Методические разработки 8 класс
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Представленные методические разработки можно использовать на уроках географии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Большие объемы воздуха,
обладающие однородными свойствами.
Плавные линии, объединяющие
точки с одинаковыми температурами.
Отношение годовой суммы осадков
к величине испаряемости.
Количество влаги,
испаряющееся с поверхности Земли.
Широкая полоса, разделяющая между собой
разные по свойствам воздушные массы.
Атмосферный вихрь
с низким давлением в центре.
Атмосферный вихрь
с высоким давлением в центре.
Плавные линии, объединяющие точки
с одинаковым атмосферным давлением.
Сезонный ветер,
меняющий свое направление два раза в год.
Количество влаги, которое может испариться
с водной поверхности приданной температуре.
Общее количество солнечной энергии,
достигающей энергии Земли.
Свойства климата, обеспечивающие
сельскохозяйственное производство.
Карты погоды, позволяющие
составить её прогноз.
Большие объемы воздуха,
обладающие однородными свойствами.
Плавные линии, объединяющие
точки с одинаковыми температурами.
Отношение годовой суммы осадков
к величине испаряемости.
Количество влаги,
испаряющееся с поверхности Земли.
Широкая полоса, разделяющая между собой
разные по свойствам воздушные массы.
Атмосферный вихрь
с низким давлением в центре.
Атмосферный вихрь
с высоким давлением в центре.
Плавные линии, объединяющие точки
с одинаковым атмосферным давлением.
Сезонный ветер,
меняющий свое направление два раза в год.
Количество влаги, которое может испариться
с водной поверхности приданной температуре.
Общее количество солнечной энергии,
достигающей энергии Земли.
Свойства климата, обеспечивающие
сельскохозяйственное производство.
Карты погоды, позволяющие
составить её прогноз.
Предварительный просмотр:
8 класс. Практическая работа № 1.
Тема: решение задач на определение поясного времени.
Цель: формирование умений определять поясное время, разницу во времени
между различными городами.
Инструкция.
- Вспомните определения следующих понятий: «местное время», «поясное время», «летнее время», «декретное время».
- Дайте ответы на вопросы: а) на сколько градусов Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 час? б) за 4 минуты? в) сколько часовых поясов на территории России? г) почему границы часовых поясов обозначены кривыми линиями?
- Пользуясь картой часовых поясов (стр. учебника 22),определите, в каких часовых поясах находятся Мурманск и Якутск; какова разница во времени между городами?
- Определите, сколько времени а) в Анадыре, если в Москве 12час. б) сколько времени в С.-Петербурге, если в Магадане 15 часов.
- Самолёт вылетел из Москвы в Магадан в 2 часа ночи. Из Москвы до
Магадана лететь 10 часов. Сколько времени будет в Магадане, когда
самолёт приземлится ? Решение запишите.
- Определите, когда по местному времени совершит посадку в
Магадане (10-й час. пояс) самолет, вылетевший из Якутска (8-й
час.пояс) в 10 часов по московскому времени и находившийся в полёте
2 часа. Решение запишите.
Практическая работа № 2.
Тема: установление связи между тектоническими структурами,
формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и
физической картам на примере конкретных территорий.
Цель: развитие умений комплексного использования тектонической и
физической карт для выявления связи между тектоническим
строением, рельефом и полезными ископаемыми.
Инструкция.
- Работа проводится с тектонической и физической картами. Изучите условные знаки карт, какие сведения можно из них получить?
- Сопоставьте физическую и тектоническую карты, установите, какие формы рельефа соответствуют платформам, а какие - областям складчатости. Определите, какие полезные ископаемые характерны для платформ и складчатых областей.
- Заполните таблицу.
Крупная тектоническая структура | Соответствующая ей форма рельефа | Наиболее распространенные полезные ископаемые |
Восточно-Европейская платформа | ||
Западно-Сибирская плита | ||
Сибирская платформа | ||
Области кайнозойской складчатости | ||
Области герцинской складчатости |
4. Сделайте вывод об установленной зависимости.
Практическая работа № 3.
Тема: определение по картам закономерностей распределения суммарной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения в различных районах страны.
Цель: формирование умений работать с различными типами климатических карт.
Инструкция.
- Вспомните определения следующих понятий: «суммарная радиация», «испарение», «испаряемость», «коэффициент увлажнения».
- Используя климатическую карту атласа и карты учебника на стр. 56,61,62,64,65, заполните таблицу
«Распределение основных элементов климата по территории России».
