Урок географии по теме "Атмосфера, её строение и значение"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Урок географии в 6 классе. Вводный по теме "Атмосфера. Урок с использованием ИКТ на этапе изучения нового материала и первичного закрепления, а также с организацией самостоятельной работы учащихся на этапе добывания знаний. Разработка содержит конспект крока, презентацию к уроку и презентацию игры (по типу "Своя игра").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka__atmosfera_eyo_stroenie_i_znachenie..doc | 124.5 КБ |
prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 2.02 МБ |
igra_atmosfera_eyo_stroenie_i_znachenie..ppt | 626.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Атмосфера. её строение и значение».( 6 класс)
Учитель- Филимонова И.А.
Цель урока: сформировать представление об атмосфере как внешней газовой оболочке,
заинтересовав обучающихся изучением данной темы.
Задачи:
- Образовательные - формирование понятия «атмосфера», её состав, строение и значение для Земли, развитие умения классифицировать материал в таблицу.
- Воспитательные - реализовать принцип связи изучаемого на уроке с жизнью , воспитывать дисциплинированность, интерес к предмету.
- Развивающие - развивать устную и письменную речь ,развивать познавательного интереса к изучению атмосферы, стремление к самостоятельному поиску знаний.
Тип урока: вводно-ознакомительный (изучение нового материала)
Оборудование: Презентация, учебник и атлас 6 класса, рабочие тетради. раздаточный материал.
ХОД УРОКА:
1.Оргмомент (представиться, необычность урока,выразить надежду на взаимопонимание)
2.Изучение нового материала.
Изучение нового материала начинается со стихотворения, без сообщения темы урока (слайд 1)
Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило,
Да притом не видно было?
Ни сложить, не развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?!
? Ребята, как вы считаете, существует ли одеяло, которое укрывает всю Землю? (ответы учеников, ученики могут аргументировать свою точку зрения) ?Как оно называется? (ответы учеников)
Молодцы, оно действительно называется атмосфера.
?Так что же мы будем сегодня изучать? Какова тема нашего урока? (ответы учеников- целеполагание) Тема урока «Атмосфера: состав, строение, значение». Запишем тему урока в ваши тетради. (слайд 2)
Атмосфера- внешняя, самая легкая оболочка Земли, которая удерживается у поверхности силой земного притяжения. Мы с вами живем на самом дне воздушного океана. Из космоса видно, что атмосфера сплошным покрывалом окутывает Землю.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. (запись).
Ребята, атмосфера имеет границы? Какие и чем представлены? (затрудняются ответить)
Тогда, давайте воспользуемся учебником § 35 стр.105, кто найдет ответ, поднимаем руку. (ответы учеников) Слайд 3.
Итак, нижняя граница- земная поверхность, но помним, что воздух проникает в воду и горные породы. Верхней границы четкой не. Космонавты проводят на высоте 100км, географы на высоте 2000-3000км.
Итак, начнем изучение атмосферы с её состава.
Напомните мне, пожалуйста, что такое Атмосфера?
А если это воздушная оболочка земли, предположите, из чего она будет состоять? (ответы учеников)
А теперь давайте посмотрим, правильно ли вы предположили? Слайд 4 «О составе воздуха» читают диаграмму) 1.Какого газа содержится больше всего в атмосфере?
2.Сколько процентов кислорода в атмосфере?
3.Какие газы составляют 1% атмосферы?
Атмосфера
Азот – 78% Кислород-21% Прочие газы – 1%
Азот играет роль разбавителя кислорода. Если бы мы дышали неразбавленным кислородом,
то все процессы в организме, в том числе и старение, протекали бы очень быстро. Следовательно азот регулирует скорость биологических процессов на планете.
Прочие газы - углекислый газ и аргон, водяной пар, озон, гелий, водород и др.. В «Грязном»воздухе городов много примесей - пыли, сажи .
С составом атмосферы разобрались, изучили.
? Какое же строение она имеет?
По мере удаления от поверхности Земли меняется состав воздуха атмосферы, его плотность, температура, количество содержания в нем водяного пара, пыли и других примесей. Ученые выделяют в атмосфере несколько слоев.
