календарно-тематическое планирование 8 класс
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Буркова Майя Валерьевна

 

8 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

          Рабочая программа основного общего образования по географии «География России» ( 8 класс), в основе лежит  авторская программа Алексеева А.И. и др. ( Программы общеобразовательных учреждений 6-9 классы. М : «Просвещение»

Содержание   курса  географии 8 класса отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий России .

             Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы,  формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических,  социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

            Таким образом, в основу содержания курса географии 8 класса положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества России.

            Содержание географического образования в 8 классе  формирует у школьников знания  географического пространства на местном, региональном, глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит   дополнительную информацию по географии своего края, области, района, региона.

            При составлении рабочей программы в каждую тему были добавлены обобщающие уроки ( всего 9) , они необходимы для закрепления пройденного материала, актуализации полученный знаний и умений.

ЦЕЛИ:

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Усвоение знаний об основных географических понятий, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  •  Использовать  один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географических данных; применять географических знаний для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
  • Развитие познавательных интересов, интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории4 самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

 

Количество часов:

всего – 68 часов, в неделю – 2 часа, практических работ  9.

УМК: 

  1. Алексеев А.И. и др. География. Россия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010..
  2. Географический атлас..8класс. М.: «Дрофа» 2010.
  3. Гусева Е.Е. География: 8 класс  « конструктор» текущего контроля. Пособие для учителя.- М.: Просвещение 2008.
  4.  Махов С.И и . Махова И.П. География Поурочные разработки – 8 класс М.: Просвещение 2008.
  5. Николина В.В. география Мой тренажер 8 класс. М.: Просвещение 2008.

 

Дополнительная литература:

  • Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа. 2007.
  • Дронов В.П., БариновИ.И. Ром В.Я. Лобжанидзе А.А. География России. Природа и население. Хозяйство. 8 класс.- М.: Дрофа. 2007.
  • Сиротин В.И. тесты для игрового контроля.8-9 классы- М.: Дрофа. 2009.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno.docx39.41 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНОРОВАНИЕ.

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к подготовке уч-ся

Дополнительный материал

Формы контроля

Практические работы

Д/З

Дата проведения

План

факт

Россия в мире ( 5ч)

1

Мы и наша страна на карте мира

1

Урок изучения нового материала

Россия на карте мира. ГП России. Площадь территории, крайние точки. Место России среди других стран мира. Государственная граница России.  Наша страна на карте часовых поясов. Местное , декретное, поясное время. Летнее время, декретное время. Линия перемены дат. Ориентирование по карте России. Районирование, географический район. Административно-территориальное деление России. Формирование  и заселение территории России. Русские превопроходцы: Ермак , Москвитин, Дежнев, Беринг, хабаров, Поярков, Крашенинников.

Знать: связь между географическим положением и другими компонентами природы. В каких часовых поясах лежит Россия.

Уметь: определять поясное время,

Биографии первооткрывателей.

Анализ карт, заполнение к\к, тестирование

Обозначение на к\к государственной границы. Определение разницы во времени на карте часовых поясов.

Сравнение способов районирования ( природное и экономическое).  Подготовка доклада о русском первопроходце.

Пр.1

2

Наша страна на карте часовых поясов

1

Практикум

Решение географических задач

Пр.2

3

Как ориентироваться на карте России

1

Практикум

Исследование тематических карт заполнение таблицы

Пр.3

4

Формирование территории России

1

Урок актуализации знаний и умений

Заполнение  таблицы

Пр.4

5

Обобщающий урок

1

Тестирование Дифференцированный опрос

Россияне (11ч)

6

Воспроизводство населения

1

Урок изучения нового материала

Воспроизводство населения. Численность  населения. Темпы роста численности населения.Демографическая ситуация , демографический кризис, взрыв. Традиционный и современный типы воспроизводства. Миграции населения.  Этнические нормы в отношении мигрантов. Этнос.  Этническая структура населения России. Этнические нормы в отношениях мигрантов. Этническая структура регионов России. Россия многонациональная страна. Значение русского народа для народов России. Россияне на рынке труда. Трудовой возраст. Рынок труда родного края. Размещение населения. Расселение и урбанизация. Города и сельские поселения. Роль крупных городов в размещении населения. Городской и сельский образы жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду. Функции сельской местности.