Населенный пункт | Суммарная радиация, ккал/см2 | Средняя температура января,0С | Средняя температура июля, 0 С | Годовое количество осадков, мм | Испаря-емость, мм | Коэффиц-т увлажнения |
Мурманск | ||||||
Москва | ||||||
Екатерин-г | ||||||
Якутск | ||||||
Хабаровск |
- Сделайте вывод о закономерностях распределения основных
климатических показателей по территории страны. Чем они
объясняются?
Практическая работа № 5.
Тема: определение по тематическим картам типа питания, падения и
уклона реки, возможностей хозяйственного использования,
охраны реки от загрязнения.
Цель: развитие умений давать характеристику рекам, используя
различные источники информации.
Инструкция.
- Вспомните значение понятий «режим реки», «годовой сток», «уклон реки», «падение реки», виды питания рек.
- Найдите на карте крупнейшие реки России.
- Дайте характеристику одной из рек России по плану:
А) название реки
Б) исток, направление течения, устье
В) к бассейну какого океана принадлежит
Г) источники питания
Д) режим реки
Е) падение и уклон реки
Ж) характер течения
З) хозяйственное использование
И) проблемы экологии и возможные пути их решения.
1 вариант – река Волга
2 вариант – река Обь
3 вариант – река Енисей
4 вариант – река Лена
5 вариант – река Амур
6 вариант – река Ангара
Практическая работа № 6.
Тема: определение по картам условий почвообразования для основных
зональных типов почв.
Цель: развитие умений показывать взаимосвязи между климатом,
растительностью и типами почв; совершенствовать навыки
работы с тематическими картами.
Инструкция.
- Используя карты атласа, рис.44-45 учебника (с.93-94), проследите закономерности изменения средних температур января и июля, количества осадков, типов растительности и типов почв по линии профиля Мурманск – Астрахань.
- Заполните таблицу «Условия почвообразования основных типов почв России».
Тип почвы | Ср.темпер. января, 0С | Ср.темпер. июля, 0С | Количество осадков,мм | Тип растит-ти | Плодородие почвы |
1тундров. глеевые | - 8 | + 10 | 400 | тундра | Не плодородн. |
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. | |||||
6. | |||||
7. | |||||
8. |
3. Сделайте вывод, при каких условиях формируются плодородные и не плодородные типы почв.
Практическая работа № 7.
Тема: выявление зависимости между компонентами природы на
примере одной из природных зон.
Цель: развитие умений на конкретных примерах показывать
взаимосвязи, существующие между природными компонентами в
природной зоне.
Инструкция.
- Используя карты атласа (климатическую, почв, растительности и
животного мира), рассмотрите природную зону и заполните таблицу.
1 вариант – тундра
2 вариант – тайга
3 вариант – степь
Природная зона - ……
Географ. положение | климат | почва | Растит-ть | Животн. мир | Внешний облик | Деят-ть насел. |
2. Сделайте вывод о зависимости между компонентами природы в описанной природной зоне.
Практическая работа № 8.
Тема: выявление по картам и статистическим источникам природных
ресурсов и условий их освоения на примере отдельных районов.
Цель: формирование умений оценивать обеспеченность района
природными ресурсами и условия жизни и деятельности человека
в данном районе.
Инструкция.
- Используя карты атласа, оцените разнообразие природных ресурсов, условия жизни и хозяйственной деятельности, особенности быта населения в Краснодарском крае и Ханты-Мансийском автономном округе. Полученные данные оформите в виде таблицы.
Сравнительная характеристика двух районов.
Последовательность сравнения | Краснодарский край | Ханты-Мансийский округ |
Географическое положение | ||
Природные ресурсы территории | ||
Оценка климата (тем-ры января и июля, осадки) | ||
Почвы, растительность, животный мир | ||
Бытовые условия жизни населения(одежда, жилище, питание и т.д.) | ||
Хозяйственная деятельность населения |
2. Сделайте вывод о различиях в обеспеченности ресурсами, о
различиях быта и хозяйственной деятельности населения в
сравниваемых районах.
Практическая работа № 9.
Тема: составление характеристики одного из видов природных ресурсов.
Цель: развитие умения характеризовать природные ресурсы.
Инструкция.
- Используя карты атласа, дайте характеристику вида природных ресурсов по плану: 1. значение ресурса
2. составные части
3. распространение по территории страны
4. истощаемость ресурса
5. пути и способы рационального использования.
1 вариант – минеральные ресурсы
2 вариант - лесные ресурсы
3 вариант – водные ресурсы
4 вариант – энергетические ресурсы
5 вариант – рекреационные ресурсы
6 вариант - биологические ресурсы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 14»
Инструкции для учащихся
к практическим работам по географии России
( 8-9 класс)
Учитель географии:
Фрезе Вера Викторовна
г. Нягань
Практическая работа № 4.
Тема: Определение состояния погоды по синоптической карте
Цель работы: Формирование умений работать с синоптической картой.
