Дистанционное обучение. География. 10 класс.
презентация к уроку по географии (5 класс) по теме
Дистанционное обучение. География. 10 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Раздел № 1. Современная политическая карта мира. Урок № 1. | 23.24 КБ |
Дидактические материалы по теме «Политическая карта мира» | 495.5 КБ |
Вопросы к уроку. | 12.97 КБ |
Политическая карта мира. Таблицы, кроссворд. | 789.5 КБ |
Рабочая тетрадь. Задания. | 21.54 КБ |
Практические работы. | 23.18 КБ |
Тест. | 34 КБ |
Урок № 2. | 43.5 КБ |
Зачет к разделу № 1 | 14.15 КБ |
Раздел № 2. Урок № 3. | 48 КБ |
Презентация к уроку № 3. | 920 КБ |
Работа с учебником. Урок № 3. | 21 КБ |
Рабочая тетрадь. Задания. | 23.2 КБ |
Практическая работа № 1. | 15.84 КБ |
Практическая работа № 2. | 69.5 КБ |
Работа в к.к. | 21.5 КБ |
Зачет к уроку № 3. | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1 Тема: « Политическая карта мира. Количество и группировка стран. Типология стран».
Цели, задачи: 1. Рассмотреть особенности различных исторических эпох и этапов формирования современной политической карты мира, её количественные и качественные сдвиги.
2. Изучить типологию стран, основанную на качественных признаках, учитывающих уровень социально – экономического развития стран мира.
3. Сформировать представление о разнообразии современного мира.
План:
1. Характеристики основных этапов формирования современной политической карты.
2. Количественные и качественные сдвиги на карте мира.
3. Типология и её признаки.
1. Формирование политической карты мира представляет собой длительный исторический процесс, отражающий весь ход развития человеческого общества. Какую информацию несёт политическая карта мира? (Окраской показаны разные страны, пунктиром показаны границы между странами, пунсонами – столицы государств.)
Политическая карта постоянно меняется. Формирование политической карты мира представляет собой длительный исторический процесс, отражающий весь ход развития человеческого общества.
Выделяют пять этапов:
ПЕРВЫЙ - ДРЕВНИЙ (до 5 в. н. э.) - возникновение и крушение первых государств. В этот период формировались, развивались и распадались многие государства: Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет. Главным средством изменений на политической карте мира являлись войны.
ВТОРОЙ – СРЕДНЕВЕКОВЫЙ (5 – 16 вв.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии. Складывался внутренний и внешний рынок. В этот период существовали такие государства, как Священная Римская империя, Киевская Русь, Персия, Китай, Англия, Испания, Византия, Делийский султанат и другие.
ТРЕТИЙ – НОВЫЙ (16 – 19 вв.) – формирование колониальной империи. Это было время крупных колониальных захватов европейцами территорий в Америке, Азии, Африке. Эпоха зарождения капиталистических отношений в мире. Европейские страны становятся крупными метрополиями, оказывающими влияние на весь мир. К началу 20 века раздел мира оказался завершённым. Возможен был лишь его насильственный передел.
ЧЕТВЁРТЫЙ – НОВЕЙШИЙ (первая половина 20 века) – формирование социалистических государств, распад колониальной системы. Изменились границы многих государств. Одни страны увеличили свою территорию (Франция, Дания, Румыния), а другие государства потеряли часть территории. Например, Германия, проиграв войну, потеряла часть территории – Эльзас и Лотарингию, все свои колонии в Африке и Океании. Распалась крупная Австро – Венгрия, и образовались новые независимые государства: Венгрия, Австрия, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев. Произошёл раздел Османской империи.
ПЯТЫЙ – СОВРЕМЕННЫЙ, в нём 3 ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ:
1) Возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии (40- 50 годы 20 века).
2) Образование независимых государств, главным образом в Африке (60- 70 годы 20 века).
3) Крушение социалистической системы, глубокие изменения на карте Европы и Азии (80-90 годы 20 века).
В 20 веке увеличилось число стран : во- первых, по итогам первой и второй мировой войны; во- вторых, в результате распада колониальной системы независимости добились 102 страны; в- третьих, в начале 90 годов после распада СССР (15 республик), Югославии, Чехословакии.
2. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. (Нередко количественные сопровождаются качественными).
Количественные изменения связаны с территориальными приобретениями, потерями, добровольными уступками государств и т. д.
Качественные изменения – смена одной формации другой, завоевание суверенитета, введение нового государственного устройства и т.д.
Государство – главный объект политической карты мира.
Общее число стран на политической карте – 230 ( приложение учебника, таблица 1 ).
В 40-50 годах 20 века независимость завоевали 24 страны, в том числе 17 стран Азии.
В 60 -70 годах 20 века стали независимыми 68 стран, в том числе 39 африканских.
В 80 -90 годах 20 века суверенитет обрели 32 страны, в том числе 13 европейских и 10 азиатских стран.
На месте СССР образовалось 15 суверенных государств, бывшей Югославии – 5.
Из состава единой Чехословакии выделилось две страны – Чехия и Словакия.
Вместе с тем произошло объединение Германии, а также Йемена.
В 1900 году насчитывалось в мире 57 суверенных государств, перед второй мировой войной – 71, к 2000 году их стало 193.
В настоящее время площадь колониальных владений в мире – 1% суши.
3. ГРУППИРОВКА СТРАН МИРА.
1. ГРУППА: ПО ВЕЛИЧИНЕ ИХ ТЕРРИТОРИИ И ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ:
1) ПО РАЗМЕРАМ ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ БЫВАЮТ:
большие (страны – гиганты), таких стран – 7, площадь их более 3 млн. км 2;
- «крупные страны» - страны Европы, их площадь более 500 тыс. км.2 (Франция, Испания); площадь более 1 млн. км. 2 у стран: Судан, Алжир, Ливия;
- «микрогосударства» - это страны Европы – Андорра, Лихтенштейн, Монако, Сан – Мариино, Ватикан; Сингапур и другие островные государства.
2) ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ – «первая десятка» стран мира :
- страны – гиганты – свыше 100 млн. человек;
- средние страны;
- небольшие страны, микрогосударства (крошечные), с населением 10 30 тыс. человек и мене.
2 ГРУППА: ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПОЛОЖЕНИЮ страны бывают:
1) С ПРИМОРСКИМ ПОЛОЖЕНИЕМ;
2) ПОЛУОСТРОВНЫЕ;
3) ОСТРОВНЫЕ;
4) 42 СТРАНЫ ЛИШЕНЫ ВЫХОДА К МОРЮ.
4. ТИПОЛОГИЯ СТРАН МИРА И ЕЁ ПРИЗНАКИ.
1. В основу типологии положены важные качественные признаки, определяющие место страны на политической и экономической карте мира (т. е. ГП - географическое положение; ПГ – политико – географическое положение; ЭГП – экономико-географическое положение). 2. Главный признак в типологии государств – уровень социально – экономического развития того или иного государства, выраженный через показатель валового внутреннего продукта (ВВП) и показатель (ИЧР) – индекс человеческого развития.
ВВП – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории страны за один год ( в долларах США - 6000 на душу населения).
ИЧР – показатель уровня социально – экономического развития стран мира, так называемый индекс человеческого развития.
ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ 3 ПОДГРУППЫ.
1 подгруппа. «БОЛЬШАЯ СЕМЁРКА» стран Запада – США, ЯПОНИЯ, ГЕРМАНИЯ, ФРАНЦИЯ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, ИТАЛИЯ, КАНАДА. (ВВП в них составляет от 20 -30 тыс. долларов.)
2 подгруппа. Менее крупные СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. (ВВП - как в «большой семёрке»).
3 подгруппа. СТРАНЫ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА (доминионы Великобритании) – АВСТРАЛИЯ, НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ, ЮАР, ИЗРАИЛЬ.
РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ 6 ПОДГРУПП.
1 подгруппа. КЛЮЧЕВЫЕ СТРАНЫ – ИНДИЯ, БРАЗИЛИЯ, МЕКСИКА – обладают большим природным, людским и экономическим потенциалом. (ВВП 350 долларов.)
2 подгруппа. СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ – АРГЕНТИНА, ЧИЛИ, ВЕНЕСУЭЛА и др., а также СТРАНЫ В АЗИИ и СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ. (ВВП превышает 1000 долларов.)
3 подгруппа. НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ (НИС) – 1980 – 90 годы - «АЗИАТСКИЕ ТИГРЫ» - первой волны: РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ, СИНГАПУР, ТАЙВАНЬ, ГОНКОНГ.
4 подгруппа. НЕФТЕЭКСПОРТИРУЮЩИЕ СТРАНЫ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА – САУДОВСКАЯ АРАВИЯ, КУВЕЙТ, КАТАР, ОАЭ, ИРАН, а также ЛИВИЯ. (ВВП – 10- 20 тыс. долларов).
5 подгруппа. Большинство «КЛАССИЧЕСКИ» РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН, отстающих в своём развитии. (ВВП менее 1000 долларов в год). ЭТО БОЛЬШИНСТВО СТРАН АФРИКИ, АЗИИ, ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ.
6 подгруппа. НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ – СТРАНЫ «ЧЕТВЁРТОГО МИРА». Образуют 40 стран (с населением 600 млн. человек).
СТРАНЫ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ.