Знать: численность населения страны, факторы влияющие на численность страны. Миграция и её направления, причины. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Неравномерность распределения трудового населения. Урбанизация, концентрация населения России. Городские агломерации. Малые города и их проблемы.

Уметь:  объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям, приводить примеры миграций, особенности населения России. Объяснять существенные признаки социальных явлений, приводить примеры , работать с картой.

Демография  

Учебное исследование

карт. фронтальный  опрос Дифференцированный опрос

1 Анализ графиков рождаемости и смертности в России.

2построение графика численности рождаемости своей местности.

3анализ половозростных пирамид России.

4анализ карт народы России.

5выявление  на основе опроса рейтинга профессий и их соотношений на рынке труда в своем регионе.

Пр.5

7

Численность  населения

1

Урок актуализации знаний и умений

Причины снижения рождаемости.

Пр.6

8

Миграции населения.

1

Урок актуализации знаний и умений

Виды миграций

фронтальный  опрос

заполнение таблицы

Пр.7

9

Наш «демографический портрет»

1

Урок актуализации знаний и умений

Тестирование

Пр.8

10

Обобщающий урок

1

Урок закрепления знаний

Тестирование

11

Россияне на рынке труда

1

Урок актуализации знаний и умений

Востребованные профессии Сах.обл.

Географический диктант

Пр.9

12

Мозаика народов

1

Комбинированный

заполнение таблицы

Пр.10

13

Размещение населения

1

Комбинированный

Тестирование

Пр.11

14

Расселение и урбанизация

1

Практикум

фронтальный  опрос

Пр.12

15

Города и сельские поселения. Типы городов.

1

Практикум

Населенные пункты Сах. Обл.

фронтальный  опрос

Пр.13

16

Обобщающий урок

1

Урок закрепления знаний

Групповой зачет

Природа (19ч)

17

Геологическая история.

1

Урок изучения нового материала

История развития земной коры. Геологическое летоисчисление. Геохронологическая  шкала. Эра. Эпоха складчатости. Особенности рельефа России. Тектонические структуры , платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектонической строением территории. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание, эрозия, оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние на рельеф человеческой деятельности и ее последствия. Полезные ископаемые России. Рудные не рудные ПИ. Основные месторождения ПИ. Рациональное использование ПИ.

Знать: основные формы рельефа их связь со строением земной коры. Основные геологические эры, тектонические структуры, сейсмически опасные территории. Горы и равнины. Взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Закономерности размещения ПИ, основные месторождения.

Уметь: показать на карте объекты и объяснить причины такого размещения. Приводить примеры.

Анализ карт, составление таблицы.

1.Описание рельефа по плану. Определение по картам закономерностей  размещения основных месторождений ПИ. Изучение по различным источникам стихийных природных явлений.

Пр.14

18

Рельеф: тектоническая основа

1

Комбинированный

Работа в к\к эвристическая беседа.

Пр.15.

19

Рельеф: скульптура поверхности.

1

Исследования

Индивидуальный и фронтальный опрос

Пр.16

20

Как осваивают россияне свой участок земной поверхности.

1

Практикум

Фронтальный опрос

Пр.17

21

Обобщающий урок

1

Урок закрепления знаний

Тестирование

22

Солнечная  радиация.

1

Комбинированный

Климат России , солнечная радиация. Прямая, рассеянная, суммарная радиация. Изменение солнечной радиации по сезонам. Радиационный баланс. Изменение солнечной радиации по сезонам. Атмосферная циркуляция, воздушные массы России. Влияние соседних территорий на климат России . атмосферные фронты. Циклон, антициклон. Влияние на климат России ГП. Климатические пояса и типы климата. Комфортность климата. Влияние климата на здоровье населения.