Инструкция.
- Внимательно изучите, предложенный вам фрагмент синоптической карты, познакомьтесь с условными обозначениями синоптического кода.
- Сравните состояние погоды в г. Казани и г.Красноярске и заполните таблицу
«Сравнительный анализ состояния погоды двух городов».
Город | Давление, мб | Температура,0С | Направление и сила ветра, м/с | Состояние погоды |
Казань | ||||
Красноярск |
3. Сделайте вывод о том, какие сведения можно получить из синоптических карт, какого их практическое значение.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
Вода – это жизнь.
(урок по географии, 8 класс)
Учитель географии
Фрезе Вера Викторовна
г. Нягань
Тема урока: «Вода – это жизнь».
Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений, навыков
Цель: обобщить основные знания учащихся о значении воды в природе и жизни человека, расширить и углубить их новыми понятиями, закрепить знания о внутренних водах России. Отработать коммуникативные и интеллектуальные умения выявлять и обосновывать основные экологические факты в области охраны воды и защиты её от загрязнения.
Задачи образовательные: Сформировать у учащихся представление о значении воды в природе и жизни человека.
Систематизировать информацию о запасах, распространении воды в природе и её хозяйственном использовании.
Оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве.
Ознакомить учащихся с историческими сведениями о значении водоёмов для народов Югры.
Раскрыть проблему загрязнения воды в процессе хозяйственной деятельности человека.
Составить систему мер по очистке воды и сохранению её от загрязнения.
Научить детей элементарным способам очистки воды в природных условиях.
Воспитательные: Воспитание любви к родному краю.
Прививать чувство бережного отношения к природе.
Продолжить экологическое и краеведческое воспитание школьников.
Развивающие: Совершенствовать умение анализировать, сложившуюся критическую экологическую ситуацию и самостоятельно предлагать пути её решения.
Стимулировать развитие творческих способностей учащихся.
Совершенствовать коммуникативные умения.
Способствовать развитию познавательного интереса к предмету, путем применения проблемного изложения материала и соревновательной формы проведения урока.
Методы: эвристическая беседа, обьяснительно-иллюстративные, проблемное изложение, частично-поисковые
Форма урока: урок-игра (соревнование)
Форма обучения: групповая
Оборудование: слайд-программа, музыкальное сопровождение, гербарий, ватман, фломастеры, перманганат калия, ляписный карандаш, мензурка.
Ход урока.
- Организационный момент.
Пояснения по поводу выбора групповой формы работы учащихся.
Работу предлагаю провести сегодня в группах, так как проблема, которую мы будем обсуждать очень серьезная, требующая для её решения объединения усилий не только ребят вашего класса, но и всех землян. Тем более, в народе говорят: «одна голова хорошо, а две лучше». Кроме того, всем известно, что в споре рождается истина.
- Актуализация опорных знаний в форме игры. Оформление игрового поля:
Реки | 10 | 20 |
Озера | 10 | 20 |
Подземные воды | 10 | 20 |
Ледники | 10 | 20 |
Игра проводится по типу «Своя игра». Команды выбирают сектор и стоимость
вопроса по очереди, набирают баллы. Результат игры –ключевое
слово темы урока расшифровано. Каждая буква темы находится на оборотной
стороне листа со стоимостью вопроса. Команда, набравшая максимальное
количество очков получает 3 жетона, остальные команды, с меньшим
количеством, по 2 и 1 жетону соответственно.
Вопросы:
Реки: 10б – назовите и покажите на карте самую полноводную реку России (Енисей)
20б – как определить уклон реки?
Озера: 10б – назовите и покажите на карте самое глубокое озеро России (Байкал)
20б – какое происхождение имеют котловины озер в северо-западной части
России (ледниково-тектоническое)
Подземные воды:10б – как называется выход на поверхность грунтовых вод?
(Источник, родник)
20б – что называют артезианскими бассейнами? (запасы межпластовых
вод)
Ледники: 10б – что такое ледник? (естественные скопления льда, образовавшиеся из
снега и обладающие самостоятельным движением)
20б – назовите и покажите на карте два самых крупных ледника России?
(Богдановича на Камчатке, Безенги на Кавказе)
Результат: открыт отрывок «Вода – это …..»
Цель нашего урока закончить предложение, определить, что же значит вода для человека и природы?
На столе стакан с чистой водой. Допустим, у меня в стакане сейчас вода из чистого озера. Вопрос к классу: что такое вода? ( вещество, без вкуса и запаха, может находиться в 3-х состояниях). (физическая карта мира)
Работа с картой: какая часть поверхности Земли покрыта водой? (более половины)
Почему вода на земном шаре, несмотря на испарение не исчезает? (круговорот воды в природе)
Какие водоемы заключают в себе максимальные запасы воды? (моря и океаны) (слайд с круговой диаграммой)
Где сосредоточена пресная вода?( реки, озера, подземные воды, ледники, вода в атмосфере). (слайд с диаграммой пресных вод)
Поверхностные и подземные воды, которые человек использует в хозяйственной деятельности, называются водными ресурсами.