Включение в данную двучленную типологию постсоциалистических стран с переходной экономикой представляет определённые трудности. По своим социально – экономическим показателям большинство стран ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ПОЛЬША, ВЕНГРИЯ, ЧЕХИЯ и другие, а также СТРАНЫ БАЛТИИ – ЛАТВИЯ, ЛИТВА, ЭСТОНИЯ относятся к экономически развитым. Среди стран СНГ есть и экономически развитые (РОССИЯ вместе со странами ЗАПАДА образует «БОЛЬШУЮ ВОСЬМЁРКУ» стран мира , УКРАИНА и другие), и страны, занимающие как бы промежуточное положение между развитыми и развивающимися.Такое же положение занимает в этой типологии и КИТАЙ (где ВВП 500 долларов).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Политическая Карта мира 1 2 4 5 6 7 8 9 ГП Величина территории ВВП Страны с переходной экономикой Численность населения Эконом развитые страны Развивающиеся страны Формы АДМ тер. Устройства, гос. строй Самые большие средние Микро гос-ва развитые Страны с переходной экономикой развивающиеся Китай СНГ приморские полуостровные островные Страны архипелаги Континентальны е страны республика монархия У Ф Большая 7 Страны Зарубежной Европы Внеевропейские страны Свыше 100млн чел Свыше 50 тыс. чел 10-30 тыс чел. ОПЕК НИС Ключевые страны Наименее развитые страны Срединная группа
Причина образования суверенных государств Формы государст ВВП Названия стран В чем причина многоликости мира? Задание. Результаты исследования оформите в виде схемы Фишбоун
Типы стран Развитые Страны переходного типа Задание. В ходе проекта заполните недостающие графы ментальной карты
Формы правления Республики Монархии Задание. В ходе проекта заполните недостающие графы ментальной карты
Формы государственного устройства Унитарные Федеративные Задание. В ходе проекта заполните недостающие графы ментальной карты
Типы стран по ВВП Большая семерка Развивающиеся страны Задание. В ходе проекта заполните недостающие графы ментальной карты
КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАН МИРА КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАН ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПОЛОЖЕНИЮ страны-архипелаги ? островные ? полуостровные ? приморские ? не имеющие выхода к морю ?
Предварительный просмотр:
1) В чём принципиальное различие между количественными и качественными сдвигами на политической карте мира?
2) Приведите конкретные примеры одних и других сдвигов.
3) Что даёт человеку знание того, как формировалась современная политическая карта мира?
4) Почему различные исторические эпохи по – разному влияли на процесс формирования политической карты мира?
Предварительный просмотр:
§ 1. Многообразие стран современного мира, их основные типы. 1
§ 2. Формирование ПК. Влияние международных отношений на ПК. 2
- ПК – это не только государственные границы стран, нанесенные на картографическую основу. Она несет в себе информацию:
- об истории формирования политических систем и государств;
- о соотношении государств в современном мире;
- о своеобразии регионов и стран по их политическому устройству;
- о влиянии размещения стран на их политическое устройство и экономическое развитие.
2. Сдвиги (изменения) на политической карте мира | ||||
|
4. ? международного терроризма ? нераспространения ядерного оружия (США, СССР, Вел., Фр., Кит.) ? предотвращения локальных территориальных конфликтов * Укажите вариант, в котором перечислены государства, появившиеся на карте мира в конце XX века: а) Пакистан, Словакия и Нигер; б) ФРГ, Кот-д’Ивуар и Украина; в) Казахстан, Того и Руанда; г) Эритрея, Чехия и Хорватия. |
|
3. Этапы формирования ПК: Важнейшие изменения на ПК в 90-ых годах ХХ - начале XXI вв.:
5. ВАЖНЕЙШИЕ СДВИГИ В РАССТАНОВКЕ ГЛАВНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ НА МИРОВОЙ АРЕНЕ В КОНЦЕ ХХ-НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ
- Возрос авторитет ООН в разрядке межд. напряженности (2007 г – 193 стр.)
- Укрепление международных позиций социалистического Китая. По ВВП Китай уступает лишь США и Японии, хотя пока существенно. Однако, по расчетам международных экспертов, уже в 2015 г. Китай выйдет на первое место в мире по стоимости ВВП. После вхождения в состав Китая Сянгана возросли вдвое запасы валюты Китая, существенно расширились финансово-инвестиционные возможности страны, возросла доля Китая в мировой торговле.
- Распространение политического и военного диктаторства США.
- Разносторонняя экономическая, социально-культурная и политическая интеграция государств Западной Европы, прежде всего в рамках ЕС.
- Расширение блока НАТО на Восток.
- Возрастание роли, экономического и политического значения Германии в Европе.
- Укрепление мировых позиций Великобритании с опорой на Содружество. В Содружество "возвратилась" ЮАР, которая стала 51 членом.
- Заметное ослабление позиций в мировой экономике и политике очень многих развивающихся стран.
- Обострение политической и социально-экономической ситуации в Африке, Южной Азии (Пакистан и Индия) и на Ближнем Востоке (Израиль) и т.д.
- Усиление международной борьбы с терроризмом, после событий 11 сентября 2001 года. Международные организации:
ЕС | Европейский Союз (бывш. ЕЭС, Общий рынок). Образован в 1958 г. С 1 ноября 1993 г. вступил в силу Маастрихтский договор, цель которого - максимальная интеграция стран-участниц, штаб-квартира – Брюссель , 27 стран |
НАТО | Организация Северо-Атлантического договора., штаб-квартира – Брюссель, 26 стр. ( + 2 стр. с 2009 г.) |
НАФТА | Северо-Американская зона свободной торговли. В соответствии с соглашением об интеграции предусматриваются меры по либерализации в движении товаров, услуг и капиталов с постепенной ликвидацией таможенных и инвестиционных барьеров. В отличие от ЕС, страны НАФТА не предполагают создание единой валюты и координацию внешней политики. |
АСЕАН | Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, 1967 г., 10 стр. |
ОПЕК | Организация стран-экспортеров нефти, 1960 г., 13 стр. |
ОЭСР | Организация экономического сотрудничества и развития. |
МЕРКОСУР | Субрегиональный блок (Общий рынок). Намечалось, что с 1995 г. (но вернее всего, по предложению Бразилии, с 2001 г.) будет действовать зона свободной торговли и единого таможенного союза. |
- ЮНЕСКО (организация ООН по вопросам образования, науки и культуры),
- ФАО (Продовольственная и С/Х организация ООН),
- МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергетики),
- МВФ (Международный валютный фонд),
- МБРР - Международный банк реконструкции и развития.
|
б) пограничный или религиозно-этнические споры в) вхождение в различные международные организации г) желание иметь то, что вам не принадлежит
качественный характер? а) объединение Германии б) открытие новых островов и их присоединение к государству в) вступление страны в политический союз и выход из него г) насильственное присоединение Восточного Тимора к Индонезии после того, как Португалия предоставила ему независимость
а) предоставление независимости бывшей колонии б) разделение Чехословакии на два государства – Чехию и Словакию в) вступление новых членов в Европейский Союз г) развязывание войны между государствами |
Страны, не имеющие выхода к морю |
Наименее развитые страны
Африка | Азия | Океания | Лат. Америка |
Ангола, Бенин, Буркина-Фасо, Бурунди, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Джибути, Замбия, Кабо-Верде, ДР Конго, Коморские о-ва, Лесото, Либерия, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Уганда, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия | Афганистан, Бангладеш, Бутан, Йемен, Камбоджа, Лаос, Мальдивы, Мьянма, Непал | Вануату, Кирибати, Соломоновы о-ва, Тувалу, Самоа | Гаити 2 |
§ 3. Государственный строй стран мира. 3
I Основные формы правления:
1. Р …………………………..… - форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству; высшие органы гос. власти избираются. (4/5 стр.)
|
* Социалистические респ. - ________________________________________ |
2. М…………………… - форма правления, при которой власть принадлежит одному лицу и передается по наследству. * Искл: – Малайзия и ОАЭ, где монарх избирается на 5 лет. (30 стр.)
