Элективный курс "Избранные вопросы географии"
элективный курс по географии (11 класс) на тему
Программа элективного курса «Избранные вопросы географии» разработана для учащихся 10-11 классов и предусматривает изучение тем на основе базовых знаний по географии.Содержание курса направлено на расширенное и углубленное изучение вопросов, которые вызывают у учащихся наибольшее затруднение при подготовке к ЕГЭ, способствует формированию устойчивого интереса к предмету, исследовательского подхода в решении географических задач.
Программа позволяет познакомить учащихся с профессией топографа, востребованной во многих отраслях современной экономики : строительстве, геофизике, мелиорации, нефтяной и газовой промышленности. Вооружает учащихся знаниями по политической географии, необходимыми для понимания основных направлений современного мира, несет в себе общезначимую культурологическую направленность и способствует формированию всесторонне образованной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv.docx | 30.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано
Замдиректора по УВР
Конелец Н.И.
« »____________200 года
Лабинский район. МОУ СОШ №4
(территориальный, административный округ (город, район, поселок) (название образовательного учреждения)
(название образовательного учреждения)
Модифицированная программа
элективного курса по географии
« Избранные вопросы географии»
Класс 10-11 класс
Учитель ___Ковтун Елена Геннадьевна
Количество часов всего ____68___ часов; в неделю ___1__ часов(-а)
Планирование составлено на основе сборника программ элективных курсов. Выпуск 5. Естественно-научный цикл.Краснодар. 2005. , программы элективных курсов по географии 10-11 классы для различных профилей обучения. Москва. «Глобус». 2007г.
Пояснительная записка
Программа элективного курса « Избранные вопросы географии» составлена на основе сборника программ элективных курсов( выпуск 5, Естественно- научный блок . Краснодар .2005.) и программы элективных курсов по географии 10-11 классы( для различных профилей обучения. Москва. «Глобус». 2007.)
Элективный курс « Избранные вопросы географии» предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 68 часов. Содержание курса направлено на расширенное и углубленное изучение вопросов, которые вызывают у учащихся наибольшее затруднение при подготовке к экзаменам, способствует формированию устойчивого интереса к предмету, исследовательского подхода в решении географических задач.
Содержание курса состоит из четырех разделов:
Раздел 1. Политическая карта мира – 17 часов. Раздел позволяет познакомить учащихся с современной политической картой мира, с качественными и количественными сдвигами на ней, с главными объектами политической карты- государствами. Вооружает учащихся знаниями по политической географии, необходимыми для понимания основных направлений современного мира.
Раздел 2. География международного туризма – 17 часов. Раздел представляется особенно актуальным, так как данное направление в школьной географии раннее не рассматривалось , а несет в себе общезначимую культурологическую направленность и способствует формированию всесторонне образованной личности. Раздел знакомит учащихся с размещением основных туристических ресурсов и центров туризма в различных районах мира, РФ, Краснодарского края, а также с фактической организацией международного туризма, тенденциями и перспективами их развития.
Раздел 3. Основы топографии. Раздел позволяет познакомить учащихся с профессией топографа, востребованной во многих отраслях современной экономики: строительстве, геофизике, мелиорации, нефтяной и газовой промышленности. Теоретическая часть направлена на повторение и углубление знаний по теме «План и карта»,являющейся одной из сложных при подготовке к ЕГЭ по географии. Теория сопровождается практическими работами с решением географических задач. Определение направлений и расстояний по топографической карте, азимут, построение профиля и решение задач по профилю. Программа курса позволяет углубить знания, способствует овладению умениями, свободным применением их на практике, в измененной, усложненной ситуации.
Раздел 4. Россия в цифрах и фактах -17 часов. Раздел дает возможность учащимся приобретать дополнительные навыки в работе со справочными материалами, картами и картосхемами различного содержания, что углубляет их знания и расширяет географический кругозор. В разделе рассматриваются главные черты природы России, природно- ресурсный потенциал, экономическое развитие промышленных комплексов, показано место России в мировой экономике.
Элективный курс «Избранные вопросы географии» способствует оптимальной подготовки к ЕГЭ, ориентирует учащихся на выбор профессии, связанной с географией.