Чтобы узнать, что это за слои, работаем в парах: открываем атлас стр.30, находим рис. «Строение атмосферы» и раздаточный текст . В ходе чтения заполняем таблицу в тетради. На работу – 10 минут.)
Проверка работы в парах. По слайдам характеризуем все 3 слоя. , проверяем правильность заполнения таблицы.
Наибольшее значение для человека имеет нижняя часть атмосферы - тропосфера. (слайд 5)
Высота тропосферы варьируется от времени года и географической широты и достигает максимума на экваторе - примерно 15 км. Здесь сосредоточено около 80% общей атмосферной массы. С увеличением высоты на 1000м температура понижается приблизительно на 6 градусов. Именно в этом слое происходят изменения погоды.
Стратосфера (слайд 6)
Очень устойчивая область на высоте примерно 13-50 км. В стратосфере почти нет водяного пара. На высоте около 25 км озоновый слой поглощает большую часть ультрафиолета. Температура воздуха увеличивается с высотой.
В верхних слоях атмосферы-( Слайд 7) (мезосфере-до 80 км, термосфере -до 500 км и экзосфере -от 500 км и выше, между экзосферой и открытым космосом нет четкой границы) плотность воздуха очень мала. В экзосфере частицы газов рассеиваются в космическое пространство. Температура здесь приблизительно 726 градусов Цельсия. В верхних слоях атмосферы можно наблюдать захватывающее зрелище, известное, как северное сияние. Наблюдается в полярных широтах северного и южного полушария. Под действием заряженных частиц. движущихся к Земле со стороны Солнца, разреженный воздух сам заряжается электричеством и начинает светиться всеми цветами радуги. Продолжительность явления от нескольких минут до нескольких суток.(слайд 8).
Доп-но: Какие ещё интересные факты вы прочитали об атмосфере?
Мы видим, что атмосфера имеет достаточно сложное строение.
А теперь посмотрите на следующий слайд (слайд 9), это фото лунной поверхности - вот, что ожидало бы нас , если бы не было атмосферы. (мнения детей). Значит, нам пора поговорить о значении атмосферы.
Задание: По предложенным вашему вниманию изображениям расскажите о значении атмосферы.
- Воздух нужен для дыхания почти всем земным организмам.(слайд 10)
- Озон, содержащийся в воздухе, предохраняет живые организмыот вредного для них ультрафиолета. (слайд11)
- В воздухе сгорает большинство метеорных тел.(сгорают при трении о воздух) . (слайд12)
- Атмосфера предохраняет Землю от сильного нагревания днем и охлаждения ночью Отсутствие атмосферы на Луне приводит к тому, что днем, а день там длится 14 земных суток, поверхность нагревается до +100-120 гр., а с наступлением ночи остывает до -200 гр . (слайд 13)
- Атмосферу нужно охранять от загрязнения.(слайд 14)
Без атмосферы жизнь на Земле была бы невозможной!! (слайд 15). Не было бы ни звуков, ни полярных сияний, ни облаков,ни осадков, не могли бы летать ни птицы, ни самолеты.
Изучением атмосферы занимается целая наука. (слайд 16)
Метеорология –наука, изучающая атмосферу( в тетрадь).
Наблюдения ведутся с поверхности Земли на метеостанциях, с воздушных шаров и радиозондов (с высоты 30-40км), с помощью метеорологических ракет (120-400км) , искусственных спутников. (слайд 17).
3. Закрепление Игра «ПРОВЕРЬ СЕБЯ» (презентация 2)
1. В какой части атмосферы температура понижается на 6 гр. при подъеме на 1 км. (троп.)
- Где встречаются серебристые облака? (стратосфера)
- Где содержится 80% всей массы воздуха? (тропосфера)
- Какая часть атмосферы так разрежена, что космонавты видят небо черным? (верхние слои атмосферы)
- Догадайтесь, о каком слое атмосферы идет речь?