3. Особую форму правления имеют гос-ва, входящие в состав Содружества, возглавляемого Великобританией (образовано в 1931 г.). В него входят бывшие доминионы и колонии Великобритании во всех частях света (53 стр.): Вел., Кан., Австралия, Н. Зеландии, Индия, Нигерия, Бангладеш, Кения, Замбия, Мозамбик. (S = 31 млн. км ², = 2 млрд. чел.) 4. Ливия – Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия (народовластие) |
|
II Основные формы государственного территориального устройства:
Унитарное гос-во | Федерация | Конфедерация | Прочие | |
- единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые не обладают признаками государственного суверенитета. | Административно-территориальные единицы в составе федерации имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность. | форма объединения независимых государств для достижения ограниченных целей | Содружество - более аморфное, чем конфедерация, объединение государств. Члены Содружества полностью суверенные государства. | |
Члены конфедерации, сохраняя свою формальную независимость, имеют собственные органы государственной власти, но и создают объединенные органы для координации военных и внешнеполитических действий конфедерации. | ||||
территория страны не имеет в своем составе самоуправляющихся образований | территория страны имеет в своем составе самоуправляющиеся образования | |||
в стране единая конституция и система органов власти, административные единицы подчиняются непосредственно центральному правительству и обладают только исполнительной властью | федеративные единицы, наряду с едиными (федеральными), имеют собственную конституцию и органы власти: законодательные и исполнительные | |||
Большинство государств мира: Китай, Чехия, Швеция, Египет | 24 страны | Швейцария (союз суверенных гос. или независимых кантонов. 23 кантона, 3 из них разделены на полукантоны | СНГ | |
Колония — зависимая территория без самостоятельной политической и экономической власти, владение иного государства. Образование колоний — основной инструмент расширения влияния империалистических государств (метрополий). Например: Великобритании: Северная Ирландия, Гибралтар, Святая Елена Бермуды, Каймановы о-ва, Фолклендские о-ва (Оспариваются Аргентиной), Дании: Фарерские о-ва ,Гренландия Португалии: Мадейра, Азорские о-ва Испании: Балеарские о-ва, Канарские о-ва Нидерландов: Аруба, Реюньон (заморск. департамент), Майотта (заморск. территория),Гваделупа (заморск. департамент), Мартиника (заморск. департамент), | Французская Гвиана (заморский департамент), Французская Полинезия (заморская страна) США : Пуэрто-Рико, Гуантанамо на Кубе, Виргинские о-ва США , Гуам, Северные Марианские острова , Внешние малые о-ва, Американское Самоа Новой Зеландии : о-ва Кука , Ниуэ , Токелау Норвегии: арх. Шпицберген (Свальбард) и о-в Медвежий (Ян-Майен), о-в Буве Финляндии: Аландские о-ва -------------------------------------------------------------------------------------
Австралия __ Непал __ А – абс. монархия Бразилия __ Оман __ Б – конституц. монархия Бруней __ Португалия __ Ватикан __ Россия __ В – теокр. монархия Греция __ Саудовская Аравия __ Канада __ США __ Кувейт __ Финляндия __ Люксембург __ Франция __ Г – унитарн. респ. Малайзия __ Швеция __ Д – федеративн. респ. Марокко __ Япония __
а) монархий в мире больше, чем унитарных гос-тв б) унитарных гос-тв в мире больше, чем федераций в) федераций в мире больше, чем республик г) республик в мире больше, чем монархий
форму правления, но отличается от нее _____________________ государственным устройством.
Венгрия, Вьетнам, Франция, Индия, Бразилия, Чили (критерий стран - ___________________________ )
3 |
§ 4. Политическая география. 4
Политическая география - это ветвь экономической и социальной географии, находящаяся на ее стыке с политологией. В качестве самостоятельного научного направления она оформилась в конце XIX - начале XX в. Ныне ее обычно определяют как науку о территориальной дифференциации политических явлений и процессов.
Немалый интерес представляет также оценка политико-географического (геополитического) положения стран и районов, т. е. их положения по отношению к политическим союзникам и противникам, очагам разного рода политических конфликтов и др. Политико-географическое положение изменяется во времени и, следовательно, является исторической категорией.
Составной частью политической географии является также геополитика, выражающая государственную политику в первую очередь по отношению к границам страны и ее взаимодействию с другими, прежде всего, соседними странами.
(В 1897 г. вышел труд Фридриха Ратцеля "Политическая география", где было изложены основные теоретические положения геополитики как теории динамического понимания пространства.)
§ 1. Взаимодействие общества и природы. 1. Вся история - история его с П:
____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________
- необходимое условие жизни и деят. общ-ва 3. 20 в. - давление природные антропогенные – 60% S ландшафты _____________________ _____________________ | 4. «обмен веществ» П Э?
истощение ПР загрязнение (? рационального природопользования) окружающей среды 5. ПР (природные ресурсы) – компоненты природы, используемые в хозяйственной деятельности. виды ? истощения и неравномерности размещения |
6. Ресурсообеспеченность -- _____________________________________________________________________
З З _____________________________________________________________________________
Д _____________________________________________________________________________
- Экономические ресурсы – ПР, вовлеченные в общественное производство и многократно в
нем преобразованные.
а) сырье для энергетики и металлургии б) все виды природных богатств, которые человек использует в производстве в) ресурсы, обеспечивающие потребность населения в древесине г) ресурсы, благодаря которым создаются зоны отдыха
а) сырьевые материалы, вовлеченные в производство и многократно в них преобразованные б) различные виды сырья в) разнообразные дары (богатства) природы, используемые в хозяйственной деятельности человека г) все разнообразие природной среды на планете, тесно связанное с историей человечества и влияющее на его хозяйственную деятельность
а) разнообразные дары природы, используемые в хозяйственной деятельности человека б) все разнообразие природной среды на планете, влияющее на его хозяйственную деятельность в) сырьевые материалы, вовлеченные в общественное производство и многократно в нем преобразованные г) различные виды минерального сырья
а) все, что используется в хозяйственной деятельности населения б) сырья для различных отраслей промышленности в) качества окружающей среды, создающие условия для жизни и деятельности населения, влияющие на его размещение г) преобразованные человеком ресурсы, используемые в сложных отраслях производства |
а) обеспеченность ресурсами, позволяющая не заботиться об их охране б) возможность развивать многоотраслевую промышленность в) количество ресурсов на единицу произведено продукции г) соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования
а) энергия ветра б) урановое сырье в) нефть и газ г) лесные ресурсы д) биологические ресурсы Мирового океана е) геотермальная энергия ж) почвенные ресурсы – по их видам: 1. невозобновимые ____ 2. возобновимые ___ 3. неисчерпаемые__
а) ресурсы Мирового океана б) минеральные ресурсы в) земельные ресурсы г) все виды природных ресурсов д) биологические ресурсы (плоды, животные..)
а) человек – общество б) человек – природа в) мировой безопасности г) космической связи 4 |
Предварительный просмотр:
Тема 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА
Задание 1. Укажите, какие из перечисленных ниже стран входят одновремен но в первую десятку стран мира по размерам территории и по численности на селения:
1) Россия; 2) ФРГ; 3) Индия; 4) Индонезия; 5) Пакистан; 6) Китай; 7) Нигерия; 8) Бразилия; 9) Мексика; 10) Австралия.
Задание 2. Укажите, какие из перечисленных ниже государств расположены на островах и архипелагах:
1) Великобритания; 2) Исландия; 3) Эстония; 4) Кувейт; 5) Шри-Ланка; 6) Ин донезия; 7) Мадагаскар; 8) Танзания; 9) Куба; 10) Кирибати.
Задание 3. Подчеркните названия государств, не имеющих выхода к открытому морю:
1) Боливия; 2) Венгрия; 3) Замбия; 4) Израиль; 5) Мали; 6) Монголия; 7) Укра ина; 8) Узбекистан; 9) ФРГ; 10) Швейцария.
Как такое положение сказывается на их социально-экономическом развитии?
Задание 4. Заполните таблицу, используя приведенные ниже географические названия и числа: Бразилия, Испания, Мадрид, Пакистан, Претория, 39, 42, 156, 804, 1221, 8512:
Страна | Площадь, тыс. км2 | Население, млн чел. | Столица |
1. 2. 3. ЮАР 4. | 505 | 170 | Исламабад |
Задание 5. Подберите пары по принципу «страна — столица»:
- Австралия
- Алжир
- Белоруссия
- Венесуэла
- Кения
- Колумбия
- Норвегия
- Сирия
- Таиланд
10. Чехия
а) Алжир
б) Бангкок
в) Богота
г) Дамаск
д) Канберра
е) Каракас
ж) Минск
з) Найроби
и) Осло
к) Прага
Задание 6. Укажите, к какому из следующих типов относится большинство стран мира:
- к экономически развитым;
- к развивающимся;
- к странам с переходной экономикой.
Задание 7. Укажите в предложенном списке столицы государств, входящих в состав «большой восьмерки»:
1) Рим; 2) Мадрид; 3) Лондон; 4) Брюссель; 5) Варшава; 6) Москва; 7) Дели; 8) Вашингтон; 9) Оттава; 10) Канберра.
Задание 8. Укажите, какие из перечисленных ниже стран относятся к странам «переселенческого» капитализма:
1) Турция; 2) Израиль; 3) Канада; 4) Бразилия; 5) Австралия.
Задание 9. Определите, к какой из подгрупп развивающихся стран относятся следующие государства:
1) Бангладеш; 2) Бразилия; 3) Индия; 4) Кувейт; 5) Непал; 6) Объединенные Арабские Эмираты; 7) Малайзия; 8) Сомали; 9) Таиланд; 10) Эфиопия.
Ответ дайте по следующей форме:
Ключевые страны
Новые индустриальные страны
Нефтедобывающие страны
Наименее развитые страны
Задание 10. Укажите, какие из следующих регионов мира выделяются по количеству «горячих точек»:
1) Западная Европа; 2) Юго-Западная Азия; 3) Южная Азия; 4) Юго-Восточная Азия; 5) Восточная Азия; 6) Северная Африка; 7) Африка к югу от Сахары; 8) Северная Америка; 9) Латинская Америка; 10) Австралия и Океания.
Задание 11. Ниже приводится ряд утверждений, относящихся к форме прав ления стран мира. Определите, какие из них правильные, а какие — нет.
- В республиках и конституционных монархиях законодательная власть при
надлежит парламенту, а исполнительная — правительству. - Верховная власть в монархиях передается по наследству.
- Республик в мире меньше, чем монархий.
- Среди монархий современного мира преобладают империи.