Учебно- тематический план
№ | Наименование разделов и тем курса | Всего часов | В том числе | |||
Лекции | Практические работы | Самостоятельные работы | ||||
1. | Политическая карта мира. | 17 | 3 | |||
1. | Введение | 1 | ||||
2. | Формирование и развитие политической карты | 4 | 3 | 1 | ||
3. | Структура политической карты | 5 | 4 | 1 | ||
4. | Международные организации | 5 | 4 | 1 | ||
5. | Современная политическая карта ( обобщение знаний) | 2 | 1 | |||
2. | География международного туризма | 17 | 4 | |||
1. | Социально- экономичческая сущность туризма, его виды и функции | 7 | 5 | 1 | 1 | |
2. | Основные центры международного туризма | 3 | 2 | 1 | ||
3. | География туризма в Российской Федерации. | 3 | 2 | 1 | ||
4. | Краснодарский край – центр туризма | 4 | 2 | 1 | ||
3. | Основы топографии | 17 | 7 | 10 | ||
4. | Россия в цифрах и фактах | 17 | 10 | |||
1. | Физическая география | 7 | 3 | 5 | ||
2. | Экономическая география | 10 | 3 | 5 | ||
68 | 27 |
Календарно- тематическое планирование элективного курса « Избранные вопросы географии»
№ п/п | №урока в теме | Наименование тем курса | Практическая часть, Самостоятельные работы | |
1. | 1 | Политическая география мира. Введение. Политическая география как предмет изучения политической географии | 1 | |
Тема 1. Формирование и развитие политической карты. | 4 | |||
2 | 1 | Этапы формирования политической карты мира | 1 | |
3 | 2 | Изменения политической карты на современном этапе. | 1 | |
4 | 3 | Количественные и качественные изменения на политической карте | 1 | |
5 | 4 | Характеристика политико- географического положения страны, его изменения. | 1 | Практическая работа 1. |
Тема 2. Структура политической карты мира | 5 | |||
6 | 1 | Что такое государство, государственная территория, государственные границы. | 1 | |
7 | 2 | Типы государств современного мира. | 1 | |
8 | 3 | Многообразие стран современного мира. | 1 | |
9 | 4 | Составление классификаций стран по разным основаниям | 1 | Практическая работа 2. |
10 | 5 | Несамоуправляющиеся территории. Самопровозглашенные государства. | 1 | |
Тема 3. Международные организации | 5 | |||
11 | 1 | Международные организации: значение, функции. | 1 | |
12 | 2 | Политические и политико- экономические организации. | 1 | |
13 | 3 | Межправительственные и неправительственные, глобальные и региональные организации. | 1 | |
14 | 4 | Составление «визитной карточки» международной организации. | 1 | Практическая работа 3. |
15 | 5 | Международные организации и их роль в мире. | 1 | |
16 | 1 | Современная политическая карта мира ( Обобщение знаний) | 1 | |
17 | 2 | Зачетное занятие | 1 | |
География международного туризма | 17 | |||
18 | Тема 1. Социально- эконсмическая сущность туризма, его виды и функции | 7 | ||
19 | 1 | Международный туризм как одна из форм международного разделения труда. | 1 | |
20 | 2 | Виды, формы, функции и классификация туризма. | 1 | |
21 | 3 | Основные туристические ресурсы и размещение центров туризма в различных районах мира. | 1 | |
22 | 4 | Составление картосхемы основных районов международного туризма. | 1 | Практическая работа 1. |
23 | 5 | Экскурсия как туристическая услуга. Самост. Работа. Составление экскурсии по одному из интересных мест, музеев мира, РФ, Краснодарского края. | 1 | |
24 | 6 | Реклама туристическая как фактор менеджмента в туризме. Самост. Работа. Составление информационно- рекламных листков « Поездка за рубеж». | 1 | |
25 | 7 | Проблема географии туризма, их связь с социологией, демографией, экономикой. | 1 | |
Тема 2. Основные центры международного туризма | 3 | |||
26 | 1 | Европа- старейший центр международного туризма. | 1 | |
27 | 2 | США- бесспорный лидер в международном туристическом бизнесе. | 1 | |
28 | 3 | Нанесение на карту объектов туризма. | 1 | Практическая работа 2. |
Тема 3. География туризма в Российской Федерации. | 3 | |||
29 | 1 | Роль РФ в развитии международного туризма. | 1 | |
30 | 2 | Туристические потоки в РФ. | 1 | |
31 | 3 | Разработка по карте проекта туристического маршрута с целью показа интересных природных и хозяйственных объектов одного из регионов РФ. | 1 | Практическая работа 3. |