Сообщение о значении водных ресурсов готовила группа № 1.
Заслушивается сообщение о значении водных ресурсов. (слайд: определение водных ресурсов)
Попрошу всех учащихся класса записать в тетрадях определение: водные ресурсы – это воды (поверхностные и подземные), которые человек использует в быту, в промышленности в сельском хозяйстве.
Каждый ребенок знает, что без воды человек не может жить, т.к. и сам на 80% состоит из воды. А знаете ли вы, что на ежедневные нужды человек потребляет 300-400л воды? Принимая душ в течение 5 минут, мы расходуем около 100 л воды, наполняя ванну лишь на половину, мы расходуем 150 литров воды, разовый смыв в туалете 6-8 л воды; каждая стирка белья в стиральной машине – 100 л воды; подсчитано, что современный человек в день для удаления жажды и голода потребляет 2,5 л воды, за 70 лет эта цифра составит примерно 65 т. На создание учебника по географии потребовалось 1м3 воды, для производства 1т сахара-100м3, крупный металлургический комбинат потребляет в сутки около 1 млн.м3 воды. Кроме того, большая часть воды расходуется на орошение полей в сельском хозяйстве. (рассказ сопровождается рисунками)
Оценка водных ресурсов дана в водном кадастре.
Заслушивается сообщение о водном кадастре.
Прошу зафиксировать в тетрадях определение. Водный кадастр – свод сведений о водных ресурсах России.(слайд: определение водный кадастр) В нем обобщены материалы гидрологических наблюдений и исследований, собраны данные для научных и хозяйственных организаций.
В кадастре указано и распределение вод на территории нашей страны, сезонное распределение воды в полноводных реках.
На каждого жителя Русской равнины приходится 8500 м3 воды в год, а на одного жителя Сибири – 100 000м3 в год, т.е. в 12 раз больше (слайд с диаграммой). В южных районах России дефицит воды, т.к. большая часть уходит на орошение. На Урале водная проблема стоит очень остро, т.к. реки Урала маловодны (это истоки рек), а потребности для городов и многочисленных предприятий в воде очень большие.
Реки России полноводны весной. Почему? (преобладает снеговое питание).
Наибольшая потребность в воде ощущается летом. Чтобы обеспечить население водой, создаются пруды и водохранилища.
В чем разница между прудами и водохранилищами? (водохранилища крупнее, они создаются на реках).
Учитель: Наш округ можно смело назвать краем рек, озер и болот. (слайд)
Какая река является крупнейшей рекой нашего округа? (Обь)(слайд:фото Оби)
(слайд о горизонтальном устройстве мира)
По представлению древних народов, населяющих наш край, мир выглядел в виде реки, имеющей истоки, среднее течение и устье. Её прообразом выступала скорее всего Обь. Истоки реки, которые находились на юге, ассоциировались с Верхним миром. Среднее течение представлялось как область проживания людей, как жизненный мир, а низовья реки, расположенные на севере, воспринимались как Нижний мир – место пребывания умерших. Горизонтальная модель мира была понятна коренным жителям Приобья. Проживая по берегам больших и малых рек, они рассматривали их верхнее течение как Верхний мир и именно там устраивали священные места, а нижнее течение – как Нижний мир и располагали там кладбища.
Объясните, почему с древних времен люди селились у водоёмов? (1 команда)
(ответы: использование воды в быту, рыбная ловля, транспортный путь, зона отдыха, орошение земель, использование воды на предприятиях).
Сообщение о влиянии человека на водные ресурсы.
Человек влияет на водные ресурсы.
Рассмотрим стороны этого процесса. (На экране слайд с использованием воды)
Всех, кто использует воду, можно поделить на водопользователей и водопотребителей.
Использование воды.
Водопользование Водопотребление (изъятие воды)
Загрязняют воду, ухудшают её качество; Уменьшается количество ухудшается кач-во
1. рыбное хозяйство 1. промышленность
2. гидроэнергетика 2. сельское хозяйство
3.речной транспорт 3. коммунальное хозяйство
4.купание в реке
Вопрос командам: приведите примеры причин ухудшения качества воды в результате деятельности человека? (сплав древесины, разливы нефти, сточные воды предприятий, коммунальные стоки и т.д.)