Задание 12. Подчеркните страны, имеющие республиканскую форму правления:
1) Австрия; 2) Армения; 3) Бельгия; 4) Великобритания; 5) Египет; 6) Мексика; 7) Нидерланды; 8) Турция; 9) Франция; 10) Япония.
Задание 13. Дополните следующие предложения:
1. Государство, в котором действует единая законодательная, исполнительная
и судебная власть, называется .
2. Государство, в котором наряду с едиными властями существуют отдельные
территориальные единицы, имеющие собственную законодательную, исполнитель
ную и судебную власть, называется .
Задание 14. Нанесите штриховкой на контурную карту (см. рис. 1) страны, имеющие федеративное административно-территориальное устройство. Определи те, какие из них относятся к экономически развитым, а какие — к развивающим ся странам.
Задание 15. В Содружество стран, возглавляемое Великобританией, входят 53 страны. Подчеркните те из перечисленных ниже стран, которые являются членами этого Содружества:
1) Индия; 2) Иран; 3) Канада; 4) Мадагаскар; 5) Нигерия; 6) Новая Зеландия; 7) Пакистан; 8) США; 9) Швеция; 10) Шри-Ланка.
Что нужно вспомнить, чтобы ответить на этот вопрос?
Задание 16. Выберите одну из стран, играющих важную роль в мировой по литике. Дайте письменную характеристику ее политико-географического положе ния исходя из ее взаимоотношений с соседними странами, с государствами, вхо дящими в политические и военно-политические блоки, из ее положения по отно шению к очагам региональных и локальных конфликтов и «горячим точкам» планеты.
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 10 КЛАСС
Практическая работа № 1.
Обозначение на контурной карте стран различных типов.
Ход работы:
Вариант 1. Обозначение на контурной карте крупнейших по территории и по численности населения стран мира.
- Используя атлас (стр. 2 - 3), форзацы учебника Максаковского В.П. ”Экономическая и социальная география мира” или дополнительную литературу, подпишите на контурной карте названия и закрасьте красным цветом первые десять стран по площади территории и синим цветом – по численности населения . Подпишите их столицы.
- Выпишите страны, вошедшие в эти группы ( и по площади территории, и по численности населения ).
- Сделайте вывод о размещении крупнейших стран по регионам мира и по их отношению к социально-экономическим типам.
Вариант 2. Обозначение на контурной карте островных, полуостровных и внутриконтинентальных стран и их столиц.
- Используя атлас (стр. 2 - 3), на контурной карте обозначьте границы и подпишите названия, стран, дополнительно заштриховав красным цветом островные, зелёным - полуостровные и жёлтым - внутриконтинентальные страны и подпишите их столицы.
- Назовите регионы, в которых преобладают страны различные по географическому положению.
Вариант 3. Обозначение на контурной карте стран различных социально-экономических типов.
- Используя текст учебника, дополнительную литературу и атлас (стр. 2 - 3), на контурной карте синим цветом обозначьте страны ”Большой семёрки”, серым - страны переселенческого капитализма, красным - социалистические, розовым - страны с переходным типом экономики, зелёным - ключевые развивающиеся страны, чёрным - нефтедобывающие, жёлтым - новые индустриальные страны. Подпишите их названия и их столицы.
- Сделайте вывод о размещении этих типов государств по регионам мира.
Вариант 4. Обозначение на контурной карте богатейших и беднейших стран мира.
- Используя атлас (стр. 2 - 3) и приведённую таблицу, на контурной карте подпишите и обозначьте различными цветами страны с максимальными и минимальными показателями ВВП на душу населения.
- Сделайте вывод о размещении этих стран по регионам мира и их отношении к различным социально-экономическим типам.
Страны мира с самыми высокими и самыми низкими показателями ВВП на душу населения в 1998 году.
Страны с самыми высокими показателями | ВВП на душу населения (долларов США) | Страны с самыми низкими показателями | ВВП на душу населения (долларов США) |
| 41210 40630 39640 31250 29890 26980 26890 26730 26210 24990 |
| 80 100 120 130 160 170 180 185 190 230 |
Вариант 5. Обозначение на контурной карте монархий и федеративных государств.
Ход работы:
- Используя форзацы учебника Максаковского В.П. и атлас ( стр. 2 - 3 ), на контурной карте подпишите и обозначьте синим цветом абсолютные ( включая теократические ), зелёным - конституционные монархии и красным - федеративные государства; подпишите их столицы.
- Подчеркните красным цветом названия федеративных монархий.
- Сделайте вывод о размещении государств с монархической формой правления и федеративным административно-территориальным устройством по регионам мира.
Практическая работа № 2.
Составление таблицы ”Государственный строй стран мира”.
Ход работы:
Вариант 1. Составление таблицы ”Государственный строй отдельных стран мира”.
Используя учебник Максаковского В.П. и дополнительную литературу, заполните таблицу , приведя по несколько примеров стран с различным государственным устройством.
Форма правления | Унитарные государства | Федеративные государство |
Президентская республика |
|
|
Парламентская республика |
|
|
Конституционная монархия |
|
|
Абсолютная монархия |
|
|
Абсолютная теократическая монархия |
|
|
Государства Британского Содружества |
|
|
Вариант 2. Составление таблицы ”Государственный строй отдельных стран мира по регионам мира”.
Государственный строй | СНГ | Зарубежная Европа | Зарубежная Азия | Африка | Америка | Австралия и Океания | |
Зависимые страны и колонии |
|
|
|
|
|
| |
Унитарные государства | Республика |
|
|
|
|
|
|
Конституционная монархия |
|
|
|
|
|
| |
Абсолютная монархия |
|
|
|
|
|
| |
Абсолютная теократическая монархия |
|
|
|
|
|
| |
Государства Британского Содружества |
|
|
|
|
|
| |
Федеративные государства | Республика |
|
|
|
|
|
|
Конституционная монархия |
|
|
|
|
|
| |
Абсолютная монархия |
|
|
|
|
|
| |
Абсолютная теократическая монархия |
|
|
|
|
|
| |
Государства Британского Содружества |
|
|
|
|
|
|
- Используя учебник Максаковского В.П. и дополнительную литературу, заполните таблицу, приведя по несколько примеров стран с различным государственным устройством; в строке ”Зависимые страны и колонии” после названия стран укажите в скобках сокращённые названия метрополий ( Великобритания – брит., Дания – дат., Франция – фр., Нидерланды – нид. и Соединённые Штаты Америки – США ).
- Сделайте вывод о размещении стран с различным государственным строем по регионам мира.
Практическая работа № 3.
Анализ политико-географического положения одной из стран мира.
Ход работы:
Работа выполняется письменно по типовому плану.
План описания
политико-географического положения страны:
- Общие сведения о стране ( размеры страны, социально-экономический тип, столица ).
- Положение страны на материке.
- Вид страны по географическому положению.
- Участие страны в международных военных, экономических и политических организациях.
- С какими странами и где граничит страна.
- Участие стран-соседей в международных организациях.
- Выделение среди соседних стран союзных, враждебных и нейтральных государств.
- Какими морями ( океанами ) и где омывается страна.
- Выход страны к важнейшим линиям международных коммуникаций.
- ”Горячие точки”, угрожающие безопасности страны.
- Вывод о политико-географическом положении страны.
Вариант 1. Характеристика политико-географического положения Израиля.
Вариант 2. Характеристика политико-географического положения Канады
Вариант 3. Характеристика политико-географического положения Бельгии.
Вариант 4. Характеристика политико-географического положения Эфиопии.
Вариант 5. Характеристика политико-географического положения Чехии.
Предварительный просмотр:
Тест 10 класс. «Современная политическая карта».
(1 )=Сколько независимых государств насчитывается в современном мире?
1=Около 200 2=Менее 100 3=Около 300 4=Около 400
[2]=Самое молодое государство современного мира ...
1=Босния и Герцеговина 2=Эритрея 3=Словакия 4=Восточный Тимор
[3]=Какая из перечисленных стран не является монархией?
1=Камбоджа 2=Свазиленд 3=Сирия 4=Испания
[4]=Какая из перечисленных стран не является республикой?
1=Канада 2=Индонезия 3=Сан-Марино 4 =Индия
[5]=Какую из этих стран Азии можно назвать федерацией?
1=Иран 2=Китай 3=Пакистан 4=Индонезия
[6]=Самой протяженной неразрывной границей в мире считается рубеж между ...
1=Чили и Аргентиной 2=Россией и Казахстаном 3=США и Канадой 4=Россией и Китаем
[7]=Процесс уточнения границы на местности, установки пограничных знаков и более точного закрепления приграничных территорий за тем или иным государством называется ...
1=дестабилизацией 2=делимитацией 3=демилитаризацией 4=демаркацией
[8]=К странам с переходной экономикой относится ...
1=Куба 2=Южная Корея 3=Болгария 4=Китай
[9]=Какая из перечисленных стран не входит в Большую семерку?
1=Испания 2=Италия 3=Франция 4=Канада
[10]=Какая из перечисленных стран не относится к внеевропейским развитым странам?
1=Франция 2=Турция 3=ЮАР 4=Австралия
[11]=Как можно определить государственный строй США?
1=Президентская федеративная республика 2=Парламентская федеративная республика
3=Конституционная монархия 4=Президентская унитарная республика
[12]=Единственной населенной частью света, где нет монархий, является ...