Тема 4. Краснодарский край – центр туризма в РФ. | 4 | |||
32 | 1 | Современное состояние и развитие туризма в Краснодарском крае. Губернаторская программа развития туризма. | 1 | |
33 | 2 | География туризма Краснодарского края.(рекреац. зоны, туризм на черноморском побережье) | 1 | |
34 | 3 | Знакомство с деятельностью одной из турфирм. | 1 | |
35 | 4 | Зачетное занятие | 1 | |
Основы топографии | 17 | |||
36 | 1 | План и карта. Работа с топографической картой, географические способы нанесения информации: знаки, изолинии, послойная окраска | 1 | Практическая работа 1. |
37 | 2 | Масштаб и его виды. Решение задач на определение расстояний с помощью масштабов по плану и карте. | 1 | Практическая работа 2. |
38 | 3 | Ориентирование. Определение направлений по плану и карте. Способы ориентирования на местности. | 1 | Практическая работа 3. |
39 | 4 | Азимут. Компас. Дальномер. | 1 | |
40 | 5 | Абсолютная и относительная высота. Определение абсолют. и относит. высоты по карте. | 1 | Практическая работа 4. |
41 | 6 | Нивелир. Бергштрихи. Изображение форм рельефа способом горизонталей. | 1 | Практическая работа 5. |
42 | 7 | Градусная ( картографическая) сетка. Определение географических координат по картам и фрагментам карт. | 1 | Практическая работа 6. |
43 | 8 | Картографические проекции. Решение задач с использованием градусной сетки. | 1 | Практическая работа 7. |
44 | 9 | Искажения на картах. | 1 | |
45 | 10 | Условные знаки топографических карт. Чтение топографических карт. | 1 | Практическая работа 8. |
46 | 11 | Вычерчивание плана местности. | 1 | Практическая работа 9. |
47 | 12 | Нанесение объектов в условных знаках. | ||
48 | 13 | Что такое профиль.. | 1 | |
49 | 14 | Построение профиля рельефа местности по заданной линии | 1 | Практическая работа 10. |
50 | 15 | Самост. Работа. Построение профиля с помощью циркуля и полоски бумаги. | 1 | |
51 | 16 | Современные измерительные приборы. | 1 | |
52 | 17 | Зачетное занятие. | 1 | |
Россия в цифрах и фактах | 17 | |||
Тема 1. Физическая география. | 7 | |||
53 | 1 | Источники географической информации. Знакомство с приборами, применяемыми в географических исследованиях. | 1 | Практическая работа 1. |
54 | 2 | Географическое положение. Нанесение на к/карту самых крупных объектов природы России. | 1 | Практическая работа 2. |
55 | 3 | Рельеф, геология, тектоника. Определение соответствия признаков геологической эре. | 1 | Практическая работа 3. |
56 | 4 | Распределение в России основных элементов климата. | 1 | |
57 | 5 | Крупнейшие водоемы России. Определение местоположения крупнейших водохранилищ . | 1 | Практическая работа4. |
58 | 6 | Занятие-игра. Определение соответствия флоры, фауны и природных зон. Уникальные природные объекты Кавказа. | 1 | |
59 | 7 | Природно-ресурсный потенциал России. Природно-ресурсный потенциал Севера России. | 1 | Практическая работа 5. |
Тема 2. Экономическая география. | 9 | |||
60 | 1 | Расселение населения. Составление картосхемы - основная зона расселения. | 1 | Практическая работа 6. |
61 | 2 | Экономика России, цикличность ее развития. | 1 | |
62 | 3 | Особенности развития хозяйства России.( экономические системы) | 1 | |
63 | 4 | История развития российской внешней торговли « от Ивана Грозного до наших дней». | 1 | |
64 | 5 | Место России в мировой экономике. Определение динамики объема российского экспорта. | 1 | Практическая работа 7. |
65 | 6 | Россия в Международном географическом разделении труда (МГРТ). Построение экспорта и импорта. | 1 | Практическая работа 8. |
66 | 7 | Географическая структура внешней Российской торговли. Построение картосхемы внешних экономических связей. | 1 | Практическая работа 9. |
67 | 8 | Место Краснодарского края во внешнеторговых отношениях России. Построение диаграммы структуры экспорта и импорта Краснодарского края по стат. данным. | 1 | Практическая работа 10. |
68 | 9 | Иностранный капитал в Краснодарском крае. Совместные и иностранные предприятия. | 1 | |
69 | Зачетное занятие | 1 |
Список литературы .