Слой снегов, дождей, ветров –
Атмосферы слой живой,
Восемнадцать километров
Этот самый нижний слой.
Есть здесь все, но в большей мере –
Кислород, азот, озон,
В малых долях – йод и гелий,
Водород, неон, аргон. (Тропосфера)
- На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура -30гр., а у поверхности
Земли +12 гр. (7 км)
- Перед вами рассказ, в котором найдите ошибки: «Шар с коротышками поднимался вверх,
стало так тепло, что Незнайка снял свою шляпу и закричал:тепло то как, теплее, чем на Земле!. Вскоре показалась белая пелена.
-Это овсяный кисель, мы сейчас поедим его – обрадовался Сиропчик
- Нет, это дым и мы задохнемся, -заворчал Ворчун,
- Нет, мы его сейчас пролетим и будет легко дышаться, успокаивал всех Смекайло.
-Ой, какие красивые перышки, я хочу взять такое перышко, оно должно быть мягким и
теплы, .- решила Семицветик.
-Нет, вы всё напутали, сказал Зайка. Что же напутали герои на воздушном шаре?»
8. Это явление возникает, когда электрические заряженные частицы, излучаемые Солнцем,
сталкиваются на высоте 80-500км с атомами и молекулами, отчего последние начинают
излучать свет. Как называется это явление? (полярное или северное сияние)
9. Какой слой атмосферы называют «кухней погоды»? (тропосферу)
10. Какова высота горы, если у её подножия температура +26 градусов, а на вершине – 10 гр.?
(6 км)
4. РЕФЛЕКСИЯ: Итак, мы с вами познакомились с еще одной оболочкой Земли.
-Какой? (ответы учеников)
-Что нового вы узнали на уроке?
-Действительно ли можно назвать атмосферу – прозрачным легким покрывалом нашей планеты? (ответы учеников, аргументированные, слайд 1))
3.Домашнее задание: § 35 (слайд 18,19)
СТРОЕНИЕ АТМОСФЕРЫ
Внимательно рассмотри рисунок и прочитай текст . Заполни таблицу в тетради.
Слой атмосферы | Высота образования | Характеристика | Атмосферные явления |
Тропосфера | |||
Стратосфера | |||
Верхние слои атмосферы |
Работайте в паре, помогайте друг другу.
На выполнение задания 10 минут.
Желаю удачи!
Атмосфера имеет слоистое строение. Слои атмосферы отличаются друг от друга температурой воздуха, его плотностью, количеством водяного пара в воздухе и другими свойствами. Говоря иначе, воздушный океан по своему строению напоминает дом. У него тоже есть свои "этажи".
Первый "этаж" – тропосфера.. Этот слой простирается, в среднем от 10 до 15 км над уровнем моря, и температура в нём падает с высотой.( На 1000 метров температура понижается на 6 градусов С). В тропосфере сосредоточено около 80% всей массы атмосферы. Здесь находится почти весь водяной пар. Тропосфера - родина облаков; вообще, большинство наблюдаемых нами явлений погоды образуется именно в этом слое. Все наземные предметы не превышают по высоте этого слоя; даже высочайшая вершина в мире, гора Джомолунгма) имеет высоту 8848 м над уровнем моря. Следовательно, выйти за пределы тропосферы человек может не иначе как с помощью специальных приспособлений – аэростатов, самолётов и пр.
Второй "этаж" – стратосфера Этот "этаж" располагается на высоте 13-50 км над уровнем моря. Стратосфера по массе составляет 1∕5 часть атмосферы. Здесь – царство стужи, с приблизительно постоянной температурой 40° ниже нуля. Тут лишь иногда появляются так называемые перламутровые облака, состоящие из мельчайших кристалликов льда и капель переохлаждённой воды. Небо стратосферы чёрного или тёмно-фиолетового цвета. На высоте 25 км находится озоновый слой, который поглощает большую часть ультрафиолета.
