

СЛАЙД 2. План характеристики страны

Раскрытие пунктов плана:

1. «Визитная карточка страны»

  1. официальное название страны
  2. столица
  1. государственный герб, флаг
  2. площадь
  3. глава государства
  4. государственный строй
  5. административное деление
  1. официальный язык
  2. денежная единица
  1. краткая историческая справка

2. Политико-географическое положение (ПГП)

  1. страны-соседи
  2. в какие блоки входит страна и окружающие ее государства
  3. очаги напряженности и конфликтов в этом регионе
  4. вывод о влиянии ПГП на развитие экономики

3. Экономико-географическое положение (ЭГП)

  1. положение на материке
  2. положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям
  3. положение по отношению к главным топливно-сырьевым, промышленным и сельскохозяйственным районам мира
  4. вывод о влиянии ЭГП на развитие хозяйства

4. Природные условия и ресурсы

  1. рельеф
  2. климат (тип, температуры января и июля, осадки)
  3. природные зоны
  4. оценка ресурсов для промышленности

- топливно-энергетические

- ресурсы для металлургии

- водные и гидроресурсы

- лесные

- рекреационные

- другие  

  1. оценка ресурсов для сельского хозяйства

- коэффициент увлажнения

- почвы

  1. общий вывод об обеспеченности страны ресурсами

5. Население

  1. численность
  2. плотность
  3. размещение
  4. естественный прирост и проблемы с ним связанные, демографическая политика
  5. соотношение городского и сельского населения
  6. крупные города, агломерации
  7. структура занятости населения (сколько в промышленности, в сельском хозяйстве, в непроизводственной сфере)
  8. религия
  9. национальный состав
  10. миграции
  11. уровень и качество жизни

6. Общая характеристика хозяйства

  1. уровень развития страны
  2. уровень оснащенности экономики достижениями НТР
  3. ведущие отрасли специализации промышленности и их размещение, крупные центры
  4. ведущие отрасли специализации сельского хозяйства и их размещение
  5. ведущие отрасли специализации нематериальной сферы
  6. транспорт

- ведущие виды транспорта

- густота транспортной сети

- крупные транспортные узлы, порты

7. Внешнеэкономические связи (экспорт, импорт)

8. Внутренние различия (природные или экономические районы)

9. Национальные особенности (достопримечательности, национальные праздники, народные традиции, национальная кухня и т.д.)

10. Выдающиеся личности, имеющие мировую известность

11. «Образ» страны

12. Интересные факты

13. Личные впечатления и фото (если были в стране)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"

Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Игра–путешествие «Путешествие в страну шахматных чудес»

Цель:  Популяризация шахмат среди учащихся начальных классов и родителей, развитие чувства коллективизма, ответственности, сплоченности.В игре участвуют сборные команды начальных классов. С...

Урок - путешествие "Путешествие по стране Морфемии. Корни - ЛАГ-, -ЛОЖ"

Урок проводится в форме путешествия по острову Морфемия. Соответстствует требованиям ФГОС. Помогает в увлекательной  и динамичной форме изучить тему " Корни -ЛАГ-,-ЛОЖ"...

Нетрадиционный урок-путешествие по технологии для 7 класса "Путешествие в страну рукоделия" (раздел "Художественные ремесла").

Данную разработку можно использовать для проведения внеклассного мероприятия, повышающего интерес обучающихся 7 класса к предмету технология и подготавливающего младших школьников к изучению предмета ...

«Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»

laquo;Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»...