Раздел: Политическая карта мира.
Список литературы для учащихся:
1. Географические атласы для средней школы.
2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2005.
3. Детские исторические и географические энциклопедии.
4. Исторические атласы для средней школы.
5. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник 10 класса общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2005.
6. Родионова И.Я. Политическая карта мира. М. Московский лицей, 2002.
7. Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. М. Просвещение, 2002.
Список литературы для учителей:
1. Географические атласы для средней школы.
2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2005.
3. Голубчик М.М. Политическая география мира: учебное пособие для вузов. Смоленск: издательство СГУ, 1998.
4. Исторические атласы для средней школы.
5. Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. глобальная география. 11 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. М. Дрофа, 2002.
6. Максаковский В.П. Географическая карта мира. М. Дрофа, 2003. Ч. 1. Тема 1.
7. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2005.
8. Родионова И.А. Экономическая география: Полный курс для поступающих в вузы: учебно-справочное пособие. М. Экзамен, 2003.
9. Страны мира: Современный справочник / сост. Ю.А. Сереженко, Н.Ю. Дмитриева, Н.А. Сарафанова.- М. Мир книги, 2005.
10. Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. М. Просвещение, 2002.
11. Экономическая и социальная география мира. Регионы и страны / под редакцией С.Б. Лаврова. М. Гардарики, 2002г
Раздел : География международного туризма.
Список литературы для учащихся:
1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник 10 класса общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2005.
2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2005.
3. Географические атласы для средней школы.
Список литературы для учителей:
1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник 10 класса общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2005.
2. Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. М. Просвещение, 2002.
3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2005.
4. Страны мира: Современный справочник / сост. Ю.А. Сереженко, Н.Ю. Дмитриева, Н.А. Сарафанова.- М. Мир книги, 2005.
5. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. М.Дрофа. 1998г.
6. «100 красивейших городов мира», «100 чудес», «100 великолепных соборов мира», «100 национальных парков мира». М. «Мир книги». 2004.
Раздел : Основы топографии.
Список литературы для учителей:
1. География. Репетитор. Москва. «Просвещение». ЭКСМО. 2006 г.
2. География. ЕГЭ. Типовые тестовые задания. В.В.Барабанов и др. Москва. « Экзамен». 2007-2009.
3. Занимательная картография. А.М.Куприн . Москва. «Просвещение». 1998г.
4. Физическая география для поступающих в вузы под редакцией Пашканга. Москва. «Просвещение» 1991.
5. Начальный курс географии. Т.Н. Герасимова.
Раздел : Россия в цифрах и фактах.
Список литературы для учителей:
1. В.П.Дронов, И.Н.Баринова и др. « География России» ( население и хозяйство). 8 класс, М. Дрофа. 2008г.
2. В.П.Дронов, И.Н.Баринова и др. « География России» ( население и хозяйство). 9 класс, М. Дрофа. 2008г.
3. Атлас по географии для 8-9 класса. М. Дрофа. 2003г. 4. И.В.Липсиц « Экономика». М. Вита- Пресс. 2009 5. А.В. Погорелова. «Физическая география Краснодарского края». Краснодар. 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Основные вопросы географии"
Рабочая программа и тематическое планирование элективного курса "Основные вопросы географии". Данный курс позволяет углубить знания по географии....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс
В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...
Программа элективного курса по географии "Медицинская география" для учащихся 9 классов
Программа элективного курса "Медицинская география" предназначена для учащихся 9 классов. Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих в будущем выбрать профессию врача, продолжить о...
Элективный курс "Вопросы общей химии" 11 класс
Разработка элективного курса...
Программа элективного курса "Избранные вопросы географии"
Данная программа разработана с целью подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по географии....
Рабочая программа элективного курса по географии 9 класс «Сложные вопросы географии»
Данный элективный курс позволяет успешно подготовиться к ГИА. Выявить возможные упущения в освоении материала отдельных разделов, ликвидировать соответствующие разделы. Темы, изучаемые в данном курсе,...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...