В нашем округе особенно сильно водные объекты страдают от разливов нефти.(слайд с таблицей превышения ПДК)поэтому в реках округа уровень загрязнения намного превышает допустимые концентрации. Например …… (прочитать с таблицы)
Посмотрите на слайд( с боновыми заграждениями). На ручьях и реках устанавливаются боновые заграждения, которые улавливают только нефть на поверхности водного объекта. Хотя известно, что нефть, попав в воду, распределяется следующим образом: 20% остаётся в виде плёнки на поверхности, 40% в форме эмульсии в толще воды, 40% оседает на дно. Об очистке грунтовых вод речь, к сожалению, даже не идёт.
Учитель: действительно, в процессе использования чистая пресная вода загрязняется, в неё попадают ядовитые и вредные вещества.
Стакан с грязной водой: Кому из вас приходилось видеть сточные воды какого-либо предприятия? Какие они? (грязные и с неприятным запахом).
Добавляем грязной воды в стакан с чистой . Что произошло с чистой водой? Можно ли теперь её использовать человеку? Могут ли в такой воде жить животные? ( слайд с загрязн .водоемами).
Как же восстановить такую воду? (использовать фильтр).
Послушайте отрывок сказки «Мороз Иванович»:
«Между тем рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет; да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в него угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин, да нальет в неё воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная…»
Ребят младших классов школы № 11 вопрос очистки воды заинтересовал настолько, что они создали научный проект по очистке воды рек нашего округа. Дети не только изучили состав местной воды, но и изобрели множество фильтров для очистки воды. Представляю вашему вниманию несколько образцов.
Современная промышленность выпускает большое количество бытовых фильтров, большинство из них работает за счет просачивания воды через древесный уголь.
( фотографии на доске)
На предприятиях очистные сооружения более сложные и объемные, их строительство очень дорогое.
В настоящее время ученые подключают к очищению водных объектов растения.(слайд с тростником и камышом)Например, камыш озерный, рогоз узколистый, тростник обыкновенный.
Процесс очистки воды длительный, трудоемкий на предприятиях еще и дорогостоящий.
Не проще ли просто не загрязнять воду?!
Работа в группах: составьте, пожалуйста, ряд ваших предложений о том, как сохранить чистую пресную воду для наших потомков? ( 5 мин.)
Заслушивание предложений.( записать каждое предложение крупными буквами на листах А4 и вывесить на доску).
Ребята, мне кажется, уже пора все-таки дописать тему нашего урока. Что же такое вода?
Даже мнения великих людей по этому вопросу очень отличаются. Я познакомлю вас с двумя цитатами. «Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь».
«Мы живем, словно на пороховой бочке, бомба замедленного действия – вода».
К какому выводу вы больше склоняетесь? (дописать его на доске)
Задача каждого из нас – сделать так, чтобы эта бомба никогда не взорвалась. А для
этого мы должны экономить воду и охранять её от загрязнений.
А эта задача посильна каждому из нас, школьники 11 школы создают фильтры, школьники 4 школы регулярно убирают территорию городского родника.(слайд) А мы с вами прямо сейчас создадим фрагмент экологической литературно-музыкальной композиции, выступить, с которой вы сможете на очередной защите экологических плакатов.
Работа групп по выполнению экологических эскизов.(основа – предложенное учителем стихотворение).
Защита экологических эскизов под музыкальное сопровождение. (в начеле защиты при словах учителя слайд: Земля из космаса)
Я надеюсь, каждый ученик прочувствовал личную ответственность за будущее водных источников нашего города, округа, нашей страны и всей планеты.
А сейчас, посмотрите на экран, разве мы имеем право уничтожать такую красоту?
Разве мы не обязаны сохранить её для наших потомков? (слайды с живописными пейзажами)
Подведение итогов. Подсчет жетонов.
Группа с наибольшим количеством жетонов получает «5», уступившая группа оценки «4», группа с наименьшим количеством баллов проявит свои возможности при других обстоятельствах. Ведь у познания и творчества не существует границ.
Д.З. подготовиться к контрольной работе по теме «Климат. Внутренние воды России».
Предварительный просмотр:
8 класс. Природные зоны ( контрольная работа )
Задания на знание характерных признаков природных зон.
Выберите признаки характерные для данной зоны ( 4 верных из 6 )
1.Арктические пустыни.
А) зона расположена на островах Северного Ледовитого океана;
Б) несколько месяцев длиться полярная ночь;
В) избыточное увлажнение, много озёр и болот;
Г) значительные площади заняты ледником;
Д) лето короткое и холодное;
Е) зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.
2. Зона тундры.
А) средняя температура июля +5-10 градусов;
Б) выпадает много осадков;
В) увлажнение избыточное;
Г) почвы подзолистые;
Д) сильные ветры;
Е) территория зоны – огромные пастбища домашних оленей.