1=Азия 2=Африка 3=Америка 4=Австралия и Океания
[13]=Глава государства в Австралии – ...
1=федеральный канцлер 2=президент 3=премьер-министр 4=королева Великобритании
[14]=Какая из перечисленных стран, как США имеет деление на штаты?
1=Мексика 2=Канада 3=Аргентина 4=Колумбия
[15]=Членами какой общей организации являются Нигерия и Канада?
1=АТЭС 2=ОПЕК 3=Содружество 4=АС
[16]=К какому типу международных организаций относится СНГ?
1=Всемирные 2=Региональные 3=Военно-стратегические 4=Отраслевые
[17]=Какая страна из перечисленных не входит в ОПЕК?
1=Мексика 2=Алжир 3=Венесуэла 4=Саудовская Аравия
[18]=Большинство стран Африки получили независимость в ...
1=80-х годах 2=70-х годах 3=40-х годах 4=60-х годах
[19]=Индонезия была в прошлом колонией ...
1=Франции 2=Великобритании 3=Нидерландов 4=Испании
[20]=Какая страна никогда не входила в колониальную империю Португалии?
1=Ангола 2=Марокко 3=Мозамбик 4=Бразилия
[21]=Какая страна возникла не в результате распада Югославии?
1=Македония 2=Словения 3=Словакия 4=Хорватия
[22]=Стремление части территории государства к отделению называют ...
1=сепаратизмом 2=интеграцией 3=экстремизмом 4=фундаментализмом
[23]=Какие из перечисленных стран мира ныне вовлечены в затяжной пограничный конфликт?
1=Ливан и Ливия 2=Латвия и Литва 3=Эфиопия и Эритрея 4=Ирак и Иран
[24]=Какой из перечисленных конфликтов находится за пределами «дуги нестабильности»?
1=Косовский 2=Пенджабский 3=Квебекский 4=Абхазский
[25]=Форма колониальной зависимости, при которой зависимое государство сохраняет некоторую самостоятельность во внутренних делах называется ...
1=протекторатом 2=суверенитетом 3=кондоминиумом 4=конфедерацией
[26]=В какой исторический период появилось современное государство Венгрия?
1=В ходе распада блока социалистических стран в Восточной Европе
2=После Второй мировой войны
3=После Первой мировой войны
4=До Первой мировой войны
[27]=В каком году в последний раз изменялась государственная граница Финляндии?
1=в 1940 г. 2=в 1991 г. 3=в 1950 г. 4=в 1918 г.
[28]=Какая из перечисленных европейских стран не входит в ЕС?
1=Дания 2=Швеции 3=Финляндия 4=Норвегия
[29]=Какое из перечисленных государств не расположено в Африке?
1=Бенин 2=Габон 3=Сенегал 4=Суринам
[30]=К какому типу относится граница между Францией и Испанией?
1=Спорная 2=Гидрографическая 3=Орографическая 4=Геометрическая
Предварительный просмотр:
Урок № 2
Тема: «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ СТРАН МИРА. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА.
Цели, задачи:1 знать разнообразие стран современного мира;
2 изучить разные формы государств, государственного правления и административно – территориального устройства.
ПЛАН.
1. Деление современных стран мира по формам правления.
2. Деление стран мира по особенностям территориально – государственного устройства.
ФОРМЫ ГОСУДАРСВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И УСТРОЙСТВА.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА.
САМОУПРАВЛЯЮЩИЕ ТЕРРИТОРИИ | НЕСАМОУПРАВЛЯЮЩИЕ ТЕРРИТОРИИ. |
( Такой статус имеют монархии и респуб- Великие географические открытия и захват лики, они могут заключать равноправные европейскими державами земель в Новом договора с другими государствами, быть Свете привели к появлению новых форм членами ООН, входить в международные государственного устройства территорий, экономические и политические органи- попавших в зависимость метрополий. зации). | Великие географические открытия и захват европейскими державами земель в Новом Свете привели к появлению новых форм государственного устройства территорий, попавших в зависимость метрополий. Термин ТЕРРИТОРИЯ в политической географии употребляется по отношению к землям, не обладающим суверенным статусом ; менее обжитым, освоенным, с ограниченными правами местного управ- ления или к землям с неопределённым- статусом. |
- Монархии: Республики: Колонии. - абсолютные; - президентские; - конституционные; - парламентские; (парламентские) - федеративные ; Заморские департаменты и регионы. - теократические; - унитарные ; Ассоциированные государства. конфедерации.
| Колонии. Протектораты. Подмандатные (подопечные) территории. Заморские департаменты и регионы. Ассоциированные государства. |
Государственный строй характеризуется формой правления.
1. ПЕРВАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ:
РЕСПУБЛИКА – форма правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу - ПАРЛАМЕНТУ, а исполнительная власть принадлежит правительству. Более 140, т. е 3\4 стран из всех стран мира - республики. Родина республиканского строя – ЕВРОПА. Республиками были провозглашены и такие тысячелетние монархии, как Египет, Эфиопия, Иран.
Республики подразделяются - ПРЕЗИДЕНТСКИЕ и ПАРЛАМЕНТСКИЕ.
В президентских республиках ПРЗИДЕНТ, наделённый очень большими правами, сам возглавляет правительство. ( Например: США, АРГЕНТИНА, БРАЗИЛИЯ, ИРАН, ПАКИСТАН и другие.)
В парламентских республиках главной фигурой является ГЛАВА ПРАВИТЕЛЬСТВА.
Но в реальной жизни, многие парламентские республики с правительствами, возглавляемые ПРЕМЬЕР МИНИСТРАМИ, предоставляют своим президентам такие большие полномочия, что фактически они мало, чем отличаются от президентских республик. ( Например: ФРАНЦИЯ, ЕГИПЕТ, РОССИЯ и другие страны СНГ.)
Парламентские республики – ФРГ, ИТАЛИЯ, ИНДИЯ, ИЗРАИЛЬ и другие.
Социалистическими республиками могут считаться: КИТАЙ, КУБА, КНДР, ВЬЕТНАМ.
2. ВТОРАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ:
МОНАРХИЯ – форма правления , при которой власть сосредоточена в руках одного человека – царя, императора, короля, султана. Таких государств 30: в ОКЕАНИИ – 2; в АФРИКЕ – 3; в АЗИИ – 13; в ЕВРОПЕ -12, нет ни одной монархии в АМЕРИКЕ. Некоторые монархии обладают элементами республик.
.
МОНАРХИЯ БЫВАЕТ:
1. КОНСТИТУЦИОННАЯ (где монарх «царствует», но не правит) | 2. АБСОЛЮТНАЯ (власть монарха не ограничена) | 3. ТЕОКРАТИЧЕСКАЯ (монарх является и главой церкви, и главой государства) |
Власть монарха ограничена конституцией.Такую форму государственного устройства имеет большинство монархий ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ – ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, НОРВЕГИЯ, ШВЕЦИЯ, ДАНИЯ и другие. Верховные правители федеративных конституционных монархий ИЗБИРАЮТСЯ ПРАВИТЕЛЯМИ. | Власть сосредоточена в руках одного человека – царя, императора, короля, султана И ПЕРЕДАЁТСЯ ПО НАСЛЕДСТВУ. | Таких государств на Земном шаре всего несколько – ВАТИКАН, во главе которого стоит ПАПА РИМСКИЙ; САУДОВСКАЯ АРАВИЯ король этой монархии является одновременно главой религиозной общины мусульман – суннитов, а также – СУЛТАНАТ БРУНЕЙ. |
3. ТРЕТЬЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ:
ЭТО ГОСУДАРСТВА В СОСТАВЕ СОДРУЖЕСТВА, их 15. Формально главой государства считается КОРОЛЕВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ, которую представляет генерал – губернатор. Это относится к бывшим доминионам ВЕЛИКОБРИТАНИИ ( КАНАДА, АВСТРАЛИЯ, НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ).
4. ЧЕТВЁРТАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ:
Это особая форма государственного строя – СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ НАРОДНАЯ ЛИВИЙСКАЯ АРАБСКАЯ ДЖАМАХИРИЯ.
ДЕЛЕНИЕ СТРАН МИРА ПО ОСОБЕННОСТЯМ ТЕРРИТОРИАЛЬНО – ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА НА УНИТАРНЫЕ И ФЕДЕРАТИВНЫЕ.
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО | ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО | КОНФЕДЕРАЦИЯ |
Это такая форма административно – территориального устройства, при которой в стране существует единая, неделимая, исполнительная и законодательная власть. Государств с унитарным устройством в мире больше. | Это такая форма административно – территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся единицы (республики, земли, штаты, провинции), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные власти. Федеративное устройство имеют лишь 24 страны. В некоторых из них связано с национально - этническим принципом, в других с историко – географическими особенностями. | ШВЕЙЦАРИЯ – союз суверенных государств, союз независимых кантонов. 23 кантона (3 из них разделены на полукантоны) |
Предварительный просмотр:
Зачет
Тема: Политическая карта мира.
1. К развивающимся странам относятся:
а) Бразилия; б) Норвегия; в) Алжир; г) Япония.
2. Государственный строй, при котором законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству, называется:
а) монархией; б) республикой; в) федерацией.