Третий "этаж" – Верхние слои атмосферы (мезосфера. термосфера, ионосфера и экзосфера). Этот слой занимает пространство между 55-м 800 км от уровня моря. Воздух здесь сильно разрежен. Иногда появляются туманообразные серебристые облака, которые видны только в сумерках. На высоте 400 км, невиданная жара: 1000 – 2000 ºС, что связано с поглощением излучения солнца. Однако, очутись здесь человек, он не ощутил бы этой жары, потому что плотность воздуха в этом слое исключительна мала. Выше 400 км температура с высотой почти не меняется. Термосферы достигают самолёты, устанавливающие рекорды высоты (около 100 км); здесь сгорают падающие на Землю метеоры (100 – 160 км).
.В верхних слоях атмосферы возникают удивительные полярные сияния. Частички газов начинают светиться, образуя яркие сполохи на небе.
На сегодняшний день такие высоты доступны лишь ракетам. Посмотреть, как выглядит атмосфера Земли со стороны, пока посчастливилось лишь космонавтам.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АТМОСФЕРА: состав, строение, значение.
ГРАНИЦЫ АТМОСФЕРЫ
Атмосфера- воздушная оболочка Земли. Воздух- смесь газов .
Строение атмосферы Слой атмосферы Высота образования Характеристика Атмосферные явления Тропосфера 10-15 км 80 % воздуха Водяной пар Облака Температура понижается на 6 гр. С при подъеме на 1 км Все погодные явления (дождь, снег, ветер)
Строение атмосферы Слой атмосферы Высота образования Характеристика Атмосферные явления Тропосфера 10-15 км 80 % воздуха Водяной пар Облака Температура понижается на 6 гр. С при подъеме на 1 км Все погодные явления (дождь, снег, ветер) Стратосфера 13-50 км Температура минус 40 гр. С На высоте 25 км озоновый слой. Почти нет водяного пара. Перламутровые облака
Строение атмосферы Слой атмосферы Высота образования Характеристика Атмосферные явления Тропосфера 10-15 км 80 % воздуха Водяной пар Облака Температура понижается на 6 гр. С при подъеме на 1 км Все погодные явления (дождь, снег, ветер) Стратосфера Верхние слои атмосферы 13-50 км 55-800км Температура минус 40 гр. С На высоте 25 км озоновый слой Воздух сильно разрежен, высокая температура Перламутровые облака Серебристые облака, полярные сияния
Северное сияние
Лунная поверхность
БЕЗ АТМОСФЕРЫ ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ БЫЛА БЫ НЕВОЗМОЖНОЙ!!!
МЕТЕОРОЛОГИЯ- НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ АТМОСФЕРУ .
ИЗУЧЕНИЕ АТМОСФЕРЫ
Есть ли, дети, одеяло, Чтоб всю Землю укрывало? Чтоб его на всех хватило, Да притом не видно было? Ни сложить, не развернуть, Ни пощупать, ни взглянуть? Пропускало б дождь и свет, Есть, а вроде бы и нет?!
Домашнее задание : п.35
СПАСИБО ЗА УРОК!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по биологии 6 класс "Строение и значение водорослей"
Урок географии проводится в 6 классе...
урок биологии в 9 классе "Строение и значение кожи"
В материале предлагается разработка урока по теме, презентация для детей к уроку, презентация к уроку для коллег....
Открытый урок по биологии "Цветок, его строение и значение"
Открытый урок по биологии в 6 классеТема: Цветок, его строение и значение Цель: формирование знаний о цветке, как об основном органе цветкового растения Задачи урока:Образовательные: 1) изуч...
Открытый урок по теме: "Семя, его строение и значение"
Открытый урок для 6 класса по теме: "Семя, его строение и значение"...
Открытый урок 6 класс «Цветок – его строение и значение».
Цель - угулубить знания учащихся о строении растительного организма...
Тема урока: «Цветок – генеративный орган, его строение и значение».
Интегрированный урок биология+математика для учащихся 6 класса, на котором учащиеся совершенствуют свои умения по математике при решении задач о цветах...
Конспект урока «Многообразие и распространение плодов. Строение и значение плода. Семя».
В разработке предсатвлен конспект урока для 6 класса (Линия УМК Н.И. Сонина)...