3. Зона тайги.
А) увлажнение избыточное, много болот, озёр, рек;
Б) главная ценность - плодородные почвы;
В) преобладают хвойные деревья;
Г) зима холодная, лето тёплое;
Д) преобладают подзолистые почвы;
Е) самая большая по площади природная зона России.
4. Зона смешанных и широколиственных лесов.
А) суровая зима;
Б) почвы дерново-подзолистые, серые лесные, бурые лесные;
В) зона сильно изменена деятельностью человека;
Г) растут клён, дуб, ясень, липа;
Д) увлажнение не достаточное;
Е) растения – женьшень, амурский бархат, маньчжурский орех.
5. Зона степей.
А) зона расположена на юге Русской равнины и Западной Сибири;
Б) увлажнение не достаточное;
В) значительная часть зоны распахана;
Г) почвы чернозёмы;
Д) растительность – травы: ковыль, типчак;
Е) почвы не плодородны.
6. Полупустыни и пустыни.
А) растения: бук, граб, бамбук;
Б) встречаются опасные насекомые: скорпионы, каракурты;
В) почвы представлены солончаками
Г) полноводные реки;
Д) растения имеют длинные корни, листья превратились в колючки;
Е) встречаются глинистые участки – такыры.
Задания на проверку понятий, терминов
Допишите понятия и определения.
- закономерная смена природных зон и природных условий в горах.
- безлесная природная зона с растительностью из мхов, лишайников и карликовых деревьев.
- лесная зона умеренного пояса с преобладанием хвойных деревьев.
- природные богатства, которые можно использовать для хозяйственной деятельности человека.
- территория, на которой охраняется в естественном состоянии растительный и животный мир.
- органическое вещество, входящее в состав почвы, являющееся продуктом распада остатков растений и животных.
- безлесная зона умеренного пояса с преобладанием трав.
- закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории.
- закономерная смена природных зон на равнинах.
- найди лишнее. Тайга: лиственница, дуб, сосна, пихта.
- найди лишнее. Степь: черника, ковыль, типчак, кострец.
- найди лишнее. Пустыня: полынь, саксаул, морошка, джузгун.
Задания повышенной сложности.
- Коренное население тундры постоянно перемещалось, не создавая длительной нагрузки на территорию в одном месте. Почему кочевание считается наиболее целесообразным способом хозяйственного использования ресурсов тундры?
- К каким последствиям приведёт уменьшение осадков в лесной зоне на 250 – 300 мм и повышение среднегодовых температур на 20 градусов?
- В луговой зоне Кавказа произрастает куропаточья трава – типичное растение равнинной зоны тундры. Чем объясняется её появление в горах? Когда примерно она могла появиться там впервые?
- Кустарниковые растения тундр имеют небольшую листовую пластинку, как и растения засушливых мест обитания. Чем это можно объяснить, ведь влаги в тундре достаточно?
- Какие негативные изменения наступают в природном комплексе после уничтожения лесов, какое значение имеет лесная растительность?
Предварительный просмотр:
Промежуточная контрольная работа. 8 класс.
1 вариант.
1. Выберите правильный ответ.
Площадь России составляет 1) 20 млн.км2 2) 17,1 млн.км2 3) 52,1 млн.км2 4) 10,5млн.км2
2. Выберите правильный ответ.
Крайняя северная точка России расположена на полуострове 1) Таймыр 2)Ямал 3)Канин
3. Выберите правильный ответ.
Самая протяженная граница России с 1)Монголией 2)Украиной 3)Казахстаном 4)Литвой
4. Выберите правильный ответ.
Если в Москве (2ч.пояс) 15 часов, то в Омске(5ч.пояс) 1)12час. 2)16час. 3) 18 час. 4)20час
5. Выберите правильный ответ.
Первым достиг Тихоокеанского побережья Азии казак 1)Москвитин 2)Ермак 3)Ломоносов
6. Допишите предложение.
Самая высокая точка России – гора …….
7. Допишите предложение.
Выход кристаллического фундамента платформы на поверхность – это…..
8. Установите соответствие
Тектоническая структура Форма рельефа
А) Русская платформа 1. Западно-Сибирская равнина
Б) Сибирская платформа 2. Восточно-Европейская равнина
В) Западно-Сибирская плита 3. Среднесибирское плоскогорье
9. Выберите правильный ответ.
Россия занимает первое место в мире по запасам 1)нефти 2) угля 3)железной руды 4)газа
10. Установите соответствие.
А) морена 1. грязекаменный поток
Б) оползень 2. рыхлые ледниковые отложения
В) сель 3. смещение горных пород вниз по склону под действием силы тяжести
11. Допишите предложение.