3. Федеративную форму административно-территориального устройства имеют:
а) США; б) Италия; в) Бразилия; г) Украина.
4. К странам ОПЕК относятся:
а) страны, расположенные в Европе;
б) постсоциалистические страны;
в) страны – экспортеры нефти;
5. Установите соответствие между страной и форма правления:
1) монархия; 2) республика.
А. Великобритания, Япония, Норвегия; Б. Казахстан, Турция, Индия.
6. Установите соответствие между странами и их столицами:
1. США; 2. Испания; 3. Финляндия; 4. Ирландия.
А. Мадрид; Б. Дублин; В. Хельсинки; Г. Вашингтон.
7. К экономически развитым странам относятся:
а) Япония, Китай, Канада; б) США, ФРГ, Мексика; в) Франция, Япония, Австралия.
8. Выберите правильное утверждение:
а) Главной «горячей точкой» мира является Европа;
б) «Азиатскими драконами» называют новые индустриальные страны Азии;
в) В мире преобладают монархии;
9. Установите соответствие:
1) Австралия; 2) Болгария; 3) Кувейт; 4) Италия.
А. Страна переселенческого капитализма; Б. Страна – член ОПЕК; В. Страна – член ЕС; Г. Страна – постсоциалистическое государство.
10. Какие из указанных стран являются одновременно развитыми государствами и федеративными республиками?
а) США; б) Япония; в) Мексика; г) Канада.
Предварительный просмотр:
Урок № 3
ОЦЕНКА МИРОВЫХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. РЕСУРСЫ МИРОВОГО ОКЕАНА.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ: 1. Изучить понятие « ресурсообеспеченность».
2. Раскрыть основные закономерности размещения природных
ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре.
3. Формировать умение давать оценку обеспеченности мира и
отдельных регионов различными видами природных ресурсов.
4. Рассмотреть классификацию ресурсов Мирового океана и
рекреационных ресурсов.
ПЛАН.
1. Классификация ресурсов . Понятие о ресурсообеспеченности.
2. Минеральные ресурсы.
3. Земельные ресурсы.
4. Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды.
5. Биологические ресурсы.
6. Классификация ресурсов Мирового океана, их использование, проблемы (Океан «болен»).
7. Климатические и космические ресурсы, нетрадиционные (альтернативные) источники энергии, её виды.
1. Природные ресурсы – совокупность объектов, пригодных использования человеком.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ:
ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ | ПО ИСЧЕРПАЕМОСТИ | ПО ПРИМЕНЕНИЮ |
А) полезные ископаемые (минеральные ресурсы); Б) климатические; В) водные; Г) земельные (почвенные); Д) биологические; Е) ресурсы Мирового океана | А) исчерпаемые; - невозобновимые (минеральные ресурсы: руды металлов, нефть , газ, сера и т. д.) - возобновимые (земля, вода, воздух, почвенные ресусы, гидроэнергетические ресурсы). Б) неисчерпаемые (энергия солнца, ветра, морских приливов и отливов, течений, геотермальная энергия) | А) природные ресурсы для промышленности: - топливно – энергетические; - металлургические; - химическое и прочее сырьё. Б) природные ресурсы для сельского хозяйства: - земельные; - почвенные; - агроклиматические. В) природные ресурсы для отдыха и туризма: - рекреационные ресурсы. |
Запасы природных ресурсов не одинаковы и распределены неравномерно. В разных странах и регионах степень ресурсо обеспеченности неодинакова.
Что же такое РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ и как её можно определить?
РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет , на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчёта на душу населения.
На показатель ресурсообеспеченности , прежде всего влияют :
а) богатство или бедность территории природными ресурсами;
б) масштабы их извлечения (потребления).
Минеральные ресурсы относятся к невозобновимым. Добыча минеральных ресурсов постоянно растёт, и это является причиной того, что ресурсообеспеченность полезными ископаемыми в мире резко уменьшается.
Ресурсообеспеченность рассчитывается по формуле:
запасы
Ресурсообеспеченность = ----------- ;
добычу
Выполните практическую работу «по ресурсообеспеченности», используя, статистические данные таблиц ( смотри «практические работы).
2.
3. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ.
При площади поверхности нашей планеты 510 млн. км.2, большая часть её – 361 млн. км.2 покрыто водой, а на сушу остаётся 149 млн. км.2.
Больше трети суши приходится – 51 млн.км.2 – приходится на СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ УГОДЬЯ, из них 14 млн. км.2 – на ПАШНЮ и 37 млн. км.2 – на ПАСТБИЩА и СЕНОКОСЫ.
А) ЗЕМЛЯ – источник жизни.
Б) МИРОВОЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД – степень обеспеченности земельными ресурсами, составляет 13, 1 млрд. га.
Большую ценность в СТРУКТУРЕ мирового земельного фонда представляют
ОБРАБАТЫВАЕМЫЕ ЗЕМЛИ - (11%), которые дают 88% необходимых для человека продуктов питания.
ЛЕСА и ПАСТБИЩА – (10 %).
Структура земельного фонда планеты не остаётся неизменной. На неё оказывают водействие два процесса , имеющие противоречивый характер: с одной стороны – расширение земель; с другой – это ухудшение , истощение, глобальные изменения земельных ресурсов: эрозия почв, заболачивание, засоление ежегодно выводят из оборота 1,5 млн. га.; опустынивание – «пожиратель земель».Антропогенное опустынивание охватило более 900 млн. га.
Учёные различают четыре степени опустынивания: СЛАБУЮ, УМЕРЕННУЮ, СИЛЬНУЮ, ОЧЕНЬ СИЛЬНУЮ. Сильное опустынивание произошло в АЗИИ, АФРИКЕ, СЕВЕРНОЙ И ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ, АВСТРАЛИИ
РОССИЯ располагает самыми большими земельными ресурсами в мире, но существенные ограничения на продуктивность и площадь земельных ресурсов накладывают климатические условия. Так в РОССИИ более 60% сельскохозяйственных угодий находится в районах со среднегодовой температурой ниже +5, тогда как, например, в США – только 10%. В РОССИИ в зонах с годовым количеством осадков 700 мм, и более в стране расположено всего 1% пашни, а в США – 60%
ВЫВОД. Таким образом, «нагрузка» на землю больше, а обеспеченность земельными ресурсами меньше.
4. ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ СУШИ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕСНОЙ ВОДЫ.
На свои нужды человечество использует ПРЕСНЫЕ ВОДЫ. Ресурсы пресной воды , составляющие только 2,5% от общего объёма гидросферы, также отличаются неравномерным географическим распределением по поверхности земной суши.
В ЛЕДНИКАХ АНТАРКТИДЫ, ГРЕНЛАНДИИ, во льдах АРКТИКИ, в ГОРНЫХ ЛЕДНИКАХ – «НЕПРИКОСНОВЕННЫЙ ЗАПАС».
Речные (русловые) воды составляют 40000 км.3. Потребление пресной воды растёт, и уже к 2000 году превышало норму 4000 км.3 в год.
В экономически развитых странах городской житель использует 300 – 400 литров воды в сутки.
ГЛАВНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ ПРЕСНОЙ ВОДЫ:
А) СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО;
Б) ПРОМЫШЛЕННОСТЬ;
В) ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА;
Г) КОММУНАЛЬНО – БЫТОВЫЕ СЛУЖБЫ.
ВЫВОД. Глобальные ИЗМЕНЕНИЯ водных ресурсов:
а) ЗАГРЯЗНЕНИЕ рек, водоёмов тяжёлыми металлами, нефтепродуктами;
б) ОБМЕЛЕНИЕ (вырубка лесов в поймах рек, понижение грунтовых вод).
ПУТИ РЕШЕНИЯ ВОДНОЙ ПРОБЛЕМЫ:
а) уменьшение водоёмкости производственных процессов и сокращение безвозвратных потерь воды.
б) сооружение водохранилищ, регулирующих пресный сток.
Мировой гидроэнергетический потенциал оценивается в 10 трлн. кВт\ч. выработки электроэнергии, 1\2 этого потенциала приходится на страны: РОССИЮ, КИТАЙ, США,
КАНАДУ, БРАЗИЛИЮ, КОНГО (ЗАИР).
5. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ.
А) РАСТИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ представлены как культурными, так и дикорастущими растениями. Среди дикорастущих преобладает лесная растительность, формирующая лесные ресурсы.
ЛЕСИСТОСТЬ – отношение лесопокрытой площади к общей площади.
Мировые лесные ресурсы характеризуются двумя главными показателями:
а) размерами лесной площади – 4,1 млрд. га;
б) запасами древесины на корню – 330 млрд. м3.
Леса мира образуют ДВА ОГРОМНЫХ ПО РОТЯЖЁННОСТИ ПОЯСА – СЕВЕРНЫЙ и
ЮЖНЫЙ.
Ежегодно в мире вырубается до 30 млн. га. леса. Заготовки древесины в мире в последние десятилетия постоянно росли:
в 50 годы – 1,5 млрд. м3;
в 60 – 1,9 млрд.
в 70 – 2,2 млрд.
в 80 – 2,7 млрд.
в 90 – 3,3 млрд.
В развивающихся странах лесная площадь заметно сокращается. Объясняется это отсталым ведением хозяйства, а в ряде случаев хищническим отношением к лесам.