Знать: факторы влияющие на климат России. Понятие сезонность. Анализировать карты. Характеристику типов климата

Уметь: объяснять образование циклонов, антициклонов.

Понимать: закономерности распределения тепла и влаги.

Анализ карт, составление таблицы.

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявления особенностей распределения средних температур января июля, годового количества осадков по территории страны.

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Пр.18

23

Атмосферная циркуляция.

1

Урок актуализации знаний и умений

Дифференцировпанный опрос

Пр.19

24

Зима и лето в нашей северной стране

1

Комбинированный

Парный опрос

Пр.20

25

Климатические пояса, типы климата России.

1

Урок изучения нового материала

заполнение таблицы

Пр.21

26

Как мы живем и работаем в нашем климате.

1

Исследование

эвристическая беседа.

Пр.22

27

Обобщающий урок

1

Урок обобщающего повторения

Тестирование

28

Наши моря .

1

Практикум

Работа в к\к

заполнение таблицы парный опрос

Пр.23

29

Наши реки

1

Урок изучения нового материала.

Пр.24

30

Где спрятана вода

1

Исследование

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. Дифференцированный опрос

Пр.25

31

Водные дороги и перекрестки

1

Комбинированный

Пр.26

32

Учимся с «Полярной звездой»

1

Практикум

Пр.27

33

Почва- особое природное тело.

1

Презентация

Исследование карты  парный опрос

Определение по картам закономерностей распределения почв

Пр.28

34

Почва- основа сельского хозяйства

1

Комбинированный

 Тестирование

Пр.29

35

Обобщающий урок

1

Урок обобщающего повторения

Географическая игра

Хозяйство (19ч)

36

Развитие хозяйства

1

Урок изучения нового материала.

Понятие «экономика» 2 отрасль», «межотраслевой комплекс», этапы развития хозяйства России. Главные угольные, нефтегазоносные бассейны страны. Перспективы развития и проблемы ТЭК. Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Металлургия, история развития отрасли. Особенности черной и цветной металлургии. Машиностроение- ведущая отрасль экономики. Факторы размещения. Состав хим. пром. Роль хим. пром в экономике страны. Связь хим. пром с лесопромышленным комплексом. Состав лесопромышленного комплекса.

Знать: основные понятия и термины, особенности отраслей хоз –ва,

Уметь: определять факторы размещения предприятий. Давать краткую характеристику экономики района по картам атласа.

Находить: по различным источникам географическую информацию необходимую для изучения географических объектов.

Приводить примеры: адаптации человека к условиям окружающей среды.

Географический диктант.

Работа с картами атласа « промышленность» Определение факторов размещения предприятий различной промышленности по выбору учителя.

Пр. 30

37

Особенности экономики России

1

Урок изучения нового материала.

Пр. 31

38

Обобщающий урок

1

Урок обобщающего повторения

Групповой зачет

39

ТЭК, угольная промышленность

1

Презентация

Индивидуальный, фронтальный опрос, тестирование. Работа в к\к.

Дифференцированный опрос

Пр.32

40

Нефтяная и газовая пром.

1

Презентация

Пр.33

41

Электроэнергетика

1

Комбинированный

Альтернативная энергетика

Пр.34

42

Металлургия

1

Исследование

Влияние на экологию

Пр.35

43

Машиностроение

1

Урок актуализации знаний и умений

Специализация, кооперация

Пр.36

44

Хим пром. Лес пром

1

Комбинированный

Продукты хим пром

парный опрос

Пр.37

45

Обобщающий урок

1

Урок обобщающего повторения

Групповой зачет

46

Растениеводство

1

Урок актуализации знаний и умений

Сельскохозяйственные угодья, состав назначение. Главные районы возделывания. Зерновые , технические культуры. Виды животноводства. Состав АПК. Состав пищевой легкой пром.

Знать: основные понятия и термины, особенности отраслей сельского хоз-ва.

Позональная специализация сельского хоз-ва

Индивидуальный, фронтальный опрос, тестирование. Географический диктант. Дифференцированный опрос

Работа с картами атласа «с\х» Определение зависимости размещения с\х культур, видов животноводства от природных зон.