Полоса, разделяющая различные по своим свойствам воздушные массы называется ….. .
12. Допишите предложение.
Атмосферный вихрь с низким давлением в центре называется ….. .
13.Допишите предложение.
Отношение годовой суммы осадков к испаряемости – это ….. .
14. Установите соответствие
Тип климата Город
А) умеренно континентальный 1. Якутск
Б) континентальный 2. Сургут
В) резко континентальный 3. Нижний Новгород
15. Допишите предложение.
Самая полноводная река России - …. . Самое глубокое озеро - …. .
16. Допишите предложение.
Отношение величины падения реки к её длине называется …. .
17. Допишите предложение.
Кратковременный подъем уровня воды в реке, вызванный поступлением в реку осадков- ..
18. Допишите предложение.
Многолетняя мерзлота занимает большую площадь в области ………. климата.
19.Установите соответствие.
Тип почвы Растительность
А) чернозем 1. тайга
Б) подзолистые 2. широколиственный лес
В) серые лесные 3. степь
20.Ответьте на вопрос. Чем заповедник отличается от заказника?
Промежуточная контрольная работа. 8 класс.
2 вариант.
1. Выберите правильный ответ.
Россия занимает по площади 1) 3 место 2) 7место 3) 1 место 4) 5 место
2. Выберите правильный ответ.
Крайняя восточная материковая точка расположена 1)на Чукотке 2) Камчатке 3)Сахалине
3. Выберите правильный ответ.
Россия омывается морями 1)3-х океанов 2)2-х океанов 3) 4-х океанов 4) одного океана
4. Выберите правильный ответ.
Если в Якутске (8 час.пояс) 20 часов, то в Москве (2час.пояс) 1)14 ч 2) 15 ч 3) 22ч 4) 18 ч
5. Выберите правильный ответ.
Освоение Сибири началось с похода за Урал 1)Москвитина 2)Шелихова 3)Ермака
6. Допишите предложение.
Самая низкая точка России - ……
7. Допишите предложение.
Центральный устойчивый участок литосферной плиты называется - …..
8. Установите соответствие.
Тектоническая структура Форма рельефа
А) кайнозойская складчатость 1. горы Уральские
Б) герцинская складчатость 2. горы Кавказ
В) мезозойская складчатость 3. хребет Черского
9. Выберите правильный ответ.
Тунгусский бассейн это месторождение 1)нефти 2)угля 3)газа 4)железной руды
10. Установите соответствие.
Рельефообразующие процессы
А)внутренние 1.землетрясения, вулканизм
Б)внешние 2. деятельность текучих вод, ветра, человека
11. Допишите предложение
Общее количество солнечной энергии, достигшее поверхности Земли, называется ….
12. Допишите предложение.
Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре называется…..
13. Допишите предложение.
Наибольшее влияние на климат России оказывает ……. океан.
14. Установите соответствие.
Тип климата Город
А) умеренно континентальный 1.Иркутск
Б) континентальный 2.Ханты-Мансийск
В) резко континентальный 3.С-Петербург
15. Допишите предложение.
Самая длинная река России – это….. .Самое большое по площади озеро России – это…
16. Допишите предложение.
Превышение истока реки над устьем называется ….
17. Допишите предложение.
Ежегодно повторяющийся в одинаковые сроки подъем уровня воды в реке называется ….
18. Допишите предложение.
Максимально заболоченной является …. равнина. Расположенная в области … климата.
19. Установите соответствие.
Тип почвы Тип растительности
А) тундровые глеевые 1. сухая степь
Б) дерново-подзолистые 2. тундра
В) каштановые 3. смешанный лес
20. Ответьте на вопрос. Чем заповедник отличается от национального парка?
Промежуточная контрольная работа . 8 класс.
1. Определите природный объект на территории России по описанию.
Древние горы, занимающие большую часть одного из северных полуостровов России. Простираются субширотно на 1100 км. Район древнего вулканизма. На востоке распространены ледники.
2. Определите тип климата по следующей характеристике.
Характерна четкая сезонность в ходе температур, средняя температура января -100С, июля +180С, осадки распределены в течение года относительно равномерно, но летом их выпадает несколько больше. Годовая сумма осадков колеблется от 580 до 650 мм.
3. Почвы какого типа формируются при следующих климатических условиях:
Климат умеренно-континентальный, зима мягкая. Среднегодовое количество осадков 600-700 мм, преобладают летом, коэффициент увлажнения немногим больше 1.
4. На Западно-Сибирской равнине в среднем за год выпадает 300-500 мм осадков, что значительно ниже, чем в тех же широтах Восточно-Европейской равнины. Объясните, почему большая часть Западно-Сибирской равнины сильно заболочена?