ВЫВОД. Глобальные изменения лесных ресурсов:
а) процесс обезлесения, вырубка лесов;
б) деградация лесных массивов; прежде всего тропических лесов;
в) истончение озонового слоя, запылённость и др.;
г) гибель лесов от пожара.
Поэтому продолжают оставаться актуальными меры по рациональному использованию лесных ресурсов.
Б) РЕСУРСЫ ЖИВОТНОГО МИРА – часть биосферы, относятся к категории возобновимых.
Растительность и животные образуют генетический фонд (генофонд) – совокупность всех ныне живущих на Земле видов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Определить «размеры и структуру мирового земельного фонда», пользуясь учебником, стр.30.
3. Пользуясь учебником стр. 31 рисунок 8, сравните обеспеченность крупных регионов мира ресурсами речного стока. Приведите примеры стран, наиболее и наименее обеспеченных ресурсами пресной воды.
1. Как можно восстановить ресурсы?
2. Пользуясь текстом учебника, картой «минеральные ресурсы мира» приведите примеры стран бедных природными ресурсами, но достигших высокого уровня экономического и социального развития.
3. Минеральные ресурсы. Достаточно ли их? ( Используйте различные источники
информации).
4. Проанализируйте рис. 9, стр. 31 учебника. С помощью этого рисунка, а также основного текста охарактеризуйте два главных лесных пояса планеты.
Дайте оценку обеспеченности лесными ресурсами КАНАДЫ и АВСТРАЛИИ.
Предварительный просмотр:
Тема 2. ГЕОГРАФИЯ МИРОВЫХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. ЗАГРЯЗНЕНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Задание 1. Среди перечисленных ниже стран подчеркните те, которые обладают особенно большими разведанными запасами нефти:
1) Аргентина; 2) Венесуэла; 3) Египет; 4) Индия; 5) Ирак; 6) Иран; 7) Кувейт; 8) Мексика; 9) ОАЭ; 10) Саудовская Аравия.
Задание 2. В перечисленном ниже списке стран отметьте две страны, облада ющие наибольшими разведанными запасами природного газа:
1) Россия; 2) Великобритания; 3) Индия; 4) Иран; 5) Китай; 6) Индонезия; 7) Ливия; 8) Канада; 9) Мексика; 10) Венесуэла.
Задание 3. Закончите фразу: «Самыми большими разведанными запасами угля в мире обладают...» (выберите правильную строку):
а) Франция, Турция, Индия, Египет, Канада, Колумбия;
б) Россия, ФРГ, Китай, ЮАР, США, Австралия.
Задание 4. Среди перечисленных ниже стран подчеркните разными цветами или линиями те, которые особенно выделяются по запасам железной руды, медной руды, бокситов, олова:
1) Австралия; 2) Бразилия; 3) Гвинея; 4) Демократическая Республика Конго; 5) Замбия; 6) Китай; 7) Малайзия; 8) Россия; 9) Украина; 10) Чили.
Задание 5. Из приведенного ниже перечня стран выпишите те, которые обла дают наибольшим гидроэнергетическим потенциалом:
- Бразилия; 2) Демократическая Республика Конго; 3) Индонезия; 4) Канада; 5) Китай; 6) Новая Зеландия; 7) Россия; 8) Румыния; 9) США; 10) Чили.
Задание 6. Перечислите известные вам виды нетрадиционных (альтернативных) источников энергии:
Задание 7. На круговой диаграмме (рис. 3) пока зана структура мирового земельного фонда. Укажи те, какие из приведенных цифровых показателей относятся:
- к землям под населенными пунктами, промыш
ленными и транспортными объектами; - к обрабатываемым землям;
- к лугам и пастбищам;
- к лесам и кустарникам;
- к малопродуктивным и непродуктивным зем лям.
Сделайте выводы из этой диаграммы.
Задание 8. Приведите примеры стран с наиболь шей (а) и наименьшей (б) обеспеченностью пахотны ми угодьями из расчета на душу населения:
а)
6)
Объясните причины такого различия:
Задание 9. Укажите, какие из перечисленных ниже стран имеют самую высо кую (подчеркните двумя чертами) и самую низкую (подчеркните одной чертой) обес печенность водными ресурсами:
1) Россия; 2) ФРГ; 3) Норвегия; 4) Китай; 5) Саудовская Аравия; 6) Египет; 7) Конго; 8) Канада; 9) Суринам; 10) Новая Зеландия.
Объясните причины такого различия:
Задание 10. Укажите, какие из перечисленных ниже стран относятся к странам с наибольшей (подчеркните двумя чертами) и наименьшей (подчеркните одной чертой) обеспеченностью лесными ресурсами:
1) Великобритания; 2) Габон; 3) Демократическая Республика Конго; 4) Конго; 5) Ливия; 6) Россия; 7) Сомали; 8) Финляндия; 9) Швеция; 10) Япония.
Задание 11. Заполните таблицу «Ресурсы Мирового океана» по следующей форме:
Группы ресурсов | Виды ресурсов |
1. Морская вода 2. Биологические ресурсы 3. Минеральные ресурсы дна 4. Энергетические ресурсы |
Сделайте выводы.
Задание 12. Назовите три главных пути решения экологических проблем:
Объясните значение каждого из них.
Задание 13. Назовите несколько научных концепций, относящихся к географи ческому ресурсоведению и геоэкологии:
Географическое ресурсоведение | % Геоэкология |
По возможности дополните перечень концепций, приведенный в учебнике.
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 4.
Нанесение на контурную карту важнейших видов природных ресурсов мира.
Вариант 1. Нанесение на контурную карту главных ареалов размещения основных видов топливных ресурсов мира.
Ход работы:
- Используя атлас ( стр. 4 ), текст учебника и дополнительную литературу, на контурную карту условными знаками нанесите крупнейшие угольные и нефтегазоносные бассейны и подпишите их названия.
- Условными знаками нанесите крупнейшие месторождения нефти и природного газа.
- Различными цветами обозначьте страны, обладающие наибольшими запасами каменного угля, нефти и природного газа.
- Сделайте вывод о размещении топливных ресурсов по регионам мира и странам различных социально-экономических типов.
Вариант 2. Нанесение на контурную карту главных ареалов размещения основных видов рудных ресурсов мира.
Ход работы:
- Используя знания полученные на уроке или дополнительную литературу, штриховкой различного цвета покажите основные металлогенические пояса мира ( алюминиевый, медный и оловянный ).
- Используя атлас (стр. 4 ), условными знаками покажите крупнейшие месторождения железных руд, алюминиевых, медных, никелевых, полиметаллических, оловянных руд, золота и подпишите их названия.
- Подпишите страны, выделяющиеся запасами железных, алюминиевых, медных, никелевых и оловянных руд и обозначьте их границы.
- Сделайте вывод о размещении этих видов рудных ресурсов по странам и регионам мира.
Вариант 3. Нанесение на контурную карту главных ареалов размещения основных видов нерудных ресурсов мира.
Ход работы:
- Используя атлас (стр. 4 ), условными знаками покажите крупнейшие месторождения апатитов, фосфоритов, калийных солей и алмазов и подпишите их названия.
- Подпишите названия стран, выделяющиеся запасами данных видов минерального сырья.
- Сделайте вывод о размещении нерудных ресурсов по странам и регионам мира.
Вариант 4. Нанесение на контурную карту главных ареалов размещения важнейших видов неминеральных ресурсов.
Ход работы:
- Используя атлас ( стр. 5 - 8 ), учебник Максаковского В.П. ( стр. 31, рис. 8 и 9 ) и дополнительную литературу, покажите на контурной карте различными цветами страны, выделяющиеся по величине лесных, водных и агроклиматических ресурсов.
- Нанесите различными цветами основные ареалы северного и южного лесных поясов, почвенных ресурсов и важнейшие рекреационные зоны мира.
- Обозначьте основные аридные зоны мира и подпишите названия крупнейших пустынь.
- Сделайте вывод о размещении лесных, водных, почвенных и рекреационных ресурсов по регионам мира.
Предварительный просмотр:
1. Определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами (УГЛЕМ), используя данные таблицы. Письменно: сделайте вывод о ресурсообеспеченности различных стран
УГЛЕМ.
СТРАНА | ЗАПАСЫ УГЛЯ ( в млрд. т.) | ДОБЫЧА УГЛЯ ( в млн. т.) | РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ (на сколько лет хватит ресурса) |
США | 445 | 1020 | ? |
КИТАЙ | 296 | 1240 | ? |
РОССИЯ | 202 | 250 | ? |
ЮАР | 116 | 220 | ? |
АВСТРАЛИЯ | 116 | 280 | ? |
ФРГ | 106 | 250 | ? |
ИНДИЯ | 78 | 330 | ? |
УКРАИНА | 47 | 75 | ? |
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ | 45 | 50 | ? |
КАЗАХСТАН | 34 | 70 | ? |
2. Определите ресурсообеспеченность стран НЕФТЬЮ, используя данные таблицы.
Письменно сделайте вывод о ресурсообеспеченности различных стран НЕФТЬЮ.