Пр.38

47

Животноводство

1

Урок актуализации знаний и умений

Пр.39

48

АПК

1

Урок изучения нового материала.

3 звена АПК.

Пр.40

49

Пищевая, легкая промышленности

1

Урок изучения нового материала.

Пр.40

50

Обобщающий урок

1

Урок обобщающего повторения

Групповой зачет

51

Сухопутный транспорт

1

Урок актуализации знаний и умений

Транспорт – « кровеносная система» страны. Россия –страна дорог. Виды транспорта.

Морские порты. Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг.

Знать: морские порты, крупнейшие транспортные узлы, водохранилища России.

Уметь: дать хар-ку сфере услуг своей местности, объяснить причину размещения.

Транспортные узлы.

Работа с картами атласа «транспорт» составление маршрута  по катам атласа.

Пр.41

52

Водный и воздушный транспорт

1

Урок актуализации знаний и умений

Дифференцированный опрос

Пр.42

53

Сфера услуг

1

Комбинированный урок

Частота спроса.

парный опрос

Пр.43

54

Обобщающий урок

1

Урок обобщающего повторения

Групповой зачет

Пр.44

Природно хозяйственные зоны (10 ч)

55

Зональность в природе и жизни людей

1

Урок изучения нового материала

Зональность в природе и жизни людей. Понятия 2природнаяы зона и природно-хозяйственная зона». Занятия людей в разных природный зонах. Северные безлесные зоны Лесные зоны. Степи и лесостепи. Южные безлесные зоны.  Оазис. Субтропики. Высотная поясность в горах. Растительный и животный мир пр.зон, хозяйственная деятельность населения. Особенности климата. Степень освоенности пр. зон. Особенность жизни и хоз-ва в горах.

Знать: понятия ПК, ТПК, высотная поясность. Докучаев В.В. в создании учения о ПК.

Уметь: дать хар-ку природным зонам: растит., жив. Мир, почва, климат, хоз. Деятельность человека. Объяснить разнообразие природных и антропогенных зон.

Эвристическая беседа с использованием карт атласа.

Анализ карт «Природные зоны России, природно-хозяйственные зоны России». Описание природных зон по плану.

Пр.45

56

Северные безлесные зоны

1

Презентация

Анализ карт, составление таблицы.

Пр.46

57

Лесные зоны. Тайга.

1

Урок актуализации знаний и умений

Учебное исследование Анализ карт, составление таблицы

Пр.47

58

Лесные зоны. Смешанный лес, лиственный лес.

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, составление таблицы

парный опрос

59

Степи и лесостепи

1

Презентация

Анализ карт, составление таблицы

Пр.48

60

АПК  степной зоны  

Дифференцированный опрос

61

Южные безлесные зоны

1

Презентация

Анализ карт, составление таблицы

парный опрос

Пр.49

62

Субтропики.

1

Комбинированный

Анализ карт, составление таблицы

Пр.50

63

Высотная поясность в горах

1

Комбинированный

Индивидуальный опрос

Пр.50

64

Обобщающий урок

1

Урок обобщающего повторения

Групповой зачет

Наше наследие (4ч)

65

Территориальная организация общества

1

Урок изучения нового материала

Территориальная организация общества. Этапы ее развития. Влияние  мировых процессов на жизнь россиян. Понятие «Наследие». Экологическая ситуация, виды экологических проблем. Идеи устойчивого развития общества. Экономическое развитие России.

Уметь: устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России. Отстаивать свою позицию при решении проблем, использовать статистический материал, как аргументы.

Дифференцированный опрос

Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России – наш нравственный долг!

Пр. 51

66

«Все связанно со всем»

1

Урок актуализации знаний и умений

Учебное исследование

Пр.52

67

Что мы оставим потомкам

1

Урок актуализации знаний и умений

Эвристическая беседа с использованием карт атласа.

Пр.53

68

Обобщающий урок

1

Урок обобщающего повторения

Контрольное тестирование.

Резервное время 2 часа

   

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...