5. Известно, что температура воздуха с высотой падает. Но в горах Южной и Северо-Восточной Сибири зимой эта закономерность нарушается: на вершинах горных хребтов температура воздуха значительно выше, чем в межгорных котловинах. Как называется это явление и чем оно объясняется?
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме «Крупные природные районы России», 8 класс
1 вариант
1.Выберите правильный ответ
Русская равнина расположена: а) на древней платформе б) на молодой платформе в) на щите
2. Восточно-Европейская равнина имеет рельеф: а) плоский б) холмистый
3. Климат Русской равнины: а) морской б) умеренно-континентальный в) континентальный
4. « Озёрным краем» называют: а) центр Русской равнины б) северо-восток равнины в) северо-запад равнины
5. Допишите: на рельеф северной части Русской равнины большое влияние оказало …..
6. Допишите: большое влияние на климат равнины оказывает … океан, т.к. в умеренных широтах преобладает….. ветер.
7. Самая высокая вершина Кавказа: а) Эльбрус б) Казбек в) Базардюзю
8. Кавказские горы по строению являются: а) глыбовыми б) складчато-глыбовыми в) вулканическими
9. К западу от Уральских гор расположена … равнина.
10. Самая высокая вершина Урала гора - …..
11. Самая низкая часть Урала - …
12.В этой части Урала только тундра и камни со снегами …..
13. Самая крупная река Западной Сибири - …
14. Полюс холода в Восточной Сибири – город …
15. Самое распространенное дерево Восточной Сибири - …
16. Максимальная глубина озера Байкал - …
17. Из Байкала вытекает одна крупная река - …
18. Самые высокие горы Восточной Сибири а) Саяны б) Бырранга в) Алтай
19. Климат Восточной Сибири а) континентальный б) муссонный в) резко континентальный
20. Почвы тайги Восточной Сибири а) подзолистые б) таежно- мерзлотные
21. Куполовидные холмы с ледяным ядром а) траппы 2) тарыны в) булгунняхи
22. Эндемики озера Байкал – это: а) омуль б) голомянка в) хариус
23. «Кто на губе не бывал, тот горя не видал» о какой губе сложилась эта поговорка?
24. Объясните, почему степи в поясе гор Южной Сибири встречаются отдельными пятнами.
25. Узнай: фундамент – молодая платформа. Поверхность имеет блюдцеобразную вогнутую форму, большая часть её заболоченная, недра богаты нефтью и газом.
26. Сравните между собой горы Кавказ и Урал. В чём сходство и различия?
Контрольная работа по теме «Крупные природные районы России», 8 класс
2 вариант
1. Выберите правильный ответ
На щите расположены а) Кольский п-ов б) Тиманский кряж в) Валдайская возвышенность
2. На Русской равнине преобладают : а) плоскогорья и низменности б) плоскогорья и возвышенности в) возвышенности и низменности
3. Самое крупное озеро Русской равнины а) Ладожское б) Онежское в) Имандра
4. В тайге Русской равнины распространены леса: а) еловые и пихтовые б) лиственничные в) еловые и сосновые
5. Допишите: климат Русской равнины …
6. Река берет начало на Валдае и впадает в Каспийское море – это …
7. Кавказские горы молодые, потому что образовались а) в мезозойскую эру б) кайнозойскую эру в) герцинская складчатость
8. Заболоченные пространства в низовьях Терека и Кубани называются: а) плавни б) дубравы в) шибляк
9. Вдоль какого меридиана расположены Уральские горы?
10. Какой складчатости принадлежит Урал?
11. Самая высокая и труднодоступная часть Урала - …
12. Самая живописная часть Урала - ….
13. Реки Западной Сибири имеют медленное течение, потому что …
14. Самую большую площадь в Западной Сибири занимает природная зона ….
15. Климат Восточной Сибири ….
16. В Восточной Сибири преобладают лиственницы, потому что ….
17. Сколько лет Байкалу?
18. Какова прозрачность вод Байкала а) 10 м б) 40 м в) 100 м
19. Самое холодное место в Восточной Сибири: а) полуостров Таймыр б) озеро Байкал в) Оймякон
20. Почему на Дальнем Востоке часты землетрясения и извержения вулканов?
21. Самое крупное озеро Дальнего Востока называется …
22. Плато Путорана находится на территории …. Плоскогорья
23. Самый высокий вулкан России называется … , находится на …
24. Узнай по описанию: « здесь все не так как у нас. Белки не рыжие, а черные. Сороки голубые. За группой деревьев, обвитых виноградом, открывается поляна».
25. Какие склоны Урала и почему получают большее количество осадков?
26. Сравните между собой Русскую и Западно – Сибирскую равнины. В чем сходство и различие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...