СТРАНА | ЗАПАСЫ НЕФТИ (в млрд. т.) | ДОБЫЧА НЕФТИ (в млн.т) | РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ (на сколько лет хватит ресурса) |
САУДОВСКАЯ АРАВИЯ | 43,1 | 450 | ? |
ИРАК | 16,7 | 55 | ? |
ОАЭ | 16,2 | 120 | ? |
КУВЕЙТ | 15,7 | 105 | ? |
ИРАН | 14,9 | 185 | ? |
ВЕНЕСУЭЛА | 10,3 | 175 | ? |
МЕКСИКА | 8,5 | 170 | ? |
РОССИЯ | 6,7 | 300 | ? |
КИТАЙ | 4,0 | 160 | ? |
США 3,8 380 ? |
3. . Определите ресурсообеспеченность стран ГАЗОМ, используя данные таблицы.
Письменно сделайте вывод о ресурсообеспеченности различных стран ГАЗОМ.
СТРАНА | ЗАПАСЫ ГАЗА ( в трлн. м3) | ДОБЫЧА ГАЗА ( в млрд. м3) | Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурсов) |
РОССИЯ | 48,1 | 550 | ? |
ИРАН | 22,9 | 45 | ? |
НИДЕРЛАНДЫ | 1,9 | 70 | ? |
ОАЭ | 5,8 | 40 | ? |
САУДОВСКАЯ АРАВИЯ | 5,4 | 45 | ? |
США | 4,7 | 540 | ? |
ВЕНЕСУЭЛА | 4,1 | 30 | ? |
АЛЖИР | 3,7 | 65 | ? |
КАНАДА | 2,2 | 170 | ? |
НОРВЕГИЯ | 2,0 | 45 | ? |
4. . . Определите ресурсообеспеченность стран ЖЕЛЕЗНОЙ РУДОЙ, используя данные таблицы. Письменно сделайте вывод о ресурсообеспеченности различных стран ЖЕЛЕЗНОЙ РУДОЙ.
СТРАНА | ЗАПАСЫ (в млрд. т.) | ДОБЫЧА (в млн.т.) | РЕСУРСООБНСПЕЧЕННОСТЬ (на сколько лет хватит ресурса) |
РОССИЯ | 57,8 | 87 | ? |
УКРАИНА | 20,0 | 77 | ? |
БРАЗИЛИЯ | 17,6 | 195 | ? |
АВСТРАЛИЯ | 16,0 | 168 | ? |
США | 15,9 | 63 | ? |
КАНАДА | 11,7 | 35 | ? |
ИНДИЯ | 11,5 | 75 | ? |
КИТАЙ | 9,0 | 224 | ? |
КАЗАХСТАН | 8,0 | 16 | ? |
5. Определите ресурсообеспеченность мира и его регионов ТОПЛИВНЫМИ РЕСУРСАМИ, используя данные таблицы.
Письменно сделайте вывод о ресурсообеспеченности мира и его регионов ТОПЛИВНЫМИ РЕСУРСАМИ.
РЕГИОНЫ | ЗАПАСЫ ТОПЛИВА | ДОБАЧА ТОПЛИВА | РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ (на сколько лет хватит ресурса) |
НЕФТЬ ( мир в целом ) | 140 млрд. т. | 3450 млн. т. | ? |
УГОЛЬ ( мир в целом ) | 1100 млрд. т. | 4625 млн. т. | ? |
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ ( мир в целом ) | 150 трлн. м3 | 220 млрд. м3 | ? |
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ ( Зарубежная Европа ) | 5,6 трлн. м3 | 270 млрд. м3. | ? |
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ ( Зарубежная Азия ) | 59,0 трлн.м3. | 330 млрд.м3. | ? |
НЕФТЬ ( Зарубежная Европа ) | 2,5 млрд. т. | 330 млн.т. | ? |
НЕФТЬ ( Зарубежная Азия ) | 98,0 млрд.т. | 1370 млн.т. | ? |
НЕФТЬ СНГ | 9,0 млрд. т. | 350 млн. т. | ? |
Предварительный просмотр:
1. Обозначьте на контурной карте, используя карту «минеральные ресурсы мира», страны,
на территории, которых находятся крупнейшие бассейны с запасами угля и нефти.
Предварительный просмотр:
Зачет № 1
Тема: Водные, биологические и рекреационные
ресурсы Мирового океана.
1. Соотношение между величиной запасов и размерами использования природных ресурсов называется … (ресурсообеспеченность).
2. К горючим полезным ископаемым относятся:
а) лес; б) нефть; в) уголь; г) газ.
3. Какие из указанных стран входят в первую десятку стран по запасам нефти:
а) ОАЭ; б) Китай; в) Саудовская Аравия; г) Канада.
4. Какой регион имеет самые крупные запасы нефти:
а) Зарубежная Азия; б) Африка; в) Европа; г) Северная Америка.
5. Самые крупные запасы нефти имеет страна:
а) Иран; б) Саудовская Аравия; в) США; г) Россия.
6. Первое место по запасам газа занимает:
а) США; б) Россия; в) Ирак; г) ОАЭ.
7. Мир в целом лучше всего обеспечен:
а) углем; б) нефтью; в) газом.
8. В первую тройку стран по запасам угля входят:
а) Австралия, Индия, ФРГ; б) США, ЮАР, Украина; в) США, Китай, Россия.
9. «Медный пояс» мира расположен в регионе:
а) Андские страны; б) Центральная Африка; в) Юго-Восточная Азия.
10. Страна, имеющая самую большую обеспеченность пашней:
а) США; б) Австралия; в) Япония; г) Китай.
Зачет № 2
ТЕМА «Природные ресурсы»
1. Соотношение между величиной запасов и размерами добычи называется:
а) природные ресурсы; б) ресурсообеспеченность; в) географическая среда.
2. Большая часть запасов нефти сосредоточена:
а) в развитых странах; б) в развивающихся странах; в) в странах ОПЕК.
3. По разведанным ресурсам угля в первую тройку стран входят:
а) ФРГ, Китай, США; б) США, Китай, Россия; в) Австралия, ЮАР, Индия.
4. В первую тройку стран по запасам нефти входят:
а) ОАЭ, Россия, США; б) Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ; в) Россия, Мексика, США.
5. По разведанным запасам газа в первую тройку стран входят:
а) Россия, Иран, Катар; б) Саудовская Аравия, США, Нигерия; в) ОАЭ, США, Россия.
6. В структуре мирового земельного фонда лидируют:
а) пашни; б) пастбища и луга; в) леса.
7. Более половины площади земельного фонда распахано:
а) в Индии; б) в США; в) в Канаде; г) в Китае.
8. Самая высокая обеспеченность пахотными землями (на душу населения):
а) в Китае; б) в Канаде; в) в Австралии; г) в Египте.
9. В первую тройку стран, наиболее богатых пресной водой на душу населения, входят;
а) Индия, Китай, Венесуэла; б) Канада, Венесуэла, Бразилия; в) Китай, Индия, Россия.
10. В первую тройку стран по размерам лесной площади входят:
а) Россия, Канада, Бразилия; б) Конго, США, Австралия; в) Перу, Боливия, Канада.
Зачет № 3
1. К неисчерпаемым ресурсам относятся:
а) биологические; б) энергия приливов и отливов; в) земельные.
2. В первую тройку стран, наиболее обеспеченных земельными ресурсами, входят:
а) Австралия; б) Китай; в) Аргентина; г) Индия.
3. Наиболее обеспечены водными ресурсами страны:
а) экваториального пояса; б) тропического пояса: в) арктического пояса.
4. Выберите вариант, в котором правильно указана тенденция изменения структуры земельного фонда планеты:
а) увеличивается площадь лесов; б) уменьшается площадь пашни; в) увеличивается площадь пашни; г) не изменяется структура земельного фонда.
5. Наиболее лесными ресурсами страны:
а) США, Египет; б) Россия, Китай; в) Канада, Финляндия.
6. Главным потребителем пресной воды является:
а) промышленность; б) сельское хозяйство; в) транспорт; г) коммунально-бытовое хозяйство.
7. Выберите страны, с наиболее высоким гидроэнергетическим потенциалом:
а) Китай, Россия, США; б) Конго, Египет, Мали; в) ФРГ, Бразилия, Великобритания.
8. В наибольшей мере отдыхающих и туристов привлекают страны:
а) Италия, Испания, Франция; б) Турция, Кипр, Греция; в) Канада, Россия, Египет.
9. К морям наиболее загрязненным отходами относятся:
а) Средиземное, Северное; б) Красное, Тасманово; в) Карское, Охотское.
10. Причиной развития парникового эффекта на Земле являются:
а) выбросы углекислого газа; б) выбросы фреонов; в) радиоактивное загрязнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дистанционное обучение 10 класс
Контрольная работа по русскому языку. 10 класс....
Дистанционное обучение 10 класс "Правописание гласных в суффиксах причастий"
презентация и раздаточный материал...
Рабочая программа по математике (дистанционное обучение) 6 класс
Пояснительная запискаПрограмма составлена в соответствии с требованиями к образовательному минимуму основного общего образования на основании программы па математике. Планирование учебного материала 5...
Дистанционное обучение географии
В настоящее время современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Сама жизнь заставляет нас активно использовать информационные технологии в учебно-воспитательном процессе. При это...
Дистанционное обучение 9 класс "Деловые бумаги. Заявление" от 2.02.2106
Теоретические сведения по теме урока и шаблон заявления для отсутствующих на уроке и заболевших учеников....
Дистанционное обучение 6 класс "Различение повелительного наклонения и формы будущего времени".
Таблица и упражнения ля работы по теме....